поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
Табак на развес россия махорку купить недорого с доставкои по россии.  
 
ФИДИУÆГ
Автор: 00mN1ck / 10 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Важной фигурой в общине был фидиуæг (букв, крикун, глашатай). В его функции входило оповещение всех жите­лей села об общественных постановлениях, принятых на ныхасс; сообщение новостей, приглашение на свадьбу, по­хороны, призыв односельчан на военный поход. В его функции входил созыв народа на собрание. Если фидиуæг при­зывал к фæдису (тревоге), ни один человек, способный пе­редвигаться, не оставался дома. Новости оглашались с са­мого высокого места в черте селения, а если не было такого, или селение было большое — глашатай обходил все село поквартально. Фидиуæг был выборной должностью. Глав­ным условием при выборе был громкий голос. Чтобы чи­татель живо представил себе образ этой обязательной фигу­ры на селе, обратимся вновь к этнографическому очерку И. Канукова: "Маци обладает удивительно громким голо­сом. Стоит ему только взойти на холм и крикнуть — голос его раздается явственно с одного конца аула до другого. И зато, какой же фурор произвел он, когда ауальная админи­страция посвящала его в важную должность крикуна. Я пом­ню, как это было. Собрались около мечети аульные власти, с аульным начальником. Старшины заговорили о том, что нет в ауле хорошего крикуна, и что Гудзи уже не годится, что его надо сменить. "А вот Маци, чем не крикунæ" — сказал кто-то. Позвали Маци, коренастого мужчину с ши­рокой грудью, и заставили его для пробы прокричать: кто в пятницу будет работать, с того штраф 5 рублей. Маци важно влез на арбу, тут стоящую, и закричал: "Оу-у-уй! Байхъусут!", как все присутствующие замахали руками: "Довольно, довольно! Бог бы тебя покарал (Хуыцауы ард дæ баййафа!), совсем оглушил. Вот голос-то! Маладец, Маци, маладец!" Маци, слыша такие лестные для себя отзывы, ухмылялся, и как оратор, одобренный за речь, сходит со своей трибуны, так Маци с важностью сошел с арбы, осыпаемый похвалами за громогласный крик. Так с тех пор за ним и осталась должность и слава хорошего крикуна"(34).

За свой труд фидиуæг получал вознаграждение от всего селения. По В. Цораеву, это вознаграждение представляло собой одну меру пшеницы и две меры проса. Плюс к этому на поминках он получал особую долю мяса, пива, хлеба и араки. Глашатай освобождался от всякого рода повинно­стей, ему дарилась и кожа быка, закланного на обществен­ных пиршествах. Должность фидиуæг бытовала у предков осетин с незапамятных времен. Об этом красноречиво сви­детельствует нартовский эпос, где имеются неоднократные упоминания о фидиуæг и фидиуæн, т.е. месте, с которого глашатай обращался к народу.

Общинная солидарность особенно ярко проявлялась в моменты, когда случались несчастье, горе. Услышав о кон­чине односельчанина, общинник тут же бросал свою рабо­ту и шел в семью пострадавшего выражать соболезнование (тæфæрфæс). Пострадавшей семье помогали, кто чем мог, ее окружали вниманием, заботой. В день похорон никто не выходил на работу, а если с этим днем совпадали свадьбы или другие семейные торжества — то они непременно пе­реносились на другое время. Община полностью брала на себя всю подготовительную работу по организации похо­рон и поминок.

Похоронные и поминальные обряды относятся к числу тех традиций прошлого, которые особенно устойчиво со­храняются в быту осетин вплоть до нашего времени и подверглись лишь незначительной трансформации.

Источники:
34Кануков И. В. В осетинском ауле, с.37.

"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru