поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Нарт Сослан и его "Искусство легких шагов"
Автор: 00mN1ck / 20 января 2017 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Нарт Сослан и его "Искусство легких шагов"Сегодня многих ученых легенды и мифы стали интересовать как материал для выяснения того, какими же знаниями обладали наши далекие предки. О том, что "Нартский Эпос", несет в себе скрытый смысл и является источником сведений по самым вопросам, написано уже немало статей. В этой, речь пойдет о сугубо прикладных знаниях, искусно спрятанных в строчках одного из самых известных его сказании – «Как Сослан женился на Бедухе», а точнее эпизода с танцевальным поединком.
*Состязание между двумя знаменитейшими танцорами, Сосланом и сыном Хиза, служит завязкой известного сказания о сокрушении крепости Хиз и женитьбе Сослана… Пляски упоминаются особенно часто и притом не как случайный, а как существеннейший элемент нартовского быта, как серьезное и важное занятие, которому нарты отдавались от всей. Наряду с пляской очень любили нарты то, что мы назвали бы теперь спортивными играми. (В. И. Абаев «Сказания о нартах», М.: «Советская Россия», 1978, вводная статья).
Самой знаменитой картиной на эту тему является масштабное полотно Махарбека Туганова «Пир нартов». Художник писал: «Я выбрал тот момент из сказания, где Сослан и Челахсартаг соревнуются в танце: в начале на столе, потом на чаше с пивом. Мне однажды довелось самому увидеть такой танец-соревнование. Один на голове держал полную чашу с пивом и во время танца не пролил не одной капли. Молодежь Осетии всегда упражнялась в таких искусных танцах».
История в осетинском эпосе
Автор: 00mN1ck / 13 января 2017 / Категория: Аланы, Нартский эпос
История в осетинском эпосеОсобое место в научном изучении материалов осетинского Нартовского эпоса занимает проблема отражения в них некоторых исторических реалий. Иногда они оказываются зафиксированы только в отдельных названиях. Такие названия могут иметь и ограниченную встречаемость в самом эпосе. Соответствующим образцом служат, например, два сказания, в которых представлен некий персонаж, обозначаемый как правитель Схуали или Схуали-уæйыг. Оба сказания записаны в Южной Осетии. По мнению исследователей, название эпического персонажа может быть связано с названием исторического Хорезма. Таким образом, сам персонаж выступает под именем «хорезмиец», формирование которого соответствует образцам осетинской лексики. В случае принятия такого решения вполне допустимо, что эпические герои достигали в своих странствованиях земли к северу от Каспийского моря. В пользу такого решения могли бы, по мнению других исследователей, свидетельствовать данные средневековых русских источников, а также некоторые тюркские реликты, представленные в сказаниях. Предложенное для решения направление представляется вполне обоснованным. По мнению автора статьи, оно дает определенные возможности к его дальнейшему развитию за счет привлечения данных иных письменных источников. Византийские источники позволяют сопоставить атрибуцию персонажа осетинских нартовских сказаний с одним из названий поселений раннего средневековья. Данное поселение могло располагаться в северной части Прикаспия, возможно, в районе дельты Волги. Исторически его следует связать с периодом существования Хазарского каганата и с его тюркским населением.
Булгары в осетинском нартовском эпосе
Автор: 00mN1ck / 7 июня 2016 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Булгары в осетинском нартовском эпосеЭтнокультурные связи древних булгарских племён, их участие в этногенезе дунайских болгар, чувашей и казанских татар, пути расселения и многие другие вопросы остаются дискуссионными в современной науке. При этом активно обсуждается иранское влияние на булгар, возможный иранский, в частности сармато-аланский, субстрат у них, полиэтничность или же вообще их принадлежность к ираноязычным, а не тюркоязычным этносам.
Осетинский нартовский эпос, формирование которого восходит ко временам сарматов и алан, поможет если не пролить свет на эти проблемы, то, во всяком случае, добавить аргументации и дать новую пищу для размышлений. Уже указывалось, что древнебулгарскому антропониму Органа (в греческой передаче Όργανάς) в осетинском эпосе соответствует имя обладающего большим войском врага нартов Арган-Аурген (Argan-Aurgen) или Агез-Биаурген (Agez-Biaurgen), а антропониму Умар (староболгарское Оумарь, греческое Οϋμαρος) – Umar, Womar в нартовском именослове. В одном сказании так величают великана, с которым враждуют нарты. Но есть и сказание, в котором Умар считается нартом, представителем их жреческого рода Алагата.
Эстетический идеал творцов Нартиады
Автор: 00mN1ck / 2 февраля 2016 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Эстетический идеал творцов НартиадыНа протяжении своей истории осетинский народ создал определенные морально-этнические и эстетические нормы. Взгляды народа па жизнь, понятия добра и зла, прекрасного и безобразного складывались в результате длительных наблюдений, умозаключений, переживаний и в комплексе составляют его духовный облик. В духовной культуре осетинского народа важнейшее место принадлежит героическому нартовскому эпосу, одному из выдающихся памятников эпического творчества народов. В мартовском эпосе осетин в художественных образах и картинах реалистически изображены особенности материальной и духовной жизни создателей и носителей Нартиады — скифских и сарматских (аланских) племен. Народ-автор наделил своих вымышленных идеальных героев вполне реальными человеческими чертами, присущими ему самому: отвагой и благородством, мудростью и бесстрашием, непреклоненностью и любовью к жизни.
А народ этот (ираноязычные кочевники скифо-сарматы, из среды которых выделились предки нынешних осетин — аланы) в силу суровой исторической необходимости на протяжении тысячелетий не расставался с мечом и луком, не сходил с боевого коня. Вот почему так много ярких страниц посвящено в нартовском эпосе изображению бранных дел и воинских подвигов его героев, изображению их беспокойной жизни.
Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской нартиады)
Автор: 00mN1ck / 8 августа 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Статья посвящена рассмотрению малоизученного персонажа осетинской нартиады – матери донбеттыров (обитателей подводного царства). Сравнительный анализ всех опубликованных вариантов сказаний, в которых фигурирует данный персонаж, подтверждает положение о её главенствующей роли в мире донбеттыров. Характеристики и описания матери донбеттыров позволяют говорить о её типологическом единстве с богинями-прародительницами архаичных мифологий. Образ матери донбеттыров наиболее полно раскрывается в сюжете о чудесном дереве нартов. Данный сюжет находит наиболее близкую аналогию в иранском мифе о чудесном дереве Хом / Гокарн. Сравнение нартовского сюжета и иранского мифа показывает, что устрашающая мать донбеттыров соответствует образу гигантской лягушки, которая покушается на чудесное дерево Хом / Гокарн. Не исключена, возможно, и этимологическая близость имени матери донбеттыров Уазыхъхъ с названием лягушки в иранском мифе – vazaγ. Таким образом, в основе нартовского сказания о чудесном дереве и матери донбеттыров лежит архаичный сюжет, вероятнее всего, восходящий к иранскому (дозороастрийскому) мифологическому фонду.
Мировое дерево в осетинской мифологии
Автор: 00mN1ck / 7 июля 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Выявляются маркеры Мирового дерева в осетинской мифологии. На основе анализа архетипов, определяется взаимосвязь Мирового дерева с трехуровневой системой мироздания в осетинских религиозно-мифологических воззрениях. В многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженными этими сюжетами, мотивами и мифологемами, центральное место занимают мифы, маркирующие Мировое дерево. Архетипы Мирового дерева, в свою очередь, отражают творение Мира, а связанные с ними ритуалы (действия, акты, поступки) вызваны необходимостью сохранения статус-кво трехуровневой Модели Мира. Анализируются мифологические образы эпических сказаний, маркирующих архетипы Мирового дерева. Одним из таких маркеров Мирового дерева является Яблоня Нартов. Сюжет о нартовской яблони, согласно проведенному исследованию, воспроизводит модель вторжения хаоса и борьбу человека за ее сохранение. Фактически функциональная направленность нартовской яблони в целом выражает конечную цель творения Модели. Поэтому важно не то, какие потребности человека обеспечивает яблоня, а то, что человек делает для ее сохранения.
Пир в средневековых горских обществах: социальные функции совместной трапезы
Автор: 00mN1ck / 12 мая 2015 / Категория: Нартский эпос, Культура
Пир в средневековых горских обществах: социальные функции совместной трапезыВажными маркерами любой политической культуры являются факторы и механизмы становления авторитета лидера, власти. В потестарном, раннеклассовом, в феодальном и т.д. обществах становление структуры управления сопровождалось пропагандой существующей власти, созданием ее привлекательного образа.
Этносоциальные организмы Северного Кавказа в античный и средневековый периоды существовали в условиях постоянных войн и набегов. В такой ситуации формирование властных структур определяли личные качества и авторитет военных лидеров, вождей. Тут не было мелочей. Важным фактором формирования имиджа власти являлись пиры. Торжественная совместная трапеза — пир — на протяжении едва ли не всей истории человечества была праздником со многими функциями. Совместное потребление пищи еще в древних обществах приобрело характер объединяющего акта: «совместное преломление хлеба насущного» воспринималось как «приобщение сотрапезников к некоему единому социуму, ‘братству’». У осетин совместная трапеза представляла собой «сложный институт с различными поло-возрастными, социальными и религиозными функциями».
Система образов эпоса в современном романе
Автор: 00mN1ck / 9 мая 2015 / Категория: Нартский эпос, Культура
Нартский эпос осетин — плод творческого гения народа. Его духом пропитана вся жизнь потомков творцов Нартиады. Нартские сказания — истоки всей нашей культуры и духовности, в них воплощена наша история и народная философия. Этим и обусловлено бережное отношение народа к своему величайшему творению. «Песню о нартах, — писал В. Б. Пфаф в 70 х годах XIX века, — осетин слушает до сих пор с таким же благоговением, как мы, европейцы, — Евангелие». На рубеже тысячелетий осетин, к сожалению, песнь о нартах в основном не слушает, а читает. Но эпос не теряет своей жизненности и продолжает оказывать благотворное влияние на развитие национальной культуры Осетии.
Поэтическое творчество народа является началом словесности, источником художественной литературы. Верность данного заключения подтверждается всей историей осетинской литературы, которая, по словам Нафи Джусойты, «выросла на почве народного творчества».
Моральный код личности в нартовском эпосе осетин
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос, Культура
Хадикова Алина ХазметовнаМировоззрение народа, основы его этнической ментальности имеют свое выразительное воплощение в народных формах поведения и нравственных предписаниях, свойственных каждой этнической культуре. Научное изучение национального этоса (системы ценностей и идеалов, контролирующих поведение членов этнической общности) включает в себя и концепцию базовой, т.е. основной личности. Суть ее в том, что главные приоритеты, нормы и моральные предрасположения усваиваются человеком в ходе первичной социализации. Именно в этой сфере и формируется идеал личности, предпочтительный в каждой культуре, иными словами — этнический габитус .
Моральный код личности этнофора, т.е. типичного носителя этнической культуры, мы рассматриваем как систему социальных практик, исторически сложившихся моделей нравственного мышления и поведения, объективно сопоставленных с ценностными ориентациями народа, этнической картиной мира в целом.
Культурогенетическое исследование морального опыта осетин, духовной атмосферы, способствующей бытованию личностных образцов (как составной части соционормативной культуры) адресует нас к народному эпосу, а конкретно — к анализу лучших черт присущих нартам, их социально одобренных поступков, форм и способов манифестации жизненного кредо, которое так провозглашает Урузмаг, самый авторитетный из нартов — «От рождения и до конца жизни своей, как бы тяжело ни сложилась судьба, надо со славой и честью пронести имя человека». Реконструкция нартовского морального кодекса (и социального, и личностного) может осветить актуальные проблемы этнической идентичности осетин, в частности, несколько утраченной ныне «культуры себя», «осетинства» — «ирондзинад».
Нарт Батрадз и его аналоги в индоевропейском мифо-эпическом пространстве (сюжетные параллели и образные ассоциации)
Автор: 00mN1ck / 22 сентября 2013 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
Сравнительный анализ нартиады и западноевропейских эпосов свидетельствует об оправданности подобных исследований при изучении памятников устного народного творчества. В статье доказывается ошибочность утверждения части нартоведов о сравнительно позднем формировании цикла Батрадза в нартиаде. Истоки формирования образа Батрадза восходят к древнейшей эпохе, ко времени не позже сер. II тыс. до н.э., до разделения ушедших на восток индоевропейцев на индоариев и иранцев. Выявленные исследователями параллели в образах и сюжетах ряда циклов являются результатом наличия общей мифической схемы, идентичности образов общеиндоевропейской общности и их генетического родства.
Батраз-муравей (об одном мотиве нартовского эпоса)
Автор: 00mN1ck / 5 сентября 2012 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
В статье рассмотрен мотив о превращении нартовского героя Батраза в муравья. Раскрывается его мифологическое содержание и генетические связи в иных индоевропейских мифопоэтических традициях.
Пережитки погребального обряда скифов в нартовском эпосе осетин
Автор: 00mN1ck / 10 марта 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
Пережитки погребального обряда скифов в нартовском эпосе осетин      Погребальный культ представляет собой совокупность религиозно-магических обрядов, связанных с представлениями о загробной жизни.
      Истории мало известно о погребальном ритуале скифов. В основном это сообщения Геродота и археологические данные. Но последнии, в силу своей специфики, могут привлекаться только как вспомогательный материал.
      Многое из религиозно-мифологических воззрений, на которых основывался весь социально-политический уклад жизни скифов, в той, или иной степени отражаются в нартовском эпосе. Нартовский эпос бытует у многих народов Кавказа. Но, как убедительно показали Вс.Миллер, Ж.Дюмезиль, В.Абаев и другие, многие архаичные религиозно-мифологические элементы в эпосе других кавказских народов заимствованы у осетин, и они не могут существенно дополнить скифо-нартовский материал. Поэтому для анализа привлекаются только осетинские варианты нартовского эпоса. К тому же, некоторые пережитки скифских обрядов в нартовском эпосе возможно бывает объяснить только с привлечением материала по этнографии, религиозно-мифологическим воззрениям осетин.
К вопросу теории иранского происхождения термина «нарт»
Автор: 00mN1ck / 10 марта 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
     Большинство исследователей нартского эпоса придерживается теории происхождения термина "нарт" из иранских языков (Г.Ю.Клапрот [24], Л.Лопатинский [12], А.Шегрен [22], В.Ф.Миллер [23], В.Пфафф [21], М.Туганов [13], Б.Алборов [10] и др.).
     Впервые к иранскому языку в объяснении термина "нарт" обратился Л.Лопатинский, занимавшийся кабардинским языком и фольклором, а также кабардинскими вариантами нартских сказаний. Л.Лопатинский вывел "нарт" от армянского "мард" ("человек") [12; 45], одновременно выдвинул также предположение о вероятном происхождении этого слова из иранского nar- "мужчина". Эта теория была подхвачена многими нартоведами.
     Мы не будем касаться вопроса возможности вычленения в слове "нарт" показателя множественности [2], допустив такую вероятность. Но что нам дает nar-, даже если допустим, что в современном осетинском языке могли каким-то образом получить не форму næl, а форму nar?
     Слово nar встречается во многих языках, как индоевропейских, так и монголо-тюркских и кавказских. В большинстве из них оно выражает понятие "самец", в некоторых языках обозначает самца конкретного животного. Так, в грузинском - nari "самец верблюда", в чеченском и ингушском - nal "кабан" [19; 166], в монгольско-тюркских языках - nar "самец верблюд", "производитель" [20; 259]. Во многих языках nar входит в состав сложного слова, как показатель мужского пола: в персидском - nargav "бык", narxar "осел", в белуджском - naryan "жеребец", nerak "петух", в лурском - nartak "кабан" и т. д.
Специфика комического в архаических формах осетинского нартовского эпоса
Автор: 00mN1ck / 27 января 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
Специфика комического в архаических формах осетинского нартовского эпосаЧувство комического − одна из характерных особенностей, присущих человеку, одно из проявлений эстетического отношения к действительности. Комическое возникает уже на ранней ступени развития общества как своеобразное отражение сознания человека, восприятия им окружающего мира. Специфика архаического комизма своеобразна. Постижение его связано с большими трудностями: мы непроизвольно переносим в далекое прошлое современные представления о смешном, и потому архаический вид комизма современным человеком всегда переосмыслен. С изменением понятий и представлений претерпевает изменение и чувство комического. Чтобы понять архаический вид комизма, надо рассматривать его в естественной среде, в той обстановке, о которой повествуется. Общественно-эпической средой, в которой функционируют нартовские герои, является военно-дружинный быт. Этот своеобразный быт и психология, отраженные в древнейших слоях осетинского эпоса, и определяют характер и специфику комического в нем.
Образ волшебной чаши в нартовском эпосе
Автор: 00mN1ck / 12 декабря 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос
Образ волшебной чаши в нартовском эпосе

Образ волшебной чаши играет важную роль в мировом фольклоре.
Видное место занимает этот образ в осетинском нартовском эпосе. Нарты называют свою волшебную чашу Нартамонга, иногда Уацамонга или просто Амонга.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • «Караван сновидений» отправляется в путь
  • Семьсот признаний в любви. Природе
  • Аланская баллада
  • Разведка туристом
  • «Библионочь» удалась!
  • «Ростелеком» проводит оптику в пригороды Владикавказа
  • Безусловность условности
  • Со звездами
  • «Визитная карточка» в творчество
  • Дугъ
  •   Архив
    Май 2017 (24)
    Апрель 2017 (40)
    Март 2017 (56)
    Февраль 2017 (51)
    Январь 2017 (62)
    Декабрь 2016 (65)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru