поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
17.ЭПОХА РОДА НАФ /NAF/ - СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ НАРТИАДЫ
Автор: 00mN1ck / 12 июня 2007 / Категория: Ир-Ас-Аланское Единобожие
ЭПОХА РОДА НАФ /NAF/ - СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ НАРТИАДЫ


В Нартиаде отражены все эпохи истории социума, а социум – это такой коллектив людей, который выражал основные состояния своего существования в обрядах и культах. Динамический и вербальный контекст их составляет идеологию – систему взглядов на своё место в СОЦИУМЕ, и смыслов отношений в своём социуме и их места в отношениях с ПРИРОДОЙ. Но для достижения такого состояния, как социум, надо дорасти. От того начального состояния, когда полуживотные сообщества антропоидов перешли тот порог, за которым первобытные стада человекообразных вступили в историю человеческих коллективов, прошла история антропогенеза в несколько миллионов лет.

В Нартиаде отложились данные об эпохе рода Наф, идеология которого начинает складываться в ту эпоху, когда впервые появляются признаки особого отношения к умершим: тела покойников стараются сохранить, а реальная прижизненная польза умерших для коллектива продолжается в ожиданиях продолжения пользы.

И рождает надежду, что польза, за которую коллектив ценил его и всё ещё ценит, продолжит поступать от возможностей, привычных коллективу по его пользе при жизни. Привычка к пользе от него питает надежды на то, что такое ещё ВОЗМОЖНО – а надежды, в свою очередь, подкрепляют жизнеобеспечивающими действиями производственной и детопроизводственной сферы: коллективной еды, охоты, собирательства, плодородия в рождениях детей как будущих производителей и охранителей /празднества группового брака «жён» и «мужей» рода, их сопровождают словами – это основа заговора, пения, молитвы/.

Первые достоверно установленные археологией захоронения датируются 50-40 тысячелетиями! После этого прошло ещё порядка 10-15 тысяч лет, прежде чем сложились первые связные идеологии – этот этап уже отражён в идеологии Нартиады в образах и смыслах ДРЕВА ОБЫЧАЯ-ПОТОМСТВА фæдгэ бæлас /fædgy bælas/. Его изображения в пещерной живописи датированы 16 тысячелетием до новой эры. Это датирует идеологему древа обычая-/нрава/-потомства Фæдгэ Бæлас как самое достоверное начало истории идеологии рода Наф: род уже имел признаки языковой и культовой идентификации своих членов и на этих основаниях назван нами, пока – условно, ари-ас-аланской общностью самого раннего пласта идеологии Нартиады. Это до нрава-закона.

По общим формальным и языковым признакам Н. Николаева и В. Сафронов, со ссылкой на языковеда А. Мельничука, считают, что миф о Мировом Древе имеет 35-тысячелетнюю историю {6}. По типам человеческой эволюции 45-30 тысяч лет назад завершается эпоха неандертальцев – уже у них исследователи предполагают начатки абстрактного мышления, искусства, религиозного мышления и достаточно развитой речи, и не исключают, что они - первые составители мифов. Тогда же начинается и эпоха «человека разумного» Homo Sapiens. Но ещё раз подчеркнём: источника, равного Нартиаде системностью данных по идеологии Рода и Общины, не известно! Поэтому и защищенная мной в 1999-м докторская диссертация по социальному и демографическому облику кровно-родственных коллективов эпохи рода Наф и эпохи общины Бæстæ, изданная за три года до защиты там же в Москве, основана на Нартиаде {7}. Затем издан свод данных и оценок всего исследования темы {8}, комментарии и оценки последовали в восьми изданиях (их список в конце), теперь – краткий справочник.

Демографический облик родового социума Нартиады устанавливается вполне надёжно по двум действующим в ней группам интересов. Одна группа интересов – это нарты, другая группа интересов – это сэрдон. Идеологема «сэрдон» является ключевой для понимания демографической специфики дуально-родовой брачной системы архаической эпохи рода Наф и восходит к таким глубинам антропогенеза, в сравнении с которыми тридцать тысяч лет – это всё равно, что «вчера»… Интересующиеся антропогенезом могут ознакомиться с процессом по работам Ю.И. Семёнова, сводная - «Как возникло человечество». М. 1966.

Идеологема «сэрдон» - это демографический код Нартиады, являющийся ключом к пониманию начальной эпохи её Культа и Идеологии. Оборотничество героя, имя которого заявлено идеологемой «сэрдон», раскрывает весь ряд человеческих, многие животные и часть природных образов этой идеологемы {9}. Назовём основные. В человеческих воплощениях образы разделены по полу и возрасту: в мужском поле – это старики и мальчики. Но нет возраста мужчин. В женском поле в идеологеме «сэрдон» представлены все возрасты: старухаженщинаневестадевочка. То есть из оборотничества «сэрдон» исключён возраст половозрелых мужей! Нет никаких сомнений, что идеологема «сэрдон» являет в Нартиаде образы женско-детской половины дуально-родовой системы брака эпохи рода Наф, ядро которых составляли половозрелые женщины с детьми.

Это полностью подтверждает и зооморфный код идеологемы «сэрдон»: в брачном фольклоре образы женщин – это рождающие детей мыши, а царь мышей – это ласка, и женское почитание ласки у осетин общеизвестно. В связи с рождением ребёнка и именем «сэрдон» расставляется весь возрастной ряд женщин: чёрт обращается в мышь, от проклятия нарта с именем «г/хамэс» мышь рождает ребёнка «сэрдон». Очевидно, что «чёрт» - это добрачный возраст девочек, а мышь – это возраст невест. Далее - родившая «сэрдона» мышь – это возраст половозрелых женщин. Затем старая мышь, ставшая летучей – это возраст старух. Ещё один образ оборотничества «сэрдон» - лиса: все сюжеты с лисой в Нартиаде – брачные и являют лису без «покрова-шкуры» как девушку-невесту, а нарты охотятся на лису из-за шкуры и «сэрдона» преследуют как за лисий хвост – и все охоты на «лис» в Нартиаде – брачные! На ассоциацию лисы с женщинами у осетин указывала C. Плетнева {10}, а Г. Афанасьев описал у алан тотемический культ лисыисключительно женский {11}.

Образ ласки – у осетин это воплощённая идея самоотверженного материнства и в Нартиаде все дети без установленного отцовства входят в идеологему самоотверженного чадолюбия «сэрдон» - после регулярных «убийств» его детей/мальчиков в хæзаре «сэрдон» регулярно снова «рождаются» новые дети/мальчики! Очевидно, что это ритуальные «убийства» инициаций и осуществляют их жрецы мужской части рода Наф (жрецы-«убийцы» обозначены идеологемами «сослан»-«сосрук»-«уэрэсмаг»-«г/хамэс»). Одного этого, даже если бы не было всех других доказательств, достаточно, чтобы связать идеологему «сэрдон» с детопроизводственной функцией половозрелых женщин в эпоху дуально-родового группового брака рода Наф. И очевидно, что эти дети/мальчики сэрдон, которых с регулярной периодичностью «убивают» в Склепе-Лабиринте-Хæзаре, как и дети принадлежащем идеологеме «сэрдон», проходили обряды «убиения-рождения» идеологии Дзæуæггаг – дети включались в прохождение обрядов инициации архаической эпохи Нартиады.

Но с технологическим развитием материального производства начинаются и новые детопроизводственные отношения – складываются всё более долговременные брачные пары. До индивидуальных парных отношений ещё очень далеко – начало их сопряжено с развитием общинных норм Бæстэ-у/Аг, и обозначилось только к 5-4 тыс. до н.э. Но в контекст идеологии Дзæуæггаг вписываются всё более явные знаки осуждения групповых сексуальных отношений эпохи группового брака в Склепе-Лабиринте-Хæзаре: из-за этого в контекст идеологемы «сэрдон» вводится определение «потаскуха /гадза/».

Всё более почёта воздают нормы у/Аг жёнам индивидуальных отношений: Сатане – как нерождающей, но ВОСКОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ Нартиады, даже приходится оправдывать свои ритуальные сексуальные связи тем, что она отдаётся «небожителям» во имя обильного ВОСКОРМЛЕНИЯ своего супруга и всех нартов, которым она регулярно выставляет праздничные напитки и еду. Но эпоха ир-ас-аланской идеологии с 5-4 тыс. до н.э. уже разрабатывает особо почётный статус для индивидуально преданной жены и РОЖДАЮЩЕЙ МАТЕРИ Нартиады - для Дзерассы, не отдающейся уже даже первому из героев-небожителей-святых! Однако «первый из святых» - это уже не божок-кузнец Сафа, которому отдаётся Сатана. Имя первого из святых новой брачной эпохи выражает идеологема ZÆRÆ-uAS-STYR-DJI [> «зæрæ уасстэрджи»]– «золотой витязь великий парящий» в небесах, имя которого в земной жизни выражалось идеологемой «батрас» [< PA-TYR-AS] – «страж молодой витязь». А идеологема «дзерасса» [< TYR-ASSA] – «юная воительница-витязь», верная жена. Это уже эпоха индивидуальных детопроизводственных отношений витязей Асов – это уже норма нравственности наступающей моногамии: групповые детопроизводственные отношения совершаются уже только в дни общинных празднеств в святилищах-склепах-храмах. Но ещё в начальные века христианской эпохи была обычна храмовая проституция – замужние женщины отдавались в храмах за деньги.

Моногамия и нравственность эпохи Асов выдавливают эротические образы идеологемы «сэрдон» из обращения – цензура Асов делает образ стариков более приемлемым из всех образов идеологемы «сэрдон» и старики становятся её основным выражением. Старики обслуживают подвиги витязей веры Ас воспеванием их в кадагах – эта функция стариков становится основанием того, что стариков, достигших немощного возраста, больше не убивали. И образ колдовски-поэтичных стариков «сэрдон», с изобретённой ими арфой фæндэр, становится основным в созданном ими эпосе, а женские и детские образы «сэрдон» переходят в арсенал оборотничества основного образа поэта.

Обе демографические группы дуально-родовой брачной системы эпохи Наф отложились в Нартиаде совершенно ясными индикаторами, которые системно выражают обе группы интересов в виде идеологии: нарты – это половозрелые особи мужского пола, которые не могут быть названными ни мужами, ни мужчинами – ибо это термины эпохи индивидуального брака; и «сэрдон» - ядро этой группы составляют половозрелые особи женского пола, которые не могут быть названы ни жёнами, ни женщинами, поскольку это термины эпохи индивидуального брака. Они из другой эпохи.

Идеология Нартиады не позволяет никаких вариантов для иных значений этих двух идеологем: нартæ – это самцы-охотники рода Наф, сэртæ – это самки-собирательницы рода Наф. Эти сэртæ составляли ядро отдельного от нартов женско-детского поселения рода Наф и значение идеологемы «сэрдон» прозрачно: сэрт /syrt/ – «самки», и дон /dana – не путать с danu – «водой»/, «сэрдон» [< syrt-dana] – «вместилище/обитель/ самок».

А.Р. Чочиев
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
"ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru