поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)
Автор: 00mN1ck / 16 февраля 2007 / Категория: Духовный мир осетин » Древнее учение Осетин
Пожалуй, самое таинственное и наиболее сложное для осознания понятие.
Слово Уас в обычном употреблении можно перевести - весть, новость. Осетины связывают это понятие и с "религиозно-магическими представлениями"(ИЭСОЯ. Абаев В. И. т.4). Как слово «Уас» - (весть новость) может быть связано с теологическими представлениями осетин?
По представлениям древних время течет непрестанно, ни один миг не повторяет другой, все вокруг меняется и нет таких обстоятельств, которые бы повторялись в прошлом или повторяются в точности в будущем. Истинное знание о мире, это знание с учетом всех изменяющихся обстоятельств и поэтому всегда новое знание, т.е. Уас.
Сознание человека обычно загружено мыслями и стереотипами, поэтому часто его восприятие мира бывает предвзято и субъективно. Именно по этой причине взрослый человек неспособен, воспринимать информации столько, сколько воспринимает ребенок, чье сознание чисто и свободно от мысленных нагромождений.
Воспринимать мир таким, какой он есть способен человек, освобожденный от материальных привязанностей, от своего эго, и беспорядочно блуждающих мыслей. Об этом очень хорошо говориться в сказании о Чаше Уасамонга (Нарты. Осетинский героический эпос,кн.2, восточная литература, Москва,1989г.)(нарты Уацамонгэ) мифическом символе древнего знания. Чаша Уасамонга(Уас –указующая) смогла быть послушной только Батрадзу, убившему семь дауагов, зэдов, мыкалгабыров, а также сына владыки хлебов Хоралдара-Бурхорали. Здесь, очевидно, миф хранит тайну о долгом воздержании от еды (посте) ибо мыкалгабырта и Бурхорали - держатели продовольственного изобилия. Убить дауагов и зэдов означает - избавиться от материальных привязаностей. Здесь Батрадз выступает не только как доблестный воин, прославившийся своими подвигами, но и как лицо духовное(монах), подчинивший своему контролю привязанности, страсти, желания. Информацией о том, что именитые нарты отличались твердостью по отношению к уайугам пронизан весь текст Нартского эпоса.
Кто опирается на Уас, тот принимает верные решения и поступает правильно. Кто видит мир Уас, того не привлекают ценности, предлагаемые дауагами, т.е. ценности материально-го мира. Исходя из этого, человек мира Уас, не имеет привязанностей, а не имеющий привязанностей - справедлив. Тот, кто справедлив и способен принимать правильные решения, тот достоин быть вождем.
И не случайно, "присутствие во всех индоевропейских языках слово "ази, аза, азен и аз" означает бога, господина, вождя и народного героя"(Савельев Е.П. "Казаки.История"Репрентное переиздание книги "Древняя история казачества". Новочеркаск,1915г. Владикавказ,1991г. с.21). С большой вероятностью можно утверждать, что это слово осталось от древнего знания индо-европейцев, сохранившегося в Осетии. Человек, сосредоточивший свое внимание на Уас, соединившийся с Уас, воспринимает все происходящее вокруг изменения не только визуально, но и на энергетическом уровне. Такой человек может видеть мельчайшие изменения в поведении людей, он может предугадать дальнейшее развитие мысли собеседника. Такие особо чувстви-тельные люди очевидно, легче могут управлять людьми. Поэтому знание традиций древней веры и связанное с ним таинство было всегда достоянием аристократической прослойки общества - Уасдан (вмещающих Уас).
Понятие Уас несет основную теософскую идею древней веры. Дело в том, что нет правил, пригодных на все случаи жизни так как обстоятельства жизни постоянно изменяются. Но в то же время для того, чтобы принять правильное решение нужно единство с реальностью, с Уас, которое возможно только с практикой сознания. Поэтому в осетинском эпосе часто встречается изречения типа "Бон кувдэй эрвит"."Хэсты боцыдтэ, уад искэй зондмэ, хъусын нэ хъэуы, фэлэ хъуамэ дэхи фэнд атэрай"(Нарты кадджытэ. Чиныгуадзэн ИР, Орджоникидзе,1989г. Собр. Гутиаты Къ. т.1.с.164) (проводи дни в молитвах, когда нужно принять решения принимай его сам, не слушай чужих подсказок). До сих пор в традиционной осетинской семье сохраняется обычай, когда старший не читает нравоучений младшему, не задает молодому правил, по которым он должен жить, предоставляя мальчику, возможность самому решать встающие перед ним проблемы, не опираясь на навязчивость правил.
Понятия, аналогичные осетинскому Уас, как единственно реальной правде постоянно изменяющихся обстоятельств, сущест-вуют и в других религиозных учениях. Так, например, индийская традиция хранит понятие об Абсолюте: "Абсолют не по-вторяется: каждое явление, каждая вещь, каждое мгновение неповторимы и незаменимы. Отсюда следует, что каждое явле-ние требует всей полноты нашего внимания, ибо оно абсолютно новое. Отсюда следует, что каждое мгновение требует всей полноты внутреннего переживания, ибо такого уже не будет никогда"(Ж-л Москва.№8,1982,Сидоров В. "Семь дней в гималаях").
Из этого тезиса можно понять, что Уас и Абсолют несут с собой одинаковую смысловую нагрузку.
Духу Уас в Евангелии аналогичен Святой Дух, несущий действительную информацию о мире "опираясь" на него, человек поступает правильно. Об этом Иисус говорил так: "Не заботь-тесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать: Ибо не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас"(От Матф.10:19-20).
Осетины почитают великий дух Уас - Уасстырджи (где стыр великий, а джи производное слово от йуаг, йуадж-дух, энер-гия).
Текст Авесты подтверждает тождественность Ахура Мазды*( маз с иранского - великий) и Святого духа.
"Спросил Ахура Мазду
Спитама - Заратуштра:
"Скажи мне Дух Святейший
Создатель жизни плотской и т.д."
(Авеста)
Уасстырджи (или Святой дух) делает сильным дух и подсказывает правильные решения. Поэтому он считается покровителем воинов, путников (жизни) Дух Уас это божий дух на земле. Так, нарт Сэрхъыз в своей молитве говорит: "Уастырд-жи, Хуцауэмсэр дэ". (Великий дух Уас, ты един с Господом, сознанием своим).

В русском языке древнее индоевропейское слово «Уас» тоже не ушло бесследно. Скорее всего с ним связано слово «весть», а так же слово «Ясно»(уас(но)), которое удивительно точно передает информацию о состоянии сознания, объединенного с Уас. Кроме того, до сих пор, это слово употребляется в рус-ском языке для обозначения мистического видения в слове ясновидящий. Слово истина так же напоминает по звучанию древнее эс.

Даурбек Макеев.
#1 написал: Владимир (Ладемр) (9 декабря 2010 16:29)
Мне кажется что при передаче(написании) осетинских слов нужно руководствоваться реальным, официальным их звучанием в живой осетинской речи, иначе для непосвященного все выглядит звучащим очень уж странно, а для посвященного смешно...(тут,конечно, определенная вина на самом принятом алфавите...). Нужно написать осетинское слово по-осетински(с '' и 'ы')и добавить такую парадигму(в начале или конце письма):
'' - это первый гласный звук в словах 'совет/мосты',
'ы' - звук между'д/в' и 'р' в словах 'Александр/Лувр'.
Я всегда недоумеваю, почему в окончаниях на '-бек' пишут именно 'к', а не 'г', как произносят реально в Осетии: 'Даурбег', а не 'Даурбек', 'Казбег', а не 'Казбек' и т.д. Для осетинс. уха это звучит ЖЕСТКО.
Нужно также исправлять алфавитные фальши и отобразить реальную фонему и написать русские аналоги:
'ц' - это рус 'с'
'с' - это рус 'ш'
'дз' - это рус 'з' (в осет. же нет такого звука 'дз').
Также нужно указать ударение в слове или фразе;
в осетинском далее второго слога не бывает ударения.
Для пишущего все это не составит никакого труда, а для читающего будет представлена более реальная картина.


"Спасибо", что в моем сообщении проглочены осетинские графемы для самого распространенного в осетинской речи гласной фонемы "", характеризующей ее душу !!!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Островский по-болгарски
  • Победила «Оцифровка». «Ростелеком» выступил партнером форума молодых журналистов в Северной Осетии
  • Вахтанговская премьера владикавказской «Кармен»
  • Работы осетинских художников 1920-х годов
  • Александр Сокуров: Бороться за силу просвещения
  • В музее – «Легкое головокружение»
  • Подарок от Бориса Мессерера
  • Очаг Фатимы
  • Берега вечности истинной поэзии
  • Один североосетинский вуз вместо двух: зачем?
  •   Архив
    Апрель 2017 (32)
    Март 2017 (56)
    Февраль 2017 (51)
    Январь 2017 (62)
    Декабрь 2016 (65)
    Ноябрь 2016 (23)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru