поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Скифская цивилизация
Автор: 00mN1ck / 14 января 2007 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Искусство. Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек узнает вещь, выполненную в скифском зверином стиле. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира.
Звериный стиль — это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тепа разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Например, хищники — припавшими на лапы (как бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу. Олени, косули и другие копытные — с поджатыми под живот ногами — то ли в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми крыльями. Произведения звери¬ного стиля служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды.
Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе.
Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов зве¬риного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам. Предполагают, что такими эмблемами-указаниями служили золотые бляхи на щитах скифских вождей, погребенных в Костромском и Келермесском курганах на Кубани. Эти знаменитые своей величиной и богатством курганы относятся ко времени возвращения скифов из походов в Переднюю Азию. Возможно, олень на щите из Костромского и пантера на щите из Келермесского кургана были эмблемами царей, правивших разными частями своей страны.
Излюбленные «герои» произведений звериного стиля — олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Скифские мастера стремились передать главные свойства животного, отказываясь от незначительных деталей. Талант и фантазия художника помогали придать вещи совершенную форму и декоративный вид, пользуясь скупыми средствами и придерживаясь строгих правил звериного стиля. Давно замечено, например, что олень чаще всего изображается с восемнадцатью роговыми отростками, и это полностью совпадает с образом «восемнадцатирогого оленя» из Нартовских сказаний. Лучше всего сохранились вещи из золота, серебра, бронзы, но материалом для скифских мастеров были не только металлы.
В толще заледеневших Пазырыкских курганов на Алтае археологи нашли неповрежденные произведения резчиков по дереву, кости и рогу, изделия из ткани, кожи и войлока. Подлинными шедеврами древнего искусства являются войлочные ковры с изображением орнаментов и мифологических сюжетов. Одежда и обувь, парадное убранство коня, оружие, походные сумки и столики — все было отделано узором или украшено в зверином стиле.
Художники скифского мира владели многими жанрами — резным рисунком, рельефом, объемной пластикой, аппликацией, вышивкой. Металлические изделия создавали, применяя литье, штамповку, гравировку. Еще одна сторона скифского искусства — каменные изваяния в виде стоящей человеческой фигуры. Такое изваяние устанавливали на вершине кургана. Оно не имело ничего общего с портретом, это был обобщенный образ мужчины, грубо вырубленный из монолитного камня. Мастер показывал только самые необходимые черты — голову, лицо, руки и ноги, одежду и оружие. Изображались также атрибуты власти — гривна на шее и ритон в руке. Изваяние передавало образ прародителя скифов Таргитая, земным воплощением которого являлся царь. Скифы верили, что воздвигая этот образ над могильным курганом, они преодолевают нарушение мирового порядка, которое происходит со смертью царя. С IV в. до н.э. в скифском искусстве распространилась мода на изображение людей. Скифские мастера и жившие в скифских землях греческие художники создавали по заказу царей и вельмож предметы со сценами из скифской мифологии и героических сказаний. Изысканное греческое искусство оказало большое влияние на вкусы скифской знати, но и греческие мастера старательно выражали в своих произведениях верования, взгляды и пристрастия скифов.
На серебряном сосуде из кургана под Воронежем помещены сцены из легенды о Таргитае и трех его сыновьях. В первой сцене Таргитай беседует со старшим сыном, во второй — напутствует уходящего в поход среднего сына, а в третьей — вручает младшему Колаксаю лук, символ власти над скифами.
На золотой бляшке из кургана Чертомлык (на Украине) изображена богиня Табити, наделяющая властью скифского царя. Амфора из позолоченного серебра, которая найдена в том же кургане, отделана фигурками скифов, укрощающих коней. Золотой гребень из кургана Солоха украшен скульптурной группой сражающихся воинов: два пеших скифа нападают на всадника.
Большое число золотых вещей в царских курганах объясняется не только богатством скифских правителей и их верой в загробную жизнь. Золото символизировало у народов скифского мира бессмертие, всемогущество, свет и солнце. Золото считалось атрибутом царской власти, а сам царь воспринимался как олицетворение солнца. Не случайно имя предка скифских царей Колаксая в переводе означает «Солнце-Царь».
Лучше всего нам известно изобразительное искусство скифов. По рассказам Геродота и других античных писателей известны небольшие отрывки скифских сказаний. Великий Нартовский эпос сохраняет сюжеты и образы героев скифского времени, но сказания о Нартах начали записывать только в XIX в. У скифов была своя музыка, песни и танцы. В курганах найдены музыкальные инструменты — арфы и барабаны. Изобретение двенадцатиструннои арфы Нартовские сказания приписывают Сырдону. Древняя арфа и сегодня живет в музыкальной культуре осетин.

Золотые нащитные бляхи — пантера из Келермесского и олень из Костромского курганов на Кубани.
Скифская цивилизация

Изображения животных из Пазырыкского кургана на Алтае
Скифская цивилизация

Обычаи скифов. Многие народы скифского мира имели общих предков, говорили на наречиях одного языка и вели одинаковый образ жизни. Их обычаи были очень похожи, главное различие древние авторы находили в положении женщин. По словам Геродота, у исседонов женщины совершенно равноправны с мужчинами, у массагетов общие жены, а савроматские женщины участвуют в войнах, носят мужскую одежду и не выходят замуж, пока не убьют врага.
Превыше всего ценили скифы честь и мужество, понимаемое как крепость духа и тела. Кодекс рыцарской морали был незыблемым законом. Скифскому царю Атею приписывали такие слова: «Скифы ценятся не по богатству, а по душевной доблести и телесной выносливости».
Главными заповедями скифского воина были верность друзьям и беспощадность к врагам. Дружбу скифы скрепляли обрядом побратимства. В чашу с вином друзья примешивали капли своей крови, потом каждый погружал в чашу меч, стрелы, секиру, копье. Затем вступившие в союз обращались с молитвой к богам и произносили клятву, после чего вместе со знатнейшими свидетелями выпивали содержимое чаши. Этот обычай сохранился в Осетии до настоящего времени. Друг-побратим называется «ардхорд», ни в древности, ни позже таких друзей не могло быть много. Древнегреческий писатель Лукиан приводит объяснение скифов: «В союзы дозволяется вступать самое большее трем лицам, потому что, кто имеет много друзей, тот кажется нам похожим на публичных блудниц, и мы думаем, что дружба такого человека, разделенная между многими, уже не может быть столь прочной».
Тот же Лукиан рассказал историю дружбы Дандамиса и Амизока, участвовавших в войне причерноморских скифов с савроматами. Амизок был взят в плен, и Дандамис явился к врагам с просьбой освободить друга. Савроматы требовали выкуп, но Дандамису было нечем платить. Тогда савроматский предводитель предложил ему отдать глаза. Дандамис согласился, ему выкололи глаза и передали Амизока. «Но, конечно, Дмизок не мог допустить, чтобы он оставался зрячим, раз Дандамис ослеп, и поэтому тоже лишил себя зрения, и скифы стали кормить их на общественный счет, окружив чрезвычайным почетом».
Воинская доблесть проверялась в походах и войнах. Только тот имел право на часть добычи, кто убил врага. Скиф доказывал свой успех, предъявив царю голову убитого. Снятый с нее скальп служил почетным трофеем. Итоги военных предприятий подводили один раз в году, когда правитель каждого округа приглашал своих воинов на общественный пир. Вино наливали в особый сосуд — кубок почета. Геродот рассказывает, что «из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда и должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом». Обычай подносить почетные кубки жив и сегодня, изменились только поводы — заслужить уважение можно и мирными занятиями.
Когда скифский воин собирал отряд для набега или для мести обидчикам, он приносил в жертву быка и, разложив сваренное мясо, садился на расстеленную шкуру. Родственники, друзья и все пожелавшие участвовать в походе брали по куску мяса и ставили правую ногу на шкуру — это означало клятву. По описанию Лукиана, при этом каждый обещал «доставить, кто сколько в силах: кто пять, кто десять всадников на своем хлебе и жаловании, другой же и большее число, иной — тяжеловооруженных или пехотинцев, сколько может, а самый бедный только самого себя. Собирается иногда с помощью шкуры большое число воинов. Такое войско чрезвычайно стойко и непобедимо, ибо оно связано клятвой».
Семейные обычаи скифов известны меньше, чем воинские. Скифские семьи были небольшими и чаще всего включали родителей и детей. В среде знати имело распространение многоженство, но и рядовой скиф мог завести несколько жен. У царя Ариапифа было три жены.

Царь Скилур имел 50, а по другим сведениям — 80 сыновей. Женщина, оставшаяся вдовой, могла выбрать нового мужа среди ближайших родственников умершего. Например, сын Ариапифа царь Скил вместе с властью унаследовал от отца его молодую жену.

Скифские мудрецы. Скифская цивилизация открыла новую эпоху в истории североиранских племен. Успехи кочевого и земледельческого хозяйства, торговля и культурный обмен со многими странами, знакомство с жизнью других народов порождали потребность в новом знании. Мифологическое восприятие окружающего мира дополнялось его ра¬циональным объяснением, основанным на обобщении практического опыта и житейских наблюдений. Реальная жизнь задавала сложные вопросы о личной судьбе и роли человека в обществе, о предназначении своего народа и месте своей страны в огромном и многообразном мире. Народ отвечал на эти вопросы устами своих мудрецов — первых философов, носителей народной мудрости и нового знания.
Самым известным скифским философом был Анахарсис, признанный одним из семи величайших мудрецов древнего мира. Анахарсис проис¬ходил из царской семьи, он был сыном царя Гнура, братом царя Савлия и родным дядей победителя персов — царя Иданфирса. Анахарсис много путешествовал, он получил прекрасное образование и был знаком с лучшими достижениями античной культуры и выдающимися людьми Греции и Малой Азии. В начале VII в. до н.э. молодой Анахарсис приехал в Афины и явился к дому Солона, великого законодателя, поэта и философа. Через раба он передал, что желает стать гостем и другом хозяина. Солон велел ответить, что друзей заводят на родине. Анахарсис заметил на это, что Солон как раз и находится на родине. Пораженный находчивостью скифа, Солон пригласил его в дом и стал ему лучшим другом.
«Мне одеянием служит скифский плащ, обувью — кожа моих ног, ложем — вся земля», — говорил Анахарсис, подчеркивая свое равнодушие к богатству. «Золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был», — так он объяснял желание узнавать новых людей и чужие страны. Главное различие между людьми не в языке и племенной принадлежности, утверждал Анахарсис, а в помыслах и делах. Зависть и страх считал он доказательствами низкой души и учил радоваться чужому благополучию, а ненависть, зависть и другие пагубные страсти изгонять как врагов.
В беседе философов о том, как следует управлять домом, один из собеседников сказал со смехом, что у Анахарсиса нет дома, а есть только повозка кочевника. На это скифский мудрец отвечал, что не изделия каменщиков и плотников и не пышное убранство являются домом, а «то, что обретается внутри — дети, супруги, друзья, служители и все прочее, что будучи устроено сообща, разумно и здравомысленно, даже в муравьиной куче или птичьем гнезде называлось бы хорошим и счастливым домом».
«Тело есть орудие души, а душа — орудие бога», — утверждал Анахарсис. Поэтому законам и ценностям, придуманным людьми, он предпочитал здравый смысл, простоту и равновесие созданной богом природы.
Законы, по мнению Анахарсиса, «слабее и тоньше паутины», а богатство преходяще и враждебно свободе. В пример он приводил скифский образ жизни: «Мы все владеем всей землей, то, что она дает добровольно, МЬ1 берем, а что скрывает, оставляем; защищая стада от диких зверей, мы берем взамен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других, а для собственной защиты». Хорошим правлением назвал Анахарсис такое, при котором «лучшее воздается добродетели, худшее — пороку, а все остальное — поровну».
Слава скифского мудреца была столь велика, что древние греки приписали ему изобретение горящего трута, двузубого якоря и гончарного круга. Его остроумные ответы вошли в поговорку. Узнав, что корабельные доски имеют толщину в четыре пальца, Анахарсис сказал, что моряки плывут на четыре пальца от смерти. На вопрос о том, какие корабли безопаснее, он ответил: «вытащенные на берег». На вопрос, кого больше, живых или мертвых, он переспросил: «а кем считать плывущих?».
Жизнь Анахарсиса завершилась трагически: вернувшись на родину, он был обвинен в измене скифским обычаям и убит родным братом — царем Савлием.
Еще прежде Анахарсиса в Афины приехал и поселился там скифский врач Токсарис, который после смерти был признан героем. Афиняне приносили ему жертвы как великому врачу и объявили его потомком Асклепия — бога врачевания.
Сохранились предания о скифском жреце Абарисе, который совершал очищения и изгонял моровые болезни из городов, точно предсказывал землетрясения, успокаивал ветры и усмирял морские волнения. Он приезжал к Пифагору для беседы «о промысле богов, о небесных явлениях и земных переменах».
Античная литература находила в скифах прямодушие, бесхитростность и умеренность. По словам великого географа и историка Страбона, «Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени: любезность, простоту, справедливость».

Надпись на серебряной чаше из кургана Иссык
Скифская цивилизация

Реконструкция колеса скифской повозки
Скифская цивилизация

Позолоченный браслет из кургана Большая Близница
Скифская цивилизация

Историческое значение скифской цивилизации. Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных традиций древних ариев в новых исторических условиях. Освоив огромные территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили собственное культурное пространство, открытое для обмена и сотрудничества, но стойко сохраняющее индоевропейское-арийское-иранское наследие. Этими обстоятельствами традиционности (древние корни), новизны (кочевничество), открытости (мировые связи) и определяется самобытность и длительное влияние скифской цивилизации.
В I тысячелетии до н.э. впервые сложилось культурно-историческое единство европейских и азиатских степей. Вместе с прилегающими горными и лесными областями евразийский степной пояс стал миром скифской цивилизации. Для этой части суши скифская культура была синонимом и двигателем прогресса. Приобщение к скифской цивилизации включало племена и народы в систему мировых культурных и политических связей — в поток всемирной истории. Не случайно расцвет скифской культуры по времени и по историческому значению совпадает с другими выдающимися духовными достижениями человечества — «греческим чудом» (культурным взрывом в Древней Греции), эпохой иудейских пророков в Палестине, религиозными реформами Заратуштры в Иране и Будды в Индии, распространением учения Конфуция в Китае.
Скифская цивилизация явилась началом и фундаментом трехтысяче-летней традиции евразийского культурно-исторического единства, которое в средние века продолжали тюркские империи, а в новое и новейшее время — Россия.
Наследие скифской цивилизации входило в языческую культуру древних тюрков, славян и германцев, определяло военно-технический и духовный облик средневекового европейского рыцарства.
Из скифской цивилизации выросла культура средневековой Алании-Осетии.

Скифское золотое украшение для женского головного убора
Скифская цивилизация

М. М. Блиев. Р. С. Бзаров. «История Осетии»
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru