Главная > Осетия в XV — начале XVIII в. > § 25. ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО

§ 25. ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО


14 апреля 2007. Разместил: 00mN1ck
§ 25. ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО


Территория и население. Дигорское общество размещалось в ущелье реки Ираф (ее второе название — Урух). Восточными соседями дигорцев были алагирцы. На западе Дигория граничила с Балкарией, на юге — с землями грузин-рачинцев, а на севере — с владениями кабардинцев.
Климат в Дигории мягче, природа щедрее, а земля плодороднее, чем в других северных обществах. Поэтому здесь быстро выросло население, наладилось хозяйство. В поисках лучшей доли осетины переселялись в Дигорию из ближних и дальних ущелий.
Территория Дигорского общества делилась на несколько частей, которые поначалу принадлежали самостоятельным гражданским общинам. Северо-восточные и центральные земли — это Тапан-Дигория, там располагались Задалеск, Ханаз, Махческ, Нар, Мацута и другие селения. Юго-восточная часть — Уаллагком: селения Дунта, Камунта, Галиат, Хон-сар, Ахсиаг. Стур-Дигория — юго-западный район с селениями Стур-Дигора, Моска, Куссу, Одола, Ахсаргин.
В XVII-XVIII вв. власть в Дигории принадлежала феодалам. В Тапан-Дигории и Уаллагкоме их называли баделиата, а в Стур-Дигории — цар-гасата. Только независимые общины Донифарс и Лезгор сохранили демократическое самоуправление. Они занимали северо-западную часть ущелья. Сильные фамилии, выделившиеся в этих общинах, не пользовались большим влиянием.
Простой народ в Дигории делился на четыре сословия: уездоны-адамихат, хехезы-фарсаглаги, кумайаги и косаги.
Баделиата и царгасата. По народному преданию, общим предком дигорцев был Дигор. Сын Дигора Астан основал Тапан-Дигорскую гражданскую общину, ее жители считали себя потомками трех сыновей Астана — Куло, Аргача и Гагу. Например, Дедегкаевы, Дзагуровы, Дзанкисовы, Казаховы, Кевросовы, Секинаевы, Тавитовы и некоторые другие фамилии вели свой род от Куло. В колено Аргача входили Габай-раевы, Дзагкоевы, Елбаевы, Камболовы, Мамаевы, Николовы, Сабановы и другие. К потомству Гагу принадлежали Газдаровы, Залеевы, Скодтае-вы, Собиевы, Тавасиевы, Цакоевы, Цебоевы и другие.
Общиной управлял Ныхас, собиравшийся на поляне, которая называлась Стона. А для разрешения споров и предводительства на войне ди-горцы избирали верховного руководителя. Этот глава народа носил титул «уоли». В конце XV в. место уоли занял Айдарук, обладавший всеми достоинствами благородного мужа. Он был храбрейшим воином и опытным полководцем, мудрым советчиком и справедливым судьей. Вдобавок Айдарук был очень красив и статен. В старинной песне поется, что по его тени женщины делали выкройки для шитья черкесок, по его следам на снегу — кроили обувь. Не щадя своих сил, Айдарук защищал дигорцев, поддерживал согласие в общине, и народ платил ему любовью.
В те времена в Дигорию пришел чужеземец по имени Бадели. Благородный Айдарук приютил его. Тогда только начинало распространяться огнестрельное оружие, первое ружье в Дигорию принес Бадели. В первом же бою чужеземец показал действие своего оружия. От дыма и грохота враги разбежались. А Бадели завоевал симпатии дигорцев. Его наняли дозорным, и он исправно нес свою службу, предупреждая о появлении врага и первым вступая в бой. За дозор Бадели получал мерку зерна с каждого двора. Но вот однажды случился неурожай, и вместо зерна ему заплатили ягнятами. Понятно, что отдать ягненка было легче: ведь главное занятие горцев — скотоводство, а хлеба в горах всегда не хватало. Но после этой замены Бадели разбогател — ягнята превратились в большое стадо.
Сначала Бадели женился на девушке из Лезгора, потом на карачаевской княжне. Его семья быстро росла. Его сыновья и прислужники были хорошей опорой. Храбрость, ум и богатство сделали Бадели влиятельным человеком. Постепенно он стал возглавлять дигорцев на войне и руководить решением мирных дел. Постаревший Айдарук не смог удержать народ от излишнего доверия и подчинения пришельцу. Потомки Бадели продолжали получать плату за дозор, которая сделалась наследственной повинностью дигорцев. Произошло как бы разделение труда: народ работает на земле — разводит скот, сеет хлеб, а потомки Бадели управляют страной и защищают ее от внешних врагов.
Бадели стал родоначальником семи фамилий, которые происходили от его сыновей и дочерей. Эти наследники назывались по имени предка «баделиата», то есть «потомки Бадели». Усилившись, баделиата объявили своей собственностью общинные пастбища и вместо платы за дозор обложили крестьян повинностями за пользование землей. Так потомки храброго и предприимчивого чужестранца превратились в господ, а свободные члены гражданской общины сделались зависимыми. Семь фамилий феодалов-баделиат — это Абисаловы, Кубатиевы, Тугановы, Каражаевы, Битуевы, Чегемовы и Кабановы.

§ 25. ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО


Очень похожей была история появления феодалов в Стур-Дигории. Их предок Царгас пришел из Мамисонского ущелья в Туальском обществе. Царгасата (то есть «потомки Царгаса») взяли на себя охрану пастбищ и скота. За это каждая семья отдавала им часть продуктов своего хозяйства. Воинственные царгасата возглавляли набеги и защищали Стур-Дигорию от неприятелей. Но не только мужеством укрепляли они свое положение. В ход шли и хитрость, и коварство.
Главным соперником царгасат был удалой Хамиц, известный своими подвигами далеко за пределами Осетии. Он происходил из семьи, которая принадлежала к числу основателей Стур-Дигорской общины и претендовала на лидерство в ней. Хамиц был женат на кабардинской княжне Таусултановой. Чтобы устранить соперника, лишив его поддержки кабардинцев, царгасата передали Таусултановым, что Хамиц держит жену в черном теле. Ее братья поверили лжи и убили зятя. Узнав об этом, красавица княжна покончила с собой, а достигшие своей цели царгасата напали на родственников Хамица.
Все жители Стур-Дигории пасли свой скот на общинном пастбище Харес. Когда царгасата победили соперников, разбогатели и усилились, они захватили Харес и объявили, что народ обязан нести повинности за пользование этой землей. К сословию царгасат принадлежали Карабу-гаевы, Кантемировы и Таймазовы.
Баделиата и царгасата не вступали в родство с простыми дигорца-ми. Они выбирали жен в своем кругу, часто сватались к кабардинским или балкарским дворянкам. Сословная граница резкой чертой отделяла феодальную знать от народа.
Уездоны и хехезы. Население Дигорского общества говорило на особом диалекте осетинского языка. Этот диалект именуют дигорским в отличие от иронского, на котором говорит большинство осетин. «Уез-дон» по-дигорски то же самое, что по-иронски «уаздан». Так называли полноправного гражданина, благородного члена гражданской общины. Уездоном (уазданом) признавали того, кто вел происхождение от легендарного предка общины, имел наследственную землю и был равен в правах с другими уездонами. Развитие феодальных отношений привело к тому, что, например, у тагаурцев этим критериям отвечали только 11 фамилий феодалов. Поэтому звание уазданов закрепилось у них за высшим сословием.
У дигорцев же феодалы были чужаками, они никогда не входили в гражданскую общину и не звались уездонами. Зато общинники, уступив баделиатам и царгасатам пастбища, сохранили наследственные пашни и покосы, память о легендарных предках и равенство между собой. Потому они и оставались по-прежнему уездонами, даже превратившись в зависимых крестьян. Второе, коллективное название уездонов было «ада-михат», что в переводе означает «народ».
Положение крестьян можно представить на примере Тапан-Дигорс-кой общины. Передав функции обороны и управления баделиатам, уездоны взамен приняли на себя определенные обязанности. Так возник особый порядок внеэкономического принуждения. Кроме сословного неполноправия крестьян, этот порядок включал и некоторые ограничения их прав. В качестве подвластных все уездоны были разделены между фамилиями баделиат. Баделиата обладали верховным правом на имущество своих крестьян. Если уездон не имел наследников мужского пола, его земля и имущество переходили к феодалу, а вдова и дочери делались служанками господина. Если уездон уходил из Дигории, его земля становилась собственностью феодала. Господин имел право взять у крестьянина на время коня или нужную вещь. Прежде чем продавать кому-нибудь свое имущество, крестьянин должен был предложить его господину.
Уездон был обязан делать установленные приношения по праздникам, на свадьбы и поминки баделиат. При семейном разделе и при выдаче замуж дочери или сестры уездон отдавал господину быка. Часть жертвенного животного, доля охотничьей добычи уездона также принадлежали феодалу.
От таких обязанностей были освобождены крестьяне, которых называли хехезами или фарсаглагами. Сословие хехезов происходило от чужаков, которые переселились из соседних общин или других обществ. Поэтому хехезов и называли иногда фарсаглагами. Большинство из них пришли в Дигорию из Алагирского общества. Многие дигорские фамилии, относившиеся к сословию хехезов, происходят из обществ Центральной и закавказской Осетии, из Балкарии и Грузии. Хехезы сохраняли полную личную независимость.
И уездоны, и хехезы находились в экономической зависимости от феодалов. Повинности крестьян, как и в Тагаурском обществе, делились на две части — продуктовый оброк и барщину. Годовой оброк с одного крестьянского двора включал двух ягнят, часть урожая хлеба, арбу сена и арбу дров. Барщина составляла два дня в году: во время пахоты и жатвы крестьяне работали на господском поле по одному дню.

§ 25. ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО


В XVII в. баделиата начали основывать селения на предгорной равнине. Для этого они вступали в вассальную зависимость от кабардинских князей, которые захватили равнинные земли после отступления осетин в горы. Князьям отходила часть крестьянского оброка, поэтому баделиата принялись увеличивать повинности в предгорных селениях. Однако из этого ничего не вышло. Недовольство крестьян вылилось в открытые выступления против феодалов. Самым массовым было народное восстание 1781 г. Оно заставило баделиат уменьшить повинности на равнине до горной нормы.
Кумайаги и косаги. Кумайагами в Дигории называли потомство «вторых» жен-номылус, которые находились на положении служанок. Ди-горский кумайаг близок к тагаурскому кавдасарду, но все же отличается от него. После смерти господина кумайаг получал небольшой участок пашни и сенокоса, пару быков, топор, котел и веревку. Он строил дом и заводил собственное хозяйство. Но личная связь кумайагов с баделиата-ми не прерывалась. Кумайаги несли те же внеэкономические повинности, что и уездоны. Обычно именно кумайаги составляли ближайшее окружение и опору семьи феодала.
Если кумайаги были низшим из свободных сословий, то косаги — это холопы. Они не имели общественных прав и считались имуществом своего владельца. В Дигории холопов было больше, чем в других осетинских обществах. Богатые баделиата поселяли холопов отдельными дворами. В этом случае косаг не только работал в доме господина, но и выполнял все крестьянские повинности. Некоторым холопам, которые вели самостоятельное хозяйство, удавалось разбогатеть и даже покупать собственных холопов.

§ 25. ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО


М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта гиперссылка обязательна


Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru