поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Маздаизм у восточных славян
Автор: 00mN1ck / 9 июня 2008 / Категория: ---
В скифский период нет прямых указаний на славян. Однако можно предположить, что некоторые из племен, подчиненных скифским царям, были славянскими. Невров, которых помещают в северной Подолии и Волыни, по мнению Вернадского, Шафарика, Нидерле и Миннса, можно считать за славян [124, с. 62 ]. Другое племя, упоминаемое Геродотом, будины, также, вероятно, было славянским. Геродот называет его большим и сильным народом и говорит, что они голубоглазые и светловолосые. Они жили, предположительно, в верхнем течении Дона и Донца. вероятно, были и другие славянские племена, которых геродот называл "скифами-землепашцами" и "скифами-земледельцами" [124, с. 62 ].

О славянах сарматского периода уже можно говорить более определенно. Тацит в своей книге о Германии, написанной в 98 г. н.э., упоминает племя венедов, которых он помещает между германцами и сарматами. Тацит замечает, что они строят дома и передвигаются пешком, что отличает их от сарматов, которые живут в палатках и ездят верхом на лошадях. Венедов также упоминают Плиний и Птолемей. Последний помещал их на территории современной Польши. Венедов можно считать предками западных славян.

Что же касается восточных и южных славян, то поскольку они жили в Римскую эпоху на землях, которые контролировали сарматы, поэтому греческие и римские авторы не всегда могли отличить их от сарматских племен. Западные писатели VI в. н.э. знают восточных славян под именем анты. В более позднее время анты смешались с народом руси и приняли название последних. В сарматский период название русь ассоциировалось с аланами, о чем можно судить по форме названия русь-аланы (roxolani). Слово roxs в аланском имело значение сияющий свет. Вероятно, русь-аланы представляли собой два племени, поскольку, как можно судить по источникам, название русь часто употреблялось отдельно от названия аланы [124, с. 63- 64 ]. Сильная группа русь-аланов жила в бассейне Волги, что объясняет тот факт, почему греки называли Волгу рекой Рос [124, с. 64 ].

Славяне на территории нашей страны еще в дохристианское время находились в контакте с греческими колонистами, города которых были рассеяны по всему северному побережью Черного моря.

Помимо греко-романской цивилизации другой поток культуры, гораздо более древний, связывал русские степи с Азией через посредство иранских племен. Ассиро-вавилонское и особенно иранское влияние вполне отчетливо прослеживается у южных славян нашей страны, т.е. предков русских, по археологическим остаткам.

Иранизмы являются первыми заметными культурными элементами как раз в тех районах, в которых подготавливалась почва для будущего Русского государства на берегах Днепра [84, с. 5].

Остроумное, хотя и не вполне обоснованное предположение высказал Вернадский относительно иранского происхождения названия Волынь. В древнем русском название Хвари (Хорезм) произносилось как Хвали. Каспийское море называлось море Хвалынское, т.е. Хорезмское*, а так как в русском фольклоре оно называется иногда море Волынское, то отсюда делается вывод, что название Волынь может происходить от иранского Хвари [124, с. 102].

Поклонение солнцу составляло сущность религии восточных славян и основу их мировоззрения. С солнцем были соотносимы свет, огонь и производительные силы человека. Солнце было символом добра и противопоставлялось злу. Бог Солнце, сияющее на небе, называлось Хоре, что соответствует осетинскому xur, авестийскому hvar - солнце, солнечный свет (Хорезм - Страна солнца). От слов hurkhors происходят слова: осетинское xorz – хороший и русское хороший. В древних русских сказках солнце носит царскую корону, а в народных сербских песнях солнце называется царь с золотой короной. По мнению Б. Грозного, первоначальное значение имени Митра было диадема, корона. [124, с. 110].

Несколько разных имен для Бога Солнца - Хоре, Дажьбог, или Даждьбог, Ярило – не означает, что было несколько солнечных богов. На небе было одно солнце, но разные имена характеризовали его разные функции. Имя Хоре обозначало солнце в первоначальном смысле слова, как светоносное небесное тело, а также имело нравственный смысл – абсолютное благо, добро. Имя Дажьбог, или Даждьбог, значило Дающий богатство (бог понимается здесь в смысле богатства). Мнение Вернадского, что это были два бога, из которых Дажьбог (Ярило) был Горящим богом [124, с. 121 ] (дажь = санскр. dah, авест. dag) не совсем верно, так как в русском языке дажь не имело значения гореть. Кроме того, в древнерусских памятниках Дажьбог и Даждьбог - одно и то же божество.

Небесный бог Ярило был также божеством, олицетворяющим мужскую силу и страсть. Забытый древними хрониками, очевидно, потому что он не принадлежал к числу главных богов, Ярило все же просуществовал вплоть до недавнего времени. Во всяком случае, праздники в его честь отмечались в русских городах еще в XVII в., а в деревнях вплоть до XX в. Ближайшей параллелью к нему будет варварский Дионис (Сабасиос), культ которого был фракийского происхождения и являлся родственным иранскому. Если даже и не было прямого влияния иранского божества на славянское, все же можно говорить об их почти полной идентичности [84, с. 11-15].

Велес (Волос) был еще одним солнечным божеством восточных славян. Он считался покровителем скота, а кроме того, как и римский Аполлон, был покровителем поэзии и музыки.

В христианскую эпоху в разных источниках отмечалось, что русские поклонялись огню, который они называли Сварожич, т.е. сын Сварога. Бог Сварог был верховным божеством славянского пантеона**. Его имя имеет общее с санскр. svar - светить и санскр. suar - белый свет, небо. В древнерусском памятнике "Голубиная книга" (первоначально - "Глубинная книга", т.е. "Книга премудрости") это божество упоминается под именем Белый Свет, Кроме того, санкр. svarga имело значение как небесный, так и небо. Следовательно, Сварог и небо - обозначение одного и того же понятия, т.е. небесного свода или материального неба [40, I, с. 16]. В индийской эпической мифологии бог неба назывался Сварга, к тому же и древние иранцы тоже почитали небо, причем именно свод небесный, как об этом писал Геродот.

Н.М. Гальковский дал следующую интерпретацию слова сварог, исходя из самого русского языка, т.е. он попытался показать, как могло пониматься и объясняться это понятие самими восточными славянами. Его рассуждения сводятся к следующему. Корень вар с приставкой с (свар) в современном языке не употребляется, но есть слово сварка, т.е. соединение при помощи накаливания на огне двух предметов. Слово свара – спор, ссора первоначально обозначало также соединение, столкновение противоположных сторон. Кроме того, сварить значит приготовить на огне. Суффикс «ог» указывает на предмет, причем интересно, что в русском языке все имена на «ог» - неодушевленные.

Таким образом, слово сварог указывает на тепло, исходящее от солнца или огня, и соединение, столкновение с чем-либо. Из этого делается вывод, что Сварог олицетворял собой небо, дающее тепло и соединяющееся с землей, т.е. что Сварог - это небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся на землю горизонт. "Итак, Сварог – это видимое небо, твердь с обычными принадлежностями – солнцем и горизонтом" [40, I, с. 18-19].

У древних славян была концепция универсальности божества. Византийский историк VI в. Прокопий писал о славянах Данюба, что они верят в одного бога, творца света, который является единственным господином всего сущего. В XII в. римско-католический священник Хельмольд писал о балтийских славянах:

"Они не отрицают, что среди множества разных божеств, к которым имеют отношения поля, леса, печаль и радость, есть один бог на небе, который управляет всеми другими. Они считают, что он, всемогущий, наблюдает только за небесными явлениями, а другие, выполняя обязанности, которые им даются, повинуются ему. Они происходят от его плоти (крови) и отличаются один от другого в зависимости от близости к этому богу богов" [124, с. 119].

Укажем сначала на то, что эта концепция вполне в духе традиционного иранского маздаизма и обратимся за подтверждением справедливости приведенных высказываний к "Повести временных лет".

В тексте договора 945 г., заключенного между русскими и византийцами, говорится следующее:

"И еже помыслить от страны русския разрушити таку любовь, и елико ихъ крещенье прияли суть, да приимуть месть от бога вседержителя, осуженье на погибель во весь векъ в будущий; и елико ихъ есть не хрещено, да не имуть помощи от бога ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посечены будут мечи своими, от стрелъ и от иного оружья своего, и да будут раби въ весь векъ в будущий" [63, I, с. 35 (перевод с. 232)].

Далее в том же источнике под тем же 945 годом сообщается следующее:

"А иже преступить се от страны нашея, ли князь ли инъ кто, ли крещенъ или не крещенъ, да не имуть помощи от бога, и да будет рабъ в весь векъ в будущий, и да заколенъ будет своимъ оружьем" [63, с. 38 (перевод с. 235)].

Нетрудно заметить, что в обоих приведенных отрывках верховное божество славян называется просто бог, который является и может быть, очевидно, только небесным богом, т.е. Сварогом, так как только он и может отождествляться, как это видно из второго отрывка, с христианским богом. В качестве аналогии можно сослаться на Библию, где пророк Ездра, имея в виду манифест Кира II (VI в. до н.э.), говорит следующее:

"Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее" (I, 2).

Не вызывает сомнений, что в этом случае Бог небесный персов, Ахурамазда, отождествляется с еврейским богом Яхве (Сущий), который тоже понимается как Бог небесный, хотя не менее очевидно, что Ахура и Яхве - далеко не одно и то же.

Прежде чем перейти к следующему славянскому божеству, интересующему нас, к Дажьбогу, необходимо остановиться на одном из основных русских слов из сферы понятий, относящихся к социальной организации, к слову мир. Его специфическое значение - деревенская община. В старом русском оно могло означать как мирный договор, соглашение, так и общественное согласие. В древней Руси задруга и первоначально вервь были общественными союзами, основанными на родстве. В растущем обществе, особенно в городах, рамки этих первоначальных союзов стали слишком узкими.

Следующим этапом в развитии социальной организации, основанной не только на родстве, но и на общих интересах был мир в смысле общественного согласия. Слово мир имеет под собой, по мнению Р. Якобсона, религиозную основу, поскольку оно вполне соотносимо с именем иранского бога Митры, среднеперсидская форма которого была Михр. В среднеперсидском михр как абстрактное понятие имело значение дружба, ассоциация и, следовательно, русское мир было эквивалентом иранского михр [124, с. 127-128].

Митра был не только богом победы, но также и богом социального порядка. В Яштах Митру часто называют правителем (dahyupatis). Один из основных эпитетов Митры - справедливый (rtavan; urvata - основной закон…

Примечания:
* Море Хвалисьское в древнерусских памятниках. - См. [63, с. 12].
** Сварог - название верховного божества древних славян. - См [69. III, с. 176-177].


Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет (История религии бон)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru