поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
§ 52. ПЕРЕМЕНЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСЕТИНСКОГО СЕЛА
Автор: 00mN1ck / 26 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия в первой половине XIX в.
§ 52. ПЕРЕМЕНЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСЕТИНСКОГО СЕЛА


Подъем хозяйственной жизни. К середине XIX в. многие осетинские села, основанные еще в первой трети XIX в. и ранее, успели приспособиться к особенностям хозяйствования в условиях равнины. Такие села полностью перешли к экономике, где преобладающими отраслями являлись земледелие и разведение крупного рогатого скота. Здесь переселенцы вместо привычного проса и ячменя научились выращивать также пшеницу, кукурузу и картофель. Освоение новых земледельческих культур в значительной степени повысило материальный достаток населения. Создавались также предпосылки к переходу от натурального хозяйства к экономике, ориентированной на рынок.
Приоритет земледельческого производства потребовал от осетинского крестьянства отказа от примитивных орудий труда, приспособленных к горным условиям и малоэффективных при запашке значительных земельных площадей. Осетинский «дзывыр» — основное средство для вспашки земли — был превосходно приспособлен к ландшафту, особенностям горных почв, в которых отсутствовал природный гумус, и размерам горных земельных участков, пригодных для вспашки. Но он явно не справлялся с плодородными и целинными землями равнины, осваиваемыми осетинским крестьянством. По словам А.Г.Ардасенова, видного общественного деятеля XIX в., осетины, «почувствовав себя на просторе, на земле, которая веками, быть может, не знала плуга, ... прежде всего переменили свою соху, «дзывыр», на тяжелый передковый плуг». В такой плуг запрягалось несколько пар волов или лошадей. Его производительность и качество вспашки были несравнимы с горным «дзывыром»: на обработку одной десятины горной пашни «дзывыром» затрачивалось 30 дней, а на равнине плугом — всего 5 дней.
Из-за недостатка земельных площадей в горах крестьяне не соблюдали севооборот — на одном и том же участке часто засеивалась одна и та же культура. Чтобы поддержать плодородие земли, горцы вынуждены были ежегодно вносить удобрения. Осваивая новые формы земледелия на равнине, осетинское крестьянство переходило к залежной системе. Ее применение обеспечило стабильность в получении высоких урожаев.
Огородничество как важная отрасль сельскохозяйственного производства не получило широкого развития в горных условиях. Возрождение в экономике Осетии земледельческой культуры, происходившее на равнине, позволило восстановить огородничество и садоводство в качестве самостоятельных видов сельскохозяйственного производства. По мере того, как шло освоение равнинных земель, осетины стали выращивать огурцы, бахчевые культуры, новые сорта бобовых и в особенности кукурузу.
Переселение значительной части осетин на равнину снизило плотность населения в горной зоне Осетии. Это сняло остроту вопроса о нехватке земли в горах и создало более выгодные условия хозяйствования для оставшихся там жителей. В горных обществах наблюдался подъем скотоводства — главной отрасли их экономики, что также стало возможным благодаря наличию территории, освободившейся от избыточного населения.

§ 52. ПЕРЕМЕНЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСЕТИНСКОГО СЕЛА


Важным экономическим достижением Осетии, начиная с середины XIX в., явился постепенный переход к отгонной системе скотоводства. Внедрение в практику отгонного скотоводства объяснялось новыми возможностями, которые появились в результате сосуществования двух географически различных зон обитания — горной и равнинной. Осетинское крестьянство хорошо понимало прогрессивность этой системы и широко ею пользовалось. Благодаря отгонному скотоводству Осетия становилась одним из самых развитых животноводческих районов Кавказа.
Новым для экономики Осетии стало зарождение садоводства. Ранее эта отрасль хозяйствования существовала только в Южной Осетии. Отдельные сады имелись и в горных районах Северной Осетии, тем не менее, садоводство не относилось к традиционным занятиям осетинского крестьянства. Например, в Куртатинском ущелье, отличающемся относительно благоприятным климатом, 2-3 частных сада были лишь в одном Харисджине, но и эти сады рассматривались не более чем праздное увлечение. Как отрасль сельского хозяйства садоводство в Осетии и казачьих районах Северного Кавказа зарождалось по инициативе российской военной и гражданской администрации. Первые крупные сады (в основном тутовые) появились у осетинских казаков в Моздоке и соседствующих с ним осетинских селах. Другой центр осетинского садоводства в Алагире своим развитием обязан был наместнику Кавказа М.С.Воронцову и в особенности горному инженеру Б.А.Иваницкому. Стараниями Б.А.Иваницкого в Осетию были завезены лучшие сорта фруктовых деревьев из Крыма и южных провинций Франции, в том числе сорт груш «сен-жермен», известный теперь как «алагирская» груша.
Наличие в Осетии трех географических зон (равнинная зона Южной Осетии, по климату близкая к субтропикам, горная и предгорная зоны Северной Осетии) могли обеспечить общую стабильность в производстве различных видов сельскохозяйственной продукции. Однако отсутствие дорог и оторванность этих зон друг от друга сохраняли неодинаковый уровень жизнеобеспечения осетинских обществ. Жители предгорных районов Северной и равнины Южной Осетии могли рассчитывать на более высокий материальный достаток, чем горцы, затрачивавшие гораздо больше усилий для того, чтобы прокормить себя.
Слабые формы товарно-денежных отношений, при которых преобладающим оставался обычный продуктообмен, не были способны преодолеть контрасты экономики, складывавшейся в Осетии в середине XIX в.
Социальные противоречия в осетинском селе. Несмотря на общее оживление экономики Осетии, жизнь осетинского населения все более осложнялась. Осетия столкнулась с новыми социально-политическими явлениями, сдерживавшими повышение жизненного уровня осетинского крестьянства.
На первых порах (в 20-30-е гг. XIX в.) осетинские села, создававшиеся на Владикавказской (Осетинской) равнине, испытывали феодальное и военно-политическое засилье кабардинских владельцев. Крупные землевладельцы из Кабарды пытались подчинить осетинское население, поселившееся в незащищенных местах предгорий Северного Кавказа. Свои притязания они мотивировали тем, что равнинная земля, на которую переселялись осетины, ингуши и чеченцы, якобы являлась их феодальной собственностью. Непростое внешнеполитическое положение, сложившееся в равнинной Осетии, вызвало в осетинских обществах широкое антифеодальное движение. Вскоре под его напором кабардинские владельцы вынуждены были отказаться от своих притязаний.
Претендентами на феодальное господство в Осетии были не только чужеземцы. Свои феодальные притязания имелись также и у осетинской знати, переселившейся на равнинные земли. Осваивая новые места, осетинские владельцы стремились объявить все земли своей собственностью. Знать не желала расставаться с феодальными правами, которыми она владела до переселения на равнину. Этим объяснялось желание осетинских феодалов создавать на равнине такие поселения, где бы вместе с ними селились крестьяне — их бывшие зависимые.
Осетинское крестьянство со своей стороны отвергало подобные притязания. Крестьяне считали, что земли, которые они осваивают на новых местах, — их собственность, доставшаяся от российской администрации. Крестьяне отказывались селиться вместе со своими бывшими феодальными владельцами. Когда же у них не оставалось выбора и им приходилось устраивать свое жилье в том же поселении, где обосновался феодал, они требовали от знати и российской администрации расписок с обязательствами в том, что земля в новом поселении будет в общем владении. В таких расписках-обязательствах крестьяне оговаривали также свою независимость и то, что никто не будет вправе притеснять их, облагать их податями и т.п. Нередко феодалы выдавали подобные расписки своим крестьянам, но чаще всего это являлось лишь уловкой, а не действительным отказом от своих социальных притязаний.
На равнине осетинские феодалы, получившие от российского правительства немалые земельные наделы, обрели высокую хозяйственную и социальную активность. Как никогда прежде расширив площади своих запаханных земель, обзаведясь скотом и тягловой силой, они нуждались в подневольном крестьянском труде. Со временем главной социальной заботой феодалов стало подчинение крестьян и обретение с их помощью феодального могущества. С этой целью знать пыталась увеличить поземельную ренту. Новшеством в перечне крестьянских повинностей явился денежный оброк. Немалым был и натуральный оброк, предусматривавший выплату повинностей со всех видов хозяйственной деятельности крестьян.

§ 52. ПЕРЕМЕНЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСЕТИНСКОГО СЕЛА


В середине XIX в. в Осетии, где происходили серьезные экономические перемены, наблюдался расцвет осетинского феодализма. Ранее процесс развития феодализма, не имевшего в горах необходимой экономической базы, протекал довольно вяло. Освоение новых территорий и подъем хозяйственной жизни придали этому процессу необычную для него динамичность. Особо высокими темпы развития феодализма были в равнинных селах, основанных выходцами из Тагаурского и Ди-горского обществ. Это было естественно, поскольку Тагаурия и Дигория имели наиболее устойчивые традиции феодальных отношений, сложившихся ранее в горах.
На новом этапе развития осетинского феодализма усиление социального гнета испытало не только ранее зависимое крестьянство. В зависимое положение от феодалов попадали бывшие свободные общинники. Основанием для феодальных притязаний на общинников являлось поселение их на землях, отведенных правительством на имя осетинских старшин. Старшины, обязанные заселить эти земли переселенцами, стремились объявить их вотчинными, а поселенцев — своими подвластными. С этой же целью старшины-феодалы новые села, создававшиеся на выделенных правительством землях, называли своим именем, а затем заявляли о феодальной собственности на них.
Российские власти, как правило, не препятствовали социальным притязаниям осетинской знати. Невмешательство властей рассматривалось феодалами как поощрение их социальных и политических амбиций. В результате к концу 40-х гг. XIX в. почти весь фонд равнинной земли вошел в феодальную собственность осетинской знати.
В середине XIX в. усиление зависимого состояния крестьян и дальнейшая феодализация общества являлись общим процессом, характерным для всей Осетии. В результате социальная жизнь осетинских обществ еще более осложнилась и протекала в условиях глубоких противоречий.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru