поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Осетия в XV - начале XVIII в.
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2007 / Категория: Исторический Атлас
Осетия в XV - начале XVIII в.


Осетия в XV - начале XVIII в.  События XIII-XIV вв. стали катастрофой для Алании. Ее равнинные земли опустели. Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь й надежду на будущее, укрепились в горных ущельях, а равнина в XV-XVI вв. была освоена адыгами-кабардинцами, пришедшими из Западного Предкавказья. Ущелья, в которых сложилось смешанное алано-тюркское население, стали родиной балкарцев и карачаевцев. Осетины сохранили за собойлишь юго-восточную горную окраину разрушенного Аланского государства.
Горное земледелие было малопродуктивным и не очень надежным. Важнейшей отраслью хозяйства стало скотоводство. Продукты сельского хозяйства, ремесла и домашних промыслов обменивали через заезжих купцов или торговые центры Закавказья.
В естественных границах большого ущелья или нескольких каньонов и горных долин, разделенных невысокими перевалами, в XV-XVII вв. сложились осетинские общества. Все они были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами соседствующих общин.
Осетинская гражданская община -традиционная индоиранская (арийская) форма социальной организации. Население такой общины делилось на три колена, каждому из которых принадлежала своя часть территории. Идеология общинного единства опиралась на предание о происхождении всех граждан от общего предка и трех его сыновей, именами которых назывались три колена. Типичным примером гражданской общины было Алагирское общество. По преданию, древние колена алагирцев произошли от прародителя осетин Ос-Багатара. Трое его сыновей -Кусагон, Царазон и Сидамон воплощали три социальные функции ариев: религиозную, военную и производительную. Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых коленами Кусагонта, Царазонта и Сидамонта. Система поземельных прав, социальных и политических связей строилась как иерархия коллективов, в которые входил рядовой гражданин: семья-фамилия-селение-колено-гражданская община.
Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом. Звание уаздана передавалось по наследству.
Фундаментом политического устройства гражданской общины являлся Ныхас - собрание народных депутатов, опиравшееся на многоступенчатую систему местного самоуправления - квартальные, общесельские и коленные ныхасы. Правомочность Верховного Ныхаса определялась присутствием депутатских групп от трех колен. Тот же принцип соблюдался при формировании войска, при выборе посреднического суда.
Различия в природных ресурсах, военно-стратегическом положении, политических связях обусловили неравномерность развития и региональные особенности разных районов Осетии. Общие черты феодальных отношений в Осетии - собственность знати на альпийские пастбища (базу горного скотоводства); личная свобода крестьянина-арендатора, обязанного владельцу земли рентой и военной службой; многочисленный слой независимых общинников, владевших наследственными участками земли.
Территория каждого осетинского общества была защищена сложной системой оборонительных сооружений, отлаженным механизмом военного и таможенного контроля над дорогами и перевалами. Укрепления и крепости в Осетии всегда соседствуют с храмами и святилищами, составляя завершенный военно-идеологический комплекс, совмещающий функции духовной и стратегической безопасности.
Местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху, да и соседи воспринимали Осетию как единую страну. Сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, общества обьединялись для военной и внешнеполитической деятельности. В тех особых случаях, когда решались судьбы всего народа, созывался Всеосетинский Ныхас. Иными словами, Осетия эпохи горных обществ - это конфедерация самоуправляющихся областей. Сохранение в гражданской общине древних форм общественной жизни и народной культуры помогло уберечь основу этнического, культурного и политического единства Осетии.

Осетия в XV - начале XVIII в.
Святилище Реком

Осетия в XV - начале XVIII в.
Святилище Таранджелоз в Тырсыгоме

Осетия в XV - начале XVIII в.
Галуан (замок) в Дигории

Осетия в XV - начале XVIII в.
Обряд побратимства. Худ. А.Джанаев

Осетия в XV - начале XVIII в.
Народный суд. Худ, М.Туганов

Осетия в XV - начале XVIII в.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru