поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Выдающийся деятель осетинской национальной культуры первой трети ХIХ в. (к юбилею И. Ялгузидзе)
Автор: 00mN1ck / 22 декабря 2016 / Категория: Авторские статьи, Новая история, Личности
Выдающийся деятель осетинской национальной культуры первой трети ХIХ в. (к юбилею И. Ялгузидзе)Иван Ялгузидзе оставил неизгладимый след в истории культуры осетинского народа как первый составитель осетинского алфавита и на его основе — букваря, как первый переводчик церковной литературы с грузинского на осетинский язык, как первый осетинский поэт — автор поэмы «Алгузиани». Велика была любовь его к родному народу.

В дореволюционном прошлом из осетинского народа вышла плеяда выдающихся деятелей национальной культуры, благодаря которым Осетия вырвалась вперед в своем духовном развитии.
Уже во второй половине XVIII в. из Осетии вышло несколько образованных людей. В переводе первой печатной книги на осетинский язык принял участие выходец из Заккинского ущелья священник Павел Генцауров. История сохранила имена природных осетин Неофита и Гамаилеля, Георгия Джатиева и Алексея Табуева. Первые двое получили богословско-философское образование, а другие были знатоками языков (грузинского, осетинского, персидского) и Священного писания. К сожалению, до нас дошли лишь их имена; сведения об их деяниях не сохранились.
Иначе сложилась судьба пятого, Ивана Ялгузидзе, разносторонней деятельности которого посвящена настоящая статья.
У истоков любого значимого события всегда стоит личность, кто‑то является первопроходцем, зачинателем. Первый вклад в будущие достижения осетинской народной интеллигенции прочно связан с именем Ивана Ялгузидзе — одного из наиболее образованных осетин своего времени.
Из истории осетиноведения: Соломон (Габуди) Туккаев
Автор: 00mN1ck / 11 декабря 2016 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Статья касается деятельности С. А. Туккаева в области осетиноведения. Подробно рассмотрено плодотворное сотрудничество Туккаева с выдающимся русским ученым В. Ф. Миллером. При создании Миллером его знаменитых «Осетинских этюдов» Туккаев выступил как консультант по дигорскому диалекту осетинского языка, фольклору и этнографии дигорцев. Рассмотрены фольклорные и этнографические материалы Туккаева, широко использованные в первой части «Осетинских этюдов» и в работе «Религиозные верования осетин», составившей вторую часть книги. На основе писем Туккаева к Миллеру показана дружба, которая связывала замечательного представителя осетинской интеллигенции и выдающегося ученого. Проанализирован наиболее значимый научный труд Туккаева — историко-этнографический очерк «В горах Дигории», посвященный описанию землевладения и землепользования в нагорной Осетии и процессу расслоения осетинского крестьянства.
Учебное дело в Осетии в 60‑х гг. XIX в. в контексте российской образовательной политики
Автор: 00mN1ck / 9 декабря 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Учебное дело в Осетии в 60‑х гг. XIX в. в контексте российской образовательной политикиВ статье анализируются изменения в сфере образования на Кавказе в 60‑х гг. XIX в. Эти годы отмечены оживлением учебного дела, что во многом связывается с деятельностью наместника. Но основная задача — создание школы «для народа» — решалась не государственными учреждениями, а институтами духовного ведомства. Показаны новые формы организации учебного дела в Осетии: горские, приходские, женские школы, реальная прогимназия. Их возникновение и функционирование рассмотрены в контексте российской образовательной политики.
60‑е гг. XIX в. для истории Северного Кавказа во многих отношениях являются поворотными. Начиная с этого времени в социально-политической жизни региона происходят существенные трансформации, обусловленные как активными мероприятиями правительства и высшего кавказского руководства, так и факторами внутреннего развития северокавказских обществ. Этот период знаменателен окончанием изнурительной и для самой Российской империи, и для северокавказского социума Кавказской войны, в течение долгих лет отвлекающей и силы, и средства воюющих сторон. Теперь же активность правительства обращена к развитию гражданских начал в управлении Кавказом. Его административное пере­устройство, образование Терской области и придание крепости Владикавказ статуса города привели к заметному оживлению гражданской жизни и наращиванию существовавшего культурно-экономического потенциала, что в итоге привело к формированию и развитию качественно нового социально-культурного пространства, в котором едва ли не первое место заняло народное просвещение.
Участие тагаурских алдар в мухаджирстве во второй половине XIX в.
Автор: 00mN1ck / 7 декабря 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Участие тагаурских алдар в мухаджирстве во второй половине XIX в.Статья посвящена переселению в Османскую империю во второй половине XIX в. представителей привилегированного сословия Тагаурского общества Осетии. В числе рассматриваемых причин переселения горцев в Турцию отмечаются серьезные внутренние проблемы России, стремившейся избавиться от «неспокойной» части кавказского населения, которая могла бы помешать распространению в регионе ее политического и экономического влияния. Турция также нуждалась в усилении своих границ храброй и отважной боевой силой, которую представляли кавказцы, создании противовеса немусульманскому населению в некоторых областях империи, для чего проводилось расселение мусульман между христианскими народами по принципу «полосного поселения». Пополнение армии представителями воинственных кавказских народов, воспитанных в традициях мужества и преданности, положительно влияло на внутреннюю безопасность Османского государства. Другой причиной являлся религиозный фактор, т.к. на Кавказе Россия активно проводила политику христианизации населения, и в этих условиях агитация и религиозная пропаганда, проводившаяся турецкими эмиссарами и поддерживаемая русскими агентами, достигла своей цели. Эмиграция в XIX в. проходила в три этапа: первое незначительное переселение произошло в 1859 г., когда переселились главным образом некоторые привилегированные фамилии со своими крепостными. Вторая волна эмиграции пришлась на 1860‑1861 гг. Тогда выехало 300‑350 семей осетин, в том числе 13 семей тагаурских алдар. В 1865 г. состоялось самое масштабное переселение, когда значительное количество осетин вновь поднялось со своих мест и отправилось в Турцию. Тогда Осетию покинуло 27 семей тагаурских алдар. В работе приводятся биографические данные мухаджиров, покинувших родину, указываются даты рождения (смерти), представителей их семей, переселившихся с ними в Турцию.
O значении коня фаты бæх в свадебной обрядности осетин
Автор: 00mN1ck / 6 декабря 2016 / Категория: Новая история, Культура
O значении коня фаты бæх в свадебной обрядности осетин
Статья посвящена рассмотрению одного из важнейших элементов свадебной обрядности осетин — обычаю дарения коня, обозначавшегося термином фаты бæх («конь стрелы»). Изучение историографии вопроса выявляет некоторые существенные неточности в трактовке этнографических сведений о фаты бæх. В частности, источники не подтверждают толкование фаты бæх как коня, преподносимого в дар отцу невесты. Их анализ приводит к выводу о локальных особенностях, присущих данному обычаю в разных осетинских обществах: у тагаурцев и алагирцев получатели коня фаты бæх не персонифицированы (родственники невесты), у куртатинцев же этот подарок определенно преподносили матери невесты.
Анкеты как часть источниковой базы исследования социально-правового статуса бывших красных партизан Осетии (1920—1930-е гг.)
Автор: 00mN1ck / 26 ноября 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Анкеты как часть источниковой базы исследования социально-правового статуса бывших красных партизан Осетии (1920—1930-е гг.)В статье впервые анализируется нетрадиционный вид источников по истории послевоенной повседневности бывших красных партизан Осетии — анкеты. Большое внимание обращено на своеобразие источника, его информационные возможности. С помощью контент-анализа удалось провести социально-демографический анализ отложившегося материала, изучить поведение и результаты деятельности комбатантов в условиях гражданской войны, а также в послевоенный период. Проблема интеграции красных партизан в послевоенное общество, их подчас напряженные взаимоотношения с советской властью во многом связана с их социальным происхождением и их мироощущением. Изучение социального состава партизанского движения в Осетии дало довольно полную информацию о категориях населения, вступивших в ряды сторонников большевиков: красными партизанами становилась определенная часть крестьян, казаков, рабочих и интеллигенции. Послевоенное приспособление героев войны к новой экономической политике, коллективизации происходило тяжело, о чем они указывали в анкетах. Последние позволяют проследить основные тенденции, которые наблюдались в наполнении комбатантами разных социальных ниш, а также карьерный рост или его отсутствие и пр. В еще большей степени, чем другие социальные слои нового общества, красные партизаны реагировали на перегибы в политике большевиков в аграрном и социальном вопросах. Комбатантские рефлексии нередко сопровождались участием в антиколхозном движении.
Русская школа как основной механизм утверждения общероссийской идентичности в Осетии во второй половине XIX — начале XX в.
Автор: 00mN1ck / 26 ноября 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Русская школа как основной механизм утверждения общероссийской идентичности в Осетии во второй половине XIX — начале XX в.В статье рассматривается проблема распространения общероссийской идентичности в период пореформенной модернизации второй половины XIX — начала XX в., от решения которой зависело внешнестратегическое и внутриполитическое благополучие России. Объектом исследования выступила русская школа как социокультурный механизм утверждения общероссийской идентичности в Осетии, где указанный процесс протекал наиболее эффективно. В ходе работы был изучен ряд архивных источников, публикаций дореволюционной периодической печати, современная литература по проблеме. Автор приходит к следующим выводам: процесс утверждения общероссийской идентичности в Осетии в частности и на Северном Кавказе в целом имел огромное стратегическое значение для внешней и внутренней политики Российской империи; ведущая роль в этом процессе принадлежала русской школе, которая реализовывала в осетинском социуме не только образовательную, но и воспитательную, идеологическую, консолидирующую функции; осетины осознали пользу русской школы и проявили феноменальный интерес к образованию; русская школа способствовала трансформации самоидентификации, самотождественности осетин с остальными российскими гражданами и утверждения среди них основ российской государственности и идентичности.
Донифарс и социальный статус фамилий гагуат
Автор: 00mN1ck / 19 ноября 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Донифарс и социальный статус фамилий гагуатВ статье на основе комплексного подхода впервые рассматривается вопрос о происхождении одного из союзов привилегированных родов Дигорского общества Северной Осетии. Представлено историко-генеалогическое исследование фамилий осетинских феодалов Алиевых, Асеевых, Ельбиевых, Кабановых, Кануковых, Кобегкаевых, Найфоновых и Хорановых, основанное на архивных источниках и материалах путешественников и исследователей. Показаны социальные и родственные связи представителей этих фамилий с аристократией других осетинских обществ и соседних кавказских народов: балкарцев и кабардинцев. Рассмотрено участие мухаджиров гагуат в переселении в Турцию во второй половине XIX в. В статье также рассмотрены исторические судьбы представителей этих фамилий в XIX — начале XX в., в эпоху революционных преобразований в России и на Кавказе. Материалы исследования существенно дополняют сложившиеся представления об аристократии осетин, способствуют более глубокому и обновленному исследованию генеалогии осетинских фамилий.
Некоторые параллели в погребально-поминальной обрядности североиранских народов (от скифов до осетин)
Автор: 00mN1ck / 16 ноября 2016 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы, Новая история
Некоторые параллели в погребально-поминальной обрядности североиранских народов (от скифов до осетин)В статье на основе привлечения широкого круга археологических свидетельств и этнографического материала предлагается историко-сравнительный анализ отдельных сходных элементов обрядности погребально-поминального цикла у североиранских народов — скифов, сарматов, алан и осетин. Для скифо-сарматских погребальных традиций характерно разжигание примогильного костра, использование гробов в виде лодок, посвящение коня женщине. Аналогичные элементы фиксируются и в осетинской этнографической практике. Факты наличия в аланских погребениях железных тесел, хмеля, угольной подсыпки также находят параллели в осетинской традиционной культуре. В фольклоре и нартовском эпосе осетин есть объяснения аланским захоронениям с жерновами и необычным каменным оселкам в скифских могилах. Проведенный анализ свидетельствует о большом числе археолого-этнографических параллелей в названной сфере. Выявленный материал наглядно иллюстрирует актуальность и целесообразность сравнительного изучения данных скифо-сармато-аланской археологии и материалов осетинской этнографии и фольклора. Особенно перспективным данное направление научного поиска является для реконструкции идеологических представлений древних иранцев и духовного мира современных осетин в его ретроспекции.
Проблема обеспечения городского населения одеждой во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. (на примере города Орджоникидзе)
Автор: 00mN1ck / 6 ноября 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
В статье на примере Орджоникидзе рассматривается проблема снабжения населения небольших советских городов одеждой и обувью в условиях острого товарного дефицита послевоенных лет. Город Орджоникидзе не принадлежал к категории промышленных центров, пользовавшихся привилегиями при распределении потребительских товаров, поэтому объем и ассортимент завозимой продукции был ограничен и не обеспечивал потребностей горожан. Рядовому жителю с низким уровнем семейного дохода купить готовую одежду в магазине было довольно затруднительно и по причине ее высокой стоимости. Городские власти ориентировали на использование внутренних ресурсов. На предприятиях местной промышленности и промысловой кооперации ежегодно наращивался выпуск предметов массового потребления. Но неудовлетворительное качество сырья, работа на старой технике и по старым технологиям, низкий уровень квалификации работников не обеспечивали должного качества конечного продукта. Поэтому производимые ими товары не пользовались спросом. К середине 1950‑х гг. заметно возрос выпуск тканей. Это способствовало развитию традиции рукоделия. Многие шили сами или обращались за помощью к «надомницам», соседкам, умеющим шить. Отчасти запросы горожан в предметах одежды удовлетворялись за счет завоза из регионов, снабжавшихся по более высоким стандартам. Существовал еще один канал – спекуляция. Она приобретала тем больший размах, чем меньше легкая промышленность справлялась с обеспечением граждан качественной продукцией. В нее вовлекались торговые работники, предприимчивые люди. В лексиконе советской повседневности прочно утверждались выражения «достать по блату», «взять из‑под полы», «купить по знакомству». С годами нерешенность проблем обеспечения людей доступными и качественными товарами, в том числе одеждой и обувью, становилась источником формирования критических умонастроений в обществе, растущего недовольства и неверия политическим лозунгам «светлого будущего».
Военно-медицинские подразделения в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны
Автор: 00mN1ck / 1 ноября 2016 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Военно-медицинские подразделения в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войныВ статье рассматриваются военно-медицинские подразделения, работающие в Северной Осетии с августа 1942 г. по январь 1943 г.: медико-санитарные роты и батальоны (МСР и МСБ), входившие в штатный состав армейских соединений (полк, бригада, дивизия) и предназначенные для оказания медицинской помощи в первые 6‑12 часов после ранения; полевые-подвижные госпитали (ППГ), принимающие раненых и оказывающие им хирургическую помощь до передачи в стационарные госпитали, а также эвакуационные приемники (ЭП), непосредственно осуществляющие эвакуацию раненых в тыловые госпитали. Поскольку в статье военно-медицинские подразделения рассматриваются прежде всего как мемориальные объекты Великой Отечественной войны, их краткая характеристика представлена по принципу пообъектной дислокации подразделений с учетом современного административно-территориального деления Республики Северная Осетия-Алания. Исключение составляют медицинские подразделения: эвакуационные госпитали (ЭГ) и полевые-подвижные госпитали (ППГ), работающие в г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ), которые рассматриваются особо. В отдельных случаях в статье рассматриваются Братские могилы, если они находятся на территории дислокации военно-медицинских подразделений. Термин «Братская могила» в предлагаемой статье определяется как имя собственное в знак уважения к покоящимся здесь неизвестным солдатам. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы республиканскими ведомственными структурами и администрациями местного самоуправления, в чьи обязанности входит учет и охрана мемориальных объектов; в образовательно-воспитательном процессе высшей и средней школах; при составлении историко-культурологических маршрутов, путеводителей и карт по республике.
Происхождение некоторых осетинских фамилий по народным преданиям
Автор: 00mN1ck / 26 января 2016 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Происхождение осетинских фамилий (мыггаг, мн. ч. мыггӕгтӕ) возможно определить, из-за неимения других источников, только по народным преданиям, передаваемыми в течение веков из поколения в поколение. Однако при таком способе изучения цель не всегда достигается. К тому же с уходам старого поколения предания эти во многих случаях забываются. Тем не менее, учитывая огромный интерес к данной теме, необходима ее разработка. Здесь мы коснемся лишь фамилий иронской и туальской этнических групп осетин, многие из которых ведут свое происхождение от древних осетинских родов — Сидамонтӕ, Цӕразонтӕ, Кусагонтӕ, Цъӕхилтӕ, Агузатӕ — потомков легендарного Ос Багатара, живших в определенных селениях по р. Ардон в нижней части Алагирского ущелья. До сих пор о них имелись, единственно известия Пфафа, опубликованные им в 70-х гг. XIX в.
«Дигоризмы» в староджавском (По текстам И. Ялгузидзе)
Автор: 00mN1ck / 28 ноября 2015 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Для своего времени широко образованный осетин Иоанн Ялгузидзе (1775—1830) перевел с грузинского на осетинский ряд церковных книг, которые были напечатаны грузинским церковным алфавитом «хуцури». Он же в 1820—23 гг. перевел с грузинского на осетинский Четвероевангелие, которое по неизвестным причинам не было издано. Рукопись Евангелия сохранилась в 3-х экземплярах: рукопись, подготовленная к печати, хранится в Архиве древних актов (Москва), рукопись, переписанная набело, хранится в Ленинградском отделении ИНА АН ССР, а ее «черновик» — в ЦГИА Грузинской ССР. Рукописи написаны грузинским гражданским алфавитом «мхедрули».
Санитарно-эпидемическое состояние и деятельность органов здравоохранения Северной Осетии в начале 1920 х гг.
Автор: 00mN1ck / 24 июня 2015 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Начало реализации принципов здравоохранения пришлось на 1920 е гг. От состояния медицинской службы зависел рост производства, которого невозможно было добиться без снижения всех видов заболеваемости, без оздоровления условий труда и быта рабочих. Сталкиваясь с массовым распространением эпидемических заболеваний, власти вынуждены были уделять охране здоровья народа большее внимание.
В 1920 е гг. в г. Владикавказе функционировали 2 эпидемических госпиталя на 120 150 коек, 2 больницы — советская на 250 коек и тюремная на 40 коек, кожно-венерологический институт на 40 коек, 6 амбулаторий общего пользования для взрослых, 1 детская амбулатория. Также существовали участково-санитарный надзор, дом санитарного просвещения, прививочно-эпидемический отряд, туберкулезный диспансер и малярийная станция. Для охраны материнства и младенчества в городе были организованы дом младенца, дом грудного ребенка, дом матери и ребенка, детская больница и детский городок.
Крестьянская реформа 1864 года в Южной Осетии
Автор: 00mN1ck / 5 февраля 2015 / Категория: Интересные материалы » Новая история
Крестьянская реформа 1864 года в Южной ОсетииПериод второй половины XIX в. в Южной Осетии характеризуется формированием сложных социальных отношений. В этом процессе не последнюю роль играла Россия. Укрепляя свои позиции на Кавказе, в 60-е гг. XIX в. российское правительство стало уступать грузинской знати в притязаниях на осетинские земли, отдавая в ее распоряжение южные районы Осетии. Такая политика России приводила к расширению феодальных прав, прежде всего, грузинских князей Эристави Ксанских, которым при ее поддержке удалось установить свое господство над большей частью Осетии. Свое положение здесь укрепили и князя Мачабели, которым осетинские крестьяне продолжали отбывать повинности, несмотря на то, что они считались «государственными». Собственниками осетинских сел стали и «новые» грузинские владельцы-помещики: Орджоникидзе (с. Залда), Павленишвили (с. Эредви), Амираджиби, Палавандишвили (п. Знаури) и другие.
Усилением феодально-княжеского владычества Грузии в Южной Осетии российские власти пытались ослабить позицию грузинских сепаратистов, которые стремились к отторжению Грузии от России и восстановлению царского правления династии Багратидов. Феодальное господство грузинских владельцев на юге Осетии вело к экономической и этнокультурной деградации югоосетинских обществ, усилия которых тратились на отбывание повинностей и борьбу за независимость.
Проводимая в 60-е гг. XIX в. крестьянская реформа в России распространялась также на национальные окраины империи, в том числе и Грузию. Планы российского правительства встревожили грузинское дворянство, поскольку оно боялось, что государство «посягнет» на интересы «сиятельного» сословия, позабыв об их «больших заслугах перед престолом».
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • ЭТИМОЛОГИЯ ЭТНОНИМА «дигор»
  • Контекстное варьирование внутренней семантики глагольных номинаций в осетинском языке
  • Биография Константина Викторовича Стеценко
  •   Архив
    Январь 2020 (3)
    Декабрь 2019 (7)
    Ноябрь 2019 (1)
    Октябрь 2019 (7)
    Сентябрь 2019 (2)
    Август 2019 (4)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2020 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru