поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
04.НАРТСКАЯ И ЦАРЦИАТСКАЯ ВЕРСИИ СОТВОРЕНИЯ МИРА
Автор: 00mN1ck / 10 июня 2007 / Категория: Ир-Ас-Аланское Единобожие
НАРТСКАЯ И ЦАРЦИАТСКАЯ ВЕРСИИ СОТВОРЕНИЯ МИРА


Начнём с того, нартская и царциатская истории не имеют отношения к фамильным преданиям: и нартская эпоха, и царциатская эпоха не знают понятии Myg-Wag (-«семя нрава /фамилия - мэггаг/»), поскольку восходят к временам рода Наф. Род обитал в одном поселении-стойбище, разделённом на два «вместилища - Dana». Одна часть – Нартæ, это охотники-собиратели и стражи – мужи зрелого возраста, обитали во «вместилище мужей» Нарт-Дана. Другая часть – Сэртæ, это дети обоего пола с матерями – собирательницами и тоже стражами своего «вместилища женщин» Сэрт-Дана (> «сэрдон» её собирательный образ в Нартиаде). То есть «дан|дон» ( «дон» - «ВОДА»/).

В эту эпоху ещё нет разделения на Три Обители Ærtæ Syxy, в которых живут Три Фамилии Ærtæ Myggag – такое разделение появляется на переходе от родовой Общины к Территориальной, после 14-12 тыс. до н.э., и это начало Переворота Аристократов. В эту эпоху только начинают складываться первые представления о сложной картине мира и родстве – это была эпоха, когда родство осознавалось как коллективная смена одних поколений другими, рождавшимися от групп матерей-сестёр, поэтому символом родства был пупок Наф.

В дуально-родовой системе брака отцы не определены и связь с отцами значения не имела. Мир представлялся как ландшафт, заполненный растениями и предметами, у каждого из которых была своя «воля» и «сила» или «божок». И как люди были «стражами – Pa(y)», и «стражами могучими» Pa(y)-Jaw, и в высшей иерархии «двойными стражами» Pa(y)-Pa(y), так вещный мир имел своих «стражей» всех уровней от «пай» до «папай».

Это времена ранних форм верований – тотемизма, анимизма, магии и т.д. В эту эпоху поколенного родства символом единства рода было «древо обычая потомков» Фæдгэ-Бæлас, то есть древо было символом общности обычаев потомков. Поколения молодежи Фæсивæд сменяли друг друга вслед Фæд-Фæдэл, храня обычаи Фæдг, или теряя их – такие в Нартиаде имеют коллективную оценку Фэдвæд – «плохое поколение». Центр культа этой эпохи Нартиады составляют два образа: древа Фæдгэ-Бæлас, и Женщины Продуктивной, вербальным символом которой выступал пупок Наф. Обряды инициации мальчиков и девочек, восходящих возрастными «рождениями – Ари» и «смертями – Мард» к полноценности, уже объединялись в идеологии Дзæуæггаг.

Эта эпоха сменялась родством по отцовской линии, символом которой стали фаллос и отцовское семя Myg, через которое наследовался Нрав Отцов - Wag. Развитие идеи «семени нрава» Myg-Wag (> «мэггаг») было началом идеологии Патриархата. С этого времени начинают складываться более сложные представления о мире и его Силах, развитие которых привело к генотеизму – к религиозной системе, в которой уже есть один главный бог во главе массы других богов. В Нартиаде складывается Трёх-Сэхная система и идеология Трёх Мэггаг, уже есть представления об истине Ард, и можно утверждать, что уже известно представление о «разуме/мысли» Мон, но невозможно сказать, когда это отразилось сложением представлений о Трёхчастной Вселенной Разума Мон. В эту эпоху появляются представления о многоступенных актах творения Природы и Жизни, переходящих из одних форм в другие. Идеология «рождений» и «смертей» уже есть, иначе невозможна доктрина сменяющихся «поколений» и «обычаев» - Фæдг. Но утверждать, что «рождение» одной ступени уже осмыслено как «смерть» другой, тоже являющейся, в свою очередь, «рождением» следующей ступени, рискованно.

Но в Трёх-Сэхную эпоху идеология «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг уже точно стала стержнем всех схем Нартиады и сложилась в итоге в философскую концепцию Жизни во Вселенной Мон, в которой по схеме «рождений» и «смертей» двигалась Жизнь испокон времён. Эта схема пронизывает также обе легенды о сотворении Жизни – нартскую и царциатскую, свидетельствуя об их принадлежности к всеобщей концепции Нартиады. Рассмотрим обе эти версии творения.

Первую легенду – нартскую, мы подробно исследовали в НААИ-2, и здесь скажем о её главных идеях. Особо подчеркнём, что нартская легенда творения в том виде, в каком она представлена в Нартиаде, является соединением трёх сюжетов творения разных эпох – эпохи рода Наф, эпохи Трёх-Сэхной Общины, и последней - Четырёхсложно-Общинной Раннегосударственной. Кроме того, в нартской легенде совершаются три ступени творения и все они выстроены в идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг.

Первый сюжет творения эпохи рода Наф самый ранний – это сотворение Нартов (охотников-мужей) и Сэртов (собирательниц-жён). В небесах «рождается» свет-огонь, и «умирает-сгорает» до пепла-праха - и это «рождает землю». Из того же пепла-праха «рождаются-появляются» нарты: нарты «появились из рождающего чрева (syndonæj) как возникают черви на мясе». Это образ «коллективно-эгалитарного» рождения всех нартов скопом «как черви на мясе» и такой образ явно принадлежит идеологии группового брака и группового родства, и говорит о хозяйственных занятиях мясодобытчиков – охотников. Скопом появляются и Сэрты – только из глубин «пепла-праха», то есть из охлаждённого уже «праха - земли».

Второй сюжет принадлежит эпохе Трёх-Сэхной Общины, поэтому в творении задействованы «природа – ærdz», а Хуссау творит «дуновением уст – komy tæfæj», при том, что и «природа – æрдз» сама появляется «из пророненных слёз Хуссау». И мы точно знаем, что три слезы Хуссау дали начало трём важнейшим святилищам Ир-ас-аланского Единобожия и это вовсе не случайно совпадает с числом Трёх Сэхов обитаемого мира. Очевидно, что этим приёмом творцы философии творения делали сам акт творения всё более универсальным, превращая многосложный акт, прежде распределённый на частные творения вещных и тварных божков, в монопольный акт творения Единого Бога.

Третий сюжет принадлежит раннегосударственной Четырёхсложно-Общинной эпохе. Этим сюжетом философы Нартиады достигают абсолютного эффекта: творения идеей - творения Именем, Называнием: ui nomæj – «от имени»! В начале было Слово! Идеологи Нартиады создают философские предпосылки той логики, которая обеспечивает сведение всех сюжетов творения в единый процесс, и пока сводят акты творения к действию двух начал в творении Жизни. Затем сводят к одному – Слову, но оно само откуда-то должно рождаться и следует гениальное озарение – в начале всего был «разум/мысль/замысел» MON. В обратном порядке это NOM – «имя», и логика в том, что «замысел» Мон вниз обращён «именем» Ном, а «от имени» - ui nomæj, уже «происходят» – sævzærdi, вещи и твари. И сам «первочеловек» - он в то же время «первоцарь» и «перводинаст» Uærxtænæg (это имя представляет собой сложный термин (см. НААИ-2).

Для того, чтобы весь предыдущий опыт расположить в новом Знании - Разумном, потребовалось вписать Трёх-Сэхную Вселенную в Бесконечное Пространство Разума Мон. При этом, для наглядности толкований, идеологи Нартиады присвоили всеобщности Мон порционный вид, распределив на три уровня Сэхов три уровня Мона. Хотя в философском смысле Мон един и всепроникающ.

Главная установка Ир-ас-аланского Единобожия, отличающая его от предыдущих этапов – от генотеизма и политеизма, заключается в том, что прежде мир состоял из Трёх Сэхов – зоны Порядка, и окружающего их первичного Беспорядка – Хаоса. И всем этим управляли «стражи» Порядка, окружённые Беспорядком Хаоса, с которым боролись «стражи» той части мира, в которой был Порядок. С переходом к системе Мирового Мон уже нет пространства Хаоса - все уровни Миропорядка Разумны: всё имеет Смысл, поскольку рождено из Замысла Мон.

Роль бога Хуссау не только в том, чтобы творить лучшее из поколений, но и в том, чтобы уничтожать «худшее поколение» Фэдвæд. Выбором бога Хуссау – выбором Nog Adæm (-«нового народа»), бог обрекает нартов эпохи рода на уничтожение. И этим выбирает потомство прекрасного «могучего витязя вести» (Wac-Ama-uAs >) – «Ацамаса» для нового народа. То есть Хуссау выбирает Цивилизацию Благочестивых Витязей As-ов и это было сотворение Ног Адæм - последователей Ир-ас-аланского Единобожия. Основное занятие этого нового народа Ног Адæм – скотоводство, потому что их обитель названа «обителью скотоводов - G|Kau». Но это не означает, что единобожие сложилось в эпоху освоения скотоводства. Оно сложилось даже позже распада арийско-греко-армянской общности в 3-2 тыс. до н.э. Потому что греки помнят общее представление об арийско-греко-армянской «вселенной» и не помнят составные части этого «поселения Ацамаса» - «посленеия вести великого витязя» (G|Kau-Wac-Ama-uAs > «космос»). Космос Трёх-Сэхной Общины, вместе с обителью Четвёртого «семени нрава» – Мэггаг Астæ (Асатæ), составляет вселенную идеологии Нартиады эпохи Ацамаса.

Теперь обратимся к ЦАРЦИАТСКОЙ ВЕРСИИ. Царциата - это народ, который произошёл Xur æmæ Mæjy fændonæj – «по намерению Солнца и Луны». Поэтому царциаты возносили молитвы Солнцу и Луне, в отличие от нартов они были более мирного нрава и не высокомерны, но крайне нетерпимы к лжи и суровы с врагами и предателями. Считается, что царциаты уничтожили не одно племя, некоторые из них известны и эпосу о нартах – это народы guymirtæ (guymiritæ – «гимиры/киммерийцы»), uæjguytæ (-«великаны»), но есть и не известные нартам – cъybyrttæ, euguyppyrtæ, sugъtæ, cъyryngatæ. По этим признакам, а также потому, что царциаты признавали единого бога Нартиады - Хуссау, хотя молились Солнцу и Луне, их «чудеса» отнесены к Нартиаде.

Царциатская вера имеет отличия от нартовской, в том числе уже на этапе творения Мира и Жизни. К примеру, до Солнца и Луны – до главных святынь царциатской веры, на небе было единое Первосветило, не вполне управляемое единым богом Хуссау, за что тот разделил первичное светило на две части – на Солнце и Луну. И установил Солнцу ходить по небу днём, а Луне – ночью. Первичное светило никак не конкретизировано, кроме того, что это было целое, которое составлялось солнцем и луной. По всем признакам, название народа царциатов было «конфессиональным» - похоже это было что-то вроде «народа-секты»: этноним производят от carco (-«живущие в передвижении»: от car – «жить», и co, cæwyn – «идти-двигаться»). Небесные дороги солнца (xurxætæn – «солнцестранствие») и луны (mæjdzæwæn – «лунохождение») в эпоху Первичного Светила могли быть только единой Дорогой. Единство её обнаруживается и после разделения Первосветила - в культах «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг: кони, которых отбирали для посвящения покойникам, имели симптоматичное название Xury-Mæjy Bæxtæ (-«Солнце-Лунные Кони»). Они носили «души» (Udtæ) всадников по Небесным Дорогам, когда их «тела-формы» (Xuyztæ) отправлялись в Подземный Мир.

Разумеется, Первичное Светило – это образ слияния солнца и луны при полном солнечном затмении. А сход луны с солнечного диска осмыслен как «разделение первосветила». Поэтому сразу после отделения «солнце было рогатым» - Sykadjyn Xur, а луна - нет. Потом бог Хуссау ударил свой трон о землю и от трона отскочил обломок, затем Хуссау пролил ледяные воды и обломок застыл. Астрономический контекст мифа поражает точностью: Солнце предлагает луне бросить заледенелый обломок (awadz axawa syka – «пусть упадёт рог), но луна упорно вращается вокруг обломка и не даёт ему упасть и очевидно, что имеется ввиду падение в Бездну Низа. Тогда Солнце дало Рогу тепло и Рог превратился в Землю, и при этом Солнце сказало – «это будет место приложения наших лучей (wadz wæt næ tyntæværæn)». И, похоже, отсюда Рог как знак Силы, и как сосуд для культовых напитков. Сам факт, что в эпоху царциатов Луна воспринималась как светило, вращавшееся после разрыва с солнцем вокруг Земли и «не дававшее обломку (земле) упасть», вселяет подозрение, что это царциатское чудо даёт образ Первого Взрыва, который, как утверждает современная астрономия, образовал Вселенную…

Все образы – говорящие: трон разбит ударом «о землю», которая пока не была создана – она была в составе единого Первосветила… И это смущает! Ибо «взрыв» как «удар разорвавший трон» по произволению самого Хуссау, и создавший Солнце, Луну и Землю, при том, что луна принялась вращаться «не давая земле упасть» - это немыслимо для эпохи царциатов, потому что обозначает ещё и гравитацию в таком её образе, который много научнее «падения яблока на Ньютона»… Взрыв, Разлёт вещества, Солнце, Луна-Гравитация-Земля… И поскольку Первосветило разорвалось на луну и солнце, и луна, но не солнце вращается вокруг земли, то значит, как Луна не даёт своим вращением упасть Земле в Бездну Низа, так и Солнце – наибольший сегмент Первосветила - держит Землю и Луну… Держать может тоже только вращением – но не вокруг Земли, где уже вращается Луна… Выходит, что создатели Нартиады эпохи царциатов знали о том, что луна вращается вокруг земли и обе они вращаются вокруг солнца. Такова эта логика!


Другим поразительным пассажем царциатских чудес является «теория вулканов» Нартиады: первоземля кипела и испускала пар, закрывавший её от взора Хуссау и тогда он пустил на неё сгусток пламени (æxsidav), проникший вглубь земли и зашевеливший её вверх-вниз (образ землетрясений), стали образовываться горы, долины и впадины, заполнявшиеся водой - образовались водоёмы. Потом Солнце и Луна обратились наверх к богу Хуссау с просьбой сотворить на Земле что-нибудь подвижное.

И вот царциатское чудо сотворения человека: бог Хуссау взял горсть Почвы и размельчил её в руке, бросил комочки на землю и из них создались ползучие и бродячие твари. Но Солнцу и Луне они не понравились. Тогда Хуссау сделал то же с более крупными комками и из них создались звери и птицы. Но они поедали друг друга, потому Солнце и Луне они не нравились. И следует установка на смену звериных образов Силы – Хуссау создал тех, кто мог побеждать все эти твари: создал еугуэппэров, гумиров, уайигов. Но и они не пришлись по нраву Солнцу и Луне. Тогда Хуссау, сойдя на Землю, создал из Глины тело-форму (Xuyz), но она уже не названа этнонимом (названием племени), как прежние человеческие создания: на этот раз создан тот, кого в Нартиаде называют «лæг». Душу в этого «лæг» вдохнул Уасстэрджи и далее мы специально обратимся к природе и смыслу самого Уасстэрджи.

В современном понимании Лæг трактуют как «человека», и как «мужчину». Первое – верно, но второе верно только наполовину. Ровно на ту половину, которую в составе «человеков» – в составе «лæгтæ» - занимают мужчины. Потому что другую половину «лæгтæ» составляли женщины.

В «Методологии ранней истории, образования и искусства» мы показали, что «лæг» ( «æгъдау»), тот после смерти обратимым порядком Taw-Wag (> «дауæг») «восходил в рождение» (Дзау-Ари > «дзуар»), в разряд «силы нрава» и возводился богом Хуссау на небо – приобщался к небожителям и удостаивался жертвоприношений (-«зæд»). То есть благочестие делало Человека посмертным порученцем бога Хуссау – Хуссауэ Минæвар – «носителем разума Мон» от Хуссау к его оставшимся на земле потомкам. Обратимость «тау-уаг» - «уаг-тау» (дауæг-æгъдау), как и обратимость «мон-ном» - это порядок нисхождений и вид Сверху идеологии Дзæуæггаг, а порядок «ном-мон» и «уаг-тау» - «тау-уаг» (æгъдау-дауæг) – это её порядок восхождений и вид Снизу.

В этом порядке развёрнуты все идеи идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг, как и идея, выраженная двумя формулировками – mard u dawæg (-«мертвый есть дауæг»), и mard u zæd (-«мёртвый достоин жертвоприношений /то есть он – святой/»). Теперь понятна идеологическая природа «дауæг-æгъдау» и её достоинство «зæд», обращающихся вверх-вниз «восходящими рождениями» Дзау-Ари > («дзуар») в функции Xussauy Minæværttæ, неточно трактуемых сегодня как «посланники Бога». На самом деле их точная функция строго определена идеологией «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг, все переходы которой происходят во вселенной, являющейся Трёх-Сэхным миром живущих (Уæлæ-Сэх – Астæу-Сэх – Дæлæ-Сэх), расположенным в Трёхсложном Пространстве Мон (Уæли-Мон – а-Мон-д/Зонд – Дæли-Мон). Пространство Мон и его Трёх-Сэхная вселенная являются миром бога Хуссау, в котором он общается с людьми через «минæвæрттæ», роль которых точно обозначена в самом их названии: minævar – (Mon-ævar) значит «передающий замысел». И особо отметим, что в цартиатской версии человекотворения, как и в нартовской, субстанция «мирового замысла/разума» - Мон (Men-Min-Man), как первооснова Миротворения, передаётся от бога Хуссау порциями, переносящимися «носильщиками» - Var (æвар). То есть «минæвар» - это «несущий Мон»!

Между нартовской и царциатской версиями человекотворения есть расхождение в одном акте творения: в версии первых в человека душу Ud вдохнул Хуссау, в версии вторых это сделал самый приближенный к Хуссау носитель Мон – Уасстэрджи. В идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг, развёрнутой в Трёх-Сэхном мире как центре Пространства Мон, этот святой был воплощением Дорожного Счастья и Другом Путников независимо от пола и возраста. Святой Уасстэрджи и для Женщин, и для Мужчин воплощал идею Благочестия – Лæг, а значит в царциатской версии он дал первочеловеку не просто «тварную душу», но Душу Благочестивую – душу Богоносную.

Извечный статус святого Уасстэрджи – lægty dzuar (< Wæl-Wagty Dzaw-Ary – «высшие нравом восходящие рождения») являет его как Покровителя Дороги «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг. По ступеням «рождений» и «смертей» Человек (женщины и мужчины) идёт от нижней ступени, уходя с неё промежуточной возрастной «смертью», и восходит – Дзау, на новую ступень Благочестия следующим возрастным «рождением» - Ари, и достигает «высшей нравственности» - Уæл-Уаг. В идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг смысл Жизни постигается, а приобщение к Благочестию достигается «восхождением рождениями» - Дзау-Ари (отсюда значение термина дзуар – «взошедший рождениями /к смыслу и благочестию - в Свет Знания, в святость/»).

В царциатской версии человекотворения, удивляющей современностью части знаний, утверждается, что первочеловек был глух и слух у него появился благодаря покровителю ветров – его имя «галæгон» тоже должно трактоваться в идеологии и образности Дзæуæггаг. Царциатские чудеса «чудесны» тем, что Ветер – это Движение Воздуха, и Звук вне Воздуха невозможен… Действительно чудеса: выходит – царциата были не только приличными астрономами, но и неплохими физиками, знавшими, что звук не просто распространяется в воздухе, но вне воздуха (в вакууме) звука и не бывает…

Решающее значение для способности первочеловека ходить и действовать имело купание, а купал его владыка вод с именем «донбетр» (< Don-Pe-t-Ary – «водный страж действенно рожденный»). В идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг переход в возраст ходячих тоже отмечался как «смерть» неходячих младенцев – «сэвæллон» (-«утробные», они как бы ещё не родились) и «рождение» ходячих. Поэтому «купание» (æxsnajd) обрядов Дзæуæггаг – это «рождение» в смысле «выхода из утробы». Это было «первое рождение» - они «единождырождённые» Ary и ещё не полноценные члены рода Наф. Затем, с вступлением в половую зрелость «умирали» мальчики и вновь «рождались» уже в поколении «фæсивæд» (-«идущие вслед /смена/»), завершающим актом было вступление юношей в разряд «усгур фæсивæд» (-«жён просящая смена»). С вступлением в брачные отношения нартов (мужчин) и сэртов (женщин) рода Наф они переходили в разряд «дважды рождённых» Ary-Ary – это полноценные мужи и охотники той эпохи, когда прибавочный продукт ещё не превратил его регулярный отъём силой в постоянный военный промысел. Девочки соответственно проходили обряды с хождения и затем начала менструаций, и занимались собирательством растительной пищи.

Отголоски этого заметны и в версии царциатов: Солнце и Луна говорят обретшему способность ходить мальчику – «Землю создали мы, а тебя создали из земли и с этих пор ты будешь владеть ею от нас, и жизнь твоя будет бродячей, потому и звать тебя будут Цæрцо». Признак «владения землей» не как промысловой территорией рода, но всей вообще землей, является признаком гораздо более поздней эпохи династов, когда первочеловек был сотворён благочестивым – Лæг, и был перводинастом династической доктрины на заре государствообразования. Поэтому и брак у него должен быть небесным – Цæрцо женился на утренней звезде Бонвæрнон (-Венера) и они оставили бродячую жизнь, сделали из метеорита кремень, на берегу Кипучего озера сделали из шкур жильё, муж охотился, жена рожала детей и смотрела за жильём. От них пошёл народ царциатов – он переселялся с юга на север и жил в высокогорье современной Ас-Алании по обе стороны водораздела. Ещё одним из признаков отличия их культа от остальных ир-ас-аланских считается то, что они хоронили в каменных ящиках. О высоком уровне их знаний говорит и то, что они знали трепанацию черепов и делали на них заплатки из меди.

Легенда говорит, что нарты, царциаты и уайуги (великаны) жили в одну эпоху. Есть все основания утверждать, что царциаты исповедовали Ир-ас-аланское Единобожие: они тоже молились единому богу Хуссау, но не во всём соответствовали воле Хуссау. Их погребальный обряд отличался от нартского – курганного и склепового: царциаты хоронили в каменных ящиках. Легенда трактует отличия царциат так, что Хуссау гневался на царциатов и в конце концов обрёк их на гибель, лишив плодородия их нивы и скот, и наслав мор. Люди, живущие после царциатов, используют их кости для вызывания дождя – они выкапывают их кости и ставят открыто, что расстраивает бога и «слезами Хуссау» идёт дождь. Есть много общего в гибели нартов и в гибели царциатов: те и другие чем-то гневили бога Хуссау; очевидна логическая параллель в гибели нарта Батраса и в гибели царциатов – смерть первого и вторых расстроила бога Хуссау и по первому он пролил три слезы, на месте которых образовались центральные святилища Ир-ас-аланского Единобожия, а при виде костей царциатов Хуссау «льёт слёзы /дожди/» всегда.

А.Р. Чочиев
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
"ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru