поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
ЭТИМОЛОГИЯ ЭТНОНИМА «дигор»
Автор: 00mN1ck / 6 января 2020 / Категория: ---
Не вдаваясь в лингвоанализ отмечу варианты – http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=961:
американский учёный О.Менчен-Хелфен, затем А.Н.Бернштам и Г.Вернадский, затем Б.М.Керефов связали этимон digor - как северо-кавказских потомков тохаров, которые в Средней Азии со 2 века до н.э. играли ведущую роль в последующих столетиях. Безупречная фонетическая связь этнонимов дигор и тохар, с их азиатскими вариантами текор\дюгер/тюкер — отмечена https://ru.wikipedia.org/wiki/Дигор. Равно и город в Турции Digor (40°22′32″ с.ш. 43°24′45″ в.д.HGЯO).
Мы установили, что ранние функционимы жриц-жрецов неолита Анатолии переходили по Евразии в соционимы-этнонимы.
Вполне прозрачен и функционим жриц-жрецов неолита Анатолии в названиях города в Турции, этнонима на Кавказе и в этнонимии Азии. Функционим из трех терминов жреческой функции:
1) tu\teu\taw –«семени-крови-рода-породы [ИЭСОЯ т.3, с.344]»
2) gh\gao\goao-«возвещатель-возглашатель» [ИЭСОЯ т. I, с.535]»)
3) ar\ra – это семантический стержень понятия «порядка», «соответствия», «правильного расположения» [ИЭСОЯ т.2, с.338–339], и оно в словах rad – «очередь», «череда» и ard – «клятва» [ИЭСОЯ т.1, с.60–62], в том чиле и порядка «рождений-ar».
Порядок смыслов жреческого функционима древности очевиден: tu\teu\taw — gh\gao\goao — ar\ra, отсюда и «tu-gh-аr\тохар» и «tu-gао-аr\дигор» - «семени-крови-рода»-«возвещатель»-«порядка рождений».

#1 написал: Farasht (7 января 2020 16:39)
                Интересно, Василий Иванович Абаев в
                своем этимологическом словаре осетинского
            языка об этнониме дигор пишет:
"-Старое местное(кавказское) племенное название. Засвидетельствовано еще у псевдо-Моисея Хоранского в его 'Географии' (VIIв.) в форме тикор и в сложном этническом термине Аштикор (ас-дигор).
Любопытно, что дигорцы в этом тексте противопоставляются аланам:
'За Тикор живут аланы в местности Ардоз' (Geographie de Moise de Corene... 1881, стр. 36).
Этим подтверждается, что название дигор было связано по происхождению с каким-то племенем, отличным от иранцев-алан. Весьма вероятно, что корень диг- тождественен дег- в этнониме адеге  'черкесы'.
В этом случае -ур|-ор в  дыгур|дигор могло быть показателем множественности.
Сравни мн.ч. на -р, -л во многих языках Кавказа: 
      - сванском (-ар),
      - аварском,
      - лакском
      - даргинском  и др.
.........................................
"
   PS: 
https://aif.ru/society/history/byl_li_britanskiy_korol_artur_russkim
(тут мой коммент о короле Артуре)

#2 написал: Farasht (27 марта 2020 12:44)
Цитата: Bennyspazy
?????? ??????: ????????? ??????? ????? ????????? ?? 2-3 ??????! ???? ??? ? ?????! ??? ? ????????! ?????? ???... http://bit.ly/3bqeXp9

Пользователь Bennyspazy, посмотрев в системе, видно, что вы во всех своих комментариях(на сегодня их у вас 20 шт) повторяете одно и то же: - а именно то, что написали здесь с множеством вопросительных знаков и с какой-то подозрительной адресной ссылкой на конце.
ЧТО ЗА МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ?!
    PS:
НАВЕРНОЕ ВЫ - БОТ, созидатель забот...(не верьте этой персоне!)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru