поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Скифо-сармато-аланский эсхатологический мотив в украинском фольклоре
Автор: 00mN1ck / 2 мая 2016 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы
В связи с проблемой контактов ираноязычного населения степи с неиранскими этносами особый интерес представляют идеологические представления восточных славян. Иранские параллели божеств славянского пантеона свидетельствуют о взаимодействии в области духовной культуры. В идеологической сфере украинцев не раз отмечались общие черты с североиранскими народами [4, с. 153-155; 3, с. 270-274]. Нередко именно осетинские соответствия помогают понять процессы эволюции и первоначальное значение украинских фольклорных мотивов. Важное место здесь занимает нартовский эпос осетин, восходящий к скифо-сарматскому прошлому.
Несколько замечаний о возникновении этнонимов
Автор: 00mN1ck / 12 января 2016 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы
"Кто познал имена вещей, - говорил Платон, - тот познает вещи". Каждый народ, большой или малый, имеет свое имя, название - этноним, который исторически обусловлен и потому представляет огромную ценность. На территории европейской части нашей страны в древности обитало много различных племен: киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, славяне, венеды, анты и т. д. Но кого обозначали и представляли эти племена, что значило слово "Русь", из которого образован этноним "Россия"? Здесь нет, как говорится, прямых ответов, нужны терпеливые поиски решений, способных удовлетворить не только историков, лингвистов, но и специалистов других областей. Сразу следует оговориться, что главная трудность разгадки этнического термина "Русь" заключается в том, что в формировании этнонимов, топонимов, гидронимов и ономастики европейской части нашей страны приняли участие народы и племена, говорившие в основном на языках иранской группы, которые здесь уже не обитают.
Средневековые предметы арабского и иранского происхождения в аланских древностях горной Осетии
Автор: 00mN1ck / 4 января 2016 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Связанные рядом перевальных дорог, Северная и Южная Осетия на протяжении столетий играли важную роль в культурных и экономических связях стран Запада и Востока. Дарьяльский, Рокский, Мамисонский, Такверский и другие горные проходы функционировали как оживленные торговые транскавказские маршруты. Поскольку долгое время именно аланами контролировались горные перевалы Центрального Кавказа, интересно обратиться к материалам расположенных вблизи названных дорог аланских археологических памятников. Дают ли они материальные подтверждения включенности алан в международные торговые, политические и культурные контакты?
Об аланизмах в русском языке
Автор: 00mN1ck / 7 декабря 2015 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Среди переписки царя Ивана Васильевича Грозного особое место занимает его обмен письмами с опричным думным дворянином Василием Григорьевичем Грязным-Ильиным, который в 1573 году попал в плен к крымским татарам и из крымского плена завязал переписку с царем Иваном IV, прося выменять его на крымского полководца Мурзу Дивея. Царь ответил. Из переписки сохранились лишь письмо царя 1574 года и два письма опричника «полоняника Васюка Грязного». В 1924 году эта переписка была опубликована историком П. А. Садиковым в приложении к статье «Царь и опричник». Впоследствии письма были перепечатаны в книге: П. А. Садиков. Очерки по истории опричнины. М.-Л., 1950.
Осетинская родословная X века
Автор: 00mN1ck / 1 декабря 2015 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Найденная в 1888 году Д. М. Струковым в верховьях реки Большой Зеленчук, притока реки Кубани, могильная плита имеет надпись греческими буквами на осетинском языке. Надпись эта расшифровывалась учеными В. Ф. Миллером, Г. Ф. Турчаниновым, В. И. Абаевым, Б. А. Алборовым и др.[1]
В. Ф. Миллер по палеографическим признакам относил надпись к XI—XII в., а Г. Ф. Турчанинов расшифровал последние четыре знака ОТСЛ как дату установки плиты на могиле, по летоисчислению солнечными кругами, равную 941 г. Таким образом, палеографические признаки надписи и дата на плите почти совпадают.
Чтения самого текста учеными в основном тоже совпадают, но разнятся в чтении трех попорченных временем строк и ясно различимых двух предпоследних строк, от правильности чтения последних зависит определение сущности самого памятника.
Предлагаем наиболее надежное чтение текста надписи В. И. Абаевым (русскими буквами):
Осетинская родословная X века
Славяно-иранский симбиоз
Автор: 00mN1ck / 18 октября 2015 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы
Славяно-иранский симбиозДревнейшая история славян, их происхождение и прародина наукой окончательно не установлены. Несостоятельной считается гипотеза о дунайской прародине славян, которая основывается на сообщении летописи «Повесть временных лет», рассказывающей о том, что славяне жили на Дунае. В. П. Кобычев в своей работе «В поисках прародины славян» вновь пытается доказать, что Дунай и Карпаты были изначальной прародиной славян. А. А. Шахматов считал прародиной славян Прибалтику и т. д.
Однако имя Руси с давних времен, как это неоднократно отмечали, связано со славянским Приднепровьем. Именно этот район является колыбелью, сердцевиной Руси. Многие дореволюционные и современные историки единодушны в том, что существование первичной Руси было возможно лишь в Среднем Приднепровье. «В теснейшем смысле Русью именуются,— пишет С. Гедеонов,—только поляне и Киев». М. Д. Приселков определяет пределы Pуси территориями Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств, полагая, что они не знали налога «полюдье». М. Н. Тихомиров считает, что»- «название «Русь» —древнее прозвище страны полян». «Область собственно Руси в древнем,— говорит В. В. Мавродин,— узком смысловом значении слова ограничена Средним Приднепровьем, городами Киевом, Черниговом и Переяславлем (русским, южным). Б. А. Рыбаков обратил внимание на наиболее узкое значение названия Русь: небольшая область в виде треугольника, основанием которого является Поросье, т. е. течение реки Роси и ее притока Росавы, вершиной Киев, а одной из сторон—правый берег Днепра. Итак, «в старом земледельческом районе лесостепи на берегах р. Роси существовала Рос, или Русь». Такая картина складывалась с конца IV века н. э.
Новый источник по Зеленчукской надписи
Автор: 00mN1ck / 6 июня 2015 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Новый источник по Зеленчукской надписиОдним из наиболее известных памятников аланской эпиграфики является Зеленчукская надпись. Она была обнаружена летом 1888 г. Д. М. Струковым, исследовавшим памятники античности и снявшим копию с надписи. С рисунком Д. М. Струкова вскоре ознакомился известный исследователь В. Ф. Миллер. Впоследствии он ознакомился и со снятым с надписи оттиском из бумаги Г. И. Куликовского, который как член Общества Любителей Естествознания ездил с археологическими целями в Терскую и Кубанскую области в 1892 г.
В протоколе № 320 от 27 января 1889 г. заседания Императорского Московского Археологического Общества (ИМАО) под председательством графини П. С. Уваровой отмечается, что на данном заседании действительный член Общества В. Ф. Миллер прочел доклад под заглавием «Древне-осетинский памятник из Кубанской области». На заседании было постановлено выразить благодарность докладчику и напечатать сам доклад в «Материалах по археологии Кавказа». В протоколе заседаний ИМАО от 16 мая 1889 г. кратко упоминается о предоставлении В. Ф. Миллером рисунков Д. М. Струкова. В протоколе заседаний ИМАО от 6 октября 1892 г. отмечены доклады Г. И. Куликовского о его поездке и В. Ф. Миллера, прокомментировавшего научное значение находки Зеленчукской надписи. Было решено поблагодарить докладчиков и просить их обработать свои доклады для издания. Впервые Зеленчукская надпись, точнее ее выкопировка (репродукция), созданная на основании данных рисунка Д. М. Струкова и оттиска Г. И. Куликовского, была опубликована и проанализирована В. Ф. Миллером.
«Аланская эпиграфика»: некоторые вопросы историографии и конец «полемике»
Автор: 00mN1ck / 29 июля 2014 / Категория: Интересные материалы » Аланы
В статье анализируется проблема введения некоторых эпиграфических памятников в контекст истории аланов. Особое внимание уделено вопросам историографии.
Аланы и некоторые данные эпиграфических памятников
Автор: 00mN1ck / 22 сентября 2013 / Категория: Интересные материалы » Аланы
В статье анализируется проблема введения ряда эпиграфических памятников в контекст истории аланов. Особое внимание уделено археологическому аспекту проблемы, а также вопросам историографии.
Аспар
Автор: 00mN1ck / 8 июня 2013 / Категория: Авторские статьи, Аланы, Личности
АспарВизантийские историки Кандид Исавр, Приск Понтийский, Малх Филадельфиец, Олимпиодор, Прокопий Кесарийский, Феофан Византиец, готский историк Иордан, а также историческая литература часто упоминают об аланском роде Аспар-Арбабуриев, который в течение IV —V вв. пользовался неограниченным влиянием в Восточно-Римской империи.
Как известно, в конце IV века н. э. некогда могущественная Римская империя распалась на две части: на Западную во главе с Римом, и на Восточную, или Византийскую с центром в Константинополе. Император, живший в Константинополе, является признанным главой всего римского мира. Следствием кризиса, охватившего Римское государство, стало проникновение в политическую и военную жизнь империи готов, алан, галлов, вандалов и других варваров /слово «варвар» означало в то время «чужестранец»/, которые с большой охотой поступали на военную службу к римским императорам. Главы отдельных дружин получали офицерские чины и формировали отряды их своих соплеменников. Не удивительно, что о готах, гуннах и аланах, служивших в римской армии, сообщают многие писатели древности, например, Латиний Пакат Дрепаний /IV в./, Павлин Пеллейский /IV —V вв./ и др.
Аланы в этнической истории народов Арало-Каспийского региона
Автор: 00mN1ck / 27 мая 2012 / Категория: Интересные материалы » Аланы
В 118-й главе китайской династийной хроники «Хоу Хань шу» содержится небольшое, но чрезвычайно интересное сообщение: «Владение Яньцай переименовалось в Аланья. Состоит в зависимости от Кангюя... Обыкновения и одеяния народа сходны с кангюйскими». Известное из более ранних китайских источников «Ши цзы» и «Цянь Хань шу» приаральское кочевое государство Яньцай, как следует из приведенной цитаты, пережило два важных события – смену названия и утерю независимости, суверенитета. Вероятнее всего, оба эти события можно отнести к самому началу правления Младшей Ханьской династии, к промежутку до середины I в. н. э. Новое название владения Аланья (правильнее – Аланьна) без сомнения нужно понимать как «государство алан», «Алания». Фактически это одно из наиболее ранних упоминаний алан в письменных источниках.
Сведения «Ашхарацуйц» об аланах
Автор: 00mN1ck / 5 июня 2011 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Памятник: Анания ШиракациУникальным кавказским письменным источником, в котором впервые фиксируется этническая номенклатура, связанная с этнической номенклатурой современных осетин, является II глава «Ашхарацуйц» («Карта мира», или условно именуемая в научной литературе «Армянская география VII века»), сведения которой не выходят за рамки начала VII в. н. э. Большинство современных исследователей считают ее автором Анания Ширакаци, который при написании своего труда опирался на сведения Птолемея, Папа Александрийского, в основном также использовавшего труд своего предшественника, а также на некоторые другие географические труды на мемуары, путешественников.
До наших дней произведение Анания Ширакаци дошло в пространной и краткой редакциях. Их содержание давно и хорошо известно исследователям, однако многие вопросы, касающиеся, в том числе, идентификации и локализации упоминающихся в них народов, остаются достаточно дискуссионными. Вполне вероятно, что такое положение продиктовано тем, что до нас не дошли оригиналы произведения. Мы имеем дело лишь с его копиями, при составлении которых допускались заметные искажения, сокращения или дополнения, перестановки отдельных частей и т. д.
О треугольных наконечниках и пряжках из аланских могильников
Автор: 00mN1ck / 15 мая 2011 / Категория: Интересные материалы » Аланы
О треугольных наконечниках и пряжках из аланских могильниковВо время раскопок Даргавсского катакомбного могильника среди вещей погребальных комплексов попадались бронзовые предметы неясного назначения — в виде треугольника с колечками и «рожками» на вершине углов. Первое время мы склонны были считать их разновидностью подвесок, украшений. Подобные предметы ранее были отмечены нами в ходе подготовки к печати материалов Тарского катакомбного могильника. Отмечаются они и в капитальном труде П.С.Уваровой «Материалы по археологии Кавказа». Упоминает их и А.Хайнрих в своей статье, вошедшей в третий том «Аланики». И уже в сводной работе В.Б.Ковалевской, в иллюстративной части, есть рисунки этих предметов, происходящих из Чир-Юрта.
Приведем описание доступных на данный момент заинтересовавших нас предметов.
Украино-аланская параллель в свадебной обрядности
Автор: 00mN1ck / 9 августа 2010 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Украино-аланская параллель в свадебной обрядностиИсследованию украинско-североиранских параллелей приделяется большое внимание в современной украинской этнологии. Распространение иранистических исследований на область классических интересов славистики способствует новому прочтению давно известных фактов, поскольку ираноязычные кочевые обитатели степей длительное время оказывали воздействие на культуру населения Украины. Скифы, сарматы, а во времена средневековья и аланы, находились во взаимодействии со многими восточноевропейскими этническими общностями неиранского происхождения, прежде всего славянами. Именно этим можно объяснить некоторые аналогии в культуре украинцев и осетин. Контакты предков современных украинцев с сарматами и аланами не прошли безрезультатно, а оставили заметный след в языке, идеологии, духовной и материальной культуре украинцев. Это побуждает к поискам не только иранизмов в лексике и топонимике, но и иранских персистентов в украинском культурологическом материале. Усваивались не только способы хозяйствования в степи или кочевнические военные приёмы.
Ясский этнос Венгрии и этнография ясской культуры
Автор: 00mN1ck / 17 апреля 2010 / Категория: Авторские статьи, Аланы
Ясский этнос Венгрии и этнография ясской культурыВ венгерской этнографической литературе общепринято выделение 12—14 селений в область Ясшаг, считавшуюся этнически единой и заселенной не венгерской этнической группой. Сейчас это «чужеродное» происхождение сохранилось только в народной памяти. Жители Ясшага со временем стали венграми по своему языку. Их быт и нравы сблизились или стали тождественными с венгерскими. В настоящее время ясы отличаются от венгров исключительно по названию, сохранившемуся от бывшего административного деления. Наука должна ответить на вопрос, отличается ли Ясшаг на самом деле чем-то от окружающих областей? Содержит ли он такие элементы культуры, которые послужили бы достаточно прочной основой для выделения его в особое культурное единство?
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • По "Электроцинку" ударят мировым соглашением
  • Отличие ИДЕОЛОГИИ герба-ОРЛА от герба-кошки
  • Сантии даков о Децебале
  • Ос-Багатар
  • Васо Абаев: "Эта книга заставит осетин приосаниться"...
  • Не стреляйте в прошлое: основоположники Южной Осетии — вне своей страны
  • Музыка Кавказа должна жить
  • ЛЕКЦИИ Алана ЧОЧИЕВА по новейшей истории Южной Осетии 1988-2015
  • Симфония японской скрипки
  • "Царский" конкурс продолжится
  •   Архив
    Ноябрь 2018 (13)
    Октябрь 2018 (38)
    Сентябрь 2018 (20)
    Август 2018 (21)
    Июль 2018 (24)
    Июнь 2018 (22)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2018 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru