поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Хорезм
Автор: 00mN1ck / 23 февраля 2008 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях реки Амударьи. Первые упоминания о Хорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»; многие исследователи, кроме того, отождествляли с Хорезмом авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну. В изучение истории Хорезма значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 — начала 20 вв. — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории Хорезма начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники Хорезма относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (4—3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (начало 2 тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце 2-го тыс. до н. э. развивается амирабадская культура (9—8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к северо-востоку от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён, на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Хорезмом. Полагают, что в 7—6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, Хорезм вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, Хорезм вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) Хорезм стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского Хорезм уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.

В 4—3 вв. до н. э. Хорезм переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. до н. э. в культуре Хорезма отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. Хорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Хорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на серединую 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в Хорезме до 8 в. Господствующей формой религии в Хорезме был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».

В искусстве древнего Хорезма, которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура Хорезма. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего Хорезма — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5—4 вв. до н. э., Топрак-Кала, 2—3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. до н. э.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.

Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э. — первые вв. н. э.) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.

Бируни сообщает о воцарении в Хорезме в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в городе Кят (близ современного города Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 — 8 вв.). 4—6 вв. — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Хорезма вплоть до 8 в. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени — феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с «гофрированными» стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6—8 вв. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.

В 712 Хорезм завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Хорезм. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки. В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия — т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Хорезм от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.

В искусстве Хорезма после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата. Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Хорезма разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма.

В 1220, в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Хорезм вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-й половине 14 в. Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым и др. Правители Хорезма приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Хорезм. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Хорезмом. В 1505 Хорезм попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в Хорезме пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 в. Позднее фактическими правителями Хорезма были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С начала 17 в. столицей Хорезма стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма. Термин «Хивинское ханство» употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе; в местной официальной терминологии Хорезм продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.

М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Различаю ДИСТАНЦИИ ПОЛЯРНЫЕ ДВУХ МЕТОДОЛОГИЙ — НАРТОЛОГИИ и НАРTОВЕДЕНИЯ: 1 — ФАКТОЛОГИЯ ИДЕЙ; 2 — ИДЕОЛОГИЯ ФАКТОВ
  • Почему важно читать новости Украины в интернете?
  • Почему онлайн решебники так востребованы? Разберемся вместе!
  •   Архив
    Июль 2020 (3)
    Июнь 2020 (8)
    Май 2020 (5)
    Апрель 2020 (2)
    Март 2020 (3)
    Февраль 2020 (11)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2020 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru