Главная > Литература > Осетинская социально-бытовая повесть 40-60-х годов ХХ века

Осетинская социально-бытовая повесть 40-60-х годов ХХ века


14 февраля 2010. Разместил: 00mN1ck
Р.Я.Фидарова
д.ф.н., внс СОИГСИ

Быт, обычаи и традиции, проблемы социальной жизни народа составляют идейно-тематический центр осетинской социально-бытовой повести, которая художественно исследует бытовую и социальную жизнь человека, показывает сложный процесс его воспитания в семье и обществе через труд.

Производственная тема в ней раскрывается как основа общественно-нравственной жизни народа.

В социально-бытовой повести создан тип героя, воспитанный своим народом и советским обществом в духе патриотизма, интернационализма и высокой нравственности. Ей присущ острый конфликт и богатая поэтика. Она написана ярким образным языком. Основной художественной проблемой повести послевоенных десятилетий вообще становится создание типического характера современника, чаще всего деревенского жителя, разрешающего насущные и острые вопросы жизни послевоенного села с его неустроенностью и бытовым нигилизмом. При этом надо отметить, что фигура реального героя, как правило, новатора и борца с косностью, нередко идеализировалась и «выпрямлялась».

Итак, своеобразное исследование сложных связей человека и общества, человека и времени его социального бытия на этой прекрасной Земле составляет суть социально-бытовой повести. Сложна и многообразна жизнь, сложны и многогранны ее законы. Но человек, в какой бы трудной для себя ситуации не оказался, обязан следовать им. Должен научиться жить в человеческом общежитии. А это значит научиться подчинять свои собственные чувства, эмоции и желания общепринятым нормам морали того коллектива и общества, в котором ему довелось провести небольшой отрезок его жизненного пути, т.е. самореализоваться как нормальной человеческой особи.

Словом, степень социализации человека в любое конкретное время, время его реального бытия, определяется и тем, как он научился жить в обществе себе подобных. В этом тоже проявляется сложный характер его неоднозначных связей с такой формой бытия материи, как Время и Пространство. И даже то, в какой мере он – «дитя» своего времени и как проявляет своеобразие сути своей национальной «самости».

Конфликт социально-бытовой повести строится на противопоставлении двух жизненных концепций, воплощенных в поведении и поступках двух людей, что вполне убеждает читателя в важности и сложности поднимаемых в произведении нравственных вопросов жизни послевоенной осетинской деревни. Разумеется, также и подсказывает, что неспроста в жизни общества появились эти нелегкие проблемы: они как бы вырастали одна из другой. Во всяком случае внутреннее родство, генетические корни нездорового мировосприятия, мироощущения некоторых колхозных руководителей, наверно, были порождены самой реальной действительностью, тем, что было потом определено как волюнтаризм в политике.

В повести «У горы Зилга-хох» Т.Джатиев разрабатывает тему современного села. Сюжет прост. Бориса вызвал к себе первый секретарь райкома партии Антон Черменович, чтобы познакомить его с Верой Суровой, молодой красивой девушкой из Тимирязевской академии, приехавшей из Москвы в горное село писать научную работу. Работа выполнялась на базе научно-исследовательской опытной станции, которой руководила профессор Рутинова.

Вера, дочь московского профессора, ехала в Осетию на несколько недель. Однако побыв немного, узнав о трудной жизни и проблемах колхозного села, Сурова пишет заявление и просит направить ее в колхоз агрономом. Антон Черменович только разводит руками: вот, мол, не ожидал, сроду молодые специалисты в селе не задерживались, а тут…

Но девушка оказалась с характером. Став агрономом, она поставила задачу: колхоз должен добиться таких же высоких результатов, как и станция. И колхоз «Горная звезда» действительно с каждым днем добивалась больших успехов. Между председателем колхоза Борисом и агрономом Верой же сложились личные, освещенные большой любовью, отношения…

Герой повести К.Дзесова «Мæт» («Тревога») Сослан приехал в село Тагарджин, чтобы возглавить больницу, стать ее главным врачом. Конечно, нелегко пришлось молодому врачу, которого весьма враждебно встретил Беслан, бывший главный врач. Конфликт постепенно разрастался. Но Сослан все органичнее входил в жизнь села, подружился со всеми. Умел оказаться полезным каждому, кто к нему обращался с просьбой или советом. Заслужил большое уважение сельчан, которые признали его «своим».

Повествование в произведении М.Цагараева «Когда пробуждаются камни» ведется от первого лица. Стар уже стал скульптор Алаг Алагов: как-то незаметно пробежали годы, десятилетия. И вот уже за его плечами остался большой жизненный опыт. Так вот сидит известный и талантливый скульптор в своей мастерской и вспоминает о жизни. Итак уже получается, что все отдельные факты биографии героя, частной его жизни оказываются тесно связанными с жизнью его страны, народа, родной Осетии.

Уже в детстве Алаг столкнулся с огромным несчастьем, большой душевной болью, которую всю жизнь ничто не могло заглушить: он видел, как утонули его старшие братья-близнецы Азамат и Таймураз.

Алаг, казалось, сразу повзрослел и осознал, что всю свою жизнь он обязан не только любить и помнить братьев, а своими добрыми поступками утверждать и обогащать эту жизнь: так остро он прочувствовал ее реальную ценность.

Многое запомнил и сохранил в памяти Айтег. Хорошо помнит старого фандыриста, музыку и песни которого все слушали, затаив дыхание. Видимо, и сам исполнитель, и его музыка отражали определенный пласт духовной культуры народа, и в этом смысле воспоминания о них представляли собой ценность как память об определенной странице истории народа, страны. Хорошо помнит Алаг и дядю Айтега, достойнейшего человека. пропагандирующего и утверждавшего в жизни свою философию бытия. Человек создан для испытаний, полагал он, и силен тот, кто одержит над ними верх. Алаг всю жизнь следовал этой мудрой философии, всеми своими реальными поступками оправдывал свое человеческое предназначение на земле. Будучи совсем еще молодым человеком, стал активным участником революционных событий. Был командиром, возглавившим поход на белогвардейцев. Отважно громил белых карателей.

Сейчас уже на склоне лет пытается Алаг Алагов создать удивительное и монументальное произведение «Спящие партизаны», которое бы отразило грандиозный размах исторического события Гражданской войны, показать мужество и героизм рядовых ее участников, простых горцев, ставших на путь борьбы за свои права и справедливость на земле, как они ее понимали.

И в этом деле велика роль искусства, предназначение которого в жизни – адекватно отражать ее сложнейшие перипетии. А потому и скульптор Алаг Алагов видит свою задачу в том, чтобы заставить камни проснуться, заговорить. Ведь они – свидетели нашей истории…

Сам материал весьма удачно располагал писателя к повествованию от первого лица. Художник, как никто другой, мог глубоко и всесторонне раскрыть свой собственный мир, показать всю динамику и диалектику своих чувств и эмоций, отразивших сложный комплекс его отношений к миру и ко всему происходящему и с ним, и со страной в целом.

Герой повести У.Богазова «Уалдзæджы улæфт» («Дыхание весны») инженер Барысби пережил сложную душевную драму: он развелся с женой и ощутил потребность круто изменить свою жизнь. Сельский по происхождению, он вдруг понял, как властно повлекла его сельская жизнь. И он решил ехать. Однако его долго не отпускали с завода, где он работал. Но со временем его настойчивость победила. Барысби выбрал самый проблемный и трудный вариант: уехал в Стыркау, где раньше было три колхоза, а теперь они объединились в один. Став его председателем, Барысби поставил перед собой цель: вывести его в передовые. И начал работать, во-первых, попытался понять людей, оценить их настроение и пожелания, что он и посчитал важнейшим условием успеха. И, во-вторых, решил принять научно обоснованные планы, которые бы помогли не только правильно организовать работу, но и дать людям увидеть реальные перспективы уже сегодня, а не «в светлом будущем», как это делали все предыдущие руководители хозяйств на селе.

В повести отразились и лирические мотивы, так показан процесс развития его любовных отношений с сельской красавицей Сурой…

Повествование в произведении Г.Бицоева «Невестка Газга» ведется от первого лица. Молодая девушка Сурат, глазами которой писатель внимательно следит за событиями современной ему жизни осетинского села, окончила пединститут и хотела вместе с курсом ехать по распределению в Дагестан. Но пожелания семьи, в которой росла девушка, оказались сильнее: она стала учительницей в соседнем селе.

Как бы ни был мал ее жизненный опыт, но народная мудрость подсказывала девушке, что любая дорога когда-нибудь кончается и что каждый человек вынужден бывает сделать дальнейшие шаги. Эта же мудрость помогла Сурат адаптироваться к новым условиям жизни, даже принять статус сельской учительницы.

Осмотрительности и терпимости научил девушку и собственный опыт жизни: детство ее пришлось на годы войны. Хорошо запомнились Сурат суровые дни немецкой оккупации, когда старый Габо подорвался на мине возле фермы, а Резван, мальчишка, ее ровесник, с которым они весело и беззаботно играли в прежние годы, нашел гранату, которая тут же разорвалась в его детских руках: от мальчика же ничего не осталось…

Сурат искренне любила мать Гафе, отца Афсадаг, брата Сланбега, от которого неожиданно ушла жена Разиат. А главное, девушка привыкла бережно и трепетно относиться к настроению, привычкам, пожеланиям милых, добрых и немногословных членов своей семьи.

Новая учительница поселилась в доме строгой и величавой на вид женщины Газга. Увидев ее впервые, Сурат подумала: «Такой женщине и в мыслях не посмеешь перечить… Спокойствие и мудрость, сдержанность и величавая осанка. Себя при ней чувствуешь цыпленком» [1, 26]. Она, действительно, всех подавляла, угнетала, потихоньку морально изводила. Добрым, отзывчивым и, не в пример жене, деликатным и тактичным человеком оказался ее муж Авдаким. В отца пошел и сын ее Алыцца, который работал в горах на метеостанции и приезжал домой редко. Так получилось, что полюбили друг друга Алыцца и Сурат, поженились. Но свекровь, поняв, что управлять молодой невесткой не удастся, попыталась подавить ее волю… Жизнь постепенно налаживалась. Сурат родила сына, стала уважаемым человеком в селе. Она искренне горевала, когда умер ее добрый, отзывчивый свекор Авдаким. Сурат вдруг задумалась о том, что самым важным искусством в жизни является искусство жить среди людей, понимать, любить и уметь ценить их. Молодая женщина осознала, что «не ушел от нас Авдаким. Зашагает он пшеничным полем – и прибавится счастья на земле. «Он жив, и щедрость его сердца – это часть и меня самой…», – думалось ей.

Так писатель анализирует уроки доброты старшего поколения, которые помогают представителям младшего смело шагать по жизни, сеять семена добра и истины, мужества и красоты в своем повседневном бытии, в будничных делах и взаимоотношениях с окружающими людьми.

Герой повести У.Богазова «Адæймаджы амонд» («Счастье человека») Соламан – подросток, только вступающий в жизнь. Мать его Дацци – вдова, одна в трудных обстоятельствах воспитывающая дочь Гуассу и двух сыновей: Соламана и Хасану. Но советская власть предоставила детям возможность учиться. Так получилось, что в село к ним рабочий завода Петр Сидорович привез на лето свою дочь Иру, которая страдала легочной болезнью. Ира, ровесница Соламана, сдружилась с ними. А дружба с Петром Сидоровичем помогла Соламану устроиться в жизни, сделать первый шаг. «Человек в жизни должен стремиться к чему-то», - учил он. Соламан пришел к нему работать на завод, подружился со своим мастером-наставником Василием Ивановичем, который передавал ему свое искусство. Со временем Соламан стал отличным мастером, окончил техникум. И, конечно, развивались их отношения с Ирой, которая к тому времени окончила мединститут. Жизнь постоянно испытывает человека на прочность: началась Великая Отечественная война. Что их ждет впереди и как сложится их судьба, – вместе с читателем задумался и автор…

Герои повести Г.Бицоева «Проводи до порога» Лексо и Афако Шанаев – антиподы. История их взаимоотношений, вернее, вражды насчитывает много десятилетий.

Афако переселился в село с гор еще за несколько лет до коллективизации. Главной целью его жизни было стремление разбогатеть. Он отчаянно работал, пахал, сеял, – словом, постоянно собирал копейку, накапливал богатства. Оба они тогда были молоды, с горячей кровью. Лексо, молодой комсомолец, активно выступал против кулаков-эксплуататоров, разоблачил и Афако. Шло время, колхоз окреп, жизнь обоих обустроилась. Когда сын Лексо Дзиго пошел в школу, началась Великая Отечественная война. Но и она закончилась: бег времени неумолим. Вырос Дзиго, отслужил в армии, вернулся в село. И, несмотря на то, что Афако продолжал ненавидеть Лексо, Дзиго, сын Лексо, и Мысылмат, дочь Афако, полюбили друг друга. Решив начать историю своей семьи с «белого листа» и принять участие в грандиозном событии ХХ века – покорения целины, молодые люди решили ехать на целину. Так писатель подмечает, что изменилось время и что оно ставит новые задачи созидательного творчества перед новым поколением. И оно, новое поколение, показывает, что оно готово к решению новых задач, к покорению новых высот и таким образом продолжить логику жизни.

Повесть М.Цагараева «Осетинская быль» художественно воспроизводит колхозную жизнь осетинского села. В соответствии с художественной правдой весьма убедительно раскрыты характеры героев, показаны судьбы людей, их думы, мечты, радости и горести, воспроизведены различные конфликтные ситуации, обусловившие очень не простые человеческие взаимоотношения¸ что, конечно же, определенным образом влияет на микроклимат в сельском обществе и соответственно помогает писателю сформировать художественный мир произведения.

Художественная ткань повествования глубоко пронизана тонким лиризмом, что достигается благодаря профессиональному мастерству автора, умело использовавшего особенности такого художественно-изобразительного средства, как рассказ от первого лица.

Повесть начинается с описания картины сна трактористов, уморившихся от тяжелой работы. Глазами молодого человека Ахсара, от имени которого ведется рассказ, писатель зорко наблюдает за так называемыми «простыми» людьми, поражающими однако своим мудрым и ответственным отношением к жизни и к миру в целом. Это достойные представители своего поколения, спасшего страну от фашистского порабощения, а вот теперь не щадящего ни здоровья, ни времени на то, чтобы превратить спасенную в лихую годину Великой Отечественной войны родину в цветущий край, сделать ее удобной и комфортной для жизни сотен и тысяч соотечественников. Эта благородная цель превращает так называемых «простых» колхозников в великих граждан великой страны, которыми восхищается писатель, следя за ними и оценивая их поступки и поведение в целом глазами младшего их товарища, только вступившего во взрослую трудовую жизнь и жадно впитывающего в себя все то прекрасное и возвышенное, что несут они в мир, обогащая его неповторимыми красками своего личного, подчас нелегкого жизненного опыта. Ценность и тяжесть этих «университетов жизни», ох, как остро ощущает Ахсар!

Вот великан Дебола, которого иначе как «наш старший», «наш тамада» никто и не называет, издает могучий храп. Как поясняет сам Дебола, это немецкий офицер повредил ему нос в неравном рукопашном бою на Одере. Однако Дебола в обиде не остался: движимый лютой ненавистью к фашистам, он-таки задушил того офицера. Ахсару легко верится: у того руки, словно кувалды, да и сам он – мощный, сильный. Красивый человек их старший, их тамада. От него всегда исходят волны добра, покоя и добродушного веселья. Как-то он притащил старую маслобойку (деревянный сосуд, в котором сбивают масло), написал на ее боку «Смерть фашистским оккупантам!» и прицепил ее к трактору Ахсара. Всю ночь (работали они в ночную смену) молодой тракторист возил ее за своим трактором, а утром, когда рассвело и трактористы заметили маслобойку, все весело и дружно смеялись. И таких веселых историй Ахсар мог припомнить множество. Конечно, никто и не думал обижаться на шутника Дебола, ведь и более доброго и отзывчивого человека трудно было найти в селе.

Рядом с великаном Деболом свернулся легким калачиком его племянник Сабаз, сирота, которого тот приютил и вырастил как родного сына. Сабаз, к которому «приклеилось» прозвище «наш посыльный», т.к. был он всегда безотказный и с радостью помогал всем, кому нужна была его помощь, с детства полюбил машины и с удовольствием пошел работать с дядей на тракторе. Сам Ахсар тоже сирота. Данела, отца своего, он никогда не видел: тот погиб на фронте. Воспитывала его одна только мать – Айсаду, которую сын просто обожает, ведь у других есть и братья, и сестры, а у него – она одна-единственная. Сын явно гордится своей матерью, которая не только выжила в те страшные годы войны, но и вырастила его, сама получила высшее образование, стала известным овощеводом, вывела новые сорта помидор, винограда. Теперь вот почти во всех колхозах района сажают «помидоры Айсаду».

Конечно, выжить десяткам и сотням людей в осетинском селе помогли их вера, надежда, любовь: человеку нельзя без них жить, уверен Ахсар. Сам он безмерно любит свой родной край, знакомых, село свое, которое, по его же описанию, расположилось возле пенистой горной речки Таргайдон (обиженная). Вот с какой любовью он думает о родном крае: «Летом ранним утром над рекой стелется голубоватая дымка, с ущелья несет живительной прохладой. Откуда только не приезжают к нам люди отдыхать! [2, 103].

Лиризм повести усиливается, благодаря описанию первой любви двух молодых замечательных людей: Ахсара и его возлюбленной Залины.

Нотки грусти звучат в повествовательной интонации писателя, когда он обращается к образу Дуду, бабушки Залины. В войну она потеряла шесть сыновей, один другого лучше, прекраснее, трудолюбивее. Вот уже выросло новое поколение сельчан после войны, но до сих пор народное сознание хранит о них память. Нет-нет, да услышишь: «Школа Цара!», «Мост Басила», «Улица Батраза»! И не случайно: всю свою недолгую жизнь братья строили школу, мост, улицу, обустраивали любимое село, в котором собирались прожить долгую счастливую жизнь. Всячески облагораживали эту самую жизнь, на алтарь которой, не задумываясь, принесли свою собственную…

Но конфликт повести строится на той истине, что в селе живут не только одни благородные люди. Есть и такие, как председатель колхоза Дзибо, его зять Мурат, Дзандар, о которых Асабе, человек чести и истинного благородства, замечает: такие люди «норовят с общего стола побольше утянуть» [2, 119].

Очень черствый человек этот Дзибо. Старая женщина Бутиан, бывшая лучшая доярка в районе, обращается к нему с просьбой помочь ей отремонтировать ее покосившийся дом, т.к. она сама, как и ее сын-инвалид войны Асланбек, не в состоянии это сделать. А председатель колхоза, в котором всю жизнь они с мужем ударно трудились, заявляет ей: «Надоела ты мне! Что в обком жалуешься?».

Но люди – уже не равнодушные наблюдатели бесправных поступков своего председателя: они заставили Дзибо помочь вдове Бутиан, а сына ее – отправить на лечение в Крым.

Даже Ахсар, молодой человек, только ставший на трудовой путь, полон уверенности в завтрашнем дне и для себя, и для родного села. «Засеем поля, уберем богатый урожай осенью, выберем нового председателя, настоящего человека…», – мечтает герой о будущем. В общем оптимистический тон повести соответствует общему духу общественной атмосфере 60-х годов.

Рассказ в повести М.Цагарева «Старые раны» ведется от первого лица. Молодой инспектор райисполкома повествует о том, как получил свое первое задание от председателя райисполкома, еще не оправившегося от военных хлопот и не успевшего снять военную гимнастерку. А решать начинающему жить юноше предстояло одну из многочисленных задач, коих в послевоенные времена жизнь поставила множество: в поселке Южном обвалилась школа и пока не построят новую, следовало найти походящее помещение и организовать учебный процесс для осиротевших в военную годину, испытывавших и голод, и холод, детей. Ехал молодой инспектор с бывалым, много повидавшим в жизни водителем Ахболом. За несколько дней, что они провели вместе, раскрылся удивительно богатый внутренний мир Ахбола, его большое, доброе сердце, настроенное на волну великой любви к людям, к миру, к жизни.

Ахбол прошел все годы войны и все фронтовые дороги, вернее, проехал: он был водителем, личным шофером командира полка, человека удивительной отваги и мужества. Парень из горного осетинского села пришелся по душе командиру. Его веселый, добрый нрав и готовность в любую минуту ехать на самые опасные участки фронта подкупали и всех остальных бойцов, с которыми его сталкивала судьба.

Инспектор легко мог себе представить, как по улицам освобожденного Берлина лихо мчался героический водитель Ахбол, напевая свою любимую осетинскую песенку про красавицу Тауче. И вполне убедительно прозвучал рассказ о том, как Ахбол в неблагоприятных погодных условиях вез на передовую снаряды и очутился неожиданно у немцев перед носом; как долго полз по заснеженному полю и сбежал от фашистов…

Молодой инспектор получил удивительные уроки доброты и порядочности от общения с этим замечательным простым человеком. И еще понял юноша: нет безвыходных ситуаций, надо только мужественно и ответственно относиться к ситуации и к своему долгу.

Герой повести М.Цагараева «Тревога» Ацамаз, молодой специалист, вернулся из Африки, где он три года работал после окончания строительного института. Вернулся он в родное село, полный тревожно-радостных ожиданий от жизни и с мечтою построить дом, который начал строить еще его отец в предвоенные годы. Безмерно счастлива и его мать, бесценная для сына Ана. Приглянулась герою и внезапно подросшая соседская девушка Фардыг. В общем впереди у героев – длинная, счастливая, полная надежд жизнь, которую, конечно же, еще надо обустраивать, ведь еще не вылечились раны военной поры, нанесенные стране.

Но самый важный момент уже состоялся: произошел психологический перелом в народном мироощущении. Народ ощутил себя в полной мере и хозяином своей судьбы, и хозяином положения, – словом, полноценным субъектом исторического процесса.

Такова сущность и особенности осетинской социально-бытовой повести 40-60-х годов ХХ века.


Примечания:

1. Бицоев Г. Невестка Газга. М., 1979.
2. Цагараев М. Осетинская быль. М., 1981.

Источник:
Духовная культура осетин и современность: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Материалы республиканской научно-практической конференции. Материалы республиканской научно-практической конференции. Владикавказ 2009; 226 стр.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru