поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
КУЛЬТОВОЕ МЕСТО
Автор: 00mN1ck / 3 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Редко какое из горных сел не имело в черте селения или в ближайшем округе культового сооружения — церкви, ме­чети, святилища. Церкви строились на месте языческих капищ и святилищ, а также в честь Хуыцау и популярней­ших покровителей Уастырджи, Уацилла, Мады Майрæм, Мыкалгабыр, Никкола. В селах Северной Осетии с мусуль­манским населением строились мечети.

КУЛЬТОВОЕ МЕСТО


Композиционной частью многих селений в горах и в предгорьях являются священные рощи (дзуары хъæд). Как правило, они располагаются за чертой селения, в большин­стве случаев на возвышенных местах. Вот как описывают одну из таких рощ Энтельгарт и Паррот: "Поднимаясь к верховьям реки Терек по Трусовскому ущелью, в котором только кое-где виднеются тощие березки и кусты рододен­дрона и облепихи, путешественники были удивлены, уви­дев на южном склоне ущелья, выше селения Абано, краси­вый березовый лесок, имеющий полверсты протяжения. Оказалось, что это священная роща, состоящая под покро­вительством какого-то духа, который поражает болезнью каждого, осмелившегося сломить ветку или срубить дерево в этой роще(16)".

Назначение священных рощ различное. В одних случа­ях они служили местопребыванием какого-то духа, ле­гендарного предка (знаменитая роща Хетаджы къох близ с. Суадаг), в других — кладбищами (с. Зар Цхинвальского района). В таких рощах запрещалось рубить лес за исключением случаев, когда дрова шли на приготовление пищи и напитков в честь святого, которому посвящена роща. Свя­щенные рощи находились под коллективной охраной всей общины.

Источники:
16 Вейденбаум Е. Г. Кавказские этюды, т.1. Тифлис.1901,с.82.

"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru