поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 лет
Автор: 00mN1ck / 21 февраля 2013 / Категория: Новая история, Современность
Каберты Нодар Гаврилович
к.э.н., доцент, старший научный сотрудник СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А

Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 летКавказ выделяется чрезвычайно разнообразным этническим составом населения по всей планете, а внутри России Северный Кавказ является самым многонациональным регионом. Здесь проживает более 100 национальностей, говорящих на различных языках и их диалектах, имеющих различную материальную и духовную культуру, происхождение, отличающихся по особенностям психологического склада и многим другим параметрам.

Этнические особенности во многом определяют существенные территориальные различия демографических процессов, половозрастной структуры и размеров семьи, подвижности населения, форм ведения хозяйства и расселения. Национальный состав населения существенно влияет и на политические процессы на постсоветском пространстве.

Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, демографического поведения, особенностей культуры народов Кавказа особую актуальность приняло после развала Советского Союза, когда на осколках некогда мощной империи начали активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Эти процессы непосредственно и очень болезненно затронули Северную, и особенно Южную Осетию. Они оказались ареной кровопролитных войн, унесших жизни многих людей, разрушивших социально-экономическую инфраструктуру и навсегда искалечивших судьбы мирных жителей, оказавшихся в зоне вооружённого противостояния.

Для осмысления всего того, что происходило и происходит на Кавказе, а также по возможности прогнозирования будущих событий, необходимо всестороннее изучение этого региона, в том числе с точки зрения демографического поведения отдельных этнических групп. Сказанное, естественно, касается и одного из древнейших народов Кавказа — осетин.

Осетины проживают в самом центре Кавказа по обе стороны от Главного Кавказского хребта. Северная Осетия входит в состав России. Южная Осетия входила в состав Грузинской ССР, нынче — суверенное государство.

Осетинский народ сформировался в результате слияния двух основных компонентов: аборигенного населения Кавказа и пришлых ираноязычных народов — скифов, сарматов и особенно алан.

Общеизвестно, что на состояние и тенденции развития того или иного этноса, на уровень его сплоченности и самосохранительное поведение решающее влияние оказывают три важнейших фактора:

• степень этнополитического развития, т. е. наличие (или отсутствие) и тип национальной государственности;

• особенности демографического поведения;

• характер протекания процессов урбанизации.[1]

Можно смело сказать, что ни один из этих факторов в течение рассмотренного периода не повлиял позитивно на сохранение и развитие осетинского этноса — скорее наоборот.

С установлением на Кавказе советской власти в 1922 году была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, а в 1924 году — Северо-Осетинская АО в составе РСФСР, которая в 1936 году была преобразована в автономную республику. Эти национальные государственные образования мало что сделали для развития осетинского народа и его сбережения от ассимиляционных процессов.

Северная Осетия единственная национальная республика в России, где не функционирует ни одна средняя школа на языке титульной нации. Соответствующая информация свидетельствует о том, что в середине прошлого века из 45 наиболее многочисленных этнических групп России только представители 15 национальностей, в том числе осетины, не обучались на родном языке и детям этих народов родной язык преподавался только как предмет.[2] Аналогичная ситуация была и есть и в Южной Осетии. В обеих республиках осетинский язык давно уже не применяется как государственный язык. Тем самым руководящие органы практически признают фиктивность конституции республик.

Исчезает осетинский язык из научной среды и из средств массовой информации.

В других равных условиях рост удельного веса городского населения способствует ускорению ассимиляционных процессов. Уровень урбанизированности осетин быстро растет. В 1897 году в Российской империи проживало 171,7 тыс. чел. Из них в городах 5,9 тыс. чел., или же всего 3,4%. В 1959 году в СССР, т. е. приблизительно на той же территории, в городах проживало уже 34,9% осетин. К моменту последней Всероссийской переписи населения 2002 года горожане составляли 64,9% всех осетин, проживающих в России. Данный показатель среди чеченцев составлял 36,9%, среди ингушей — 45,2%, среди кабардинцев — 46,4% и т. д.[3]

Уровень урбанизации в свою очередь во многом зависит от демографического (в том числе миграционного) поведения населения. Демографическое поведение отдельных народов меняет численности всего населения и этнический баланс в том или ином регионе с соответствующими социально-экономическими и политическими последствиями.

Темпы роста численности осетинского народа сильно отличаются от аналогичных показателей других народов Северного Кавказа (таблица 1).

Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 лет


Как видим, наиболее масштабный и интенсивный прирост осетинского населения зафиксирован между последними переписями населения.

Это произошло главным образом за счет миграционного прироста осетинского населения в Северную Осетию из республик бывшего Советского Союза и в первую очередь из Грузии. Между переписями 1989 и 2002 годов численность осетин в Северной Осетии увеличилась на 110.4 тыс. чел., из них за счет естественного движения на 16,2 тыс. чел., а за счет миграции — на 94,2 тыс. чел., то есть 85,3% прироста осетин в республике пришлось на миграцию населения извне. Без учета такого интенсивного притока численность осетин в России за 1926-2002 годы увеличилась бы не на 328,7%, как это отражено в таблице, а на 268,8%. Это намного меньше реального прироста, хотя реальные темпы увеличения осетинского населения тоже намного отстают от темпов роста ингушей, чеченцев, кабардинцев, народностей Дагестана и т. д.

Дифференцированные темпы роста, естественно, меняют удельные веса отельных этнических групп, как во всем населения России, так и среди населения Северного Кавказа. Например, в 1926 году удельный вес осетин среди населении России составлял 0,16%, а среди перечисленных наиболее многочисленных этнических групп Северного Кавказа — 11.0%. В 2002 году эти показатели составляли 0,35 и 8,6% соответственно. Удельные веса других кавказских народов в основном увеличивались (кроме кабардинцев). Например, среди коренных народов дагестанцы в 1926 году составляли 41,2%, а в 2002 году — 44,7%, чеченцы 22,2 и 22,8%, ингуши 5,0 и 6,9%, кабардинцы — 9,8 и 8,7% соответственно и т. д.

По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам — суннитам. Православие исповедуют только Осетины (основная масса осетин).

Мусульманская религия создает хорошую психологическую почву для высокой репродуктивности. По исламу дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха, бездетность жены — важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять вторую жену. Многодетные матери, несмотря на общее приниженное положение женщин, пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением окружающих. Традиции многодетности среди мусульман подкрепляются верой в то, что Аллах сам позаботится о детях, которые пришли в этот мир по его воле, и обеспечит их пищей. Аборты строго запрещены одной из священных заповедей: «Не умертвляйте детей ваших из-за страха бедности».

Христианство значительно отошло от прямого завета Библии «Плодитесь и множьтесь» и не высказывает четкого отношения к деторождению.

Христианство наиболее пострадавшая от атеистической пропаганды религия в Советском Союзе. В результате сильно уменьшилось ее влияние на репродуктивное поведение христиан.

Дифференцировать национальные традиции и религиозную принадлежность часто не удается, поскольку представители одной этнической группы, как правило, принадлежат одной религии. Поэтому чаще всего этнорелигиозная принадлежность рассматривается как единый фактор.

Большая степень этнорелигиозной принадлежности на репродуктивное поведение населения подтверждается не только с помощью социологических исследований, но и на основе анализа соответствующих статистических материалов. Статистические данные свидетельствуют о том, что с начала наступления процесса депопуляции в России довольно прогрессивные показатели естественного движения сохранялись лишь в малой части субъектов Федерации. Это преимущественно те регионы, где основная (или большая) часть населения исповедует ислам или буддизм.

В состав регионов с благополучной демографической ситуацией в основном входили и входят Северо-Кавказские мусульманские республики.

На фоне депопуляции населения в целом по стране в 2008 году показатель естественного прироста (разница между рождаемостью и смертностью) в Дагестане составлял 12,4 в расчете на 1000 человек постоянного населения (промилле), в Чечне - 25.0 промилле, в Ингушетии - 15,2 и в Кабардино-Балкарии - 4,5 промилле и т. д. В Северной Осетии в течение многих лет смертность превышала рождаемость. В последние три года ситуация стала улучшаться, и в 2008 году был зафиксирован естественный прирост в размере 2,9 промилле.

Действие фактора религиозной принадлежности в репродуктивном поведении населения четко прослеживается и в Северной Осетии. Анализ показателей между переписями населения 1989 и 2002 годов свидетельствует, что в Северной Осетии интенсивным естественным приростом характеризовались азербайджанцы, кумыки, чеченцы, ингуши, народы Дагестана, т.е. этносы, исповедующие ислам. Смертность превышала рождаемость в разной степени среди осетин, русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, т. е. народов, исповедующие христианство.

Соответствующие статистические данные свидетельствуют о том, что, начиная с 70-ых годов прошлого века, показатели естественного движения осетин постоянно ухудшались, но оставались довольно прогрессивными. Еще в 1991 году коэффициент естественного прироста осетин был положительным и составлял 9,1 промилле. Это довольно приличный показатель даже на фоне соседних мусульманских народов, которые традиционно характеризуются интенсивным естественным приростом.

Депопуляция осетин началась в 1999 году, когда умерло на 73 осетин больше, чем родилось. В 2001 году смертность превысила рождаемость уже на 1300 чел. (- 1,9 промилле). Это очень высокий показатель смерти нации.

В дальнейшем проследить за демографическим поведением отдельных этнических групп практически невозможно. Дело в том, что с 2001 года в России начали выдавать паспорта нового образца, где не указывается национальность владельца. Многие статистические отчетности о демографических процессах заполняются именно на основе паспортных данных, что противоречит рекомендациям ООН в этой сфере. Особенно интенсивно менялись паспорта с 2002 года. Можно сказать, что с этого периода в России почти не существует статистическая база для изучения демографического поведения отдельных народов. Это большой «шаг назад» в этнической демографии. Ведь, по мнению специалистов, многие тенденции демографических процессов объясняются именно через национальные особенности.

Концентрация и компактное проживание представителей одной этнической группы является одним из основных условий спасения маленькой нации от ассимиляции. Хотя осетины, как известно, быстро ассимилируются везде и в том числе на своей исторической родине.

Основная часть всех коренных этносов проживает на своей исторической родине, в своих национально-государственных образованиях (таблица 2).

Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 лет


Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что из перечисленных народов наиболее компактно живут кабардинцы и балкарцы. Их удельный вес на территории своей исторической родины составляет 96,0 и 97,2%, соответственно, от общей численности представителей этих этносов в России. Обращает на себя внимание довольно быстрое уменьшение удельного веса чеченцев, проживающих в своей республике, особенно между двумя переписями населения. Это можно объяснить интенсивным вынужденным оттоком населения, в том числе самих чеченцев, во время войны в республике.

Показатель концентрации на своей территории довольно стабилен среди осетин, хотя за 1989-2002 годы было зафиксировано некоторое его увеличение, что является результатом притока осетинского населения в Северную Осетию из разных регионов бывшего советского пространства. и в первую очередь из Грузии.

В отличие от других Северо-Кавказских народов значительная часть осетин жила и живет на Южном Кавказе, при этом ареал расселения осетин меняется не в пользу этого региона. Как было отмечено выше, в 1897 году общая численность осетин в Российской империи составляла 171,7 тыс. человек. Из них 171,1 тыс. (99,6%) проживали на Кавказе, в том числе 81,5 тыс. человек[4] или же 47,6 % - в Грузии (в границах советского периода), а 89,6 тыс. чел. (52,4%) - на Северном Кавказе.

Уже к моменту первой полноценной советской переписи населения (1926 г.) в Грузии, включая сегодняшнюю Южную Осетию, проживала меньшая часть (41,6%) всех осетин СССР * (таблица 3).

Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 лет


В дальнейшем система расселения осетин менялась довольно быстро. За весь советский период численность осетин в Грузии, включая Южную Осетию, постоянно увеличивалась. То же самое можно сказать и о других советских республиках. Однако этот процесс более быстрыми темпами происходил в России и в том числе в Северной Осетии, и поэтому баланс расселения осетин менялся в их пользу. В постсоветское время в результате грузино-осетинского конфликта и, соответственно, интенсивной вынужденной миграции численность осетин резко уменьшилась как в Южной Осетии, так и в Грузии.

По данным последней переписи населения (январь 2002 г.) в Грузии проживало 38028 осетин[5], включая проживающих на контролируемой тогда грузинскими властями территории Южной Осетии. Численность таких осетин около 2,3 тыс. человек. Это означает, что в Грузии без де-факто суверенных республик Абхазия и Южная Осетия в 2002 году проживало 35,7 осетин, что на 63,6% меньше, чем до начала первого грузино-осетинского конфликта.

Численность осетин в Грузии резко уменьшилась как в результате вынужденной миграции, так и ассимиляции. Есть информация о том, что после августовской войны эти процессы еще сильнее активизировались, и в ближайшем будущем, по всей вероятности, Грузия исключится из жизненного ареала осетинского народа. Без интенсивных связей с исторической родиной, в напряженной этносоциальной обстановке осетинский этнос вряд ли сохранится. Во-первых, их мало; и, во-вторых, по сравнению с до конфликтным периодом уменьшился показатель компактного проживания, что является немаловажным фактором спасения от ассимиляции. В 1989 году в Грузии было зафиксировано 167 осетинских сел (где осетины составляли более 80% жителей села) с общим населением 20,7 тыс. чел. По данным переписи населения 2002 года таких сел в Грузии было всего 37 — с населением 4,2 тыс. чел.

По нашему мнению, ассимиляция сыграла определенную роль в уменьшении численности осетин в бывших республиках Советского Союза. Хотя основной причиной их уменьшения является миграция на историческую родину или в Россию. Особенно интенсивно мигрировали осетины из Таджикистана. В 1989 году в Советском Таджикистане проживало 7,9 тыс. осетин, а по переписи 2000 года в суверенном Таджикистане всего 1,0 тыс. В других странах (Украина, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан и др.) также уменьшилось число осетин, но не так интенсивно, как в Таджикистане. По малым этническим группам статистическая информация во многих бывших советских республиках трудно доступна, поэтому 12 тыс. осетин на всем пространстве бывшего СССР в 2002 году является результатом экспертной оценки.

Быстрый рост численности и удельного веса осетин в российских регионах, скорее всего, также будет способствовать их ассимиляции. Тем более ареал расселения очень велик — представители малочисленного осетинского этноса в разном количестве живут без исключения во всех субъектах Российской Федерации (см. приложению).

С 1989 в Южной Осетии не была проведена перепись населения. Тогда там проживало 65 тыс. осетин. В 2002 году, по экспертным оценкам, в Южной Осетии численность осетин составляла приблизительно 40 тыс.человек, т. е. на 38,5 % меньше, чем до грузино-осетинского конфликта. В Южной Осетии численность осетин уменьшилась как в результате интенсивной миграции, так и в результате естественной убыли. Там уже многие годы смертность превышает рождаемость. Это также способствует изменению этнического баланса на Кавказе не в пользу осетин.

Тесная взаимосвязь между показателями демографических процессов и половозрастной структурой населения — общеизвестный факт. С одной стороны, снижение уровня рождаемости, повышение смертности ухудшают возрастную структуру населения, а с другой стороны, нарушенная возрастная структура является предпосылкой дальнейшего ухудшения демографических характеристик в целом и в том числе, отдельного этноса. Данная закономерность прослеживается и в динамике возрастной структуры народов Северного Кавказа (таблица 4)

Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 лет


По всем параметрам возрастная структура осетин выглядит хуже всех перечисленных в таблице народов. Особо обращают на себя внимание следующие характеристики осетин:

• самый низкий удельный вес детей до 10 лет (вместе с адыгейцами). По данным переписи населения 1926 года, данный показатель среди осетин был самым высоким среди всех народов Советского Союза;

• очень низкая доля (после адыгейцев) молодежи от 20 до 34 лет. Именно данная возрастная группа населения и в первую очередь женщин, определяет масштабы и интенсивность рождаемости. Например, в 2008 году в Северной Осетии из общего числа родившихся детей 81,1 % приходилось на женщин в возрасте от 20 до 34 лет, а на всех остальных женщин фертильного возраста (15-49 лет) — лишь 18,9 % новорожденных;

• самый высокий удельный вес лиц старше 59 лет. Чаще других показателей процесс старения населения оценивается именно с помощью изменения удельного веса населения в возрасте 60 лет и старше. Сильно устаревшим считается население, где удельный вес людей 60 лет и старше превышает 18,0 %.[6] В 2002 году данный показатель среди осетин, проживающих в России, составлял 18,2%, а в Грузии- 31,8%.

Следовательно, возрастная структура осетинского населения, как в России, так и в Грузии оценивается как очень старая.

После анализируемого периода и в ближайшие годы характер воспроизводства населения будет зависеть от тех. кому во время переписи населения 2002 года было меньше 20 лет. Таких молодых осетин было 28,7%, что также является самым низким показателем среди всех коренных народов Северного Кавказа. Очень неблагоприятная возрастная структура осетин, несомненно, весьма отрицательно повлияет в будущем на воспроизводственный процесс и, соответственно, на их место на этнодемографической карте Кавказа.

Приложение

Осетины на этнодемографической карте Кавказа за последние 100 лет



Примечания

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс. 1999. С. 55.

2. Современные этнические процессы в СССР. Отв. ред. Бромлей Ю. В. М.: Наука, 1977. С. 272-273.

3. Рассчитаны по материалам стат. Сборника — Национальный состав и владение языками, гражданство. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г., Т. 4. Кн. 1.)

4. Джаошвили В. Ш. Население Грузии в 18-20 столетиях. Тбилиси: Мецниереба, 1984. С. 112. (на груз. языке).

* С точки зрения расселения Осетин, Российская империя и Советский Союз идентичны, поскольку на территориях Российской империи не вошедших в СССР, осетины практически не проживали.

* В том числе 10,8 тыс. чел. во Владикавказе, который тогда был центром Горской АССР.

5. Итоги первой всеобщей переписи населения Грузии 2002 года. Том 1. Тбилиси, 2003. С. 110. (на груз, яз.)

6. Демографический энциклопедический словарь. Гл. ред. Валентей Д. И. М.: Советская энциклопедия. 1985.С. 117.


Источник:
Каберты Н.Г. Влияние творчества К. Хетагурова на развитие осетинской профессиональной музыки // Юбилейная Международная научная конференция «Россия и Кавказ», посвященная 150-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова, 235-летию присоединения Осетии к России. Владикавказ, 6 октября 2009 г. С. 289 - 296.


при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • Мариинские вечера
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Аншлаг за аншлагом
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • "Разговор с Отечеством"
  • Немое кино и живая музыка
  •   Архив
    Октябрь 2017 (32)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru