Главная > Религия, Религия > Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин

Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин


26 мая 2017. Разместил: 00mN1ck
     Исследования в области традиционных верований осетин на сегодняшний день имеют ряд черт, которые позволяют говорить о радикально новом этапе их развития. Прежде всего, это повышение статуса теоретических исследований в области религиоведения, в рамках которых осуществляется внутринаучная рефлексия по поводу оснований и особенностей традиционных верований. С другой стороны, современные исследования в Осетии носят не столько религиоведческий характер, сколько конфессионально теологический. Традиционные верования осетин рассматриваются, как правило, в контексте христианства. Безусловно, чисто теологические исследования традиционных верований носят единичный характер. Приоритетными научными направлениями, изучающими традиционные верования осетин, помимо религиоведения, являются этнография, фольклор и лингвистика.
     Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. Я подчеркиваю этот тезис потому, что на сегодня традиционные верования осетин стали объектом околонаучных исследований, т.к. не учитывают (а зачастую игнорируют) научно-методологический аспект подобных исследований. С одной стороны, и ненаучные исследования носят, в определенной степени, просветительский характер, обозначая традиционные верования как самостоятельный и специфический аспект мировоззренческих категорий. С другой стороны, подобные исследования зачастую преподносят основные мировоззренческие компоненты верований в искаженном или трансформированном виде. Кроме того, часто, манипулируя терминами, представляют традиционные верования не как религиозную систему, а как обычаи (æгъдау). Бесспорно, подобного рода исследования в конечном итоге наносят больше вреда, чем пользы.
     В то же время и результаты научных исследований, проведенных религиоведами, этнографами, фольклористами и лингвистами не охватывают весь спектр поднимаемых проблем в силу того, что не носят комплексного характера. Другими словами, исследователь традиционных верований осетин должен быть одновременно религиоведом, этнографом, лингвистом и фольклористом.
     На сегодняшний день таких специалистов в Республике нет. Нельзя сказать, что нет и потенциальных специалистов. Есть этнографы, фольклористы, лингвисты, имеющие достаточный научный потенциал для проведения комплексных исследований по традиционным верованиям осетин. Однако перед ними никогда не ставилась такая задача.
     В рамках организации научных изысканий на первом этапе необходимо проведение комплексных исследований по следующим направлениям:
     1. общие религиоведческие вопросы научных исследований (с целью определения характера традиционных верований);
     2. разработки мифологии осетин (расшифровка мифологических архетипов и символов, мифологем);
     3. исследования фольклорных текстов, отражающих верования осетин (в том числе – составление сводных текстов);
     4. лингвистический анализ текстов;
     5. этнографические исследования.
     Следующим этапом станет обобщение результатов научных разработок по всем перечисленным направлениям.
     Сложность реализации подобных исследований, на сегодняшний день, заключается в том, что нет в Республике научного учреждения, готового (заинтересованного) подготовить специалистов с соответствующими методологическими и мировоззренческими принципами, с целью обеспечения объективного подхода к разработке комплекса вопросов по традиционным верованиям осетин.
     Определенная трудность в проведении исследований по концептуальным вопросам традиционных верований состоит, кроме всего, и в том, что большинство фольклорных и этнографических текстов до сих пор не изданы.

Таказов Ф.М., зав. отделом фольклора СОИГСИ, к.ф.н.

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru