поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
§ 39. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
Автор: 00mN1ck / 20 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия в XVIII в.
§ 39. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.


Открытие государственной осетинской школы и дальнейшее развитие письменности. В 50-60-е гг. XVIII в. в Осетии по-прежнему остро стоял вопрос о государственном образовании, которое бы смогло заменить частное обучение. Попытки решить эту проблему с помощью российского правительства долгое время упирались в нерешенность политических задач, стоявших перед Россией и Осетией. В Петербурге опасались, что открытие государственной школы для осетинских детей вызовет осложнения с Турцией. Выход из ситуации был найден после возведения на русской границе крепости Моздок.
27 сентября 1764 г. в российском правительстве был подписан указ об учреждении в Моздоке осетинской школы. Понадобилось, однако, еще два года, чтобы школа начала функционировать. Моздок находился слишком далеко, чтобы осетины могли отправлять туда своих детей на обучение. Основная часть населения Осетии надеялась на открытие школы на собственной территории.
Первый набор в Моздокскую школу был произведен в сентябре 1766 г. Из 20 детей игумен Григорий отобрал всего четырех учеников. Двое из них — Иван Магкаев и Феофан Карабугаев — были внуками известных осетинских послов — Зураба Магкаева и Елисея Кесаева; другими стали Андрей Битаров из Зака и Петр Париев из Нара. Вскоре к этим ученикам прибавилось еще трое — Павел Давыдов, Харитон и Христофор Хетагуровы. Пример первых семи учеников воодушевил многих подростков на обучение в школе. Были годы, когда в Моздокскую школу поступало до 46 детей. И это несмотря на то, что условия жизни и обучения школьников были довольно тяжелыми: школьное здание было ветхим, не приспособленным к занятиям, а сами учащиеся жили в частных домах.
Детей в школе обучали русской и осетинской грамоте, пению, священному писанию. С каждым учеником проводились отдельные занятия. Обучение строилось с учетом индивидуальных способностей каждого ученика.
После окончания Моздокской школы выпускники ее привлекались к работе в Осетинской духовной комиссии. Занимались они и переводческой деятельностью. Некоторые из них, желая продолжить свое обучение, поступали в Астраханскую духовную семинарию. Так, в 1784 г. в этой семинарии обучалось 9 выпускников Моздокской школы.
Открытие осетинской школы в Моздоке положило начало основам национального просвещения в Осетии. Одновременно оно дало новый толчок становлению осетинской письменности. Благодаря Моздокской школе была создана осетинская азбука, в основу которой была положена церковнославянская графика. В разработке осетинского письма особая роль принадлежала епископу Гаю Токаову и священнику Павлу Генцаурову (Кесаеву). Уровень развития осетинской письменности того времени вполне отвечал запросам школьного образования и церковно-просветительской деятельности.
Заметным событием в культуре Осетии XVIII в. явилась книга «Начальное учение человеком, хотящим учится книг божественного писания», изданная на осетинском языке. Первая осетинская книга была отпечатана в мае 1798 г. в Московской Синодальной типографии.
С основанием осетинской школы и возникновением национальной письменности Осетия становилась одним из важных центров христианской культуры на Кавказе.
Устное народное творчество. Музыкальная культура. В XVIII в. фольклорное творчество осетин переживает новый подъем. Наряду с произведениями, сюжетно связанными с местной тематикой, создаются разнообразные по форме фольклорные сказания и песни, посвященные общенациональным событиям. Преобладание в устном творчестве общеосетинской тематики являлось результатом внутреннего развития Осетии, следствием перехода от обособленных в средневековье осетинских обществ к их целостной гражданской и культурной организации.
Подъем устного народного творчества был стимулирован также крупными политическими событиями, которыми насыщена история Осетии XVIII в. Особенно остро сказители реагировали на политические сюжеты, связанные с развитием русско-осетинских отношений. «Сказание о Зурабе Магкаеве», легенды о трагической гибели Кесаева Эба, «Сказ о Карадзау Мамиеве», легенды о поездке куртатинцев в Екатериноград и другие произведения устного творчества в традиционной манере, но с документальной достоверностью повествуют о сложном и тернистом пути к союзу с Россией. К циклу, посвященному присоединению Осетии к России, относится и песня об абреке Бекба, в 1781 г. примкнувшему со своим отрядом к крестьянскому восстанию в Дигории.

§ 39. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.


В устном народном творчестве нашла отражение и нелегкая борьба осетинского народа за свободу и независимость. Во второй половине XVIII в. притязания кабардинских феодалов на политическое влияние в Осетии стали настойчивее. Феодалы нередко совершали набеги, требуя от осетинского населения выплаты дани. Целый ряд фольклорных произведений, созданных в XVIII в., посвящен упорному сопротивлению осетинского народа военно-политическим акциям кабардинской знати. Яркие герои этого цикла, например, Есе Кану-ков, демонстрируют личное мужество и готовность отстоять независимость своей Родины.
В фольклорных произведениях, выдержанных в традициях героического эпоса, повествуется о противостоянии Осетии военной экспансии крымского хана. «Войска Крым-Кермена в пещере Морга», «Песня о крымском войске», «Песня о Елбердуке Туганове» и многие другие — это волнующие памятники осетинского фольклора, запечатлевшие подлинные исторические реалии XVIII в. Они свидетельствуют не только о военной опасности, исходившей от Крымского ханства, но и о самоотверженной борьбе народа со своим традиционным противником.
Новый период в истории Осетии обусловил своеобразное возрождение традиций героического эпоса осетинского народа. Этим объяснялась многочисленность фольклорных сказаний, песен и поэтических произведений, лейтмотивом которых являлась верность отечеству, воинская доблесть и культ героя, наделенного незаурядной силой и умом.
Наряду с героическим циклом фольклорных произведений в Осетии было популярным и песенное творчество, в котором отражались и гражданские мотивы — своеобразные песни-гимны, посвященные сельскохозяйственным работам горца, его охоте, праздникам и другим значительным событиям традиционного быта. Подлинно народными являлись «Песнь урожая», «Песнь об Афсати» (покровителе охотников), «Песня возделывающих масло», «Свадебная песня». Эти и многие другие памятники песенного творчества осетин были созданы ранее XVIII в. Однако они не только не теряли со временем своей популярности, но и на фоне крупных общественных событий новой истории Осетии приобретали особую актуальность и свежесть.
Развитой была и народная музыкальная культура Осетии. Оценка музыкальной традиции осетин русскими и западными путешественниками XVIII в. была, как правило, нигилистична. Конечно, осетинские инструментальные произведения явно уступали европейским достижениям в этой области культуры. Сказались оторванность Осетии от внешнего мира и тяжелые исторические испытания, выпавшие на ее долю. Но даже в условиях изоляции, сурового быта, постоянной материальной нужды, обусловленных, прежде всего, природно-геогра-фической средой обитания, осетины бережно сохраняли свои национальные музыкальные традиции. В музыке и песнях народа преобладали грустные мотивы. Сюжетами музыкальных сказов часто служили трагические события прошлого, пережитые Осетией в XIV-XVII вв. Возможно, поэтому больше играли на скрипке и свирели, чем на двенадцатиструнной арфе, которая прежде была основным музыкальным инструментом, сопровождающим произведения на темы из героических нартских сказаний. О хорошем уровне музыкальной культуры осетин свидетельствовал тот факт, что наряду с небольшими мелодичными произведениями на музыку перекладывались крупные эпические сюжеты, отличавшиеся драматическим накалом. Создание подобных произведений возможно было лишь при наличии богатых национальных традиций в музыке.
Начало научного изучения Осетии. Осетию всегда отличала открытость перед внешним миром, стремление к дружественным и культурным контактам. Благодаря этому, а также присоединению к России во второй половине XVIII в., она стала привлекать внимание путешественников и ученых. Одним из первых, кто проявил научный интерес к осетинскому народу, был Герард Миллер, действительный член Российской Академии наук, участник экспедиции В.И.Беринга. Он известен своими рукописями, историческими коллекциями («Портфели Миллера»), в которых содержатся ценнейшие сведения о России и ее народах. В одной из рукописей, посвященной осетинам, Г.Ф.Миллер первым высказал мысль о родстве осетинского языка с иранской группой языков. Он же указал на историческую преемственность между аланами и осетинами. Несколько позже эту мысль Г.Ф.Миллера подтвердят И.О.Потоцкий, а затем и Ю.Клапрот.
Во второй половине XVIII в. Осетию обследовали крупные научные и геологические экспедиции. Их роль заключалась прежде всего в про-мышленно-экономической оценке природных ресурсов края. Немалый вклад они внесли в историко-этнографическое изучение осетин. Экспедиции С.Ванявина (1768 г.), А.Батырева (1771, 1774 гг.) и И.А.Гюльден-штедта (1770-1772 гг.) были первыми, подробно описавшими хозяйственную жизнь Осетии, традиционный быт и культуру осетин. Они собрали и записали важные сведения об истории осетинского народа. Уже тогда учеными отмечались как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. В этом заключался для них особый интерес в научном изучении Осетии.
Ценные сведения об истории, быте, хозяйственном укладе, а также восстании крестьян в 1781 г. в Дигории записал русский кадровый офицер Л.Л.Штедер. Его «Дневник путешествия...» представляет собой одно из наиболее достоверных описаний Осетии второй половины XVIII в. Важным научным достижением в изучении осетинского народа являлись наблюдения крупного русского ученого П.Палласа Он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским но и славянским и немецким языками. Так, уже в XVIII в. была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви В дальнейшем вывод П.Палласа привлечет внимание как русских так и европейских ученых.
Свои «Описания», содержавшие разнообразные сведения об Осетии ее прошлом, традиционной культуре и языке, оставили нам также И.Г.Георги и Я.Реинеггс — авторы конца XVIII в.
Работы русских и иностранных ученых наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru