поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
АСАТА. Начало.
Автор: 00mN1ck / 16 февраля 2007 / Категория: Духовный мир осетин » Древнее учение Осетин
Асата. Именно так назывался клан посвященных нартов хранивших чашу Уасамонга(Уас указующая). Символическую чашу знаний. На територии этого клана происходили общественные молебны нартов. Этот клан перенял (если можно так выразиться) жреческие функции Аллагата, и он являлся хранителем тайных знаний Уас. Мистические таинства этого клана дошли до сегодняшнего дня в традициях, обычаях и верованиях осетин. Впрочем, избегая каких либо утверждений ... правильнее предоставить читателям самим убедиться в этом.
Теологический анализ нартского эпоса осетин позволяет выявить четкую картину религиозных воззрений наших предков. В эпосе есть картина создания мира Богом, создания человека, и создания Нартов носителей Истинной веры. Эти тексты я хочу привести к в вниманию форумчан. Язык мифа - это язык аллегорий. С одной стороны он очень прост и лаконичен, но с другой непривычен и поэтому непонятен для многих наших современнииков. Поэтому предлагая текст нартского эпоса я буду сопровождать его коментарием. Хотелось бы обратить внимание читателя еще на один факт: изолированность осетинской духовной культуры обеспечена последними веками активной христианизации и исламизации региона, прежде, та духовная культура носителями которой до сего дня являются осетины, была довольно широко распространенна на территории Евразии. Этот факт дает нам широкие возможности в восстановлении прежних ценностей рассматриваемого нами религиозного учения.
К противникам традиционных религиозных возрений осетин у меня большая просьба не вступать в полемику, до тех пор пока мною не будет изложено полностью содержание предлагаемой темы, и дать возможность высказаться.
Информация по теме будет предлагаться дозированно, так, чтобы читатель мог осмыслить сказанное.

Дзырдтой нэ буц фыдэлтэ раджы, мэнг дуне, дам уыди фынэй, эмыр, эмэ саудалынг. Стэй арвыл фэзынди мэйы зынг, стъалыты *ртывд, эмэ кэрэй - кэронмэ нывэндгэ рацыд Эрфэныфэд. Уыйфэстэ ссыгъди сэуэхсид, эмэ цъэх арвыл фэзынди хуры цалх. Арвы цэссыгэй зэххыл сэвзэрди алцы *ппэт дэр: хэхтэ, *мэ дон, балас эмэ дыргъ, кэрдэг эмэ хор. Фэзындысты сырдтэ. Уалынджы хуры тэвдэй сулэфыд фурд, эмэ фэзындысты Донбетыртэ. ...Стэй сэ рухсы *ндэргфэрдыгау цэхэртэацагъта эмэ арвэй фесхъиудта зынджысталфэн. Эмэ куы эрхаудта уэд сау фэнык фестади зэххыл. Хуыцау ысфэлдыста уыцы эрвон арты сыгъдонэй Нарты.
Хъус-ма, ног фэлтэр, эз дын ракэнон Сырдоны фэндырэй нэ рагон фыдэлты эгъуыстаджы кадэг, эз дын фэдзурон сэ таурэгътэ.


Так начинали свои повествования сказители. Как видно из текста здесь изложена примерная концепция зарождения мира. Думаю интересно будет нашей молодежи знать, как это себе представляли наши предки.

Далее обратим внимание на вопрос о сотворении человека. Поэтому из повествования о сотворении мира мы выделим лишь один эпизод: «Рухсы *ндэрг фœрдыгау цэхэртэ ацагъта *мэ арвэй фесхъиудта зынджысталфэн. Æмэ куы *рхаудта, уэд сау фэнык фестади зэххыл. Хуыцау ысфэлдыста уыцы эрвон арты сыгъдонэй Нарты». ( Блестнув подобно драгоценному самоцвету, с неба сорвалась огненная звезда. Когда она упала то все вокруг оказалось в черном пепле. Господь создал из остатков этого небесного огня, Нартов.) Это к вопросу о появлении Нартов.
Теперь о народах живших до Нартов. «Сотворив мир Бог решил создать людей. По Его велению на земле появились уадмиры. Были это люди огромные и сильные, в ущельях они не помещались, земле их было трудно выдержать.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за уадмирами камбада – умом и силой на уадмиров похожие, а ростом невысокие, не выше нынешних десятилетних детей. Слишком маленькие оказались камбада для жизни на земле.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за камбада гамеров, но и они оказались слишком велики и ростом и силой.
И еще триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гамерами гумиров.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гумирами новый народ Нартов, и удались они ему, ростом и силой были под стать земле». (Нарты. Осетинский героический эпос. Книга2. С.6. Москва. Наука,1989)
Это один из первых кадагов осетинского нартского эпоса. Как видим, содержание эпоса не совпадает с официальной точкой зрения христианства на проблему происхождения человека. Не соответствует она и библейской версии о едином Боге. Ведь с точки зрения сторонников аврамических религий идея единого бога зародилась в среде израильского народа. И официальной причиной борьбы христиан с «устаревшими», «языческими» взглядами осетин, является многобожие их традиционных (мифических) верований. Но есть мнение, упреждающее мою наблюдательность о том, что идея «единого Бога» возможное заимствование из христианства. Поэтому не будем торопиться с выводами, а продолжим наш анализ текста дальше. Для этого мы приведем текст с аналогичной темой из Библии. «И создал Бог: зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю и над всеми гадами пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1;25,26,27). Как мы видим, взгляд христиан и творцов Нартского эпоса на проблему появления человека различен. В осетинском варианте Нартского эпоса говорится о существовании предшественников человека современного вида (уадмиры,комбады). Библия не учитывает процесса эволюции и исходит из того, что человек появился в результате божественного творческого акта сразу и в совершенном виде по образу и подобию Бога. На этом основании мы можем утверждать, что христианство не оказало никакого влияния на представления наших предков по данной проблеме. Кадаг о сотворении людей возник независимо от христианской концепции появления человека. Соответственно и идея единого Бога у осетин возникла вне зависимости от христианства.
Нартовский вариант сотворения человека, вызывает интерес и в силу некоторых других причин. Так с точки зрения археологии и антропологии появлению современного человека (Homo sapiens) предшествовали существа с иной внешностью, отличавшиеся от людей нынешних умом и силой. Нам известно, что древними обитателями Земли были: питекантропы, архантропы, синантропы, неандертальцы, и лишь после них появился современный человек.
Совершенно очевидно, что достижения современной науки, и взгляды наших предков на эту проблему не противоречат друг другу. Откуда же эти знания могли появиться в недрах столь архаичной культуры, в среде, в которой зарождался нартский эпос? Если Библейские истории можно приписать воображению, то к чему привязать столь точное отражение действительности в нартском эпосе? Здесь есть о чем задуматься.
…Но мы не будем отдавать свои мысли полету воображения и продолжим анализ следующего по хронологии текста нартского эпоса.

Исследование произведено при активном участии кандидата философских наук Цораева З.

СЭУЭССЭ
Кадаг о Сауассе, к сожалению, в силу непонятных причин, оказался малоинтересен для исследователей Нартского эпоса. Об этом говорит тот факт, что практически не существует статей, освещающих героику Сауассы (исключение составляют работы М.Туганова 1946г.). Даже такой «дотошный» исследователь как В. Абаев, нигде в своих работах не упомянул об этом герое. Тем не менее, кадаг о Сауассе заслуживает, на наш взгляд, особого внимания, тем более, что многочисленные исследователи прошли мимо теологических аспектов Нартского эпоса. Сегодня когда уже нет цензуры, строго контролирующей религиозную тематику, мы смело можем высказать некоторые соображения по этому поводу. Причем делать это будем строго в соответствии с текстом.
«Зынджыбардуаг Уазыкъуылдымыл арт ыскодта, эмэ артэн йэ фэздэг
арвмэ цыд. Дзорттэ йэм ысмэсты сты, эмэ йыл Галэгонмэ
бахъасткодтой: "Нал нэ уадзы цэрын йэ фэздэгэй, фэхэсс-ма йын й'
арт искуыдэм".
Галэгон ысдымдта, эмэ арт тынгдэр ысцырын, хъэдыл сирвэзт,
кэрдэг ыссыгъди, дуртэ сырх зынг фестадысты эмэ тъэнджытэ хаудтой.
Зынджы тэлмытэ цэм фэхэддзэ сты дзуэрттэм. эмэ хъаст байдыдтой
дзуэрттэ Хуыцаумэ: "Фервэзын нэ кэн ацы Зынджыбардуагэй –
эмбиссыгъд фестэм, эмбиссэфт фэкодтам".
– эгъгъэд цэ фэцагътай дзуэртты, – загъта уэд Хуыцау
Зынджыбардуагэн. – Мауал цэ саф!
(Нарты каджытэ. Орджоникидзе «ИР»,1989г. с. Гутиев К.Ц.стр.15) (Бардуаг Огня разжег огонь так, что дым от него закрыл небо. Дзорта на небе возмутились, и пожаловались Галагону: «Не дает нам житья, унеси его огонь в сторону». Галагон задул, но огонь еще сильнее разгорелся, камни покраснели, и лопались со страшным звуком. Языки огня стали обжигать божьих слуг. И они пошли жаловаться Богу: «Спаси нас от Бардуага Огня, не то сгорим и пропадем. Бог обратился к Бардуагу Огня: «Достаточно ты их пожёг, оставь их покое, достаточно»).
Зынджыбардуаг это дух (бардуаг) огня. Зачем ему надо было жечь все вокруг? Из древнеиранских верований мы знаем, что огонь обладал очистительной силой. И если принять это во внимание, то возникает вопрос: что не нравилось Духу Огня, и от чего он так усердно стремился очистить землю?
На этот вопрос мы можем получить ответ из самого же нартского эпоса. Дело в том, что ближайшими предшественниками Нартов были гуымирта. С ними же они и воевали на протяжении практически всей своей истории. Но кто такие гуымирта? Если перевести это слово с современного осетинского языка то увидим, что это слово представляет очень знакомый для нас смысл – идолопоклонники. «Гуымир» (по Абаеву) означает «кумир», «идол» (В.И. Абаев ИЭСОЯ т.1 стр530). Окончание та в данном случае означает принадлежность. Дословно получается примерно то же, что идоловы, кумировы (люди). Подобным образом в осетинском языке строятся слова чырыстатта –христиане, пысылматта – мусульмане.
Таким образом, если воспринимать смысл термина гуымирта дословно, то получается, что Дух Огня выражал нетерпение к идолопоклонникам. Вывод получается довольно смелый, если учесть тот факт, что благодаря христианской пропаганде мы знаем, что борьбу с идолопоклонниками начали потомки Авраама, все же остальные народы прежде пребывали в идолопоклонничестве или, иначе, язычестве. Именно по этой причине мы не будем останавливаться на «случайных» выводах столь категорично, а посмотрим, что нам «предложит» дальнейший текст эпоса.
– Нэ цэ ныууадздзынэн, Хуыцау! Фэлтау, мэ цэхэрыл физонджытэ
чи кэна эмэ дэуэн дэр чи кува, ахэм лэг сэвзэрынкэн дунейыл, эмэ цэ
ныууадзон.
(Нарты каджытэ. Орджоникидзе «ИР»1989г. с. Гутиев К.Ц.стр.15) (Не оставлю я их Господи, пока не создашь человека такого чтобы мог тебе молиться и готовить тебе жертвенное мясо на моем огне. Создай такого человека и я перестану жечь все вокруг).
Чего требует Дух Огня от Бога? Что, значит, приносить жертвы (физонэг - делается из мяса жертвенного животного), и молиться? Здесь не требуется многих размышлений. Конечно же, речь идет о создании Богом человека знающего (правильную) молитву и обычай жертвоприношения. Говоря современным языком речь идет о создании новой религии.

И Бог пообещал создать такого человека
– Ахэм лэг райсом фэзындзэн...
Хуыцау сэумэ раджы сфэлдыста цы хуызэн хъуыди, ахэм лэг, эмэ йэ
Зынджыбардуагмэ эрэрвыста:
– Кэрэдзиуыл нэ хэцы 'мэ йэ бахсид дэ цэхэры.
Зынджыбардуаг лэджы й' арты бахсыста, цэууондоны йэ ныппэрста,
эмэ лэг цъэх эндон фестади.
Лэджы ном Зынджыбардуаг ысхуыдта Сэуэссэ.
(Нарты каджытэ. Орджоникидзе «ИР»1989г. с. Гутиев К.Ц.стр.15) ( -Завтра появится такой человек… Рано утром Бог создал нужного человека, и отослал его к Жынджыбардуагу: « -закали его на языках своего пламени». Раскалил Дух Огня человека на своем огне и бросил в реку, и встал оттуда новый человек стальным. Дух огня назвал этого человека Сауасса).
Итак, Бог создал такого человека. И здесь мы видим обычай определённый самим Богом при рождении ребёнка. Это закалка его в огне и проточной воде. Такой разворот событий покажется интересным любому, исследователю религий ведь тот же обычай угадывается в словах Иоанна Крестителя: «Я крещу вас в воде, в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня: я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».(От Матфея 3;11). Подобное окунание в огонь и воду мы видели и в русских "языческих" праздниках «прыжки через костер и купание в реке. Подобным же образом закаляли и других нартовских героев Сослана, Батраза. Одним словом отрывок наводит на размышления.
Но на еще большие размышления наводит Имя нашего главного героя. Попробуем перевести его дословно, используя словарь осетинского языка В. Абаева. Saеw- утро, утренний. Восходит к иранскому sawah. (В. Абаев ИЭСОЯ т.3 1979г. стр. 93). Иначе говоря, слово очень древнее, не заимствованное с чужого языка, и наши предки вкладывали в него тот же смысл, что и мы сегодня. Следующее слово, которое образует имя нашего героя это слово аесс. По словарю В.И. Абаева оно означает – правда, истина (там же т.1 стр.101). Таким образом, при дословном переводе имени первого нарта получается удивительное имя - Утро Истины. Удивительно оно потому, что именно такое же значение придавал своему существованию и Иисус: Я есмь …, звезда светлая и утренняя.» (Откр 22:16). Даже со ссылкой на многоступенчатый перевод, значения имен очевидно идентичны по смыслу. Таким образом, наши первые предположения находят свои подтверждения. Получается, что речь в кадаге идет о создании новой веры, здесь же заложено и название её «Асс» – «истинная». А Сэуэсса является её провозвестником на земле. Здесь, я хочу высказать предположение, о том что один из этнонимов нашего народа - «асы», «ясы» -восходит к названию древней веры Асс. (такой взгляд разрешает все противоречия и претензии кавказских народов называться асами; менно принадлежность к этой духовной традиции способствовало распространению нартского эпоса среди кавказских народов) И в нартском эпосе, род посвященных в таинство культа Уасамонги назывался Асата, и именно у них проходили общественные молебны Нартов.(В некоторых случаях аналогом чаши Уасамонга является чаша Нартамонга, а Аллагата выступают как род хранителей и посвященных в таинство Чаши. Когда, как и за счет чего произошла смена названий культов? Чочиев А.Р. считает, что это могло произойти в результате религиозных реформ произошедших на фоне межплеменной борьбы арийских народов. (Нарты-арии и арийская идеология. А.Р. Чочиев.Москва 1996г.), Вопрос этот недостаточно изучен и требует отдельного и серьёзного рассмотрения).

– Хуыцау дэ сфэлдыста, эз дэ м' арты бахсыстон, эмэ цэр ныр
дэхицэн, – загъта Зынджыбардуаг Сэуэссэйэн.
– Эз ардыгэй афтэмэй н' ацэудзынэн, – загъта Сэуэссэ. – Дэ
зынгэй мын уыцы бар радт, эмэ йыл физонджытэ куыд кэнон, мигэнэнтэ
йыл куыд аразон. Эмэ уэд ацэудзынэн
(Нарты каджжыта. ИР 1989г. сост. К. Гутиев.)(Господь сотворил тебя, я закалил тебя в своем огне, теперь живи самостоятельно, сказал Дух Огня. – Я не уйду просто так. Ты дай мне возможность обращаться с огнем, так чтобы на нем я мог приготовить жертвенное мясо и орудия для труда. И после этого, я уйду.)
Этот отрывок говорит нам о том, что Сэуэсса прекрасно понял свое предназначение, которое он получил от Бога и Духа Огня, и оказался вполне достойным нести на себе это бремя.
Итак, согласно тексту кадага, Сауасса, которого еще называют Артэйгуырд Сэуэссэ (Рожденный Огнем), Является основателем древнеосетинской веры. И помня о том, что, женившись на дочери Донбетра, дал начало роду Нартов, мы имеем право теперь иначе, смотреть на происхождение рода Нартов. Если прежде, учитывая героику Нартов, мы смотрели на них как на воинов, то теперь с учетом этого кадага, мы видим, что наши предки видели в Нартах, прежде всего воинов Духа, иначе говоря, сеятелей новой, Истинной веры на Земле. Мы видим, что нарты являются не избранным (подобно библейской версии о иудеях), а созданным богом народом с целью распространения Истинного духовного учения - Асс.

Кадаг о Сэуэссе являет нам происхождение еще одного обычая последователей древнеиранских верований: обращение к Богу через посредство огня. Мы видим из кадага, что именно Бардуаг Огня явился инициатором появления Нартов. Он же явился и посредником при разговоре Сэуэссы с Богом. Это и есть мифологическое объяснение происхождения обычая молитвы через посредство огня. «Хур –Артхурон, Хуыцаумэ цэуэг дэ, уэлэмэ хорз хабэртэ фэхэс, фэстэмэ нын хорз арфэтэ ракэн!» (Хур – Артхурон (Солнце-Огонь Солнцевич- культовое название огня), ты вхож к Всевышнему. Будь там добрым вестником, возвращайся к нам с благословением.) (Памятники народного творчества осетин.ИР 1992г. стр.51). Этот обычай дал повод называть древних иранцев огнепоклонниками, но не помешал христианам взять его на «вооружение». Все мы знаем о христианском обычае молитвы при свечах, который был заимствован из древнеиранских обрядовых традиций, и не имеет объяснения в собственно христианской мифологии.

Зынджыбардуаг æм урс дзæнхъадуртæ-æрцъыкæхсонтæ радта
Сæуæссæмæ.
– Ам куы нæ уон, уæд-иу адон кæрæдзиуыл цæв, хус къæцæлтæ цыл-
иу бадар, æмæ ссудздзысты сугтæ. Райсомæй цæ мæ иу фырт –
Зынгæвзалы – æвзалы кæндзæн, изæрæй цыл меннæ фырт – Артæртхутæг –
æртхутæг æвæрдзæн. Æмæ йын афтæмæй ахуыссæн нал уыдзæн никуы дæ
зынгæн.
Уыйадыл Зынджыбардуаг фæцыди уæларвмæ. Фæлæ урс дзæнхъадуртæ
йæхимæ нывæрдта Сæуæссæ.
Сæуæссæ куырдадз ыскодта, фæттæ дзы рацагъта 'мæ цуаныцардæй
царди.
Из этого отрывка мы видим что Сауасса получил барта (способность) от Бога через Зынджыбардуага, пользоваться огнем, делать орудия труда (ремесло) и охоты в кузне, иначе говоря наделил Сауссу знанием о том как работать с металом. Сауаасса был первым посвященным , первым Асом, от него естественно его потомки Асата получили способность работать с огнем и металом. Этот отрывок может быть остался бы для нас неприметным если бы не находил свои параллели в мифах других народов. В германо- скандинавской мифологии Асы во главе с их предводителем Одином научили людей: плавить метал, а так же различным ремеслам, правильно молиться и варить пиво(Мифы народов мира.НИБРЭ. Олимп 1998г. стр.258). В славянской мифологии Асилки, "славные не только своей силой но и мудростью", учили людей "ремеслам,землепашеству и кузнечному делу"(Куда ушли асилки. Асов А. Наука и религия 1996 №6; 1997№?). Свидетельства о том что именно арийские народы научили людей плавить метал и ремеслам а так же правильной молитве мы находим и в Древнем Египте. Так Осирис, раннее имя которого Уасуара (сеящий божью весть, напомню сын его Хур-олицетворение солнечной энергии на земле) учил людей плавить метал, землепашеству, ремеслам и правильной молитве. Здесь уместно напомнить о том что Богу египтяне посвящали Богу пироги, пиво и мясо жертвенного животного. ((Древнеегипетская книга мертвых.Москва.ЭКСМО.2002год).
Итак мы видим что Бог о котором мы знаем из осетинского эпоса имеет черты реального Бога. Он посылает людям через нартов не смерть, как это было в случае с библейским богом "и истребишь все народы" (Второзак), но вместе с Истинным знанием он дарит людям способность облегчить себе жизнь через труд с помощью орудий труда и умения пользоваться огнем и работы с металом.

Уэд та иубон ысфэндкодта Сэуэссэ цуаны фэцэуын. Бирэ фэхатти
хэхты 'мэ кэмтты, фэлэ иунэг сырдыл дэр нэ сэмбэлд. Тынг ныффэллад,
эмэ иуран доныбыл афынэй. Уэд фурд эрбафэйлыдта, уылэнтэ йэ хэрдмэ
фехстой Сэуэссэйы 'мэ фехъал. Кэсы, эмэ иу урс саг цъитидон нуазы.
Сэуэссэ йэм фэкасти 'мэ дзуры йэхинымэр: "Ай эххормагэй куы
сэфын... Нэй йын ацы сагэн энэ амаргэ".
Фат ыл фэкодта, фэлэ саг йэ гуыбыныл ахуыссыд. Эмэ йэ сэрты
батахти фат. Дыггаг фат фехста Сэуэссэ. Саг фэгэпласта, эмэ йэ
бынты батахти фат. Эмэ саг йэхицэн энцад-энцой араст.


Олень в знаменитом скифском зверином художественном стиле занимает очень видное место. Если вы обратили внимание то, в указанном отрывке, в одном случае олень подпрыгивает. а в другом приседает для того чтобы увернуться от стрелы Сауассы. В обоих случаях олень поджимает ноги. Олень с поджатыми ногами был излюбленным изображением наших предков. Возможно этот сюжет и вдохновлял древних художников. Из дальнейшего текста мы увидем что олень встретившийся Сауассе окажется женщиной из донбетыров. Она научит его как сосватать её дочь. Таким образом изображение оленя являлось тотемным и означало изображение праматери. Скифы называли её Арьямад, у Геродота она упоминается как Армайти. Почитание праматери и её тотема у скифов было настолько высоко, что некоторые из скифских племен носили имя тотема Саки (Шакьи) (с осет. олень). Напомню, что основатель буддизма Гаутама Шакьямуни происходил из скифского племени Шакьев (БЭС.Москва."Советская энциклопедия"1989г. стр.175). По легенде на его проповедях наряду с учениками присутствовали и олени. Саки оставили свой след и в Крыму где их именем назван город Саки.

Далее текст кадага рассказывает о сватовстве Сауассы. Эта красивая история заканчивается так: Донбеттыртэн сэ куывд чындзэхсэвмэ разылд. Энэхъэн къуыри нэ
рауагътой сэ уазэджы. Иннабонæй иннабонмэ нэ систой сэ фынгтэ.
Стэй цэ Зилгэцады былмэ фэхэддзэкодтой Донбеттыртэ сэ хо 'мэ
Сэуэссэйы.
Цард цыл бацайдагъ уыйфэстэ Сэуэссэ 'мэ Донбеттырты чызгыл,
эмэ цын райгуырди эртэ фырты: Борэ уыди сэ хистэр, Дзылэу –
астэуггаг, эмэ Болатбэрзэй – сэ кэстэр.
Афтэ, гъе, равзэрдысты Нартэ.

Так заканчивается кадаг о Сауассе.
Судя по всему, этот кадаг очень древний. Сказания подобного этому нет в русских переводах Авесты, текстах древнейшей иранской веры Зороастризма, основатель которой, жил примерно в 5-7 в.в. до н.э. Но в Авестийских текстах есть частое упоминание о других героях спасителях – Саошьянтах. К Саошьянтам относили, в некоторых случаях, и самого Заратустру. Саошьянт принято переводить как «Спаситель». Причем речь идет, очевидно, о духовном спасении. Саошьянты по древнеиранским верованиям периодически приходят на Землю и вырывают людей из рук Ахримана –Дьявола. Откуда происходит легенда о Саошьянтах? Совершенно очевидно, что легенды эти в иранской мифологии появились намного раньше появления на свет реформаторской религии Заратустры. Именно реформатором называют Заратустру, учитывая тот факт, что он всего лишь приспособил древнюю веру иранцев к своему времени. Корни же этой религии уходят в глубокую древность. Интересно, что среди специалистов есть мнение о том, что именно с реформаторской религией Заратустры произошел коренной раскол между племенами южного и северного Ирана. Северные иранцы остались верными учению отцов. К ним, кстати, относили и предков осетин – скифов. На этом основании, а так же учитывая некоторое созвучие в именах Сэуэссы и Саошьянтов, уместно предположить, что эти легенды имеют один и тот же источник происхождения. Здесь нужно учитывать особенности иранских языков. Буквы С и Ш, в зависимости от диалектов, взаимно заменяемы. А окончание в конце имени –янта, -онта могут означать принадлежность к роду, основателем которой является некий, в данном случае Саоша.

Легенды о Саошьянтах были в свое время очень сильно распространены на территории Евразии, в частности на Ближнем Востоке. Носители этих древнеиранских верований называли волхвами, магами или же просто - мудрецами. Древние считали, что человек постигший мудрость, становился обладателем великой Божественного знания, которое давало возможность справедливо царствовать над людьми. Именно легенды Древнего Ирана легли и в основу Христианства.
Из текста Библии мы знаем, что возвестить о рождении младенца Иисуса пришли волхвы – мудрецы с востока. В Арабских евангелиях мы находим:
«Случилось же так, что когда родился Господь Иисус в Вифлееме иудейском во времена царя Ирода, пришли вдруг с востока маги в Иерусалим, как и предсказывал Зерадушт. И были с ними дары — золото, ладан и смирна. Поклонились они Ему и дары свои поднесли».(http://www.biblicalstudies.ru/Lib/NTApok/ArabChild.html ).
Из предсказаний самого Заратустры мы знаем: «После Зарстустры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время три раза, должны явиться человечеству три Спасителя – Ухшьят – Эрэта, Ухшьят – Нэмах (или Астват –Нэмах) и Саошьянт (Астват – Эрэта)» ( Чаще все они называются Саошьянтами). (Авеста в русских переводах. Нева. Летний сад.1998г. Вступительная статься С.Н. Соколова. Стр.1. Иначе говоря волхвы пришли возвестить о рождении очередного Саошьянта. ...Да и имя нового героя – Иисус, подозрительно сильно похоже, по звучанию, на имя основателя древней традиции Æсс – истины Сœуœссы. О том насколько сильны были легенды, и верования древнего Ирана на Ближнем востоке говорит та значимость, которую придавали жители Иудеи именно приходу волхвов.

При ближайшем рассмотрении Нартского эпоса с точки зрения теологии, коренным образом меняется наша оценка наследия прошлых поколений и роли духовного наследия нашего народа, в формировании ранних цивилизаций. Здесь я не оговорился. Дело в том, что в появлении такой мировой религии как Буддизм, связано имя Гаутамы Шакьямуни, скифа по происхождению. Современные ученные давно заметили, что учения христианства и буддизма во многом пересекаются. В связи с этим были даже выдвинуты новые версии об обучении Иисуса в Индии или даже в Тибете. Но на наш взгляд точки соприкосновения этих учений уместнее искать в осетинских источниках, т.к. во-первых устные традиции в Осетии на удивление хорошо сохранились, а во-вторых на эту связь напрямую указывают и научные археологические исследования. Сегодня никто уже не может отрицать влияние древнеиранской в частности скифской культуры на формирование индийской, ближневосточной и европейской цивилизаций.
Предвижу, что при чтении этой статьи может возникнуть недоуменный вопрос: О каком истинном религиозном учении идет речь в осетинской устной традиции? И действительно ведь в эпосе мы не имеем ничего такого, что нам могло указывать здесь на наличие привычного нам религиозного учения. Под религией мы привыкли понимать нечто вроде заветов и наставлений, но ничего подобного в эпосе нет. Дело в том, что именно своды правил и законов, заветов и наставлений наши предки считали элементом несовершенства учения. Так в чем же истинность и смысл учения переданного Богом человечеству через Сауассу, нам же через Нарты кадджыта, и обычаи предков? Об этом, мы расскажем далее.

Даурбек Макеев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • Мариинские вечера
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • О родном слове
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Аншлаг за аншлагом
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • "Разговор с Отечеством"
  •   Архив
    Октябрь 2017 (32)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru