поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Из истории развития осетинской литературной библиографии
Автор: 00mN1ck / 4 апреля 2010 / Категория: Литература
Т. А. Цомаева
Зам. директора по науке Северо-Осетинской республиканской детской библиотеки.

Из истории развития осетинской литературной библиографии     Сложным и трудным был путь от сказителя до писателя в осетинской художественной литературе и литературоведении, а вместе с ней и национальной литературной библиографии, отражающей уровень развития этого пути.
     В конце XIX и в начале XX вв. в Осетии вопросами библиографии занимались в связи со своими научными интересами ученые-одиночки, изучающие Кавказ или Терскую область. Они посвящались вопросам истории, этнографии, географии, природным ископаемым и т.д.
     Внутри этих разделов выделялись подразделы, в частности, «Осетины»..., включающие все об осетинах в т.ч. произведения устного народного творчества и фольклор.
     Зарождение и развитие литературной библиографии в Осетии тесно связано с появлением письменной художественной литературы и литературоведческой науки, как результат больших сдвигов в экономической, социально-политической и культурной жизни народа, происшедших после присоединения Осетии к России в 1774 году.
     Именно тогда стало возможным создание первой осетинской азбуки с церковнославянским алфавитом (1798 г.), «Нового алфавита осетинского языка с использованием русского гражданского алфавита» и «Осетинской грамматики с приложением словарей», составленных русским ученым-академиком А. Шегреном в середине XIX века.
     Прямым следствием создания алфавита осетинского языка было появление книг на осетинском языке, в том числе произведений устного народного творчества, и первых дореволюционных писателей -просветителей-революционеров.
     Ученые, изучающие Кавказ, серьезное внимание уделяли сбору, из уст самого народа, народной словесности Осетии. «Цель моей поездки в Осетию, - писал крупнейший русский ученый, выдающийся деятель науки и культуры конца XIX и начала XX вв. В.Ф. Миллер,... - изучить на месте диалекты осетинского языка и записать в текстах произведения народной словесности прежде всего так называемые нартовские (богатырские) сказания. Затем песни, сказки, местные предания и тому подобное»1.
     Собранные бесценные памятники народной словесности, а также произведения осетинских писателей, - зачинателей осетинской литературы, издавались отдельными книгами, печатались на страницах периодических изданий, в том числе «Сборника сведений о кавказских горцах», «Сборника для описания местностей и племен Кавказа», «Сборника материалов по этнографии», «Северо-Кавказского альманаха», газет «Северный Кавказ», «Казбек» и других.
     Именно в этот период изданы: «Осетинские тексты» (1868 г.) Д.Чонкадзе и В. Цораева; «Осетинские этюды» (1881-1887 гг.). Вс. Миллера; «Осетинские сказания и поверия» (1892 г.) А. Канукова; «Стихотворения» (1895 г.), «Осетинская лира» (1898 г.) основоположника осетинской литературы К.Л. Хетагурова; «Шахская красавица» (1898 г.) Блашки Гурджибекова и другие.
     Таким образом, в начале XX в. осетинская литература имела значительный идейно-эстетический опыт, демократические идейно-художественные традиции. Писатели начала XX в. явились зачинателями осетинской литературы.
     Уровень развития осетинской художественной литературы отражала литературная библиография, пути развития которой до сих пор не исследованы.
     Согласно сформулированному Ф. Энгельсом в 1884 году закону ускоренного развития, «...наука двигается вперед пропорционально массе знаний унаследованных ею от предшествующего поколения»2, то есть, чем богаче опыт предшественников и чем лучше он изучен, тем быстрее идет развитие науки, совершенствуются ее методы.
     Научное изучение эволюции осетинской литературной библиографии, ее форм и методов ускорило бы дальнейшее развитие библиографии осетинской литературы и явилось бы важным вкладом, значительно обогатившим историю библиографии литературы народов России, содействовало бы созданию единой истории многонациональной Российской литературы.
     С другой стороны, проанализировать опыт осетинской литературной библиографии в конце XIX и начале XX вв., изучить пути ее развития, особенно полезно сейчас, когда роль художественной литературы в формировании мировоззрения человека, его нравственности, духовной культуры требуют широкой пропаганды и использования всех ее возможностей и богатств. Как известно, одним из важнейших средств пропаганды художественной литературы является литературная библиография, в том числе библиографий осетинской литературы3.
     Однако зарождение информационно-библиографических основ осетинской художественной литературы в конце XIX и начале XX вв. значительно замедлялось темпами формирования национальной интеллигенции и отсутствием периодической печати на родном языке.
     Если опустить факты профессионального библиографирования осетинской художественной литературы на родном языке, то начало формирования осетинской национальной библиографии, в том числе литературной, следует вести со второй половины XIX века с Кавказских библиографий, составляемых учеными-одиночками в связи с их научными интересами.
     Среди них общие (универсальные) библиографии по Кавказу, указатели к содержаниям кавказских периодических изданий и списки трудов ученых-кавказоведов.
     Именно в этот период, когда изучение Кавказа выдвигало на повестку дня издание общих (универсальных) библиографических пособий, был издан указатель Хаханова А. «Кавказская библиография»4; знакомящая исследователей с литературой о Кавказе, в т.ч. об Осетии, с 1867 по 1885 год. А.Хаханов, используя хронологическую группировку материала, дает тем самым возможность проследить эволюцию осетинского фольклора и письменной художественной литературы за указанный период.
     Вслед за библиографией А.Хаханова в 1874-1876 гг. появилась в Санкт-Петербурге «Библиография Кавказа и Закавказья» М. Миансарова, кандидата прав Императорского Московского университета. Она была опубликована в 1879 году как приложение к книге А.П. Берже «Этнографическое обозрение Кавказа». Это первый опыт справочного систематического каталога к печатным сочинениям о Кавказе, Закавказье и племенах, эти края населяющие.
     Но бесценным даром для нас был и остается труд Берже «Этнографическое обозрение Кавказа» (С-П, 1879).
     В предисловии к книге, определив место проживания осетин, он приводит перечень отдельных статей и сочинений о Кавказе, с указанием имен авторов, с краткой характеристикой содержания их трудов:
     - Акад. Гульденштедт. Труд его был издан в 1787-1791 гг. по поручению Академии наук Палласом, но до того небрежно, что Клапрот был вынужден пересмотреть манускрипт и напечатать в исправленном виде с необходимыми дополнениями, с учетом тогдашнего состояния науки и т.д., его сообщения утратили при нем свою важность по части естествознания.
     - Акад. Паллас (1793-1794 гг.) посетил Кавказ по указанию Екатерины И. Он должен был изучать Россию (историю), поэтому его сообщения по этнографии о кавказских народностях крайне скудны и поверхностны.
     - Эдвард издал небольшое сочинение об ингушах, черкесах, кубачинцах.
     - Маршал-де Берштейн (1798 г.) - несколько сведений о лезгинах.
     - Клапрот (1835 г.) Париж - преемник Палласа.
     - Роммель - написал брошюру о нартах Кавказа - ничем не обогатил запись введений своих предшественников.
     - Энгельгардт Паррот (1815 г.) об осетинах и ингушах краткие заметки.
     - Кер-Портер (1817-1818 гг.), вскользь упоминает об осетинах и черкесах.
     - д-р Феррарио (1821 г.) издал в Милане свой труд «Лекостюме анкиен ет Модерне».
     - Броневский - «Новейшая история и статистические сведения о Кавказе» - обстоятельный труд о Кавказе на рус. яз.: он не лишен даже современного интереса и принадлежит к лучшим источникам при изучении местной этнографии.
     Лишены всякого научного значения труды: Ейнеггсса (1776-1797), Засса (1804), Киммеля (1812), Рехберга (1812-1813), г-жи Фрейганг (1816), французского консула в Тифлисе Гамба (1826), Феттера (1829) и Егера (1830), посетившего Кавказ в 1825 году.
     Из приведенных авторов большей известностью пользуется Рейнеггс (1793 г.) в Петербурге.
     Значительный вклад в становление и развитие осетинской национальной библиографии, в том числе литературной, внесли также указатели с содержанием кавказских периодических изданий, в том числе Указатель к I-XX выпускам «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» Е. Козубского5, «Систематический указатель статей и заметок, помещенных в газете «Кавказ» за все 50 лет издания (1884-1895 гг.) и В.Н. Политовского6 и «Указатель статей по кавказоведению, помещенных в газете «Терские ведомости» (1883-1916 гг.) Г.А. Дзагурова7 и другие.
     Среди них по методике составления и охвату материала наиболее совершенной является «Указатель к I-XX выпускам «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» Е. Козубского.
     Структура названного библиографического пособия состоит из нескольких указателей. Они объединяют: статьи по содержанию; статьи по народностям Кавказского края, статьи по губерниям и областям Кавказа в целом и, предварившее их, общее описание выпусков.
     Составитель в каждом отдельном указателе-разделе принял свою группировку материала. Так, в «Указателе статей по содержанию» -расположение систематическое, в «Указателе статей по народностям Кавказского края» - основными рубриками служат наименования народностей Кавказа, в «Указателе статей по губерниям и областям»... - названия губерний и областей.
     Более дробная систематизация принята внутри рубрик, в том числе произведений устного народного творчества, представленных в «Указателе статей по содержанию» в рубрике «Фольклор». Систематизированы по жанрам «Сказания, поверия, пословицы», «песни», «сказки». В «Указателе статей по народностям...» вся литература об осетинах, в том числе их народное творчество, собраны под рубрикой «Осетины». В «Указателе статей по губерниям и областям Кавказского края» под рубрикой «Терская область».
     Указатель Е. Козубского снабжен вспомогательным аппаратом -«Указателем авторов» и «Указателем собственных имен в заглавиях статей».
     Конец XIX века в развитии кавказской библиографии, в том числе осетинской, был ознаменован появлением значительных библиографических пособий, посвященных трудам ученых-кавказоведов. Они составлялись усилиями отдельных деятелей культуры Кавказа и содействовали изучению истории и культуры народностей, населяющих Кавказ.
     Среди них замечательные библиографические пособия, посвященные трудам крупнейшего русского ученого В.Ф. Миллера, в том числе «Список ученых трудов В.Ф. Миллера, касающихся Кавказа», составленный А.В.Марковым8, «Труды В.Ф. Миллера»9 и «Библиография» ко второму тому «Осетинских этюдов» («Исследования»)10.
     По методике составления и охвату материала указатели трудов В.Ф. Миллера разнообразны: хронологическая систематизация принята в «Трудах В.Ф.Миллера»; по видам изданий - в «Списках ученых трудов В.Ф.Миллера, касающихся Кавказа» А.В.Маркова. Разумеется, хронологическое расположение материала, или систематизация по видам изданий трудов, принятые в названных двух указателях затрудняют нахождение исследований об Осетии, последнее достигается путем их сплошного просмотра.
     «Библиография» В.Ф.Миллера, приложенная ко второму тому «Осетинских этюдов» («Исследования») явилась итогом научных исследований ученого, посвященных Осетии.
     Здесь, в шести разделах, представлены вниманию читателя «Тексты духовного содержания на осетинском языке», «Тексты по народной поэзии». «Сочинения об осетинском языке», «Путешествия», «Этнография» и «История».
     Разумеется, выделение исследований об Осетии при дифференциации трудов В.Ф.Миллера-кавказоведа в самостоятельный указатель послужило началом интенсивного самоопределения отдельных национальных библиографий из всех звеньев Кавказских библиографий, а в том числе положило начало формированию осетинской национальной библиографии, в рамках которой развивалась и осетинская литературная библиография.
     В целом, значение Кавказских библиографий, положивших начало становлению и развитию национальных библиографий народов, населяющих Кавказ, трудно переоценить. Между тем, усиливалась необходимость в своевременной информации о вновь появляющихся произведениях осетинских писателей. Эту функцию успешно выполняли Кавказские периодические издания в разделах: «Внутренние известия», «От редакции», «К сведению подписчиков», «Городская хроника»11 .
     14 декабря 1895 г. газета «Северный Кавказ» сообщала, что «На днях выйдут из печати и будут разосланы всем годовым подписчикам «Стихотворения» Коста. Сообщение это неоднократно перепечатывалось из номера в номер12.
     Развитие письменной художественной литературы и появление книгоиздательства в Осетии внесли значительное оживление в культурную жизнь осетинского народа.
     Во Владикавказе с этим событием связано появление первых платных библиотек, открытых отдельными учреждениями и частными лицами в том числе: библиотеки Владикавказского дворянского собрания (1862 г.), Елены Червинской (1870 г.), историка-этнографа Д.Я.Лаврова (1872 г.), Е.С. Ильиной (90-е годы) и Коммерческого клуба (1892 г.).
     Тогда же, в середине 70-годов XIX века с движением революционных народников и содействием Петербургского «Большого общества пропаганды» связано появление по Владикавказе нелегальной библиотеки13, оказавшаяся, благодаря опытным конспираторам М.Абациеву, А.Ардасенову Е.Разданову, Д.Сохиеву, И.Шалаеву, жизнеспособной.
     В Осетии событием большой политической и культурной важности в 90-е годы явилось открытие, по инициативе передовой осетинской интеллигенции во главе с большим другом К.Л.Хетагурова В.Г.Шредером, Владикавказской общественной библиотеки (1893 г.)
     Открытие библиотек во Владикавказе, несомненно, сыграло большую роль в формировании национальных книжных фондов, содействующих просвещению родного народа, росту национальной культуры, ее интеллигенции.
     Читателями владикавказских библиотек стали десятки тысяч из среды революционно настроенной молодежи. Их вниманию были предложены произведения классиков мировой и русской литературы, а также К.Л.Хетагурова и других осетинских писателей.
     В целях широкой информации читателей о своих книжных фондах, библиотеки составляли библиографические списки литературы и каталоги книг. Из них только отдельные были дозволены цензурой к печати в том числе 27 февраля 1897 года «Каталог русских книг, журналов» библиотеки для чтения Е.С. Ильиной и 17 ноября 1901 года двухтомный «Каталог Владикавказской общественной библиотеки, основанной 1893 году».
     Тщательно «очищенные» цензурой «Каталоги русских книг, журналов», тем не менее, знакомили читателя с разнообразной литературой, в том числе: по богословии и философии, естественознанию и медицине, географии, этнографии, путешествиями; истории, истории литературы и искусства, критики и библиографии, краеведения, политике, социальными науками, математике, сельскому хозяйству и технологии, художественной и детской книги в разделе словесности.
     Начало XX века характеризуется в Осетии быстрым формированием литературного дарования Сека Гадиева, Арсена Коцоева, Елбыздыко Бритаева, Блашки Гурджибекова, Цомака Гадиева, Харлампия Цомаева и других.
     Рост национального и классового самосознания в Осетии породили периодическую печать на осетинском языке, в том числе: «Ирон газет» («Осетинская газета»), 1906 г.; «Ног цард» («Новая жизнь»), 1907 г.; «Хабар» («Новость»), 1909 г.; журналов «Зонд» («Знание»), 1907 г. и «Æфсир» («Колос»), 1910 г.; «Хуры тын» («Луч солнца»), 1912 г. и другие. Тогда же, как веление времени было создано издательское общество «Ир» («Осетия»), 1906 г.
     Появление периодической печати на родном языке и издательского общества «Ир» значительно оживило литературную жизнь Осетии. На страницах газет и журналов печатались произведения осетинских писателей, классиков русской и зарубежной литературы в переводе на осетинский язык. Лучшие осетинские художественные произведения издавались отдельными книгами.
     Однако писатели на страницах периодических изданий большого опыта публичного разговора с народом не приобрели. Газеты и журналы, имеющие слабую экономическую базу, едва возникнув, прекращали свое существование: «Ирон газет» - на десятом номере, «Ног цард» - на семьдесят первом номере, «Зонд» - на втором, - «Хуры тын» - на третьем, «Æфсир» - на четырнадцатом. И все-таки эти периодические издания явились важной вехой не только в развитии осетинской художественной литературы, но, опубликовав первые образцы информационно-библиографических списков книг, образцов литературы и реклам книготорговых учреждений, содействовали дальнейшему развитию осетинской литературной библиографии.
     В 1906 году во втором номере «Ирон газет»14 («Осетинская газета») был напечатан список книг, которые можно приобрести в редакции газеты, в том числе «Ирон фандыр», Къостайы фыст, Иæ аргъ у 6 суари, «Уæрседзау» Е.Брытьиаты, Иæ аргъ у 5 суари; «Цыппар боны хæсты быдыры» Б.Датиты, Иæ аргъ у 3 суари. Вторая часть списка знакомила с перечнем книг, которые будут изданы в ближайшее время.
     Постепенно в газетах и журналах создавались разделы «Библиография 12 апреля 1907 года раздел «Библиографии» газеты «Ног цард»15 извещал читателей о том, что типографией16. З.Шувалова во Владикавказе издан «Райдайæн чиныг» («Букварь») Алмахсидта Канукова. Сообщение было дополнено аннотацией, знакомящей читателей с содержанием книги, имеющей неоценимое значение в деле просвещения родного народа. Были указаны выходные данные книги, ее стоимость и адрес книжной базы.
     В первом номере газеты «Хабар» за 1909 год был напечатан обзор «Осетинская литература», знакомящий читателей с книгами отдельных осетинских писателей.
     Рецензия на книгу «Цæлмахъы фырт» была напечатана во втором номере журнала «Хуры тын» за 1912 год17. Третий номер журнала извещал о том, что с четвертого номера журнал начнет печатать, повесть «Хаджи-Мурат» Л.Толстого, в переводе на осетинский язык. Краткая аннотация предварительно знакомила читателей, с содержанием повести.
     Информационно-библиографические сообщения о книгах, составляемые работниками редакции, книготорговыми учреждениями и отдельными любителями книги не имели единой методики составления. В списках отсутствовали выходные данные, не указывались фамилии авторов, жанр произведения.
     В этот период осетинская литература понесла тяжелые утраты:
     В 1905 году на русско-японской войне пал смертью героя Б.Гурджибеков, в 1906 - скончался К.Л Хетагуров, в 1910 — не стало Р.Кочисовой, в 1915 - погиб С.Гадиев.
     Тяжела была и участь оставшихся в живых. За участие в революционном движении в 1907 году был арестован Ц.Гадиев. За революционную агитацию к годичному заключению в крепости был приговорен Е.Бритаев. После закрытия журнала «Æфсир» («Колос»), по российским городам скитался его редактор А.Коцоев.
     Разобщенность литературных сил Осетии, отсутствие единой писательской организации, ее печатного органа явились серьезным препятствием в развитии осетинский художественной литературы и, разумеется, национальной литературной библиографии.
     В эти годы отсутствие текущей библиографической информации не дала возможности известить осетинский народ о появившихся пяти художественных книгах, в том числе «Осетинские мотивы» Г.Цаголова (1907 г.), «Наш пристав сошел с ума» РКочисовой (1907 г.), повесть Х.Тлатова «Сон» (1911г.), комедия Д.Короева «Не я был, кошка была» (1913 г.)...
     Этот период знаменателен и тем, что на страницах газеты «Ног цард» (1920), выпускаемой А.Цаликовым и Г.Баевым в Тифлисе, была опубликована «Ирон библиографи» Гаппо Баева18.
     
     
     Примечания
     1 Калоев Б. А. «В.Ф.Миллер - кавказовед». Орджоникидзе. С. 197.
     2 Ф.Энгельс. Наброски к критике политической экономии. В кн.: К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, Изд. 2-е, Т. I. С. 568.
     3 Берже А. П. Этнографическое обозрение Кавказа. С-Пб., ти-погр. братьев Пантелеевых, 1879. С. 804.
     4 Хаханов А. «Кавказская библиография» - «Этнографическое обозрение», 1899. Р. 1-2. С. 345-379.
     5 Козубский Е.Указатель к I-XX выпускам «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». 1881-1894 г. / Сост. Е.Козубский. Тифлис: типография К.П.Козловского, 1895. С. 177.
     6 ПолитовскийВ. Н. Систематический указатель наиболее выдающихся статей и заметок, помещенных в газете «Кавказ» за все 50 лет издания с 1844-1895 гг.). В кн.: «Кавказский календарь» на 1896, Тифлис, 1895, Раздел IV. С. 57-100.
     7 ДзагуровГ. А. Указатель статей по Кавказоведению в газете «Терские ведомости» (с 1883 по 1916 год)/Владикавказ, 1923. С. 18.
     8 Марков А. В. Список ученых трудов В.Ф.Миллера, касающихся Кавказа. В кн.: «Известия Кавказского отдела ИРГО». Т.22, $ 2.Тифлис, 1913. С. 174-182.
     9 Труды З.Ф.Миллима. В кн.: Тринадцатилетие специальных классов Лазаревского института Восточных языков. М., типогр. Гатцук, 1903. С. 119-125.
     10 Библиография трудов В.Ф.Миллера. В кн.: Осетинские этюды. Ч. 2 /Исследования/. В.Миллер. Типогр. А.Иванова (В. Миллера), 1882. С. 3-7 (Ученые записки императорского Московского университета).
     11 Городская хроника. «Северный Кавказ», 1897. 20 ноября; Цаголов Г. Культурное движение среди осетин. «Северный Кавказ», 1897. 6 февр.
     12 «Северный Кавказ», 1895, 1, 17, 21, 24 декабря.
     13 АрдасеновН. У истоков дружбы. «Библиотекарь», 1973. №7. С. 58-60.
     14 «Ирон газет», 1906, №№ 2, 3, 5, 9.
     15 «Ног цард» 1907 год. § НО (12 апреля). С. 3.
     16 «Хабар», 1909. § 1 г.
     17 «Хуры тын», 1912, № 2. С. 3
     18 Ног цард, 1920, 10 октября.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Победила «Оцифровка». «Ростелеком» выступил партнером форума молодых журналистов в Северной Осетии
  • Островский по-болгарски
  • Александр Сокуров: Бороться за силу просвещения
  • Работы осетинских художников 1920-х годов
  • Вахтанговская премьера владикавказской «Кармен»
  • В музее – «Легкое головокружение»
  • Подарок от Бориса Мессерера
  • Очаг Фатимы
  • Берега вечности истинной поэзии
  • Весенние краски «Молодости Осетии»
  •   Архив
    Апрель 2017 (39)
    Март 2017 (56)
    Февраль 2017 (51)
    Январь 2017 (62)
    Декабрь 2016 (65)
    Ноябрь 2016 (23)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
    рулонные шторы зебра волгоград;Тут лучшая уборка коттеджей;лицензии на ТКО liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru