поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Смерть Батрадза
Автор: 00mN1ck / 16 февраля 2007 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
И начал Батрадз войну с духами и даугами, земными и небесными, где только ни настигал он их, там уничтожал и калечил. Собрались тут все духи и дауаги и пришли жаловаться богу:
-- Нет нам житья от Хамыцева сына Батрадза. Пошли на него погибель.
-- Не знаю я, как вам помочь, -- ответил бог, -- Помимо моей воли появился он на свет, и нет в моих руках погибели для него.

Когда узнал Батрадз, что духи и дауаги пожаловались на него богу, он подумал с любопытством:

-- Как же могущественен тот бог, которому жалуются на меня духи и дауаги, земные и небесные? Пойду и навещу его.

Снарядился Батрадз в дальнюю дорогу и направил коня своего В НЕ БЕСное жилище бога. Когда узнал бог, что едет к нему Батрадз, бросил ОН ему на дорогу мешочек, который равен был по весу тяжести всей земли. Батрадз хотел, не слезая с коня, поднять этот мешочек рукоятью плети своей. Зацепил, потянул к себе, и конь его по самый живот увяз В ЗЕМЛЕ, а рукоять его плети сломалась. "Что за чудо???" Удивиился Батрадз, слез с коня, обеими руками схватился за мешочек -- сдвинул его немного, но сам по колени ушел в землю. Оставил мешочек Батрадз и поехал дальше.

Бросил тогда бог на дорогу Батрадзу клубок золотой пряжи. Была эта пряжа так же длинна, как корешки всех растений, какие только растут на земле, и так же крепка, как все эти корни.

-- Пожалуй, этот клубок пригодится мне, -- сказал Батрадз. -- Я отвезу его Шатане для починки шубы.

Не слезая с коня, нагнулся Батрадз и взял в руки клубок: Xотел он поднять его, но клубок не сдвинулся с места. Соскочил тогда с коня Батрадз, но сколько не старался он поднять клубок, не смог поднять его.

-- Есть ещё на свете сила сильнее менЯ, сказал Батрадз и повернул коня обратно.

Но тут навстречу попались ему семь сыновей Уастырджи и семь сыновей Елиа -- повелителя громов. Кинулся Батрадз на них и сразу убил трёх сыновей Уастырджи и трёх сыновей Елиа -- повелителя громов. А те из них, кому удалось избежать погибели, полетели к богу и просят его:

-- Боже, кто дороже тебе -- мы или сын Хамыца - Батрадз?

И тогда сказал им бог:
-- У меня нет на него погибели. Только своей смертью может погибнуть он. Идите и скажите Солнцу, чтобы оно за один день послало бы на землю весь тот жар, который оно должно отдать за целый год. А вы сумейте заманить Батрадза в степь Хазма и там сражайтесь с ним.

Камнями бейте по свинцу, чтобы стал свинец крепче камя, и на Батрадза обрушивайте эти свинцовые глыбы. От жаркого боя в этот жаркий день он как огонь раскалится и кинется к своему источнику, чтобы остудиться, но я высушу его источник. Тогда он бросится к морю, но море тоже высохнет в этот день.

Собрались духи и дауаги, земные и небесные, и сообщили Солнцу веление бога. И тогда солнце послало на землю весь тот жар, который должно было оно дать за целый год. В степь Хазма заманили духи и дауаги Батрадза и встретили его там градом крепко сбитого свинца. Батрадз отвечал им своими стрелами и насмерть поразил ещё четырёх сыновей Уастырджи и трёх сыновей Уацилла. Но не кончилось на этом сражение духов и дауагов со стальным Батрадзом.

Солнце жжет все сильнее, и как огонь раскалился Батрадз.

-- Дайте срок, я охлажусь и тогда еще покажу вам! -- пригрозил Батрадз. Подбежал он к источнику, но ни капли воды не было в нём. Кинулся он к морю, но до дна высохло море. Загорелся, запылал Батрадз, и мигом дотла сгорела у него та единственная кишка, которая осталась незакалённой, когда закалял его Курдалагон. И как только сгорела эта кишка, повалился Батрадз и умер.

Неподвижно лежит тело Батрадза, а духи и дауаги летают над ним. Но вдруг от тела Батрадза поднялся такой ядовитый запах, что многие из духов и дауагов тут же попадали на землю и поумирали, а оставшиеся пошли к богу и снова жалуются ему:

-- Страдали мы от него живого, но ещё больше страдаем мы от него, когда он умер.

-- Идите и похороните его в небесном склепе Софи, -- сказал бог.

Полетели тут духи Дауаги к телу Батрадза, но даже все вместе не могли они сдвинуть его. Подпрягли духи и дауаги 12 пар волов, взялись вместе с ними, но где там! -- не двинулось с места стальное тело Батрадза.

Опять полетели они к богу, и он сказал, чтобы они запрягли двух бычков, которые родились в те дни года, которые посвящены волчьему властелину Тутыру, -- таинственной силой обладает скотина, родившаяся в эти дни. Когда запрягли духи и дауаги двух бычков, родившихся в дни, посвящённые Тутыру, и потянули они тело Батрадза, то -- как же иначе! -- сдвинули эти два бычка тело Батрадза с места и привезли его к склепу Софи. Но на том дело не кончилось. Никак не вдвинется в склеп тело Батрадза. Вносят головой вперёд, -- ноги расходятся, и не проходит тело в склеп. Опять полетели духи и дауаги к богу и рассказали ему об этом.

-- Погребальных даров требует от меня Батрадз, -- сказал бог и три слезы уронил он на тело Батрадза.

После этого тело легко внесли в склеп и там его похоронили. А слёзы бога скатились на землю, и в тех местах, где упали они, встали три святилищa - Таранджелос, Макалгабырта и Реком.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • По "Электроцинку" ударят мировым соглашением
  • Лечить рифмой
  • Абхазские сказки
  • Однофамильцы Тугановы: история происхождения фамилий
  • "Ненастье" на экранах страны
  • Тургенев в переводе
  • Музыка, которая объединяет
  • "Мелодия любви" – в подарок
  • "Альма-матер, альма-матер, легкая ладья…"
  • Билет в Париж
  •   Архив
    Декабрь 2018 (9)
    Ноябрь 2018 (27)
    Октябрь 2018 (38)
    Сентябрь 2018 (20)
    Август 2018 (21)
    Июль 2018 (24)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2018 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru