поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Город Моздок как российский геополитический и социально-культурный проект
Автор: 00mN1ck / 28 декабря 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Город Моздок как российский геополитический и социально-культурный проектИстория северокавказских городов развивалась под влиянием процессов, обусловленных рядом геополитических и историко-культурных факторов. Построенные Российской империей «по просьбе кавказских народов» города-крепости — Терки, Кизляр, Моздок, Владикавказ — играли роль военных форпостов по защите «народов этого края от внешних врагов», способствуя в то же время развитию производительных сил. В условиях полного бездорожья и удаленности района от центра страны за относительно короткий период была создана мощная инфраструктура, представленная военно-оборонительными линиями с множеством крепостей и редутов [1, 33; 2, 142]. Среди русских городов-крепостей XVIII века, основанных на Кавказкой укрепленной кордонной линии по левому берегу Терека, Моздок был по времени вторым после Кизляра городом, «ставшим во второй половине этого столетия важным военно-стратегическим, торговым и административным центром России на Кавказе» [3, 7].

В 1763 г. в урочище Моздок (Мездогу) была заложена крепость. Для проведения строительных работ сюда прибыл подполковник П. И. Гак и специальная команда, состоящая из урядника и 30 рядовых. В ее состав входили 4 колесника, 4 плотника, 2 каменщика, 2 бондаря и 2 портных. В качестве инструмента у них имелись 40 топоров, 10 лопат железных и 20 казачьих лопат малых, 66 кос; прочие инструменты решено было изготовить на месте. Таким образом, русские солдаты стали первыми строителями и жителями крепости Моздок. Правовое оформление перехода крепости в город Моздок получил в 1785 г., когда в нем уже проживали 116 семей кабардинцев, 88 семей осетин, выходцев из Тагаурского ущелья и «из куртатинских и алагирских мест». Семейства переселенцев были малочисленны, в подавляющем большинстве своем состояли из молодоженов, «лишь недавно отделившихся от больших патриархальных семей» [4, 24].

Моздок входил в систему так называемых политических городов Северного Кавказа — таких как Владикавказ, Ставрополь, Кизляр, Екатеринодар. Он же «занимал определенное место в системе крепостей и станиц Северного Кавказа» [5, 53]. В процессе превращения Моздока из крепости в город, вследствие притока переселенцев с Кавказа и России, население увеличивалось, формируя этносоциальную структуру. В Моздок стекались представители разных народов, образовывая городские общины осетин, русских, армян, грузин и кабардинцев (черкесов). Переселенцы селились, как и в большинстве северокавказских городов, отдельными слободами по этническому признаку. Так были образованы «армянская», «кабардинская», «грузинская» слободки [4, 25; 5, 46]; со временем эти наименования были перенесены на названия улиц. Северокавказцы были представлены в Моздоке двумя обществами — осетинским и черкесским (кабардинским). С ними связано появление здесь такой своеобразной социально-сословной группы, как «казачьи братья» [5, 70]. Беглые люди, пытаясь избавиться от притязаний хозяев, записывали одного из членов семьи в казаки. Семьи определенных в казаки и стали называть себя «казачьими братьями». Моздокская горская команда, состоящая из осетин и кабардинцев, именуемая «казачьей братией», несла охранную службу, сопровождала торговые караваны и путешественников по Военно-Грузинской дороге от Моздока до Владикавказа.

В 1802 г. Моздок был возведен в ранг уездного города Кавказской губернии. В середине XIX в. административно-правовой статус города был изменен. По императорскому Указу от 2 мая 1847 г. об учреждении Ставропольской губернии город Моздок был причислен к Кизлярскому уезду. В 60‑х гг. XIX в. Моздок сохранял значение торгового города, вел «довольно оживленную торговлю с мирными затеречными жителями, кочующими народами и линейными казаками» [6, 48]. Зависимость от весьма отдаленного административного пункта, отсутствие каких бы то ни было торговых и промышленных связей с ним, обращали внимание правительства. Более целесообразным представлялось включение города в состав Терской области. Указом Сената от 29 ноября 1869 г. Моздок вошел в состав Терской области. После некоторого оживления 1860‑х гг. начинается упадок Моздока, а на экономическом состоянии города негативно сказалось проведение Ростово-Владикавказской железной дороги. Моздок остался в стороне от важной магистрали, и к концу столетия вполне осязаемой стала утрата прежнего значения города [1, 50‑54].

В советскую эпоху северокавказские города, сохранив лучшие образцы общественного и культурного развития, претерпевает существенные, качественные изменения. В этот период максимально реализуются экономический и социальный потенциал, расширяется национально-культурная сфера, включающая систему образовательных и медицинских учреждений, творческие и научные сообщества, театры, музеи, кинозалы, промышленные предприятия, высокотехнологичные производственные объединения и многое др. В том числе и в процессе развитии Моздока смогли воплотиться большинство городских задач в экономической, социальной и культурной сферы.

Конечно, не все было так безоблачно. Если в крупных городах Советского Союза жизнь была налажена и динамично развивалась, то малые города испытывали разноплановые трудности. В 1960‑1980‑е гг. советскими официальными органами отмечались проблемы малых и средних городов. Неоднократно рассматривались насущные вопросы, разрабатывались многочисленные постановления, но многие из них не выполнялись, а целевая программа и стратегия развития отсутствовала. При этом упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии, низкой дееспособности самих городов и местных органов власти, действовал остаточный принцип их финансирования, что стало одной из основных причин депрессивного состояния большого числа этих городских поселений [7].

В постсоветский период, в условиях децентрализации управления потребовались новые подходы, нацеленные на восстановление способностей малых и средних городов к самостоятельному развитию, преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей. В 1996 г. Правительством РФ была утверждена стратегия развития «Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы». По мнению составителей, целью программы должно было стать «создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих малым и средним городам, став полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые и экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения этих городов» [7]. Программа функционировала до 2002 г., но только посильно способствовала (в силу объективных причин, в том числе из‑за ограниченности финансирования) решению различных проблем социально-экономического и культурного развития городов с населением в основном до 100 тыс. человек. Безусловно, далеко не все задачи были достигнуты, а многие аспекты актуальны до сих пор.

Сегодня, одним из главных достижений можно считать осознание обществом и государством того, что эти города являются источниками и хранителями истории, самобытности многочисленных этносов России, их национальной культуры и традиций, выполняя важные, зачастую специфические социальные и народно-хозяйственные функции. Так, еще в 1990 г. город Моздок, согласно постановлениям коллегии Министерства культуры РФ и президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, был включен в список исторических городов России.

Процесс дальнейшего самостоятельного развития малых и средних городов может дать положительный эффект только в том случае, если взаимоотношения городов с регионами и центром будут базироваться на равноправной основе. Большинство городов функционируют на дотационных условиях, а большая часть заработанных средств перечисляется в бюджеты вышестоящих уровней, лишая возможности экономической и административной вариативности. В 2000 г. была создана некоммерческая организация «Ассоциации малых и средних городов России» [8] и город Моздок стал ее полноправным членом. Ассоциация стала добровольным объединением муниципальных образований Российской Федерации, созданным в целях выражения и защиты общих интересов, а также содействия развитию территориальной, правовой, организационной и финансово-экономической основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что важность геополитического положения Моздока сохраняется и сегодня. Так, в годы активной фазы антитеррористической операции на Северном Кавказе он играл заметную роль в ее проведении как один из самых значимых стратегических опорных пунктов на южных границах страны. На территории района сосредоточена крупная войсковая группировка Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации, функционирует военный аэродром способный принимать и отправлять все типы летательных аппаратов [9]. В июле 2000 г. Президент России побывал на военной базе в Моздоке, где его ожидали генералы, командующие контртеррористической операцией и руководители нескольких северокавказских республик. По словам президента провести это рабочее совещание он задумал после того как в Чеченской Республике вновь резко обострилась ситуация. Впрочем, по выражению В. В. Путина, в Моздок он прибыл не для каких‑то «разборов полетов», а для того, чтобы проанализировать ситуацию и наметить новые задачи: «В принципе понятно, что делать, как избежать необоснованных потерь. Вопрос в том, чтобы наращивать эти усилия без истерик с одной стороны, и с другой стороны без шапкозакидательства и победной эйфории. Это наша земля, это наш долг навести здесь порядок. Это можно сделать. И это будет сделано обязательно» [10]. Совещание в Моздоке продолжалось несколько часов; выступали и военные и руководители северокавказских регионов. Некоторые высказывания были довольно резкими; тем не менее все сошлись в том, что «разговор оказался чрезвычайно полезным».

Принятая в 2009 г. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» продолжила ряд мер по формированию новой модели государственных и общественных взаимоотношений с определением ответственности, сохранения целостности и суверенитета страны. Ключевые пункты в документе для развития социально-культурной и межэтнической сферы были четко обозначены в отдельном разделе, включающем в частности пункт

№82: «Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей» [11]. В многонациональном Моздоке сегодня проживают представители более шестидесяти этносов, составляющих около 39000 чел. (в 2002 г. насчитывалось — 42865 чел.). Данные Росстата по национальному составу городского населения по Всеобщей переписи 2010 г. представлены в таблице 1.

Город Моздок как российский геополитический и социально-культурный проект


Совместными усилиями властей, общественных организаций, национально-культурных объединений (НКО), диаспор решаются насущные задачи по сохранению и умножению добрососедских традиций. В городе активно действуют тринадцать НКО. Из них много лет пользуются заслуженной популярностью славянский союз «Русь», отделение союза армян России «Арарат», греческое объединение «Аполлон», азербайджанское «Берлик», осетинское отделение «Ныхас», отделение общероссийского объединения корейцев «Хон Гиль До», общество турок-месхетинцев «Ватан», немецкое общество «Возрождение», кумыкское общество «Намус», еврейская национально-культурная автономия, чеченское национально-культурное общество «Маршо».

Еще в 1987 г. по инициативе Моздокского городского отдела Терского казачества (атаман В. Д. Немцов), армянского интернационального клуба «Арарат» (председатель Р. Л. Вартанов), корейской ассоциации «Самченри» 9председатель В. С. Дон), осетинского национально-культурного общества «Фарн» (председатель Т. Г. Добаев) и постановлением Совета народных депутатов был создан Дом дружбы — координационный и методический центр по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи [13, 106]. Постепенно Дом собрал под свое крыло все НКО, представителей трудовых коллективов, движений, религиозных объединений, партий Моздокского района. В непростых условиях вырабатывался стиль отношений между подразделениями Дома, руководителями и членами НКО. Одни и те же объединения по отношению к друг другу выступали то союзниками, то оппонентами, в зависимости от обсуждаемой проблемы. Но, вся работа объединялась общей целью — «сохранение и умножение духовных ценностей, возрождение национальных традиций, достижение гармонии в отношениях между народностями, общественными и политическими формированиями, оптимизация межнационального единства перед лицом проблем» [13, 108].

Целый пласт проблем, связанных с наличием серьезных межэтнических противоречий, массовой миграцией населения, последствиями прошедших вооружённых конфликтов, серией крупных стихийных бедствий, которые невозможно преодолеть изолированно, послужили причиной создания при Доме дружбы группы народной дипломатии. Инициаторами были глава администрации г. Моздока Г. В. Адамов и директор Дома дружбы В. П. Орлова. В состав группы вошли руководители НКО, председатель Совета старейшин Дома дружбы, представители общественных организаций из сопредельных регионов: Ставропольского края, Краснодарского края, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики и Чеченской Республики.

Многонациональность населения Моздока исторически определяла его поликонфессиональность. По численности и влиянию на государственную и общественную жизнь ведущие позиции занимает православная вера и ее носители. Достаточно сильны и позиции мусульман, численность которых резко увеличилась в последние годы в результате миграционных передвижений. Далее (по убывающей) находятся пятидесятники, баптисты, иеговисты, адвентисты, этническая группа крещенных кабардинцев [14, 299; 15, 71].

Для динамичного развития северокавказского региона необходимо не только разрабатывать, но и внедрять методы, вырабатывать условия; брать ответственность на муниципальном, региональном и общественном уровне. Экспертная группа специалистов по вопросам развития СКФО высказала ряд предложений [16, 98], в том числе: реализация этнической политики как интегральной части политики формирования гражданского согласия; утверждения действенных форм солидарности и межличностного доверия как основы российской гражданской идентичности; популяризация позитивного имиджа, традиционных и новых брендов Северного Кавказа как благополучного, безопасного региона РФ с уникальными природно-климатическими, курортно-рекреационными, туристскими и этнокультурными характеристиками.



     1. Туаева Б. В. Город и городские сословия Северного Кавказа в условиях российских преобразований второй половины XIX — начала XX вв. Владикавказ, 2013.
     2. Гриценко Н. П. Города Северо-Восточного Кавказа. Ростов н / Д, 1984.
     3. Калоев Б. А. Моздокские осетины. М., 1995.
     4. Цориева И. Т. Пути исповедимые… Из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце XVIII‑XIX вв. Владикавказ, 2010.
     5. Город Моздок. Исторический очерк. Владикавказ, 1995.
     6. Ларина В. И., Бежанов И. Х. Моздок. Исторический очерк. Орджоникидзе, 1970.
     7. Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы [электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru / document / 9025643
     8. Ассоциации малых и средних городов России [сайт]. URL: http://www.amsgr.ru / about-ustav.html
     9. Сайт Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания. URL: http://admmozdok.ru / administraciya
     10. Первый канал [сайт]. URL: http://www.1tv.ru / news / social / 112375
     11. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Система ГАРАНТ [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru / 195521 / 
     12. Всеобщая перепись населения 2010 [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru / free_doc / new_site / perepis2010 / croc / perepis_itogi1612.htm
     13. В Осетии — семье единой. Владикавказ, 2001.
     14. Келехсаев Р. К. Конфессиональная ситуация в поликультурном регионе (на примере Моздокского района Республики Северная Осетия — Алания) // Известия ­СОИГСИ. Школа молодых ученых. Владикавказ, 2014. Вып. 12.
     15. Канукова З. В., Гутиева Э. Ш. Городское пространство Северного Кавказа: традиционная культура в условиях урбанизации (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Известия СОИГСИ. 2013. № 10 (49).
     16. Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. М.‑Ставрополь, 2013.



Об авторе:
Туаева Берта Владимировна — доктор исторических наук, зав. отделом социально-политических исследований Северо-­Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А




Источник:
Туаева Б. В. Город Моздок как российский геополитический и социально-культурный проект // Известия СОИГСИ. 2015. Вып. 16 (55). С.53—57.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru