поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Кочевники азиатских степей
Автор: 00mN1ck / 30 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
М. П. Грязнов:
Памятники начальной поры скифской культуры в степях Азии еще очень малочисленны, как малочисленны они и в степях Причерноморья. Но некоторые очень важные заключения можно сделать и сейчас. Теперь уже нельзя говорить, что культуры скифо-сибирского типа сформировались в VII в. до н. э. и распространялись затем из какого-то единого центра в разных направлениях, в том числе и на восток. С переходом населения степей к кочевому скотоводству, несомненно, совершались перемещения народных масс. Имели место завоевания, переселения, истребления одних групп населения и быстрый рост других. Все это было, но не это определяло основное направление прогресса племен и народов того времени.

Кочевники азиатских степей
Войлочный ковер с аппликациями. Курган Пазырык 5. V-IV вв. до н. э.

Кочевники азиатских степей
Всадник. Деталь войлочного ковра


Переход к новой экономике был стимулом к развитию новых, прогрессивных форм хозяйства и культуры и к отказу от старых.

Трудно сейчас уловить, какие группы населения и куда переселялись, кто, откуда и что заимствовал. Ясно можно видеть лишь, как на обширных просторах степей начиная с VIII в. до н. э. синхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные, но вполне самобытные и оригинальные в соответствии со своими историческим прошлым и условиями обитаемой страны. При широком межплеменном обмене, осуществляемом как мирным путем, так и путем войны и грабительских набегов, культурные приобретения одного племени получали всеобщее распространение среди других племен.

Кочевники азиатских степей
Золотая фигурка всадника на лошади. Сибирская коллекция


Не поиски какого-то гипотетического предка — родоначальника скифов, саков, массагетов и других племен и народов должны привлекать сейчас внимание исследователя, а изучение и определение роли в процессе формирования скифо-сибирского культурного единства каждого из составляющих его культурно-исторических районов и каждой этнической группы. Древние племена азиатских степей, очевидно, были такими же творцами и созидателями культур скифо-сибирского типа, как и их современники скифы. Возможно даже, что в процессе формирования искусства и культуры скифо-сибирского типа вклад азиатских племен, например алтайских и тувинских, был иногда более значителен, чем собственно скифов. Настала, видимо, пора поставить вопрос: а была ли вообще европейская Скифия каким-то центром или очагом скифо-сибирского ареала, как это многим представлялось до сих пор? Она ведь занимала далекую периферию этого ареала и располагалась рядом со средиземноморскими цивилизациями, соседство и близкие контакты с которыми могли и подавлять их самобытную творческую деятельность. (72: 40-41)

Кочевники азиатских степей
Парадная секира. Курган Келермес. VI в. до н. э.
Секира из Келермеса — железный топорик с золотой обкладкой, на которой вытиснены фигуры животных. Изображения животных мы находим на обушке секиры, на боковых плоскостях и торцах ее рукоятки. На торце обуха помещены скульптурные фигурки козлов с подогнутыми ногами и повернутой назад головой. По боковым сторонам обуха расположены композиции из двух козлов, стоящих на задних ногах по сторонам священного дерева, а на верхней грани — фигурка человека с топориком в руке.
По обеим сторонам от проуха помещены олень с подогнутыми ногами и вытянутой вперед головой и козел, также с подогнутыми ногами, но его голова повернута назад. Такой же олень изображен и на верхнем торце рукояти. Нижний же торец занят двумя противопоставленными фигурками кабанов с согнутыми ногами. В нижней части рукояти у самого торца помещена такая же композиция из козлов у дерева, как и на обушке секиры. Основная же часть рукояти сверху и почти до самой сцены с козлами у дерева заполнена изображениями различных животных, расположенными друг над другом и между собой композиционно не связанных. (Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. М., 1994. С. 67-68.)



Д. С. Раевский:
Необходимо коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов известна достаточно детально. Именно произведенные раскопки позволили выявить культурную близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане. (94: 187)



Литература:
94. Раевский Д. С. Цивилизация скифов // Древние цивилизации. М., 1989.

72. Грязнов М. П. Аржан — культура скифо-сибирского типа // Курьер ЮНЕСКО. 1971. Январь.


Источник:
Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 542 — 544.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru