поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Флавий Арриан и его "Аланская история"
Автор: 00mN1ck / 20 марта 2007 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Флавий Арриан и его "Аланская история"

А. К. Нефедкин

Интеллектуальная элита античного мира. Тезисы докладов научной конференции 8 - 9 ноября 1995 г.


Об "Аланской истории" Арриана сохранилось упоминание лишь у Иоанна Лаврентия Лида и Фотия. Более подробно свидетельство Лида: "Итак, такой рассказ о Каспийских воротах есть у римских писателей, который Арриан тщательно излагает в "Аланской истории" и не менее тщательно в восьмой [книге] "Парфянской истории"; ибо он сам знал те места, так как руководил этой территорией во времена Траяна..." (De magist., III, 53). Патриарх Фотий более лаконичен. Он замечает, что Арриан "сочинил также и историю об аланах, которую назвал "Аланской" (Bibl., cod. 58, p. 17 a 23). Ф. Стадтер справедливо полагает, что данное произведение было написано после кампании Арриана против аланов (135 г.), когда и мог зародиться интерес нашего автора к своим противникам. О содержании истории нам ничего не известно, ведь кроме вышеприведенных отрывков на нее, возможно, ссылается только Прокопий (Bel. Goth., IV, 17, 4). Если же судить по названию, то, вслед за А. Роосом, можно предположить, что сочинение состояло из одной книги и в ней, как в "Вифинской", "Парфянской" и "Индийской" историях, были исторические, географические и этнографические пассажи. Причем, автор включил сюда и сведения о горных проходах, через которые вторглись аланы и которые он обозрел во время Парфянской войны Траяна (115 - 117 гг.)

Впрочем, некоторые исследователи (О. О. Крюгер, Б. С. Бахрах, Э. Л. Уилер) полагают, что к "Аланике" принадлежал фрагмент, озаглавленный "Диспозиция против аланов". Чтобы решить данную проблему, стоит рассмотреть сам отрывок. Он сохранился в трех дериватах XV - XVII вв., восходящих к одному архетипу середины X в., также дошедшему до нас (Медичео-Лаврентийский кодекс гр. LV. 4). Сам же текст "Диспозиции" сохранился в не очень хорошем состоянии: отсутствует конец текста (около 20 строк), имеются небольшие лакуны, зачастую строка неверно разбита на слова, одно словосочетание может повторяться дважды (§ 16) и т. д.

"Диспозиция" является уникальным произведением, ибо только она довольно подробно рассказывает о тактическом построении отдельных подразделений в римской армии. По содержанию можно достаточно четко разделить данное произведение на четыре основные части: 1) походная колонна (§1-10); 2) приготовление к бою (§ 11); 3) собственно диспозиция (§ 12-24); 4) предполагаемые действия в будущей битве (§ 25-31).

Отрывок написан аттическим диалектом с обычной для Арриана примесью ионизмов, подчас в эпической форме. Во всем фрагменте употребляется повелительное наклонение (imperativus либо nominativus/accusativus cum infinitivo pro imperativo). Это явно не стиль исторического сочинения, в котором приказы передаются косвенной речью (ср.: Arr., An., I, 6, 2; II, 9, 3 и др.). Впрочем, подобное повелительное наклонение мы встречаем и в Амфипольском эпиграфическом уставе времени Филиппа V (221-179 гг. до н. э.). По стилю изложения фрагмент отчетливо делится на две части: 1) описание колонны в походе и расположение отрядов в диспозиции - довольно нудное перечисление, схожее по стилистике с официальной документацией (ср. стиль Monumentum Ancyranum); 2)последние две части, язык которых более живой, с включением описательных фраз (напр., § 17). Тут же содержание становится более абстрактным, предположительным. Употребляются разделительные союзы "или" (§ 21, 22), которые не уместны в приказах боевой обстановки, слишком неконкретно описано и защитное вооружение аланов (§ 17). К тому же в этих частях фрагмента имеется и вербальная перекличка с "Анабасисом Александра" в описании метания снарядов (§ 25 = An., IV, 4, 4-5), бегства и преследования врага (§ 27-28 = An., IV, 4, 4-7). Здесь же употребляются и эллинистические термины, например, prwtostatai (§ 16). Все это свидетельствует о литературной обработке данной части сочинения.

Читая текст произведения, мы видим, что Арриан показывает себя полководцем, действующим по всем правилам военной науки. Так, он встречает конную атаку врагов плотным строем пехоты, фланги которой, состоящие из легко вооруженных под прикрытием тяжеловооруженных стоят на возвышенности, причем легат предполагает встретить врагов градом метательных снарядов, что должно заставить неприятеля повернуть. Все это высказано Аррианом и в чисто теоретической форме в "Тактике" (11, 1-2; 13, 2; 15, 4). Кроме этого, в последнем произведении читаем: "если нужно отбиться от атакующих верхом, то следует строиться подобно тому, как против савроматов и скифов" (11,2). (Заметим, что скифами Арриан называет здесь аланов. (ср.: Arr., Tact., 4, 3; 7). Если в первой части этого предложения (11, 1) все понятно - нужно строиться колонной, чтобы прорвать строй врага, то во второй части Арриан почему-то не разъясняет, как следует строиться против кочевников. И это при том, что в "Тактике" сам автор всегда поясняет различные способы построения, считая серьезным недостатком отсутствие таких объяснений у предыдущих теоретиков военного дела (Tact., 1, 2). Видимо, можно согласиться с Ф. Стадтером, считающим "Диспозицию" практическим приложением к "Тактике" Арриана, которое показывало, как можно использовать эллинистические военные приемы в современных автору условиях. Менее вероятно, что такое пояснение автор давал в сочинении о пехотных упражнениях, само существование которого можно поставить под сомнение из-за плохой сохранности текста, где оно упоминается (Arr., Tact., 32, 3).

Возможно, в основе "Диспозиции" лежал план кампании 135 г. Причем колонна войск, видимо, действительно вышла навстречу врагу, в противном случае неясно, чего, собственно, испугались аланы и почему прекратили свое наступление (Cass. Dio, LXIX, 15, 1). В основе же двух последних частей сочинения был, скорее всего, лишь предполагаемый план будущих действий, выработанный, по-видимому, на военном совете легата Каппадокии - Арриана(ср.: Ios., Bell. Iud., V, 491; 502), и им же впоследствии литературно обработанный.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru