поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
§ 56. ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ
Автор: 00mN1ck / 26 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия во второй половине XIX в.
§ 56. ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ


Владикавказ — городской центр Осетии. В 50-60-х гг. XIX в. в осетинском обществе происходили серьезные перемены. Среди этих перемен важное место занимало дальнейшее формирование городского уклада жизни. Зарождение городской культуры осетин в новое время связано с основанием крепости Моздок (1762 г.). Вплоть до 20-х гг. XIX в. Моздок оставался центром общественной и культурной жизни Осетии. Здесь были размещены Осетинская духовная комиссия и Осетинская школа. Часто решение политико-административных и судебных вопросов, связанных с Осетией, брали на себя моздокский комендант и Верхний пограничный суд. Видную роль Моздок играл и в укреплении торговых связей с соседними народами.
Начиная с 20-х гг. XIX в., после переселения значительной части осетин на равнину, главным городским центром Осетии постепенно становится Владикавказ. На начальных порах темпы роста Владикавказской крепости были незначительными. Оживление городской жизни Владикавказа приходится на 40-50-е гг. XIX в. Оно было связано с притоком в крепость осетинского гражданского населения. Уже в 1852 г. число осетин в крепости составляло 883 человека — больше, чем проживало здесь военных (772 человека).
Экономический подъем Осетии в 40-50-е гг. XIX в., а также преобладание гражданского населения довольно быстро меняли облик Владикавказской крепости. По свидетельству современника, в 1852 г. «видевшие за несколько лет Владикавказ изумились бы совершившимся в оном преобразованиям». Вместо грязной с ямами улицы в центре был «разведен бульвар, и образовалась ровная, выложенная камнем улица, обставленная красивой наружности домами». В крепости появились площади, сады, церкви, заводы, мастерские и базары. Годовой оборот торговли в 1852 г. оценивался в 600 тыс. рублей серебром.
После окончания Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе (1859 г.) наместник А.И.Барятинский обратился в правительство с предложением о преобразовании Владикавказской крепости в город Владикавказ. Основаниями для такого преобразования он считал как окончание Кавказской войны, так и торгово-экономическое развитие Владикавказа.
Император Александр II одобрил идею А.И.Барятинского. В указе, изданном в конце марта 1860 г., подчеркивалось, что преобразование крепости производится в целях развития на Кавказе торговли, промышленности и «водворения начал мирной гражданской жизни».
С преобразованием в город, Владикавказ не терял для России значения военно-стратегической крепости. Наряду с этим он приобретал статус торгово-экономического центра, связывавшего Россию с Кавказом и Ближним Востоком.
Вместе с Владикавказом, являвшимся средоточием городской жизни осетин (осетины по-прежнему называли Владикавказ Дзауджикау), роль торгово-экономического форпоста отводилась также Осетии. Вследствие этого своего положения Осетия из перевалочного пункта промышленных товаров вместе с Владикавказом становится одним из наиболее заметных центров промышленного производства юга России.
Само преобразование Владикавказа в город, как и новое его хозяйственно-экономическое назначение, явились результатом буржуазного развития России. Завершившийся к 60 гг. XIX в. промышленный переворот в России открывал капиталистический путь для экономического подъема не только центральных регионов, но и окраин Российской империи.
Дальнейший процесс феодализации осетинского общества. В 50-60-е гг. XIX в. Осетия продолжала переживать напряженную социальную жизнь. Два главных вопроса — земельный и сословный — будоражили умы в осетинском обществе. Переселение осетин на равнину и наделение их землей, казалось, должно было снять традиционную напряженность, существовавшую в Осетии из-за недостатка земли. Однако в новых условиях, когда были созданы нормальные предпосылки для успешного хозяйствования, остро встал вопрос о распределении земли. Признание российским правительством за осетинскими алдарами феодальных прав и их больших земельных участков встретило упорное сопротивление со стороны свободного населения (фарсаглагов).
Правительственная администрация, занимавшаяся распределением земли на равнине и «урегулированием» сословных отношений в осетинском обществе, как правило, руководствовалась российскими мерками, не учитывая особенности общественной организации Осетии. В частности, она не замечала, что процесс аристократизации осетинских алдарс-ких фамилий, вызванный оживлением экономической жизни, охватил также фарсаглагские фамилии. Среди этих фамилий немало было и таких, которые успели завести крепкое клановое хозяйство и обрели заметную социальную силу. Такие фамилии подчас обнаруживали более высокую общественную активность, чем некоторые алдарские.

§ 56. ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ


Претендуя на равный с феодальными фамилиями социальный статус, фарсаглаги требовали от российской администрации не только предоставления им таких же, как у алдаров, земельных наделов. Не менее важным для них стало отселение от феодалов и формирование обособленных фар-саглагских сел. Внешними мотивами для этого были стремление к сохранению своей собственной свободы и принадлежность к разным с алдарами религиозным конфессиям. На самом деле стремление к созданию чисто фарсаглагских поселений по религиозному признаку объяснялось другим — желанием получить собственное «общественное поле», которое открывало бы фарсаглагским фамилиям достаточный простор для выдвижения их в ряды феодальной знати. Стремясь к аристократической кастовости, фарсаглаги видели в осетинской феодальной знати главное препятствие на пути своего социального возвышения. В совместных с алдарами поселениях первенствовали феодалы. Они брали на себя функции посредничества между российской администрацией и фарсаглагским сословием. Алдарство не скрывало также своих притязаний на феодальное господство. Во всем этом фарсаглаги усматривали причину, мешавшую им попасть в ряды осетинской аристократии.
Комиссия генерала П.П.Нестерова, занимавшаяся земельным и сословным вопросами, не смогла разрядить социальную напряженность, в которой пребывало осетинское общество. Работой этой комиссии были недовольны и в Осетии, и в правительственных кругах. Наместник М.С.Воронцов учел это, создав вместо нее Комитет во главе с генералом бароном И.А.Вревским.
Расселение осетин по сословно-религиозным признакам. Новый Комитет обязан был заняться рассмотрением сословно-земельных отношений «всех горцев». Остро стоявшие вопросы о земле и сословиях могли повлиять на политическую обстановку на всем Северном Кавказе. Не поддержав так называемое «свободное сословие», составлявшее абсолютное большинство населения, российское правительство рисковало потерять свою главную социальную опору.
Основное внимание И.А.Вревский и его Комитет сосредоточили на урегулировании сословно-земельных отношений в Осетии. Считалось, что именно эти отношения складывались здесь наиболее сложно. Генерал И.А.Вревский понимал важность отселения фарсаглагов от алдар и создания для них возможности отдельного поселения. При этом он учитывал сословные амбиции, которые вынашивались фарсаглагами в своем стремлении к знатности. Но все же главным для И.А.Вревского и его Комитета оставались политические интересы самой России. На это ориентировал своих администраторов и наместник М.С.Воронцов, требовавший возведения в «аристократию» из числа фарсаглагских фамилий только «по заслугам своим перед правительством».
Претворяя в жизнь свой план разрешения сословно-земельных противоречий в Осетии, И.А.Вревский исходил из того, что равнинная земля составляет государственную собственность. Это было основополагающим положением, формально уравнивавшим права всех сословий. Новым в плане И.А.Вревского было стремление удовлетворить некоторые социальные притязания фарсаглагского сословия. Придерживаясь его, И.А.Вревский и Комитет принялись за новое расселение осетин на равнине.
Расселение происходило по сословному и религиозному признакам. Создавались исключительно христианские поселения, где селились только фарсаглагские фамилии, и мусульманские, в которых оставались преимущественно алдарские фамилии с подвластным населением. Среди мусульманских сел были и фарсаглагские: например, Заманкул, Эльхотово и другие.
Комитет И.А.Вревского использовал разные принципы при наделении земельными участками. Фарсаглагское село получало единый на всех сельчан земельный надел. Поквартальное и подворное его распределение являлось правом самих жителей. Получая землю таким образом, фарсаглаги не имели права на ее продажу.
Алдарское сословие наделялось землей пофамильно: 225 десятин на каждый алдарский двор. Алдарский надел являлся несравненно большим, чем фарсаглагский. Уступая фарсаглагам в их стремлении жить отдельно от феодалов, правительство пыталось задобрить социальные верхи, недовольные отселением от них свободного сословия, и наделяло их большими наделами земли. С этой же целью российская администрация признала за алдарами их права на владение землей.
Сословно-земельные отношения сложно складывались на равнине в Западной Осетии — Дигории. «Свободное сословие» (адамихаты), как и тагаурские фарсаглаги, активно отстаивало свое право на приобретение знатного титула. Требования равных условий в землепользовании и сословности, возникшие у адамихатов на равнине, заставили российских администраторов развести дигорских адамихатов с баделиатами. В результате в Западной Осетии, как и в других местах на равнине, возникли поселения, отличавшиеся по сословному и религиозному признакам. Наиболее крупными из них стали Вольно-Христиановское и Вольно-Магометановское.

§ 56. ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ


Размежевание двух противоборствующих сословий в Западной Осетии происходило на более жестких для адамихатов условиях. Российская администрация, дорожившая политическим расположением к себе знати, пыталась максимально соблюсти интересы баделиат. В результате этого две трети равнинной земли (то есть 28 915 десятин) были отведены феодальной знати. Адамихаты могли довольствоваться лишь полученной «свободой» и минимальными наделами земельных участков, лишавших их всяких надежд на выдвижение в ряды осетинской знати.
После Комитета И.А.Вревского и его «реформ» создавались и другие комитеты и комиссии, также призванные урегулировать земельные и сословные противоречия в Осетии. Предлагались самые различные проекты сословной «организации» общества и «справедливого» сословного распределения равнинной земли. Однако ни один из этих проектов фактически не был реализован.
Как ни старалось правительство сбалансировать социальные противоречия в Осетии, вполне естественные и закономерные для развивающегося общества, разные сословия в одинаковой мере оставались недовольными официальными властями. Становилось очевидным — осетинское общество, обнаруживавшее собственные возможности для поступательного развития, отвергало столь активное участие извне, каким являлось теперь вмешательство со стороны российской администрации. Оно отвергало прежде всего стремление администрации приспособить внутренние социальные процессы, происходившие в Осетии, к собственным политическим интересам.

§ 56. ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ


В этом стремлении российских чиновников скрывалась главная причина особой накаленности социальных противоречий, задерживавших и искажавших естественный ход общественного развития осетинского общества.
Усиление господства грузинских феодалов в Южной Осетии. Сложно складывались социальные отношения в Южной Осетии. В 60-х гг. XIX в. российское правительство по мере укрепления своих позиций на Кавказе исподволь переходило к различного рода политическим уступкам грузинской знати. В частности, оно постепенно отказывалось от соблюдения интересов Осетии, отдавая южные ее районы грузинским феодалам. Такая политика правительства приводила к расширению феодальных прав прежде всего Эристави Ксанских — грузинских феодалов, добившихся при поддержке России установления своего господства над большей частью Южной Осетии. Значительно укрепили свое положение в Южной Осетии и феодалы Мачабели. Несмотря на то, что крестьяне, находившиеся в распоряжении этих феодалов, считались «государственными», российское правительство обеспечивало отбывание крестьянами повинностей в пользу Мачабели.
Наряду с Эристави Ксанскими и Мачабели в Южной Осетии появились «новые» грузинские владельцы-помещики. К ним относились Орджоникидзе, владевший селом Залда, феодал Павленишвили, владелец села Эредви, а также Амираджиби, Деосамидзе и др., ставшие собственниками осетинских сел.
Усилением феодально-княжеского владычества Грузии в Южной Осетии российское правительство пыталось ослабить грузинскую фронду, ставившую вопрос об отторжении Грузии от России и восстановлении царского правления династии Багратидов.
Феодальное господство грузинских владельцев в Южной Осетии вело к экономической и этнокультурной деградации юго-осетинских обществ. Основные усилия этих обществ тратились на отбывание повинностей и ведение непримиримой борьбы с чужеземным владычеством.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru