поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
§ 19. ГОРНАЯ ОСЕТИЯ: ПРИРОДА И ХОЗЯЙСТВО
Автор: 00mN1ck / 11 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия в XV — начале XVIII в.
§ 19. ГОРНАЯ ОСЕТИЯ: ПРИРОДА И ХОЗЯЙСТВО


Территория. Осетия расположена в самом сердце Кавказа. Потеряв в XIV в. равнину, осетины сохранили за собой центральные ущелья по обеим сторонам Главного хребта.
Закавказская часть горной Осетии расположена в бассейне рек Куры, впадающей в Каспийское море, и Риона, несущего свои воды к Черному морю. Осетинские ущелья находятся в верхнем течении Лиахвы, Ксандо-на, Арагвы, Джоджоры, Квирилы и других притоков Куры и Риона.
Северокавказская территория горной Осетии расположена в бассейне Терека и его притоков — Ирафа (Уруха), Ардона, Фиагдона, Гизельдона.
Горные хребты делят Осетию на десятки больших и малых ущелий. С глубокой древности сообщение между соседними ущельями осуществлялось через перевалы. Многочисленные перевальные дороги и тропы составляли единую сеть путей сообщения. Только через главный хребет проходило около двадцати перевальных маршрутов. Сеть перевальных дорог связывала между собой самые отдаленные уголки горной Осетии.
Через Осетию проходили две дороги международного значения — Дарьяльская и Мамисонская. Контроль над ними повышал военно-политический авторитет Осетии, а пошлина за проезд приносила немалый доход.
Выгодное географическое положение Осетии помогло осетинскому народу выжить в самые тяжелые времена, укрепить оборону, наладить отношения с соседями. Но выгоды политической географии одновременно осложняли жизнь Осетии. Страна, расположенная на северном и южном склонах Кавказа, на пересечении важнейших путей, всегда привлекала внимание алчных недругов.
Природные условия. Природная среда определила многие особенности хозяйственной и общественной жизни горной Осетии.
Главный Кавказский хребет пересекает Осетию с востока на запад. С севера к нему подступает Боковой хребет — самый высокий на Кавказе. Его вершины Казбек (5047 м) и Джимарай-хох (4776 м) — высочайшие горы Осетии. Севернее Бокового хребта тремя громадными ступенями тянутся его меньшие собратья — Скалистый, Пастбищный и самый низкий — Лесистый хребет. Южный склон осетинского Кавказа начинается отрогами Главного хребта и постепенно снижается к закавказскому предгорью. С юга к Главному примыкают Сурамский, Рачинс-кий, Кударский и Гудисский хребты.
Горные цепи к югу и к северу от Главного хребта прорезаны узкими и глубокими ущельями. По дну ущелий с шумом несутся бурные речные потоки. Между высоких гор на север от Бокового и на юг от Главного хребта лежат солнечные долины, удобные для жизни людей и ведения хозяйства.
Климат в горах меняется в зависимости от высоты над уровнем моря. В высокогорной Центральной Осетии климат очень суровый. С понижением высоты он делается мягче. Зима в горах снежная, толщина снежного покрова на перевалах и в глубине ущелий достигает нескольких метров. Ближе к весне с крутых склонов обрушиваются снежные лавины. Лето в горных долинах теплое, но на смену жаркому дню приходит прохладная ночь. Летние ветры называют горно-долинными: днем ветер дует вверх по ущелью, а ночью вниз.
Горные реки питаются из ледников и снежников. Летом реки разливаются, а зимой делаются мелководными. Они богаты форелью, а в недалеком прошлом до горных долин доплывали из Каспия осетровые. Высоко в горах расположены озера, самое известное из них — Кельское.
По склонам гор растут леса, поднимающиеся до высоты 2500 м над уровнем моря. Характерные породы деревьев — бук, граб, сосна, береза, дуб, ольха, осина, клен. Встречаются дикие яблони и груши, кизил, алыча и лесные ягоды.
Главное богатство горной природы и основа горного хозяйства — разнотравные альпийские луга. Пояс пастбищных лугов поднимается выше лесной зоны.
Животный мир горной Осетии изменился за последние века. Медведь, кабан, волк, лисица, тур, косуля, олень водятся здесь и сегодня. Зубры и леопарды давно истреблены.
Недра осетинских гор содержат полезные ископаемые: ценные строительные материалы, руды цветных металлов, источники целебной минеральной воды.
Сельское хозяйство. Главной отраслью экономики в средние века, как и в древности, было сельское хозяйство. От успехов и возможностей сельского хозяйства зависело не только благосостояние народа, но и темпы общественного развития. С XV в. основу экономической жизни Осетии составляли ограниченные земельные ресурсы и скудные хозяйственные возможности горных ущелий.
Сама природа диктует в горах специализацию земельных угодий. Высокогорные альпийские луга — это летние пастбища. На крутых склонах можно накосить зимний запас сена. И только на дне горных долин и на узких террасах пологих солнечных склонов небольшими клочками разбросаны пашни.
Горное земледелие было малопродуктивным и не очень надежным. Будущую пашню очищали от камней, затем корзинами туда носили почву, которую удобряли навозом и многократно разрыхляли. Если поблизости была вода, ее использовали для искусственного орошения. Показавшиеся всходы пололи несколько раз. Чтобы защитить посевы от домашних животных, пашню обносили оградой из собранных тут же камней.
Коста Хетагуров, родившийся в высокогорном Наре, застал эту систему земледелия в неизменном виде. По его словам, удачный урожай, — «если он успевает созреть, если его не прихватило морозом, не выжгло солнцем, не смыло ливнем или шальным, разбушевавшимся потоком, если его не уничтожило, наконец, градом, — редко превышает сам-четыре». Старое измерение «сам-четыре» означает, что собранный урожай в четыре раза больше объема семян, потраченных на посев. В ущельях, расположенных на южном склоне Кавказа, климат был мягче, а земля плодороднее. Но только в самых южных долинах Осетии, расположенных в зоне закавказского предгорья, урожай достигал сам-тридцати.
Сеяли пшеницу, ячмень, овес, просо. Для обработки земли пользовались деревянной сохой с железным лемехом. В соху впрягали пару волов. После посева землю приглаживали плетеной бороной-волокушей. Жали урожай серпами, а молотили с помощью животных. По описанию того же Коста, «молотьба производилась посредством нескольких голов рогатого скота, которых привязывали в ряд по радиусу круга, занятого разбросанными снопами, и погоняли так, чтобы они описывали концентрические круги».
Попытки развести в горах сады обычно не имели успеха. Лишь в теплых предгорных долинах юга часть земельных угодий отводилась под виноградники и плодовые сады. Занимаясь огородничеством, осетины возделывали лук, редьку, репу и табак.
Земледелие было важной отраслью хозяйства. Осетины бережно сохранили свой равнинный земледельческий опыт и древние названия злаков и орудий труда.
Но лучшую часть горных угодий составляли пастбища. Поэтому ведущей отраслью сельского хозяйства стало отгонно-пастбищное скотоводство. Стада овец и коз были в горах главным источником существования. Летом отары овец паслись на альпийских лугах. Весной и осенью их старались перегнать к предгорьям, договариваясь с жителями равнины — грузинами на юге и кабардинцами на севере. В обмен те получали возможность пользоваться летними пастбищами в горах. Зимой животных кормили заготовленным сеном. Крупного рогатого скота и лошадей у осетин было мало. Пастбища для них располагались неподалеку от селений.
Под сенокосы отводились неудобные, иногда — почти отвесные склоны. В этих случаях труд косаря и доставка сена были связаны с риском для жизни. Зато продукты скотоводства служили основной пищей горцев и сырьем для домашних промыслов. «Из молока с начала лета приготовляют известный осетинский сыр, а осенью — сбивают масло, которое сейчас же растапливается, сливается и хранится в глиняной посуде. Сыворотка поступает в пищу и в рассол для хранения сыра, — читаем в описании Коста Хетагурова. — Овечья шерсть и козий пух идут на приготовление сукна; овчина — на шубы; козловая и телячья шкуры поступают на приготовление мешков, бурдюков, женских передников и чувяк; воловья— на ремни и мужскую обувь».
Некоторые хозяева разводили кур. Не очень распространенными занятиями были пчеловодство и бортничество (собирание дикого меда).
Хорошим подспорьем в хозяйстве служили охота, рыбная ловля и сбор съедобной растительности. Охотились на туров, оленей, зубров, диких коз, серн и ланей, из птиц — на горных индеек, куропаток и тетеревов. В реках ловили форель и осетров. Собирали лесные орехи и грибы, съедобные коренья и травы — например, черемшу, кервель, мяту. Собирали шиповник, землянику, бруснику, малину, чернику, калину, смородину и другие ягоды.
Домашние промыслы, ремесло и торговля. Почти все, в чем нуждалось его хозяйство, осетин производил сам. Он поневоле был мастером на все руки. Чтобы справиться с тяжелой работой, звали на подмогу соседей, родственников, односельчан. Коллективная подмога называется по-осетински «зиу». Этот древний обычай был частью общинной взаимопомощи, он помогал выжить в суровых условиях гор. Помощников собирали, например, при строительстве дома или изготовлении бурок.
Мужчины занимались обработкой шкур домашних животных и выделкой кожи, изготовлением множества необходимых деревянных предметов. Плели корзины, плетни, кузова для повозок, вытачивали замки и запоры, вырезали посуду и деревянные детали к земледельческим орудиям, делали сани (на них возили грузы круглый год), лыжи, снегоступы и многое другое.
Женщины валяли бурки и ткали сукно, шили и вязали одежду. Высоко ценилось женское рукоделие — различные виды вышивки и плетеных украшений для мужского и женского платья.
События XIII-XIV вв. привели к разрушению развитого ремесленного производства. Вместе с городами погибли мастерские и кварталы ремесленников, лучших мастеров враги обратили в рабство и увели на чужбину. С отступлением осетин в горы исчезли денежное обращение и рынок для ремесла. В горной Осетии мастер уже не мог заниматься только своим ремеслом. Чтобы прокормить семью, он должен был пахать землю и держать скот. Наибольшего развития достигли в горах самые необходимые, жизненно важные отрасли — кузнечное дело и строительство.
Осетинские строители владели многими приемами каменной кладки. Умели обходиться без связывающего раствора, возводить свод без подпорок и перекрытий. Пользовались только известковым раствором на сыворотке, добавляя для прочности яичный белок. Возводили многоярусные дома, жилые и боевые башни, оборонительные стены и крепости.

§ 19. ГОРНАЯ ОСЕТИЯ: ПРИРОДА И ХОЗЯЙСТВО


Кузнецы ковали холодное оружие, металлические части земледельческих орудий, детали конской сбруи, ножницы для стрижки овец и для женского рукоделия, надочажные цепи, светильники, бритвы, гвозди и прочие полезные вещи.
Опытные мастера высекали каменные жернова для ручных и водяных мельниц. Специальных знаний требовала добыча руды и выплавка свинца и серебра. Искусные медники изготавливали мелкую посуду и огромные медные котлы. Особой профессией было ювелирное искусство. Редкие мастера славились умением делать прочные и удобные седла. Другим заказывали домашнюю деревянную мебель — кресла, диваны, кровати, треногие столики-фынги. Были и такие, кто мог сделать музыкальный инструмент — свирель, кисын-фандыр или двенадцатиструнную арфу.
В XV-XVI вв. торговые связи Осетии с другими странами были непрочными, они расширились в XVII и особенно в XVIII в. Продуктами сельского хозяйства и ремесла осетины торговали с соседями, прежде всего с Грузией и Кабардой. Торговля была меновой. На рынки Грузии, связанные со всем Ближним Востоком, осетины пригоняли скот, везли сыр, масло, шерсть, сукно, бурки и войлок. Домой увозили соль и зерно, хлопчатобумажные, шелковые и льняные ткани, галантерею, а также медные и железные предметы домашнего обихода. В Кабарде, которая торговала с Крымским ханством и Россией, осетины выменивали соль, зерно и мануфактуру. Торговля происходила и через купцов, которые вели свои караваны по перевальным дорогам Осетии.

§ 19. ГОРНАЯ ОСЕТИЯ: ПРИРОДА И ХОЗЯЙСТВО


М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • «Все не зря!»
  • «Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа»
  • Языковое лицемерие
  • «Ростелеком» начал подключение домохозяйств к сети Интернет по технологии PON в райцентре Ардон Северной Осетии
  • Любовь, «ты – супер»!
  • Возродится ли «Алания», как птица Феникс?
  • «Вернисаж года»: награды и победители
  • В своем первом послании Вячеслав Битаров объяснил, почему хочет закрыть ночные клубы
  • Татартуп – гора иранцев
  • Туристическая сегрегация
  •   Архив
    Февраль 2017 (45)
    Январь 2017 (63)
    Декабрь 2016 (66)
    Ноябрь 2016 (23)
    Октябрь 2016 (31)
    Сентябрь 2016 (15)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru