Главная > Осетинский аул и его традиции > КУЛЬТОВОЕ МЕСТО

КУЛЬТОВОЕ МЕСТО


3 сентября 2007. Разместил: 00mN1ck
Редко какое из горных сел не имело в черте селения или в ближайшем округе культового сооружения — церкви, ме­чети, святилища. Церкви строились на месте языческих капищ и святилищ, а также в честь Хуыцау и популярней­ших покровителей Уастырджи, Уацилла, Мады Майрæм, Мыкалгабыр, Никкола. В селах Северной Осетии с мусуль­манским населением строились мечети.

КУЛЬТОВОЕ МЕСТО


Композиционной частью многих селений в горах и в предгорьях являются священные рощи (дзуары хъæд). Как правило, они располагаются за чертой селения, в большин­стве случаев на возвышенных местах. Вот как описывают одну из таких рощ Энтельгарт и Паррот: "Поднимаясь к верховьям реки Терек по Трусовскому ущелью, в котором только кое-где виднеются тощие березки и кусты рододен­дрона и облепихи, путешественники были удивлены, уви­дев на южном склоне ущелья, выше селения Абано, краси­вый березовый лесок, имеющий полверсты протяжения. Оказалось, что это священная роща, состоящая под покро­вительством какого-то духа, который поражает болезнью каждого, осмелившегося сломить ветку или срубить дерево в этой роще(16)".

Назначение священных рощ различное. В одних случа­ях они служили местопребыванием какого-то духа, ле­гендарного предка (знаменитая роща Хетаджы къох близ с. Суадаг), в других — кладбищами (с. Зар Цхинвальского района). В таких рощах запрещалось рубить лес за исключением случаев, когда дрова шли на приготовление пищи и напитков в честь святого, которому посвящена роща. Свя­щенные рощи находились под коллективной охраной всей общины.

Источники:
16 Вейденбаум Е. Г. Кавказские этюды, т.1. Тифлис.1901,с.82.

"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru