поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
О статье А. Бахтиарова «Осколки «исчезнувших» аланов»
Автор: 00mN1ck / 7 апреля 2008 / Категория: Интересные материалы » Аланы
В 1930 г. в журнале «Туркменоведение», издававшемся в Ашхабаде совсем недолго и совсем небольшим тиражом была опубликована статья этнографа А.Бахтиарова «Осколки «исчезнувших» аланов». Сегодня, спустя 78 лет после выхода, работа стала библиографической редкостью и отчасти утратила свою научную ценность, однако, она интересна историографически, как одна из первых в отечественной науке публикаций, посвященных участию алан в этногенезе туркмен.

Наиболее ранними из известных мне исследований по данной проблеме являются статьи крупного антрополога Л.В. Ошанина, в 20-гг. XX в. начавшего разработку гипотезы скифо-сарматского происхождения туркмен, основанной на анализе краниологического материала. В последующее время как наши, так и зарубежные ученые будут неоднократно возвращаться к вопросу об участии северных иранцев в этногенезе народов Центральной Азии. К 50-м гг. стало совершенно очевидно, что сначала сако-массагетские, а затем сарматские и аланские племена стали основой, фундаментом для формирования целого ряда восточных этносов. Подтверждением этому служат данные археологии, языка, антропологии и т.д. Важно заметить, что эти данные широко привлекаются центральноазиатскими историками для этногенетических реконструкций, российские же алановеды эту страницу аланской истории в большинстве случаев игнорируют. История восточных алан незаслуженно продолжает оставаться в тени. Именно это и обусловило наше внимание к давно забытой статье А.Бахтиарова. В алановедческой литературе весьма редко встречаются сноски на эту работу, а неспециалистам она практически неизвестна, поэтому мы приводим ее текст дословно:

А.Бахтиаров

«Осколки «исчезнувших» аланов»


Под названием аланов до III века существовало крупное племя кочевников-наездников, принадлежавшее к сарматам. Аланы, или ассы, занимали в то время равнины Северного Кавказа, вплоть до Дона, и в 375 году были покорены гуннами.

Аланы в 410 году проникли вместе со свевами и вандалами в Испанию, затем осели в Португалии, но под напором вестготов, принуждены были вместе с вандалами перебраться в Африку. Такова краткая историческая справка об аланах, исчезнувших в далеком прошлом.

При изучении племенного состава туркмен, удалось выяснить, что незначительная часть аланов (их потомков) проживает в ТССР и сопредельных с нею странах.

В частности, в Туркмении аланы встречаются под названием олам в Серахском районе, в составе племени Салыр (ветвь «караман») и улам, в Ходжамбасском районе, где они живут обособленно от туркмен-арсаринцев, сохраняя чистоту крови, не смешиваясь с другими, в том числе и турецкими племенами.

В отличие от туркмен, в быту аланов существуют женские танцы, так называемые «депт». Обычай кайтарма (возвращение жены в дом отца до выплаты калыма), широко распространенный у всех туркменских племен, у аланов не распространен. Своих дочерей аланы не выдают в другие туркменские племена; больше того, внутри своего племени, из одного рода в другой выдают в исключительных случаях и при условии повышенной платы (калыма) за невесту.

Заслуживает также внимания следующая бытовая особенность аланов, которая не встречается у туркмен: при рождении в семье дочери, сосед, имеющий сына, в день рождения приходит во двор новорожденной и своей папахой «подметает» двор, что обозначает желание взять новорожденную своему сыну. После этого, вплоть до совершеннолетия, отец или мать жениха ежегодно в дни праздников Курбана и Ураза-Байрама приносят будущей снохе пищу (плов или козленка), а иногда вместо съестного дарят платок, кушак и т.д.

По заявлению стариков, в далеком прошлом папахи аланов формой напоминали шапки русских казаков, - высокие, с верхом из цветной материи, причем преобладал цвет синий и красный. Во времена эмира бухарско-го, особенно до прихода русских в Бухару, аланы не подчинялись казийскому суду, а разрешали все возникавшие у себя споры и тяжбы на основе своего обычного права (адата).

Мужчины у аланов предпочитали белый цвет платья. При женитьбе у них обязательно строилась новая кибитка (для обрученных), которая покрывалась белой кошмой. За отсутствием белой, цветная кошма обшивалась белой матой. Среди туркмен, проживающих в Керкинском округе, «яшмак» носят только женщины племени алан.

Язык у аланов туркменский, схожий с диалектом сарыков и иомудов.

По сообщению Халык-Хасанова, из аула Улам, Ходжамбасского района, всего аланов, известных ему как в Туркмении, так и за ее пределами, - насчитывается до 1500 хозяйств. Размещены они в следующих областях:

По Туркмении: в Ходжамбасском районе – до 400 хозяйств, в Халачском – 300, Чаршангинском (в местностях Ак-Кум и Кук-Толлы) – 300, и в Серахском районе. По УзССР: в Шир-Абадском вилайете, районе Хошман, кишлаке Уч-Тут (около 200 хозяйств) и в Самаркандском округе, ок. ж/д станции Хоузэк – свыше 100 хозяйств. В Таджикской ССР: в Джили-Куле, Кабадиане и Термезе. В Афганистане: в районах Шиверган, Ахча и Хам-Яб. Количество аланов, проживающих в Таджикской ССР и Афганистане – неизвестно.

Аланы, проживающие в Ходжамбасском районе, делятся на следующие роды:

1. Алан, который объединяет колена: Мириш-Кар, Датха, Еолук, Аул и Аякчак;

2. Кара-Мугул, который не делится на колена;

3. Хаким – объединяет: Хаким, Витли, Токуз и Эшек;

4. Кызыл – объединяет колена: Кер, Хоррам, Аошик и Вельке.

Большинство названий колен имеет недавнее происхождение. В частности, колено Аяк-Чак раньше, до прихода аланов в Ходжамбасский район, называлось – Эвляд-Нур-Али.

Пришли аланы в Ходжамбасский район, как передают старики, с полуострова Мангишлак, где у них имелось большое укрепление под назва-нием Алан. Продолжительное время они жили в местности «Вас», на юге Хорезмского ханства. В Ходжамбассе впервые аланы появились в числе 72 хозяйств лет 250 тому назад. Постепенно перемещались сюда из Хивы и остальные, на протяжении почти ста лет. Окончательно они переселились в бухарские владения лет 150 тому назад.

Туркменоведение, 1930, №8-9, сс.39-40.


За десятилетия, прошедшие со времени выхода «Осколков …», наука ушла далеко вперед, и сегодня мы вправе вернуться к обозначенной в ста-тье проблеме.

О средневековой истории племени олам практически ничего не из-вестно. Устные предания, как отмечает А. Бахтиаров, гласят, что оламы некогда жили на полуострове Мангышлак, где у них было большое укрепление под названием Алан. Продолжительное время они населяли местность Вас или Уаз на юге Хорезма. Я.Р.Винников подверг сомнению записанные А.Бахтиаровым легенды о переселении оламов в долину Средней Амударьи, и опираясь на собственный этнографический материал, в том числе и предания ходжамбасских оламов, пришел к заключению, что оламы - исконные жители Средней Амударьи (Винников,1968,с.340). Нам представляется, что сведения, приведенные А.Бахтиаровым, все же имеют под собой почву. Если оламы действительно являются «осколком» исчезнувших среднеазиатских алан, их пребывание в районе Мангышлака подтверждается тайным аланским погребением у оз. Батырь. Его материалы (подвеска из горного хрусталя, золотые серьги с гранатовыми вставками и подвесками с кораллом и жемчугом и т.д.) были изучены и опубликованы К.М.Скалон, сделавшей вывод, что район «Мангышлака и прилегающие местности во II-III вв. н. э… по всем данным служили областью кочевания аланских племен» (Скалон,1961,с.126).

Об аланах, населявших Хорезм, уже неоднократно писалось; именно здесь, а не на Мангышлаке, находилась крепость Алан-кала (Толстов,1938,с.197;1948,с.493), В юго-восточной части Хорезмского оазиса Г.П. Снесаревым по старым картам обнаружены топонимы: урочище Кырк-Алан (сорок алан) на правом берегу Амударьи и канал Алан-яб на левом (Снесарев,1975,с.93).

Что касается пребывания алан в местности Уаз (Вас) на юге Хорезмской области, то оно подтверждается опять-таки топонимикой. В северной части этого урочища находится русло древнего канала Ходжа-мияр-алан, обследованное Б.И.Вайнберг в 1956-57 гг. В низовьях канала - развалины с тем же именем. Там же находятся остатки крепости Мириш-кала (Вайн-берг,1962,с.45), название которой, вероятно, связано уже непосредственно с племенем олам, одно из родовых подразделений которого, как пишет А.Бахтиаров, называется Мириш-кар. По мнению Б.И.Вайнберг, туркменские аланы жили в урочище Уаз в XVI-XVII вв. (Вайнберг,1962,с.45). Чрезвычайно интересно, что топоним Уаз отмечен и в Северной Осетии. Так называется горная вершина к северу от с. Донифарс в Дигорском районе (Цагаева,1975,с.303). Хивинский хан Абулгази (XVII в.) упоминает в «Родословной туркмен» племя Олам Ургенчли, то есть тех же хорезмийских алан (Винников,1968,с.339).

Обратимся к этнографическим особенностям оламов, отличавшим их от остальных туркмен. В свадебной обрядности всех туркменских этнических групп, как впрочем и остальных народов Средней Азии, практикуется возвращение невесты в дом отца до выплаты женихом калыма. У оламов, по справедливому замечанию А.Бахтиарова, данный обычай не распространен, но у них зафиксирована отсутствующая у туркмен практика обручения в младенческом возрасте. Она в той или иной мере известна и у ряда других народов. У осетин, например, родители новорожденных давали друг другу соответствующее обещание, закреплявшееся надрезами на ручках люлек. В некоторых осетинских обществах отец будущего жениха клал в изголовье девочки-невесты мешочек с порохом и пулей в качестве оберега. Название данного обычая у осетин авдæнма фидыд означает «колы-бельный сговор» и совпадает с казахским бесик куда (Арынбаев,1989,с.250) и таджикским говорабахш (Кисляков,1959,с.75).

В отличие от туркмен в быту оламов существуют женские танцы, так называемые депт. К сожалению, нам неизвестна их смысловая наполненность. Однако, поскольку они не были вытеснены шариатом в течение длительного времени, можно предположить их особую важность, культо-вый характер. В таком случае их можно сопоставить с известными в осетинском быту обрядовыми женскими танцами (устыты кафт), исполнявшимися во время засухи и посвященными Уацилла (подробнее см.: Ту-ганов,1957,с.14-15).

Несколько слов об особенностях оламской одежды. А.Бахтиаров записал со слов стариков, что в далеком прошлом папахи оламов напоминали формой шапки русских казаков – высокие, с верхом из цветной материи, причем преобладающим был синий и красный цвет. В Средней Азии меховые шапки типа папахи наибольшее распространение имеют у туркмен и каракалпаков, чаще всего они делались невысокими, как бы приплюснутыми и широкими (Сухарева,1954,с.328-329). На Кавказе папаха – излюбленный мужской головной убор. По замечанию Е.Н.Студенецкой, для адыгских народов характерны низкие папахи (Студенецкая,1989,с.36), а у осетин, ингушей и чеченцев наряду с низкими бытовали папахи с высоким меховым околышем и верхом из ткани (Студенецкая,1989,с.35,табл.3). Высокие папахи с суконным или бархатным верхом чаще надевались осетинами в торжественных случаях (Гаглоева,1964,с.228). Вероятно, именно такими были в прошлом и папахи туркменов-олам.

По словам А.Бахтиарова, мужчины у оламов предпочитали белый цвет одежды. Белой кошмой покрывалась кибитка для новобрачных. Материалы из средневековых осетинских склепов указывают на значительную роль белой ткани в сравнении с цветной. Белыми были рубахи, штаны, бешметы и т.д. Это дало возможность Е.Н.Студенецкой высказать предпо-ложение, что белый цвет был особенностью погребальной одежды (Студенецкая,1989,с.216). Это утверждение представляется нам не совсем верным, поскольку белой была одежда не только погребенных, но и жрецов осетинских святилищ во время культовых действий, невесты во время свадьбы, по сведениям информаторов, жених также старался быть в белой черкеске (Чибиров,1984,сс.168,191-192). Из белого сукна изготавливались башлыки, отметим, что часто они делались синими или красными (Студе-нецкая,1989,с.215). Как мы помним, именно эти два цвета предпочитали оламы для верхушек папах.

Говоря об оламской женской одежде, также имевшей ряд особенностей, отличавших ее от одежды туркменок, хочется обратить внимание на традиционный для оламов, элечей, эски, хатабов и мукры головной убор хасава. Эта довольно сложная конструкция (подробно см.: Винников,1968,с.340-341,рис.4) с серебряными украшениями, не имеющими ни археологических, ни этнографических параллелей в Средней Азии. Однако эти украшения очень близки по форме и даже по характеру орнамента к средневековым аланским украшениям, найденным в могильниках Верхняя Рутха, Камунта, Чми в Осетии и датируемым VI-VIII вв. (Василье-ва,1979,с.201).

Туркменские женские украшения, особенно украшения текинцев, иомутов и сарыков, имеют больше своеобразия, нежели сходства в сравне-нии с ювелирными изделиями соседних народов. Так, нагрудные и наплечные круглые серебряные украшения гульяка и бозбент аналогичны золотым и бронзовым украшениям из могильников VI-VIII вв. в Северной Осетии (Васильева,1977,с.100). Типичные для западных и северных туркмен формы серег и подвесок не находят аналогий в археологическом материале, нет им и этнографических параллелей в Средней Азии. Однако, на Северном Кавказе, в средневековых склеповых могильниках горной Ингушетии, датируемых XV-XVII вв., найдены височные подвески, очень близкие и по форме, и по размерам к иомутским круглым серьгам гулак-халка (Васильева,1979,с.201,рис.4,1-4).

На основе длительного историко-этнографического изучения традиционных ювелирных украшений туркмен, Г.П.Васильева выделила две их большие группы, получившие названия алано-кыпчакской и огузо-кыпчакской (Васильева,1991,с.121). В первую группу вошли упомянутые крупные племена туркмен, в этногенезе которых, как и в истории ряда народов Кавказа, по мнению исследователя, особенно ярко выражен аланский этнический пласт.

Кроме туркменских украшений можно упомянуть также каракалпакские ритуальные браслеты жез-билезик, напоминающие медные браслеты из погребений Миздахкана VII-VIII вв. и аналогичные аланским браслетам VI-IX вв. из ряда северокавказских катакомбных могильников (Есберге-нов,1989,с.61).

Возникает закономерный вопрос: если перечисленные выше укра-шения фиксируются у средневековых алан на Кавказе и продолжают существовать на их прежней родине – в Средней Азии, то почему они отсутствуют в декоративно-прикладном искусстве осетин, прямых потомков алан? Вероятнее всего, они исчезли из обихода в эпоху позднего средневековья под влиянием местных кавказских украшений.

Возвращаясь к оламам, упомянем, что они не только сохранили сознание своего особого, отличного от соседей происхождения, но и особый язык, точнее говоря, диалект, заметно отличающийся от остальных говоров и диалектов туркменского языка. Одной из важных особенностей оламского диалекта является значительное число иранизмов. По мнению Х.Багыева, исследователя оламского языка, они являются заимствованиями из таджикского (Багыев,1965,с.25).

Таковы вкратце этнографические особенности оламов - потомков среднеазиатских алан и оламско-осетинские параллели. Надеемся, дальнейшее изучение прошлого и настоящего народов Средней Азии и Кавказа принесет дополнительные факты, которые позволят более детально выяс-нить роль алан в истории этих народов.

Примечания:

1. Арынбаев Х.,1989. Традиционные формы брака у таджиков // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. – Нукус.

2. Багыев Х.,1965. Оламский диалект туркменского языка. -Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Ашхабад.

3. Вайнберг Б.И.,1962. Топонимика как источник по истории туркмен Хорезма // Топонимика Востока. - М.

4. Васильева Г.П.,1979. Головные и накосные украшения туркменок XIX - пер. пол. XX вв. // Костюм народов Средней Азии. - М.

5. Васильева Г.П.,1977. Этнические компоненты в составе туркмен по данным этнографии // Проблемы этногенеза туркменского народа. - Ашхабад.

6. Васильева Г.П.,1991. Ювелирные украшения как источник для этногенетических исследований. (По материалам Туркмении) // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. - Вып.III. Этнография. - М.

7. Винников Я.Р.,1968. К истории формирования и расселения туркмен-хатаб, мукры, курома и олам // История, археология и этнография Средней Азии. - М.

8. Гаглоева З.Д.,1964. Осетинский национальный костюм // Известия ЮОНИИ. - Вып.XIII. - Цхинвал.

9. Есбергенов Х.,1989. Вопросы этнической истории и традиционной культуры кара-калпаков // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. - Нукус.

10. Кисляков Н.А.,1959. Семья и брак у таджиков. - М.-Л.

11. Скалон К.М.,1961. О культурных связях восточного Прикаспия в позднесарматское время // Археологический сборник Гос. Эрмитажа. - Вып.2. - Л.

12. Снесарев Г.П.,1975. Объяснительная записка к «Карте расселения узбеков на территории Хорезмской области (конец XIX - начало XX вв.)» // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - М.

13. Студенецкая Е.Н.,1989. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX вв. - М.

14.Сухарева О.А.,1954. Древние черты в формах головных уборов народов Средней Азии // Среднеазиатский этнографический сборник / Труды института этнографии. - Новая серия. - М. - Т.XXI.

15. Толстов С.П.,1938. Основные вопросы древней истории Средней Азии // ВДИ. - N1.

16. Толстов С.П.,1948. По следам древнехорезмийской цивилизации. - М.-Л.

17. Туганов М.С.,1957. Осетинские народные танцы. - Сталинир.

18. Цагаева А.Дз.,1975. Топонимия Северной Осетии. - Орджоникидзе. - Часть II.

19. Чибиров Л.А.,1984. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. - Цхинвали.


А.А. Цуциев
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru