поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Древние формы семейных отношений
Автор: 00mN1ck / 18 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Древние формы семейных отношенийА. Д. Грач:
При характеристике древних форм семьи определяющее значение имеет исследование коллективных захоронений, особенно таких, которые включают разнополые и разновозрастные погребения.

Какая группа людей погребена в каждой коллективной усыпальнице саглынской культуры? Совокупность археологических данных и антропологических характеристик позволяет полагать, что каждая камера-сруб — это усыпальница семьи.

Ретроспекция в сторону археологических материалов от материалов этнографических и сопоставление этих двух категорий наших источников позволяют констатировать, что в скифское время, отстоящее на 2700-2200 лет от эпохи бытования явлений, фиксируемых этнографами, родоплеменная организация имела не «идеальное», а вполне реальное выражение. Степень этнографической и собственно этнической монолитности в пределах конкретных историко-культурных зон «скифского» мира была весьма высокой. В то же время археологический материал, фиксирующий, естественно, несравненно более ранние формы развития, чем этнография, сигнализирует о большой роли семьи как социально-экономической единицы.

Монографическое исследование опорного могильника саглынской культуры Саглы-Бажи II и в особенности анализ возрастных групп погребенных в нем людей показывают, что в «глубоких» срубах помещались останки двух групп взрослых женатых людей (два их поколения), а также малолетние дети. Если «скалькировать» на археологические объекты этнографические определения, то по всем историко-этнографическим категориям признаков, и прежде всего по наличию двух женатых поколений одной семейной группы, камера-сруб саглынской культуры — это место захоронения не членов большой патриархальной семьи в ее классической форме, а членов «неразделенной семьи» (к сходным выводам пришел и Д. С. Раевский при анализе погребений Неаполя скифского).

Напомним еще раз, что «неразделенная семья» является формой, переходной от большой патриархальной к малой семье.

...При исследовании пазырыкских памятников Алтая С. И. Руденко обратил внимание на то, что в некоторых могильниках большие курганы располагаются цепочками — по пять-шесть в один ряд. Есть случаи расположения больших курганов в пределах того или иного могильника по три, по два, по одному. В пределах собственно Пазырыкского могильника большие курганы группируются так: Первый и Второй, Третий и Четвертый, отдельно сооружен Пятый. Из этого С. И. Руденко сделал вывод, что в долине Пазырык под крупными сооружениями были погребены представители трех семей, занимавших выдающееся положение в обществе.

Аналогичная картина наблюдалась нами при исследовании синхронных Пазырыку памятников саглынской культуры в Южной Туве. Курганы этой культуры располагаются цепочками, вытянутыми в меридианальном направлении.

С. М. Абрамзон, подойдя к этим археологическим данным с позиций этнографа, расшифровывает каждую такую цепочку курганов как захоронения членов одной семьи. (71: 48-50)


Литература:

71. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.


Источник:
Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 557 — 558.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Спектакль про непридуманное
  • Кусочек армянского солнца
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Северный адреналин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • Долго будет Карелия сниться
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Турецкая осень "Сармата"
  • Искусство осетинской примадонны
  •   Архив
    Декабрь 2017 (15)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru