поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Краткий катихизис осетинского мировозрения
Автор: 00mN1ck / 15 января 2008 / Категория: Древнее учение Осетин, Нартский эпос, Религия
Предисловие.
Посмотрев на наименование катихизиса, человек может задаться вопросом – зачем нужна новая религия. Но, есть два «Но». Первое это то, что религия, сохраненная в предании предков, не новая, а самая что ни наесть древняя. Второе это то, что эта религия говорит нам о иной причине творения человека и ином его предназначении.
Нам говорят, что до прихода мировых религий народы, населявшие территорию современной России, были дикими, языческими. Новгородцы поклонялись Сварогу, а киевляне Перуну и не было Лада между ними. Но поклонялись ли? Сварог – небесный кузнец, он же Курдалагон и он же покровитель мастеров и кузнечного дела. Естественно новгородцы, являясь людьми мастеровыми, справляли наиболее крупные праздники в честь своего покровителя. В отличии от них киевляне, были земледельцами и самые шумные праздники справляли в честь своего покровителя Перуна громовержца, он же Уасила. Но поклонялись они Единому Богу, исполняя Эхдау по отношению к своему покровителю, а религия эта именовалась Ассианством. Если посмотреть на так называемые языческие празднества других народов России, то обнаруживается зависимость между «главными языческими богами» и их основной, хозяйственной деятельностью. Но это не язычество, это Ассианство. И незнание его основ не дает ни кому права называть эту религию языческой, а людей ее исповедующих многобожниками.
Ассианство ставит перед человеком две задачи, самопознание и познание материальной вселенной. Эти задачи включают в себя те, которые ставят перед человеком современные мировые религии. Но они гораздо шире, потому как глобальная цель человека – возрождение вселенной в огне большого взрыва, а не вечное наслаждение в райских кущах. Эта цель достигается решением обоих задач. Потому как человек, познавший материальную вселенную, но не осознавший своей духовной природы, не сможет запустить механизм большого взрыва. Уаиги, во власти которых он находится, будут использовать все его знание для продления своего существования. А человек сознающий свою духовную природу, но не достигший полного знания материальной вселенной не сможет запустить механизм большого взрыва, в виду недостатка знаний.

Бог.
Иунæг Ыстыр Хуыцау - Единый и Великий Бог, Великое Сияние. Для человека Он непознаваем. Перед нартами Он не является, ни в каком виде. Но все молитвы Нартов обращены только к Нему. И Он им не в чем не отказывает. Он даже удовлетворил желание Нартов сразится с Ним, и явил им Свое могущество.
Единый и Великий Бог, познаваем для человека в видимой части Своего Замысла, которая называется Зэнд Мон или Амонд, а весь Замысел называется Мон. Замысел разумен, потому и человеческий разум тоже называется мон. Другие области Его Замысла, недоступные для человека называются Уалимон и Далимон. Время жизни видимого замысла - Амонд называется Иратаман и является временем жизни этого тела вселенной, это циклическое время, а отдельные его циклы называют Заман. Время всего замысла видимого и невидимого называется Растаг, для нас, обитателей Амонд, это время линейное и выражает необратимость Замысла. Замыслив мир Он проявил пассивное начало мира, называемое обычно Дзерассой(Материальное тело вселенной), и активное начало мира, называемое обычно Уастырджи(Дух вселенной).
Уастырджи оживляет Дзерассу и творит в ней материальные формы. Об этом сказано в кадаге Уырызмæджы мæсыг.
«Куыддæр ахибар и Хæмыц, афтæ Уастырджи йæ бæхыл æмæ йæ куыдзимæ уым зæппадзы цур ыстæлфыди. Йæ уæйлаг нымæт зæххыл айтыгъта, йæхæдæг зæппадзæй мард Дзерассæйы райста. Нымæтыл æй
æрывæрдта уæлгоммæ. Нымæтын йæхсæй йæ 'ркъуырдта, æмæ Дзерассæ
райгас и. Базыдта ус йенамонд.
»
«Æрбабон и. Хæмыц æрцыди сæхимæ. Уæд Дзерассæйæн райгуырди сатæгсаухил чызг, байраг æмæ хъæвдын. Уыдон радыгай дадтой Дзерассæйы дзидзитæ.»
Дзерасса содержит в себе все формы – Хуз, и наделена всеми Миниугтæ – материальными качествами. Предоставленная сама себе, она распределят равномерно все качества и потому не имеет формы. Ее символ вода, которая принимает заданную сосудом форму и которая ассоциируется с предвечными водами, которые лишены времени, пространства и чувства. Она дочь Донбетра – царя вод. Уастырджи наделен нравственными качествами - Уаг, знанием - Зонд, сознанием – Æмзоннд, самосознанием - Хиæмзонд и стремлением Мондаг.
Пассивное начало, в человеческой форме проявляется как женщина, а активное начало как мужчина. Этим объясняются различные действия мужчины и женщины в приготовлении к Кувду. Мужчина готовит жертву – кусарт, а женщина – пироги и пиво. Интенсивность Творчества в частности и деятельности вообще, располагается между двумя крайностями, от абсолютной пассивности до неудержимой активности. Потому и Мир являясь творением, состоит из двух начал, активного начала называемого Духом и пассивного начала называемого Материей. Идея двуначалия видимого МонАмонд, содержащаяся в Нартиаде, прошла весь цикл отрицания и находится в фазе нового осмысления. Вначале идея двуначалия отрицалась множественностью, это эпоха сил Тау и стражей Пай. Идею множественности сменила идея активного начала, это эпоха витязей Ас и вести Уац. Идею активного начала сменила идея пассивного начала, это современная эпоха золотого тельца и девмонов. Пройдя через отрицание материального, человек пришел к отрицанию духовного. Но Замысел разумен - Мон, коммунисты и атеизм подготовили почву для Ацамаза. Пришло его время - Время Ацамаза, он с помощью своей чудесной свирели соединит в гармоничном единстве Активное и Пассивное начала мира, освободит людей от власти жестокого алдара, а печенью его оленя излечит старого Аца.
Материя содержит в себе все возможные материальные формы – Хуз и качества - Миниугтæ, но в силу своей пассивности не может их проявлять. Дух как начало активное - Мондаг обладает сознанием - Æмзоннд, знанием - Зонд и самосознанием - Хиæмзонд, но не имеет формы и вне материи не может проявить свои нравственные качества - Уаг. Таким образом, Начала Мира дополняют друг друга, и весь проявленный мир - результат творчества духа в материи. Дух проявляет материальные формы, применяя к материи творческую энергию Единого и Великого Бога. Творческая энергия Единого и Великого Бога, как и Начала Мира, проявлена в Амонд и познаваема для человека. Единый и Великий Источник Качеств рождает одного Мон – Замысел, Один порождает двух, Материю и Дух, Трое - Материя, Дух и Творческая Энергия, порождают все многообразие видимого Мира – Зэнд Мон или Амонд.
Творческая энергия, как и само творчество, состоит из двух аспектов, - разрушение и созидание. В этической плоскости, эта двойственность творчества, проявляется как добро и зло. Разрушение и созидание проявляют себя как добро и зло, но сводить взаимодействие разрушительного и созидательного аспектов творчества к противостоянию добра и зла, означает сужение понятий Творчество и Творец.

Творение вселенной
Замысел Мон, реализуется с верху в низ, а завершается с низу в верх для Духа и в обратном порядке для Материи. Великий Дух, повинуясь стремлению – Мондаг, обладая самосознанием – Хиæмзонд, знанием - Зонд, сознанием – Æмзоннд реализует нравственные качества - Уаг. Осветив Материю огнем большого взрыва, он все глубже проникает в нее, пока тело вселенной не засияет во всем своем величии. Сияние вселенной пробуждает в человеке стремление – Мондаг и человеческий дух реализуя сознание - Æмзоннд начинает восхождение до самосознания – Хиæмзонд, накапливая знания – Зонд и совершенствуя нравственные качества - Уаг. Пока человек достигает знания, самосознания и совершенства, материальное тело вселенной разрушается, что бы вновь засиять во всем своем величии. Таким образом Мон реализуется четырьмя нисходящими овеществлениями, и восхождением человеческого духа. Первыми овеществляются кристаллические материальные формы, они создают условия для проявления эмоциональных, ментальных и социальных овеществленных форм. Познавая эти формы человек достигает знания, совершенства и самосознания.
Проявленная Единым и Великим Богом Материя, не содержала ни времени, ни пространства, ни чувств. Именно так начинается описание творения в Нарты Кадджытæ: - «Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ раджы, мæнг дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг.» Потому как фынэй - спящий не наблюдает времени, эмыр – глухой не имеет чувства названного слухом, а в абсолютной темноте, - саудалынг – нет пространства.
«Стæй арвыл фæзынди мæйы зынг, стъалыты 'рттывд, æмæ кæрæй-кæронмæ нывæндгæ рацыд Æрфæныфæд.»
Великий Дух, проявляясь в форме духов материальных сил, которых обычно называют дуагами, творит материальные формы вселенной. В начале Зынджыбардуаг огнем большого взрыва освещает материю и приводит ее в движение. За тем вместе с остальными дуагами творит светила – «мæйы зынг, стъалыты 'рттывд», звезды, звездные системы и галактики – «æмæ кæрæй-кæронмæ нывæндгæ рацыд Æрфæныфæд.»
Затем Великий Дух проявляется в форме зэдов, так обычно называют духов планет и светил, коллективных духов высших животных, и духов различных видов деятельности, и в форме зуаров, так обычно называют духов местности. Зэды и зуары создают формы, которые обычно называют живыми.
«Арвы цæссыгæй зæххыл сæвзæрди алцы 'ппæт дæр: хæхтæ 'мæ дон, бæлас æмæ дыргъ, кæрдæг æмæ хор. Фæзындысты сырдтæ. Уалынджы хуры тæвдæй сулæфыд фурд, æмæ фæзындысты Донбеттыртæ.»
В биологии различают пять уровней живых систем, - клетка, индивид, вид, биогеоценоз, биогеосфера. Вид являясь целостной живой системой, как материальная форма содержит дух, который является зэдом – видовым духом, а каждое конкретное животное этого вида является конкретным проявлением зэда в материальной форме. Зуары являются духами биогеоценозов, а все растительные формы и другие низшие живые формы местности, занимаемой биогеоценозом, являются проявлениями зуара в материальной форме.
Обыкновенный булыжник, простая материальная форма. Но уже у простейших одноклеточных организмов присутствует эмоциональная реакция на среду. У многоклеточных наблюдаем зачатки мозга и органов восприятия среды, а у высших животных примитивные социальные формы. Это обычно называется четырьмя уровнями структурной организации материи. Кристаллическая, эмоциональная, ментальная и социальная формы структуризации материи.
С появлением материальных структур социального уровня, творение вселенной Великим Духом заканчивается и наступает время проявления человека.
Свойства материи таковы, что всякое взаимодействие между материальными формами происходит с неизбежным рассеиванием части энергии взаимодействия в окружающую среду. Со временем импульс активности, который придал материи Великий Дух, полностью рассеется и материя вселенной возвратится к состоянию «… фынæй, æмыр æмæ саудалынг.» К этому времени Человек достигший знания и самосознания и совершенства, предаст вселенной новый импульс.
Так в кадаге нарты фæткъуы, описан сюжет в котором нарт Æхсæртæг, оживляет умирающую Дзерасу. Но Дзерасса это материалное тело вселенной, и в одном случае Великий Дух оживляет умершую Дзерассу, а в другом случае материальное тело умирающей вселенной оживляет нарт Æхсæртæг – Человек.
«– Æмæ йын ницæмæй ис ысдзæбæхкæнæн?
– Ис, – дзуры мад, – йæ игæры кæрдихтæ к' уаиккой, уæд.
– Куы йæ фервæзынкæнин, уæд мын цы радтиккат?
– Кæд ыл барвæсдзынæ, уæд æй дæуæй хуыздæр кæмæн раддзыстæм?
– Уæдæ мæм æй ракæнут. – Цæуынæн нал у, йæ бон нæу! Дыууæ чызджы йæм фæткъуы 'рбахастой. – Æххæст ма хъæрмуст æхсыр дæр æрхæссут.
Мад æм иу чысыл къусы хъæрмуст æхсыр æрбадавта. Æхсæртæг
фæткъуы лыстæг карст акодта. Игæры кæрдихтæ систа, æхсыры къусы цæ
ауагъта 'мæ дзуры: – Бакæнут мæ ныр уæ рынчынмæ.
Æмæ йын Æхсæртæг йæхи къухæй уыцы æхсыр бадардта фæткъуыйы
кæрстытæ 'мæ игæры кæрдихтимæ. Æмæ чызг адзæбæх и 'мæ атыхсти
Æхсæртæгыл, æмæ йæм дзуры:
– Мæ ирвæзынгæнæг!
»
Дзерасса сама поедает плоды с Древа Жизни, что в итоге приводит ее к предсмертному состоянию, а излечивает ее Ахсартаг при помощи плодов Древа Жизни, частичек ее печени и молока.
Возрождение умирающей вселенной в огне «Большого взрыва» - это функция охраны Древа Жизни и цель Человека, из которой вытекают две задачи человека, и два метода познания. Одна задача познание материальной вселенной, она решается методом научного познания. Другая задача, - осознание Великого Духа, решается методом самопознания.
Человеческий дух подобен Великому Духу. Он в отличии от зэдов, дуагов, зуаров и других духов, проявленных Великим Духом, проявлен Единым и Великим Богом.
«Стæй сæ рухсы 'ндæрг фæрдыгау цæхæртæ ауагъта, æмæ арвæй фесхъиудта зынджыстъæлфæн. Æмæ куы 'рхауди, уæд сау фæнык фестади зæххыл. Хуыцау ысфæлдыста уыцы æрвон арты сыгъдонæй Нарты.»
Великий Дух, проявшись как Зынджыбардуаг, начал творение вселенной и в этой же форме возвестил Единому и Великому Богу о завершении творения, и о времени проявления Человека.
«– Нæ цæ ныууадздзынæн, Хуыцау! Фæлтау, мæ цæхæрыл физонджытæ чи кæна æмæ дæуæн дæр чи кува, ахæм лæг сæвзæрынкæн дунейыл, æмæ цæ ныууадзон.»
С появлением Человека, Великий Дух проявляется как личность – Уастырджи.
Он как мудрый учитель ведет Человека к знанию, и к осознанию своей тождественности с Ним.

Человек
Непосредственными предшественниками Нартов являются Гумиры. Гумиры создают социальный уровень структурной организации матери. Материальная форма гумиров мало чем отличается от материальной формы человека. Гумир и человек отличаются духом. Дух гумира, являясь частичкой Великого Духа, не обладает духовным самосознанием. Напротив гумиры полностью отождествляют себя со своей материальной формой. Человеческий дух, подобен Великому Духу и обладает духовным самосознанием.
Материальная форма человека охватывает все уровни структурной организации материи. Потому и говорят, что у человека четыре тела: - фыд, зарда, мон, ном. Взаимодействие физического, эмоционального, ментального и социального тел человека, и человека со средой, отраженное в электромагнитном поле, обычно называют аурой. Аура представляет из себя электромагнитное поле, создаваемое движущимися по нервным клеткам зарядами. В ауре выделяют семь центров называемых Чакрами. От первой к седьмой чакре и обратно, движутся вертикальные восходящие и нисходящие информационные потоки. Во 2-6 чакрах происходит преобразование горизонтальных потоков энергии поступающих из внешней среды, в информацию и обратное преобразование информации в энергию, направляемую в среду. Первая чакра располагается в области копчика, а седьмая в области темечка. Остальные пять располагаются между первой и седьмой, и функционально относятся:- 2 и 3 к физическому, 4 к эмоциональному, 5 к ментальному и 6 к социальному, телам человека. Мощные горизонтальные потоки энергии, преобразующиеся в чакрах в информацию, могут ослеплять духовное самосознание человека. Такие потоки обычно называют Уаигами. Человек атакованный уаигом, перестает сознавать себя духом. Он начинает отождествлять себя с тем телом, через чакру которого вторгся уаиг.
Уаиги могут захватывать целые народы, тогда их в Нарты Кадджытæ называют алдарами. Один из таких народов освободил Ацамаз, когда искал лекарство для своего отца. Гумиры всегда под властью уаигов, потому как являясь частичкой Великого Духа, не имеют духовного самосознания. Человек находящийся во власти уаига фактически становится гумиром. Его самопознание и познание мира ограничиваются уаигом, и он останавливается в развитии. Одним из самых опасных уаигов является черный уаиг. В кадаге нарты кастар он проклял модых.
«Æмæ йыл Алæгаты лæппу тых байдыдта, æмæ йæ ’рбырста фæстагмæ. Сау уæйыджы
фырт ма дзурыныл архайдта...
Ма йæ бауадз ысдзурын зæгъгæ фæкодта Æрфæн.
– Уæ, мæ бæх, уадз æмæ дзура, мæнæ æрдæг мард куы у!
Сау уæйыджы фырт загъта уæддæр:
– Дæу сарæзтой Уырызмæджы фат æмæ ’рдын. Мæ фыды мын уыцы
фатæй амардтой. Дæу сарæзта Хæмыцы арц, уымæй та мын Хæмыц мæ мады
амардта, ком ын куынæ радта, уæд. Дæу сарæзта Сосланы кард – уымæй
та мæн марыс. Дæу сарæзта Æрфæн, Уырызмæджы бæх. Ныр ахæм бæх æмæ
ахæм хæцæнгæрзтæ цалынмæ ’фтой дæ къухы, уæдмæ дын Сатанайы чызгæй
пайда ма уæд, бонæй-бонмæ фыдуынддæр кæнæд, дæ зæрдæ дзы куыд
фæцъæх уа, æмæ æнæбинонтæ куыд баззайай!
Алæгаты лæппу Сау уæйыджы фырты амардта. Стæй ракодта
Сатанайы чызджы ’мæ Нартæм рараст ысты. Фæндагыл Сатанайы чызгыл
Сау уæйыджы ныхæстæ ’рцыдысты – чызг бынтондæр ысфыдхуыз и, æмæ
Алæгаты лæппу ’нкъардкæнын байдыдта.
»
Для борьбы с черным Уаигом, у осетин еще в 19в. существовал обычай «Ирэд». Ирэд это определенная сумма денег, которую после сватовства, обязывался собрать жених. На сумму ирода можно было купить все необходимое для жизни молодой семьи, и оставалось на подарок тестю и теще. Фактически взрослый юноша решивший создать семью заработав ирэд, снимает проклятье черного уаига. – «Ныр ахæм бæх æмæ ахæм хæцæнгæрзтæ цалынмæ ’фтой дæ къухы, уæдмæ дын Сатанайы чызгæй пайда ма уæд, бонæй-бонмæ фыдуынддæр кæнæд, дæ зæрдæ дзы куыд фæцъæх уа, æмæ æнæбинонтæ куыд баззайай!.»
Семья является ячейкой самовоспроизводства рода, и в неправильно созданной семье, правильные дети рождаются лишь как исключения. Потому и возрождение ирэда является одним из необходимых условий для возрождения ассианства.
В то время конь и вооружение являлись необходимыми для жизни принадлежностями. И тогда ирод состоял из коня и вооружения, в наше время ирэд также должен включать в себя все необходимые для самостоятельной жизни молодой семьи принадлежности.

Социальное тело человека - Ном.
Социальное тело человека – Ном(имя), его еще называют личность, или эго. Ном является элементарной, структурной единицей социальных форм. Основная социальная форма человека – Мыкаг(Род). Социальные структуры созданные гумирами пирамидальны, во главе этих структур всегда Алдар – Иерарх.
Из Нарты Кадджытæ мы знаем, что нарты жили тремя сословиями – эрта сыхы.
«Хæмыц æмæ Уырызмæг сæхи сæ фыды номыл ныууагътой, æмæ
равзæрдысты Æхсæртæггатæ. Уæн æмæ Фарнæг та сæ фыдыфыд Борæйы намыс
ысхуыдтой сæхи. Æмæ рацыдысты Борæтæ. Уæрхтæнæгæн та иу фырт уыди
Алæг зæгъгæ. Æмæ уый та йæхи номыл ныууагъта фæд – Алæгатæ.
Борæтæ фосджын æмæ бонджын систы. Æхсæртæггатæ – тыхджын æмæ
хъаруджын. Алæгатæ та – æвзыгъд æмæ номдзыд.
Ахæм хуызы Нартæй равзæрди æртæ сыхы, кæнæ Æртæ Нарты: Уæллаг
Нарт – Борæтæ, Астæуггаг Нарт – Æхсæртæггатæ, æмæ дæллаг Нарт –
Алæгатæ. Алчидæр цæ кадылмæлæг уыди.
»
Из географического взаиморасположения «æртæ сыхы»: - Алæгатæ - дæллаг Нарт, Астæуггаг Нарт – Æхсæртæггатæ и Уæллаг Нарт – Борæтæ, вытекают функциональные особенности каждого из «æртæ сыхы». У Бората сосредоточен Фарн – Благо Нартов. Сых Бората назван верхним, т.е. в условиях горной местности самый недоступный для внешнего мира. Их цвет желтый, символ – Древо Жизни.
Астæуггаг Нарт – Æхсæртæггатæ, оберегают Древо Жизни, как и делали это Æхсæр и Æхсæртæг. Их цвет красный, символ – барс.
В самом непосредственном контакте с внешним миром находятся Алæгатæ, их сых дæллаг, т.е. в условиях горной местности самый доступный для внешнего мира, их цвет белый, а символ свирель.
О функциональных особенностях нартовских «æртæ сыхы», говорят и имена сыновей Сэуэсса – Бора, Болатбарзай и Дзылэу.
Сыл эстаг – женщины Нартов, хоть и не выделяются в отдельный сых, но всегда являются некоторой самостоятельной силой. В тяжелые времена они могут надеть мужскую одежду и взять в руки меч.
Как видим социальная форма рода Нартов состоит из четырех пирамидальных структур, во главе каждой из которых свой иерарх.
Алæгатæ – Алæг, Бората – Бора, Æхсæртæггатæ – Æхсæртæг и Сыл эстаг – Сатана.
Все они больше жизни ценили Кад - Достоинство.
– « Алчидæр цæ кадылмæлæг уыди.»
Достоинство Бората – богатство и власть. – «Борæтæ фосджын æмæ бонджын систы.»
Достоинство Æхсæртæггатæ – сила и доблесть. – «Æхсæртæггатæ – тыхджын æмæ
Хъаруджын.»
Достоинство Алæгатæ – знания и известность. – «Алæгатæ та – æвзыгъд æмæ номдзыд.»
Достоинство Сыл эстаг, - достоинств женщины не пересчитать. Кроме того, что она хлебосольна, надев мужскую одежду она проявляет и ум и силу и доблесть и власть. Но главное ее достоинство герои, которых она родила и вырастила.
Отношения в роду, как и между родами, и отношения с зэдами и дуагами называются Эхдау. В социальной структуре Нартов проявлен закон отношений, на основании которого строится Эхдау – «Если в отношениях есть гармония, то в них проявляется благо, а если гармонии в отношениях нет, то в них проявляется доблесть». Алæгатæ, как дæллаг Нарт, участвуют в отношениях, и если в отношениях есть гармония, то Бората проявляют благо, а если в отношениях гармонии нет, то Æхсæртæггатæ проявляют доблесть. Проявлен этот закон в НАРТЫ КАДДЖЫТÆ, как в цельном произведении. Пока в отношениях Нартов с Богом проявляется гармония, в них проявляется благо. Нарты покоряют весь мир. И когда возгордившись, они решили померятся силой с Неподвластным Качествам, Источником Качеств, Он являет им доблесть.
Род подобен дереву, ветви которого семьи, а листья люди, корни этого дерева в Едином. Потому и измеряется Род дворами и семьями, а земля и люди – богатство Рода. Рода объединяясь по женской линии, образуют племя, а родственные племена называются народами. Народы объединяются в этносы. Этнос для человечества, то же что и биогеоценоз для биосферы, - совокупность народов проживающих в географически замкнутой области.

Ментальное тело человека - Мон.
Основами ментального тела человека являются идеология и логика, которые задают структуру всего его знания. Обычно различают три формы ментального тела: - Уасмон, дэвмон, далимон.
Форма Уасмон, создается идеологией Уасдин, которая направляет человека к знанию и духовному самосознанию. Этой форме ментального тела свойственна внутренняя гармония. Человек, развивший такую форму ментального тела, называется Уасдан, а к его имени добавляется титул АС. Форма Уасмон считается вышей, и потому ее называют Уалимон. Асы, обладая высшей формой ментального тела – уалимон, могут править народами для их блага. Большинство древних династий происходит от Асов.
Форма Дэвмон, создается различными идеологиями отрицающими наличие в мире Творца. Форме девмон характерна дисгармония активного и пассивного начал, так как дух не имеет духовного самосознания и пребывает в иллюзии. Такие люди называются демонами. Достигая богатства и власти, демоны правят людьми в угоду своим привязанностям и желаниям. Не принимая Творца, демоны не знают замысла и движимые гордыней и тщеславием, вступают в борьбу с Асами. Многие завоеватели мира, были демонами. О борьбе Асов и Дэвмонов, известно и в Индии. Центральная фигура современного индуистского пантеона, Верховная Личность Бога, воплощается на земле в облике Кришны именно для того, что бы уничтожить демонов и восстановить религиозные принципы. Дух демона, в отличии от Аса, сознающего свою духовную природу и Творца, отождествляет себя с социальным телом – Ном, или ментальным телом – Мон.
Ментальная форма далимон, формируется различными идеологиями, утверждающими ущербность и вину, распущенность и вседозволенность. Далимоны обычно отождествляют себя с эмоциональным телом – зарда и физическим телом – фыд, потому их называют еще и фыдзонд.
Эти идеологии создают и поддерживают демоны, они позволяют демонам удерживать в своей власти целые народы далимонов.

Эмоциональное тело человека - Зарда.
Творческая энергия Единого пронизывает все Творение. Ее использует Дух для созидания, поддержания и разрушения материальных форм. Эмоциональное тело используется духом для накопления и распределения творческой энергии между телами. По направлению использования энергии различают два крайних типа эмоционального тела и множество переходных типов.
Общее строение эмоционального тела, аналогично строению ауры. Восходящий и нисходящий энергетические потоки, на пути которых расположены центры распределения – чакры. Функционально чакры относятся:- 2 и 3 к физическому, 4 к эмоциональному, 5 к ментальному и 6 к социальному, телам человека. А от первой к седьмой чакре и обратно, движутся вертикальные восходящие и нисходящие энергетические потоки. Эмоциональное тело также называют аурой. Но аура это отражения взаимодействия тел со средой и друг другом, а эмоциональное тело накопитель и распределитель творческой энергии. Детальное строение эмоционального тела отражает строение кровеносной и лимфатической систем, а детальное строение ауры отражает строение нервной системы человека.
Разрушение и созидание практически неразделимы, демоны созидают, что бы разрушать, а асы даже разрушая, созидают. Потому обычно считают темным эмоциональное тело демонов, а светлым эмоциональное тело асов. Цвета эмоциональных тел далимонов, представлены оттенками серого цвета.
Вместе с пищей человек потребляет три вида энергии; - грубую, тонкую и тончайшую. Грубая энергия представлена веществом пищи, тонкая энергия представлена возбуждением органов чувств во время трапезы, а тончайшая представлена эмоциональными наслоениями повара.

Физическое тело человека – Фыд.
Строение физического тела человека описано в анатомии. Описанные выше тела Ном, Мон и Зарда имеют свои основания в физическом теле.
Ном – лобные доли мозга, Мон – мозг целиком, Зарда – кровеносная и лимфатическая системы. Все четыре тела человека дополняют друг друга, действуя на различных уровнях структурной организации материи. Фыд – кристаллический уровень, Зарда – эмоциональный уровень, Мон – ментальный уровень, Ном – социальный уровень структурной организации материи. Осознание своих тел является первой ступенью самопознания, а управление ими и развитие их, вторая ступень самопознания.

Жизнь и смерть.
Интересно было бы узнать, сколько планет понадобится для того, что бы разместить все живые существа, включая людей, жившие на земле с момента зарождения жизни. Жизнь не возможна без смерти. Рождение и смерть это проявление двух аспектов творчества. Бесконечность это не всегда что - то необъятное. Замкнутая цепь конечного числа событий, представляет собой бесконечную последовательность. В простейшем случае замкнутая цепь состоит из пары событий. Так ноль и единица создают двоичное исчисление, а рождение и смерть создают бесконечную жизнь. Время между рождением и смертью спроецированное на год, дает четыре этапа существования материальной формы. 1 – скрытый период, зима. 2 – рождение и развитие, весна. 3 – активная деятельность, лето. 4 – увядание, переход в скрытый период, осень. Считается что для человека время одного периода 21 год, а весь его год составляет 84 года, 12 месяцев по семь лет каждый, 28 дней по три года, или 21 год по четыре года каждый. Форма, созданная духом, под действием материальных сил разрушается, изменяя в процессе деятельности окружающую среду. Таким образом, за время своего существования форма подготавливает среду для проявления следующей формы. Так же и человек из детской формы переходит в юношескую, затем в зрелую и в старческую. А все формы, существовавшие на земле до воплощения человека, создали те ресурсы, которыми сейчас пользуется человек. Вещество, из которого состояли тела давно вымерших живых форм, мы сейчас используем для строительства и отопления своих жилищ. И это вещество ни куда не денется. Закон сохранения энергии и вещества, который также распространяется и на другое начало мира – дух, не позволяет веществу исчезнуть. Вещество возвращается к Дзерассе, не исчезает и дух, исчезает форма, потому и мир форм – материальный мир, называют иллюзорным миром. Человеческий дух подобен Великому Духу, в отличии от других живых форм духи которых проявлены Устырджи и возвращаются к нему исчерпав форму. Человеческий дух исчерпав текущую форму возвращается к своему истинному сознанию – Мыкагы зэд, и сознает всех своих родственников когда либо живших и живущих, как цепь своих воплощений. Так нарт Сослан встречается с нартами в стране Барастра. Сослан пришел в страну Барастра за листом дерева Аза, наличие которого позволяло ему женится во второй раз, а его умершая жена помогла ему в этом. Но род подобен дереву, а листья его - люди, и что бы женится необходимо тело и не случайно Сослану помогает его жена, ведь тела людям дает женщина. В этом сюжете очень ясно изложено знание о перевоплощении человека в рамках родового тела. Об этом же нам говорит и история о том, как Хамыц и Урузмаг женили своего деда Урхага на своей матери Дзерассе. Отголоски древнего обычая по которому перед ребенком раскладывают различные предметы, и который сейчас превратили в банальное гадание, также говорит о перевоплощении человека в рамках родового тела. В изначальном виде этого обычая, предметы раскладываемые перед ребенком, должны были бы принадлежать предкам. И по тому чей предмет возьмет ребенок определяли кто из предков воплотился. Аналогичным способом находят своего ламу ламаисты. После смерти ламы, они с набором предметов обходят мальчиков, рожденных в определенное время, и разложив предметы перед ребенком предлагают ему взять один из них. Того, кто возьмет нужный предмет, объявляют ламой и забирают в монастырь для дальнейшего воспитания и обучения. Однозначно говорит о перевоплощениях в родовом теле и идеология Дзæуæггаг. Мэггагы зæд (семя нрава достойное жертвоприношений) проявляет Дауæг (Силу нрава), которая проявляется как Лаг (воплощенный нрав) Исполнив æгъдау восходя рождениями - Дзау-Ари, он снова становился зæд, т.е. возвращается к истоку - Мэггагы зæду. Так путем многих воплощений совершенствуется семя нрава, а человеческий дух достигает знания и самосознания Великого Духа. Эволюционирует род, а индивид лишь ступень этой эволюции, звено в цепи индивидуальных воплощений Мыкагы зэда.
Достижение родового самосознания является третьей ступенью самопознания.


Отношения с зэдами и дуагами.
Дети в играх соперничают с их детьми, взрослые дружат с ними и зэды, и дуаги частые гости на кувдах, а герои могут побить и даже убить. Представим что земля имеет абсолютную форму, а поверхность ее одинаковая и равномерно прогреваемая. Мы увидим один ветер, это Галагон. Теперь добавим климатические пояса, океаны, моря, леса, реки и объекты человеческой жизнедеятельности. Мы увидим много ветров, больших и малых. Это дети и внуки Галагона. Аналогично можно рассмотреть и детей других зэдов и дуагов. С ними и соперничают дети нартов в играх. Отношения взрослых делятся на три периода, по главным героям их можно назвать как период Урхага и Уархтанага, период Фарнага, и период Сослана.
«Нарты адæм æппæтыл тыхкодтой. Цæрын цæ нал уагътой уæйгуыты,
гуымирты, дæлимонты 'мæ арвыцæрджыты. Уæд зæдтæ загътой Хуыцауæн:
– Кæнæ дын – Нартæ, кæнæ – мах.
Хуыцау дæр цæм байхъуыста, æмæ Уазалихыбардуагмæ фæсидти.
– Нартæ коммæ нал кæсынц, æмæ цæм ды куы бацæуис. Уæд тынг хорз уаид æмæ æз цы дзуæртты сфæлдыстон, уыдонмæ нал æвналиккой.
»
Нарты стали независимыми от материальных сил и благ, олицетворяемых дуагами и зэдами. Подавляли они гумиров, уаигов и далимонов. Тогда зэды и дуаги пожаловались Богу и Бог отправил к нартам Уазалихыбардуага. Уазалихыбардуаг вернулся к Богу: « – Къæрттæй цъула нæ кæнынц Нарт, стæй зæронды тых дæр ахадæн нал у. Фырттæ мын куы рацæуид дæ фæндонæй, амæй ай карздæр, амæй ай
кæрæфдæр, уæд бæргæ басæттин Нарты. Æмæ мæм хъусгæ дæр кæниккой
уæд.
Хуыцауы фæндонæй Уазалихыбардуагæн райгуырд дыууæ лæппуйы –
фаззæттæ. Нæмттæ цыл сæвæрдтой Кар æмæ Кæрæф. Æмбал цын нæ уыди
арвы бын, ахæм æнæуаг рахастой. Никæуыл цæвынæй ауæрстой, никæмæн
баргæ кодтой. Уазалихыбардуаджы зæрдæ цæ рухскодта 'мæ цæ стыр буц
уыди.
– Фæлæууæд Нартæ! Уыдон мæн ницæмæ 'рдардтой! Уыдон мын мæ
дзырдæн аргъ не скодтой! Сар мын сæ сæр кæндзæни ныр. Сæ туг цын
донæн баназдзынæн, уæлхъæдæй цæ ныссæлынкæндзынæн. Мизыны бон дæр
цæ нал уыдзæн!
»
Так началась война между нартами с одной стороны и зэдами и дуагами, с другой стороны. По времени эта война относится к последнему похолоданию, которое привело в движение северные народы. Уæрхæг и Уæрхтæнæг в этой войне победили, а помогли им сыновья Зынджыбардуага, Зынгæвзалы и Артæртхутæг.
Огонь освещает Дзерассу собой, а человек знанием. Знание является ментальным эквивалентом энергии рассеянной вселенной за время жизни. Познав Дзерассу и осознав Уастырджи, человек проявляется как Зынджыбардуаг и возрождает умирающую Вселенную в огне большого взрыва. Потому Зынджыбардуаг и просил Бога создать человека, а его сыновья помогли Уæрхæгу и Уæрхтæнæгу победить зэдов и дуагов.
Второй этап во взаимоотношениях с зэдами и дуагами начинается с кувда Фарнага. «…Иу бон Фарнæг фехъусынкодта: "Нартæй алчидæр майрæмбоны
Фарнæджы хæдзар фенæд!"
Нартæ сæхи цæттæкодтой куывдмæ. Фарнæг æрхуыдта Куырдалæгон,
Уацилла, Аларды, Æфсати, Тутыр, Донбеттыртæ, Галæгон, Уастырджи 'мæ
Сафайы. Уыди йæ фынгмæ хуынд Гуымиртæй дæр, Уæйгуытæй дæр æмæ
Дæлимонтæй дæр. Уыди дзы уазджытæ Чынтæй. …
»
В трех молитвах, которые произнес Фарнаг на кувде, он просил Божьей помощи для Нартов, примирения и взаимопонимания для врагов, блага для живущих в мире и понимании. Это и есть Фарн. А блага это те дары, что даровали присутствовавшие на кувде зэды и дуаги людям, в лице фарнага. С тех пор люди, зэды, дуаги благодарят друг друга именем фарнага.
«…Уæд Уастырджи сыстади 'мæ скуывта:
– Нарты сæрæндæр ды дæ, Фарнæг. Дæ номæй Нартæ фæцæрæнт! Дæ
ис, дæ бон, дæ ном цын баззайæд дæ фæстæ дæр. Фæндагыл дæр æмæ
бынаты дæр, сæ цардцæрæнбонты дæ номæй арфæ кæнæнт кæрæдзийæн. Де
ххуыс цын баззайæд, æмæ дæ хорзæй хайджын уæнт!
Уæдæй фæстæмæ Нарты Фарнæджы ном баззади ирон адæммæ, æмæ
уымæн фæдзурæм: "Фарн дæ куысты! Фæрнæйдзаг у!" …
»
Третий этап начинается с кувда, на который собрал зэдов и дуагов Сафа, и на котором присутствовал Солнан. «Уæларвон Сафа сфæндкодта дауджытæн куывд ыскæнын. Æрхуыдта лæгтыдзуар Уастырджийы, арвнæрынгæнæг Уациллайы, сырдты хицау хъæрæу Æфсатийы, фысфосыбардуаг Фæлвæрайы 'мæ уæларв Куырдалæгоны. Æрхуыдта йæ куывдмæ дымгæтыбардуаг Галæгоны дæр, стæй фурдæй дæтты хицау Донбеттыры. Бадынц дауджытæ Сафайы хæдзары, нуазынц сау
бæгæны дзæбидыры сыкъатæй. Уырдыгыстæг та цын Нарты Сослан уыди.»
На этом кувде зэды и дуаги, в лице Сослана, даровали людям различные блага. Но дары эти не безвозмездны и об этом на кувде прямо сказал Æфсати: - «Хорз зæгъгæ загъта Æфсати. – Бахайкæндзынæн æз Нартæн мæ фосæй, фæлæ бынтон лæвар нæ. Цуанон-иу цуаны куы цæуа, уæд-иу рахæссæд йемæ æртæ чъирийы, æмæ-иу уыцы æртæ чъирийæ æфцæгыл мæ ном ыссарæд. …» С этого периода ассиане устраивают праздники в честь зэдов и дуагов. Во время этих праздников они приносят в жертву Единому и Великому Богу ту часть материальных благ, которую люди в лице Сослана, обещали возвращать зэдам и дуагам. «Бузныг, Галæгон зæгъгæ загъта Сослан. – Дæдтын дын æз дæр нæртон лæджы дзырд: нæ кæритæн-иу сæ фæстаг фыййаг дæу уыдзæн.» Эти праздники, люди не знающие основ ассианства, используют как доказательство язычества ассиан. На самом деле это не так. Ассиане не приносят жертвы зэдам и дугам. Ассиане приносят жертвы Единому и Великому Богу от имени того зэда или дуага, в честь которого справляют праздник.
В кадаге о чудесной чаше Уасамонга, Батраз рассказывает о том, как он убил зэдов и дуагов. Убить зэдов и дуагов означает стать независимым от материальных сил и благ, которые они олицетворяют и освоить функции зэдов и дуагов. И чаша Уасамонга это подтвердила. Победа над зэдами и дуагами является четвертой ступенью самопознания. Человек достигший этой ступени, как и Батраз становится Уасыстырджи – творцом вселенной. Он воплощается во вселенной, в которой человечество достигло полного знания материальной формы вселенной, и освоив это знание возрождает умирающую вселенную в огне большого взрыва. Потому и девиз ассианина, его жизненный принцип выражен фразой – «Освети Мир Знанием – Светом Божьим!».

Комаев Олег (Алаг)
#1 написал: Os-Bagatar (28 апреля 2008 01:08)
авторов принято указывать.

#2 написал: Мойдодыр (23 мая 2008 15:54)
Добро пожаловать в бронзовый век!

#3 написал: Marat Margiev (29 апреля 2009 03:30)
Muzika ochen' ponravilas'!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru