Главная > Личности > Из истории научной интеллигенции Осетии: Гагудз Гуриев

Из истории научной интеллигенции Осетии: Гагудз Гуриев


9 февраля 2018. Разместил: 00mN1ck
В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Саукудза Кавдыновича Гуриева — выдающегося просветителя Осетии, педагога, языковеда, собирателя осетинского устного народного творчества, внесшего большой вклад в развитие национальной культуры, осетинского языка, его орфографию, грамматику, терминологию, составителю учебников на осетинском языке для начальной осетинской школы.

Саукудз (Гагудз) Кавдынович Гуриев родился 24 октября 1877 г. в селении Барзикау Даллагкауского общества Куртатинского ущелья Северной Осетии в семье Кавдына Дзамбековича Гуриева (род. в 1844 г.) и Дзалихан Батыровны Цаликовой (род. в 1848 г.). и происходил из привилегированного сословия горских почетных старшин — куртатинских таубиев [1, 4; 8, 126].

В биографическом очерке Г. Гуриев так описывает свою семью: «Родился я в большой семье, состоящей из 35 душ. Семья эта ютилась вокруг пяти братьев и их жен, из которых старшим являлись отец мой, Кавдын Дзамбегович, и мать, Дзидзика (Дзалихан) Батыровна. Эта огромная семья управлялась патриархальными традициями и правилами. Скопление ее вокруг одного очага объяснялось экономическими причинами…» [2, 10‑11].

В Научном архиве СОИГСИ сохранилось свидетельство о крещении Г. Гуриева: «По указу его Императорского Величества Владикавказская Духовная Консистория, подлежащею подписью с приложением казенной печати удостоверяет, что в метрической книге Владикавказской епархии церкви Даллагкауского селения за тысяча восемьсот семьдесят восьмой / 1878 / год в 1 части о родившихся, под № 3 мужского пола значится следующая запись: 1878 года крещен 24 апреля семи месяцев Михаил. Родители его: житель сел. Барзикау Кавдын Дзанбегов сын Гуриев и законная жена его Дария (Дзалихан) Батырова дочь; оба православного вероисповедания. Восприемником был Барзикауский житель Иорам Мамсиров сын Тохтиев. Таинство крещения совершали священник Даллагкауского прихода Александр Джануев с псаломщиком Иосифом Антоношвили» [2, 19-19об.].

В возрасте девяти лет Гагудз был отдан родителями на учебу в Даллагкаускую одноклассную церковно-приходскую школу, которую окончил в 1893 году. В том же 1893 г. он поступил в Ардонское духовное училище, преобразованное в 1895 г. в Александровскую миссионерскую духовную семинарию. Полный курс семинарии окончил в 1900 году со званием учителя двухклассного училища, получив свидетельство об окончании курса учения в семинарии от 15 июня 1900 года за № 79. Ввиду того, что некоторое время он учился в семинарии за казенный счет, то по обязательству должен был отслужить учителем в горах. Поэтому распоряжением Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного совета за № 293 Г. Гуриев с 1 сентября 1900 года был назначен на должность учителя и законоучителя в Хидикусскую одноклассную церковно-приходскую школу.

Прослужив там два года, распоряжение того же училищного совета от 4 сентября 1902 года за № 382 переведен на ту же должность в Даллагкаускую двухклассную церковно-приходскую школу.

Распоряжением директора народных училищ Кубанской области от 18 сентября 1903 года за № 5027 он получил назначение заведующим 3‑м Ново-Титаровским одноклассным училищем. Позже, согласно его просьбе, распоряжением той же дирекции от 28 сентября 1904 года за № 4623 был переведен в Старо-Корсунское двухклассное училище министерства народного просвещения, где прослужил до конца 1908 года [3, 96].

Работая в станичных школах Кубанской области, Г. Гуриев пользовался большим авторитетом и уважением своих коллег, о чем свидетельствует поднесенный ему коллективом учителей адрес при отъезде из Кубанской дирекции: «Дорогой товарищ, Михаил Николаевич!.. За все Ваше пребывание в станице мы видели в Вас энергичного служителя нашему общему, народному делу. Ваш голос часто призывал нас к объединенной деятельности. «В единении сила», — вот те слова, которые Вы так часто любили повторять. И они не проходили для нас бесплодно…» [2, 32-32об.]

Распоряжением директора народных училищ Терской области от 2 сентября 1908 года за № 4684 был назначен учителем в Тулатовское одноклассное училище Министерства народного просвещения, где прослужил до конца 1913 учебного года. Будучи преподавателем Тулатовского училища, с разрешения директора народных училищ Терской области принял участие во Всероссийских учительских курсах, организованных Постоянной комиссией по устройству курсов для учителей, о чем получил свидетельство за № 4069. В удостоверении указано, что г. М. Н. Гуриев прослушал учительские курсы, организованные Постоянной комиссией с разрешения г. попечителя Санкт-Петербургского учебного округа с 5 июня по 17 июля 1911 года, в помещении Императорского Санкт-Петербургского университета по следующим предметам: психологии общей, психологии экспериментальной, истории педагогических идей, методике русского языка, методике математики, методике естествознания, геологии, зоологии, ботанике, химии, астрономии, физике, анатомии и физиологии и гистологией, центральной нервной системе и ее функциям и лучистой энергии [4, 4].

По воспоминаниям его жены, Ханифы Тасолтановны Дзаховой, с самого начала работы в Тулатово, он начал хлопотать о преобразовании училища в двухклассное, что случилось в 1910 году. Причем один учитель содержался за счет сельчан. Гагудз Кавдынович начал хлопотать перед обществом о выделении школе участка земли, чтобы развести фруктовый сад. На сходе он доказывал сельчанам, что доход с фруктового сада освободит их от обложения на содержание школы и учителя. Участок был выделен. Благодаря его агитационной работе, жители Тулатово, магометане, стали отдавать учиться и своих дочерей, чего ранее они делали неохотно. Будучи заведующим, осмелился сократить уроки муллы и ввести вместо них уроки осетинского языка, за что получил выговор. Был снят с работы за то, что осмелился самовольно послать в Кавказский учебный округ работу одного ученика по русскому языку с отличной оценкой, которую не признал присутствовавший на экзамене директор народных училищ, мотивируя это тем, что мальчик-осетин не мог написать работу на «отлично» [4, 96‑97].

Из истории научной интеллигенции Осетии: Гагудз Гуриев


На время его службы в Тулатовском двухклассном училище пришелся визит в селение Тулатово архиепископа Владикавказского и Моздокского Питирима 19 мая 1913 года, чему Г. Гуриев посвятил специальный очерк, в котором он достаточно обстоятельно описал отношение жителей поликонфессионального по составу селения к православному духовенству и православию [5, 135].

9 ноября 1912 года житель отселка Барзикау Даллагкауского общества Владикавказского округа Гагудз Кавдынович Гуриев прошением, поданным в Терское областное правление, возбудил ходатайство о причислении его на коренное жительство к селению Куртат того же округа. К прошению своему Гуриев приложил приговор общества селения Куртат от 3‑го июня 1912 года за № 12, из которого видно, что Куртатинское сельское общество изъявило согласие на принятие его с семейством в свою среду на правах коренного жителя. Даллагкауское же сельское общество приговором от 2 декабря 1912 г. за № 30 согласия своего на увольнение просителя не изъявило, мотивируя это тем, что в сел. Барзикау после ухода просителя останется без присмотра его престарелый отец. Семейство просителя состоит: из него самого 35 лет от роду, жены его Ханифы 30 лет и брата Батырбека 30 лет.

Со стороны начальника Владикавказского округа на означенное причисление препятствий не имелось. 22 января 1913 года Общее присутствие Терского областного правления определило: «жителя отселка Барзикау Даллагкауского общества Владикавказского округа Михаила (он же Гагудз) Гуриева с первой половины 1913 года причислить, с поименованным выше семейством, к селению Куртат того же округа с исключением его из посемейного списка в месте нового жительства отдельным дымом, с правами на земельный надел и другие земельные угодья и с обложением с того же времени всеми повинностями, о чем для надлежащего исполнения и объявления под расписки, подлежащие представлению в Областное правление, обществам и просителю, дать указ Начальнику Владикавказского округа и сообщить для сведения в Ставропольскую Казенную палату» [2, 20‑22].

28 июля 1913 года выборные от общества селения Куртат 1 участка Владикавказского округа Терской области приняли решение об открытии в селении школы, «для чего необходимо совет и наставление высшего Начальства в Дирекции народных училищ Терской области, для какой цели уполномочиваем своего однообщественника Гагудза (он же Михаил) Кавдыновича Гуриева, состоящего ныне учителем и вполне опытного по этому делу» [2, 24].

За отстаивание интересов учащихся, оканчивающих курс в Тулатовской школе в 1913 году, а также за введение в расписание уроков родного языка и естествознания и отсутствия преподавания Закона Божия, распоряжением директора народных училищ Терской области Беляева от 24 августа 1913 года, в наказание за протест ему, был переведен в Стыр-Дигорское одноклассное училище в горах Дигории. Не желая подчиняться произволу явного реакционера Беляева, Г. Гуриев обратился в Кубанскую дирекцию, где распоряжением директора от 12 октября 1913 года за № 3825 получил назначение на должность учителя Царско-Дарского двухклассного училища.

Вернувшись в 1915 году в Терскую область, Гагудз Кавдынович для пополнения своих педагогических познаний поступил во Владикавказский учительский институт, где проучился два года, не окончив его из‑за революционных событий.

С 10 по 16 июля 1917 г. проходил Первый Всеосетинский учительский съезд, на котором рассматривались и получили разрешение все актуальные вопросы народного просвещения в Осетии. В работе съезда приняли участие и вошли в бюро по его созыву народные учителя: Б. А. Алборов, Ц. Амбалов, М. К. Гарданов, Н. И. Газданова, Г. Н. Гуриев, Т. Н. Дзахсорова, С. Тхостов, Х. А. Уруймагов, преподаватель русского языка и словесности Верхнеудинского реального училища Г. А. Дзагуров, инспектор высшего начального училища С. Б. Тибилов, преподаватель физики и естествознания Шемахинского реального училища А. К. Тотоев [6, 18].

В конце 1917 г. во Владикавказе был утвержден состав Осетинского Национального Совета, в который вошел и Гагудз Гуриев [7; 8, 132].

Постановлением Осетинского училищного совета от 1 октября 1918 года за № 705 Гуриев был назначен в Алагирское начальное училище (на новый штат). Распоряжением директора народных училищ Терской области от 15 октября 1919 года за № 6394 Г. Гуриев утвержден в должности учителя в осетинское отделение 7‑го начального училища с 9 октября 1919 года [2, 38].

В начале 1920 года по поручению Владикавказского городского училищного совета организовал школу для Владимирской слободки и преподавал в ней до 1921 г.

По постановлению коллегии Г. Гуриев назначен учителем в I-ю областную опытно-показательную школу преподавателем осетинского языка в 1 и 2 ступени. Приказом заведующего ОСОНО Г. Дзагурова от 24 ноября 1921 года за № 4646 назначен заведующим Осетинской окружной школой, не переставая быть там учителем осетинского языка. По его ходатайству в школе были организованы столярная и гребешечная мастерские.

В октябре 1925 г. Северо-Осетинский областной отдел народного образование обратился в Горский педагогический институт с просьбой зачислить в ГПИ для изучения осетинского языка и других родственных дисциплин учителя Гуриева Гагудза [4, 15].

В 1926 г. постановлением коллегии ОСОНО Г. Гуриев переведен преподавателем осетинского языка в Осетинский педагогический техникум, где преподавал до 1930 г. Здесь он проводил большую работу со студентами, прививая им любовь к знаниям, к книге, к осетинскому языку. С целью подготовки писательских кадров, им был организован легендарный литературный кружок, членами которого в свое время являлись такие выдающиеся осетинские прозаики и поэты, публицисты и драматурги, вошедшие в «золотой фонд» осетинской литературы, как Г. Кайтуков, Д. Мамсуров, Г. Плиев, Т. Бесаев, Д. Туаев, Т. Дзахов и др.

О его переживаниях за родной язык говорят документы. В обращении его в комиссию обществоведческого цикла Осетинского педагогического техникума сказано: «Отсутствие литературы на родном языке является одним из серьезных тормозов в деле преподавания осетинского языка, как у нас в Оспедтехникуме, так и в других школах Осетии и просветительских учреждениях. Изжить этот пробел можно переизданием существующей литературы, напечатанной в разное время старым шрифтом, а также изданием. Виду такого положения прошу комиссию обществоведческого цикла возбудить ходатайство перед кем следует о скорейшем переиздании существующей у нас литературы на осетинском языке, напечатанной в разное время старым шрифтом. В том числе «Iron fændyr» Коста Хетагурова. Издать все произведения Е. Бритаева, С. Гадиева, А. Гулуева, Г. Малиева, А. Кубалова и др. писателей, издать все нартовские и другие сказания народного творчества, собранные в большом количестве разными лицами, в том числе переиздать и все сказания и сказки, собранные профессором Миллером. Издать все произведения наших молодых писателей, как премированных, так имеющихся в рукописях, а также произведения, печатавшиеся на страницах наших газет и журналах с самого начала и в периодической печати в разное время [2, 98-98об.]

Г. К. Гуриев состоял членом «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев», Осетинского историко-филологического общества, позже преобразованного в Осетинский центральный научно-исследовательский институт краеведения, членом Осетинского издательского общества «Ир».

27 января 1927 года Осетинский научно-исследовательский институт краеведения известил Г. К. Гуриева о том, что на заседании ученой коллегии института 24‑го января 1927 года он избран в научные работники со званием члена-корреспондента по культурно-историческому отделению [4, 28].

Согласно постановлению Северо-Осетинского областного отдела народного образования от 25 января 1929 года, Г. Гуриеву было поручено приступить к разработке проекта программы по осетинскому языку для школ повышенного типа и таковой в срочном порядке представить в СевОсОблОНО [4, 39].

Общим собранием членов Ассоциации осетинских пролетарских писателей был избран делегатом на Первый съезд осетинских писателей, который состоялся в Цхинвали 10 октября 1930 г. [2, 61]

В 1932 г. он уходит из Осетинского педагогического техникума. Сохранился акт о сдаче кабинета осетинского языка при Оспедтехникуме от 29 августа 1932 года бывшим зав. кабинетом Г. Гуриевым и приеме вновь назначенным зав. кабинетом Н. Багаевым [4, 115].

Из истории научной интеллигенции Осетии: Гагудз Гуриев


Помимо основной педагогической, плодотворной была и литературная деятельность Гуриева. В течение ряда лет путем записей от старожилов им был собран большой сборник произведений осетинского устного народного творчества (нартовские сказания, сказки, пословицы, поговорки. В первой трети ХХ века члены историко-филологического общества, а затем и сотрудники научно-исследовательских институтов Северной и Южной Осетии активно приступили к выявлению и записи фольклорного материала. Сказителей, знатоков нартовского эпоса в фамилии Гуриевых известно трое: Вано Мисирбиевич Гуриев (род. в 1881 г.), Калцыко Самсикоевич Гуриев (род. в 1866 г.) и отец Гагудза — Кавдын Дзамбекович Гуриев (род. в 1844 г.) [9, 360].

В 1923 году Отделом народного образования Г. Гуриеву было поручено составление букваря на осетинском языке для осетинских школ в 2‑х частях. Букварь был одобрен и выдержал два издания. Первое, под названием «Rajdajæn činyg» — в 1924 году, второе — в 1925 году тиражом 12000 экземпляров.

Сохранилась рецензия профессора Б. А. Алборова на этот букварь от 21 мая 1923 г. По его мнению, сравнительно с другими существующими осетинскими азбуками азбука Г. Гуриева выгодно отличается следующими достоинствами: «а) в ней имеется вполне достаточный, как для усовершенствования механизма чтения, так и для развития речи материал; б) материал, находящийся в азбуке, за немногими исключениями годен не столько для развития ребенка вообще, но, благодаря введению элементов осетинской народной поэзии, развитию любви к национальным культурным сокровищам. Великолепны, например, в этом отношении осетинские народные сказки и новогодняя песня «Хадзаронта». В качестве примеров для упражнений в механизме чтения вводится в оборот масса разных осетинских слов, способствующих обогащению словарного запаса учащихся» [10, 41].

Этот букварь в Осетии не был первым. В 1890 г. типографией З. Шувалова во Владикавказе был издан первый осетинский букварь «Райдайæн чиныг» выдающегося представителя осетинской интеллигенции Алмахсида Адиль-Гиреевича Канукова (1866-1918), имевший неоценимое значение в деле просвещения населения Осетии того времени. В 1907 г. вышел в свет букварь «Ирон ныхас» известного просветителя, ученого и общественного деятеля Бидзины Падоевича Кочиева (1879-1937), сокурсника Гагудза Гуриева по Ардонской духовной семинарии. Публикацию букваря осуществило Тифлисское осетинское издательское общество, он составлен по методике известных педагогов К. Д. Ушинского и Я. С. Гогебашвили.

Недостатками этих букварей, по мнению экспертов, являлись «неудачность иллюстраций» и «неточность, а подчас и неправильность орфографии», «малосодержательность материала для чтения» [6, 27].

Гагудз Гуриев является автором биографии детства и ученичества писателя и драматурга Елбыздыко Цопановича Бритаева, напечатанной на русском языке в 1924 году в Iпервом номере «Горского Вестника».

Совместно с Цомаком Секаевичем Гадиевым он составил книгу для взрослых по ликвидации неграмотности под названием «Aхurdzinady ruхs» — «Образования свет», изданную «Центриздатом» в 1925 г. в Москве тиражом 10 000 экземпляров и выдержавшую шесть изданий.

Совместно с соавторами Г. М. Кесаевым, М. И. Зораевым, Н. М. Кесаевым составил первую книгу после букваря для первого года обучения «Nog cardy fændag» — «Путь новой жизни» по договору с «Центриздатом» размером более шести печатных листов и изданную в 1926 г.

Совместно с Г. М. Кесаевым и М. И. Зораевым составил новый букварь для начальной школы, написанный методом целых предложений под названием «Nog fændag» — «Новый путь».

Г. Гуриев подготовил к печати большой сборник ученических творческих работ на осетинском языке, как результат своих занятий по осетинскому языку в 1‑й Осетинской опытно-показательной школе размером около десяти печатных листов.

Совместно с соавторами Г. М. Кесаевым, М. И. Зораевым, А. Гулуевым им составлена учебная рабочая книга для 4‑й группы школы 1 степени «Axurady ruxs» — «Учения свет» в 1930 г.

В 1931‑1932 гг. вышло два издания букваря «Nogdzau» — «Пионер» для малышей.

В 1933 г. в соавторстве с М. Демуровым и Х. Гуриевой выпустил «Abety činyg» — букварь для детей 1‑го года обучения.

В 1933 году издал «Kæsyny činyg» — книгу для чтения по родному языку для 1‑го года обучения после букваря.

В 1934 году в соавторстве с Б. Кайтуковым выпустил «Kolxozon aræztad» — «Колхозное строительство» — начальную книгу-букварь для взрослых, выдержавшую два издания.

Занимался переводами с русского на осетинский язык сельскохозяйственной литературы. Принимал участие в составлении самоучителя осетинского языка, осетино-русско-немецкого словаря, терминологического словаря. С 1932 г. состоял членом терминологической комиссии при Осетинском научно-исследовательском институте краеведения [4, 95].

Однако не все принимали деятельность Гуриева как прогрессивную. Некоторые его работы рассматривались недоброжелателями как вредительские, не отражающие современную действительность, хозяйственно-политическую жизнь страны, имеющие недостаточно политического материала в содержании, идеологически невыдержанные, и т.п. Ему указывалось на слабость антирелигиозного раздела, на недостаточно четкое отражение вопроса интернационального воспитания, сплошной коллективизации. В результате ему приходилось подгонять свои работы под стандарты новой государственной идеологии.

Представляя заведующему ОСОНО свой букварь для второго издания, Г. Гуриев отмечал следующее: что «букварь изменен и дополнен согласно имеющимся в его распоряжении отзывам о нем историко-филологического общества и бывшего Наркомпроса Горской Республики, Б. А. Алборова, Г. А. Дзагурова и А. А. Тибилова, приняв для сведения и руководства все их указания и соображения, как методического, так и практического свойства»; что при разработке своего букваря он «руководствовался теоретическими и практическими указаниями учителей, преподающих осетинский язык по его букварю, принял к сведению и руководству указания литераторов, студентов-филологов и др. общественных деятелей, хорошо разбирающихся в методических вопросах и знающих осетинский язык в достаточной степени», а также «собственными наблюдениями при преподавании осетинского языка по своему букварю в 10 младших группах Осетинской областной опытно-показательной школе» [2, 15].

Он также отметил, что дополнения и изменения коснулись почти всех моментов учебного материала в обеих частях букваря, а именно: в прописях строчные и заглавные буквы были заменены более правильными и изящными; в столбцах нормативных слов, приведенных для развития механизма чтения, исключены все провинциализмы, а также все трудночитаемые и понимаемые многосложные слова, а оставлены двухсложные, ярче других характеризующие выделяемый звук в начале, середине и в конце его; в отдельных предложениях выброшены явно длинные предложения, затемняющие мысль и заменены более короткими и точно выражающими мысль предложениями, с содержанием из трудовой жизни рабочего и крестьянина; за отдельными предложениями помещены очень коротенькие рассказы о ближайших и более знакомых детям предметах, животных и др.; к загадкам приписаны отгадки; в приведенных пословицах и поговорках исключены более распространенные и по содержанию не подходящие к детскому миропониманию; в рисунках будут выброшены неудачные и заменены лучшими с более художественным исполнением; в букварь вошло достаточное количество отдельных слов и предложений, рассказов из современной жизни трудового народа; в букварь вводится много образцовых оригинальных работ учащихся младших классов областной осетинской школы № 1; наконец в букварь вводится краткая биография В. И. Ленина и его заветы детям, а также много новых слов, образовавшихся в связи с революцией и приобретших право гражданства в нашем языке. Например, слова: коммуна, совет, комсомол и др. [4, 13-13об.].

Принимая во внимание «высоко плодотворную общественную, учебно-литературную и просветительскую» деятельность Гагудза Кавдыновича Гуриева, Осетинский Союз Рабпрос 31 декабря 1932 года возбудил ходатайство перед Облисполкомом Северной Осетии о назначении тов. Гуриеву персональной пенсии республиканского значения, препровождая при этом постановление Президиума Облпроса от 22 декабря 1932 г. [4, 73]

На заседании Президиума Северо-Осетинского Облисполкома 2 июля 1933 года слушался вопрос о персональной пенсии учителю Гуриеву Гагудзу. По итогам заседания было вынесено постановление: «Принимая во внимание длительную работу Г. Гуриева в области народного образования и его заслуги в деле составления национальных учебников для школ 1‑й ступени и разработки грамматики осетинского языка и терминологии на осетинском языке, возбудить перед Центром ходатайство о назначении т. Гуриеву Г. в дополнение к получаемой им пенсии за выслугу лет по линии Страхкассы персональной пенсии в размере 150 руб. в месяц [2, 67].

Персональную пенсию Г. Гуриев так и не получил. Наркомпрос РСФСР вернул дело Гуриева в Облисполком Северной Осетии сообщив, что «вопрос о назначении персональной пенсии Республиканского значения Гуриеву поставлен быть не может ввиду того, что участие Гуриева в революционном движении 1905 г. документами не подтвердилось» [28, 82].

Вспоминая революционное движение 1905 года, участник этого движения, Г. Гуриев писал о своей принадлежности к оппозиционной группе «младоучителей», с которой его познакомил учитель Екатеринодарского 6‑ти классного городского училища Филипп Ильич Такоев. Под руководством лидеров этой группы он работал, как в самом Екатеринодаре, так и в его окрестностях, по месту службы в станице, принимая активное участие в распространении прокламации о свержении царизма и личных беседах с казаками на ту же тему [2, 3].

В газете «Растдзинад» № 65 за 1925 г.сообщалось, что: «в последних числах мая 1905 г. Гуриев только что прибыл в сел. Барзикау (Куртатинское ущелье) из станицы Старо-Корсунской Екатеринодарского отдела Кубанской области, где он занимался педагогической деятельностью. С этого момента и начинается организация в селении кружка революционной молодежи. На первом собрании приняло участие около 60 человек. Вокруг Бритаева образовался актив из учащихся различных учебных заведений: Кцоев Бекмурза, Цереков Хаджумар, Бритаевы Тебо и Бабпу, Каболовы Ахмет и Ахболат и др. впоследствии постоянным председателем собраний являлся Г. Гуриев» [2, 96-96об.].

Газета «Кавказ» № 157 от 19 июня 1905 г. сообщала о захвате сельского правления сел. Далаково (Даллагкау. — И. М.): «6 июля в сел. Далаково Терской области собралась толпа молодежи под руководством учителя Кубанской области Гуриева, окончившего реальное училище Бритаева и др. и, собирая в течение дня сходбище, около 7 часов вечера с возгласами: «Не надо церкви, не надо сельского правления» подошла к правлению, выгнала сторожа и, запершись в правлении, совещалась более часа. Затем, покинув правление, заперла его, опечатала сургучной печатью и только около 1 часа ночи разошлась. На другой день толпа опять собиралась и совещалась, но о чем — осталось неизвестным» [11, 88]. 3 июля 1909 года Гагудз Кавдынович Гуриев вступил в брак с Ханифой Тасолтановной (Анной Николаевной), урожденной Дзаховой, родившейся 1 октября (24 октября) 1884 г. в Владикавказе. В 1903 году она окончила полный курс обучения во Владикавказском Осетинском Ольгинском Женском Приюте и была назначена учительницей в церковно-приходскую школу селения Ольгинского [12, 9‑10].

Умер Гагудз Кавдынович Гуриев 8 марта 1934 г. в г. Орджоникидзе. Первоначально был похоронен на старых кладбищах бывшей Верхне-Осетинской слободки (по ул. Кутузова). Перезахоронен в сел. Барзикау Куртатинского ущелья рядом с захоронениями родителей.



     1. Центральный государственный архив РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 360.
     2. Научный архив СОИГСИ (НА СОИГСИ). Фонд Гуриева Гагудза. Оп. 1. Д. 2.
     3. Дзалаева К. Р. Осетинская интеллигенция (вторая половина XIX — начало XX вв.). Владикавказ, 2012.
     4. НА СОИГСИ. Фонд Гуриева Гагудза. Оп. 1. Д. 1.
     5. Многонациональные и поликонфессиональные традиции Осетии. Исторический ракурс / Сост. Н. Чиплакова, Л. Зассеева, Л. Ленник. Владикавказ, 2012.
     6. НА СОИГСИ. Ф. Литература. 19. Оп. 1. Д. 45.
     7. Ирон газет. 7 декабря 1917 г. № 30. (на осет. яз.)
     8. НА СОИГСИ. Ф. Г. А. Дзагурова. Оп. 1. Д. 69.
     9. Осетия. Историко-этнографический справочник / Сост. В. А. Торчинов, М. Ш. Кисиев. СПб.-Владикавказ, 1998.
     10. НА СОИГСИ. Фонд Литература. Оп.1. Д. 184.
     11. Революция 1905‑1907 годов на Тереке: Документы и материалы / Сост.  А. К. Джанаев и др. Орджоникидзе, 1980. Т. 1.
     12. НА СОИГСИ. Фонд Гуриева Гагудза. Оп. 1. Д. 32.



Об авторе:
Марзоев Ислам-Бек Темурканович — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, зав. сектором генеалогических исследований отдела этнологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН; is-bek@yandex.ru



Источник:
Марзоев И.Т. Из истории научной интеллигенции Осетии: Гагудз Гуриев // Известия СОИГСИ. 2017. Вып. 26(65). С. 42—51.

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru