поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Источники изучения скифо-сарматской мифологии
Автор: 00mN1ck / 27 апреля 2014 / Категория: Скифы, Сарматы
Источники изучения скифо-сарматской мифологииМифология скифов — ираноязычного народа, населявшего в I тыс. до н. э. степи Северного Причерноморья, известна крайне фрагментарно (сообщения античных авторов, иконографические источники). Вследствие этого одни исследователи отрицают существование у скифов развитой мифологии (М. И. Артамонов, JI. А. Ельницкий), другие же, несмотря на скудность данных, видят в скифской мифологии сравнительно развитую стройную систему, поддающуюся изучению (В. И. Абаев, Ж. Дюмезиль и др.).
Однако характер источников допускает восстановление лишь сугубо статичной картины. В скифской мифологии выявляются черты значительного сходства с мифологией древнеиранских и — шире — индоиранских народов. Видимо, основной арсенал сюжетов и образов восходит к периоду индоиранского единства.
Наиболее вероятно, что складывание скифской мифологии завершилось в первые века I тыс. до н. э., в ходе слияния этнических групп, пришедших в Причерноморье с востока, и местного населения — киммерийцев, которые, вероятно, тоже были ираноязычны.
Древние формы семейных отношений
Автор: 00mN1ck / 18 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Древние формы семейных отношенийПри характеристике древних форм семьи определяющее значение имеет исследование коллективных захоронений, особенно таких, которые включают разнополые и разновозрастные погребения.
Какая группа людей погребена в каждой коллективной усыпальнице саглынской культуры? Совокупность археологических данных и антропологических характеристик позволяет полагать, что каждая камера-сруб — это усыпальница семьи.
Ретроспекция в сторону археологических материалов от материалов этнографических и сопоставление этих двух категорий наших источников позволяют констатировать, что в скифское время, отстоящее на 2700-2200 лет от эпохи бытования явлений, фиксируемых этнографами, родоплеменная организация имела не «идеальное», а вполне реальное выражение. Степень этнографической и собственно этнической монолитности в пределах конкретных историко-культурных зон «скифского» мира была весьма высокой. В то же время археологический материал, фиксирующий, естественно, несравненно более ранние формы развития, чем этнография, сигнализирует о большой роли семьи как социально-экономической единицы.
Хозяйство древних кочевников
Автор: 00mN1ck / 11 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Хозяйство древних кочевниковВ качестве особого хозяйственно-культурного типа М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров выделяют кочевников-скотоводов, появившихся на рубеже классового общества в I тыс. до н. э. Основные и универсальные признаки этого хозяйственно-культурного типа, по М. Г. Левину и Н. Н. Чебоксарову, таковы: «Хозяйство... высоко специализировано; как показывает самое название этого типа, он связан с кочевым образом жизни, что, в свою очередь, накладывает глубокий отпечаток на всю культуру кочевников. Разводят главным образом лошадей, крупный и мелкий рогатый скот (особенно овец); в некоторых областях особую хозяйственную роль играет также разведение верблюдов. Основу питания составляет мясная и молочная пища, в связи с чем способы изготовления молочных продуктов очень разнообразны (различные виды квашеного молока и сыр, приготовление из молока опьяняющих напитков и т. д.). Главный тип жилища — переносной шатер (форма его варьируется), крытый полотнищами из шерсти (ткаными или валяными) или, реже, кожей. Утварь преимущественно кожаная; гончарство, как правило, отсутствует. Если из древних народов характерными представителями этого типа можно считать скифов-кочевников и сарматов, то из современных народов к нему следует отнести монголов и часть туркменов, кочевые иранские, тюркские и арабские племена стран Передней Азии и Северной Африки. Сюда же относятся, в известной степени, некоторые народы Восточной и Южной Африки».
Скифская проблема и азиатские степи
Автор: 00mN1ck / 11 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Скифская проблема и азиатские степиСкифское время в древней истории народов, населявших пространства Великого евразийского пояса степей, простиравшегося от пределов нынешней Венгрии на западе до Ордоса на востоке, охватывает период с VIII (по мнению ряда исследователей, с VII) по III в. до н. э. Рубежом скифского времени на горно-степных территориях Центральной Азии, Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии явился переход от оседлых пастушеско-земледельческих форм хозяйства к кочевому скотоводству.
В историко-археологическом отношении скифское время характерно возникновением и бытованием на территориях Великого пояса степей четко выраженных комплексов материальной культуры, отличавшихся очень близким сходством и состоявших из оружия, конской сбруи и предметов искусства, выполненных в так называемом скифском зверином стиле, объединившем произведения, составившие одну из наиболее ярких страниц истории древнего искусства.
Становление царской власти
Автор: 00mN1ck / 11 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Становление царской властиЦарская власть постепенно усилилась. Предание о происхождении скифов указывает на вполне установившийся порядок наследования от отца к сыну, причем в раннее время, по-видимому, наследником был младший сын. Минорат связывался, конечно, с неравноправным положением отдельных царских жен. В состав наследства могли входить даже жены отца: Скил, получив царскую власть, унаследовал также одну из жен своего отца Ариапифа — скифянку Опию. От нее у него был сын Орик.
Порядок перехода власти от отца к сыну установился в Скифии еще в VII в. до н. э., если не раньше. Предводителем войска, вторгшегося в северные пределы Ассирии в семидесятых годах, был Партатуа, а войска, напавшего на Мидию в 616 г. до н. э., — его сын Мадий.
Сложение скифской державы
Автор: 00mN1ck / 9 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Сложение скифской державыСкифская держава сложилась из племенного союза, как явствует из ее деления на племена.
С конца VII в. до н. э. скифское общество знало разные градации общественного положения: рабов разного происхождения и по-разному подвергавшихся эксплуатации; «гиппотоксотов» (конных стрелков) — свободных общинников; бедноту, имевшую возможность сражаться разве что в пешем бою; разных ступеней аристократию — от глав богатых семей до номархов-скептухов и царей — от местных до трех ведущих со старшим по положению во главе. Рядовые общинники возглавлялись главами семей, также простыми конными воинами; только, как говорилось (при погребении. — Сост.), в их руку вкладывался медный молоточек — скипетр в виде орлиной головки. Остальное все у них столь же просто, сколь у рядового воина.
Три сословия причерноморских скифов
Автор: 00mN1ck / 2 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Три сословия причерноморских скифовНелепо было бы ожидать от Геродота, чтобы он, предвидя живой интерес потомков, точно описал социальное устройство скифов. «Отец истории» лишь иногда, часто вскользь, характеризует эту сторону жизни древнего народа. Тем самым он поставил в весьма затруднительное положение будущих исследователей своего творчества и Скифии, которые вынуждены многое лишь предполагать, толкуя его слова, и стал виновником основательного разнобоя в оценках этой проблемы. Осмысление материала, представленного Геродотом в распоряжение современной науки, сопоставление его с некоторыми другими источниками продолжается и по сей день.
Читая Геродота, можно сделать вывод о том, что скифы жили в условиях родового строя. Ясно, что важную роль играли старые родовые связи. В некоторых действиях все члены одного рода выступали совместно. Но род уже терял прежнее всеобъемлющее значение. Основной ячейкой общества становилась большая патриархальная семья. Именно патриархальный строй проглядывает в обычаях скифов, строй главенства мужчины и зависимого положения женщины.
Общественное устройство племен скифского мира
Автор: 00mN1ck / 2 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Общественное устройство племен скифского мираЕдинство исторических процессов, разумеется, не исключает локального своеобразия явлений. Нельзя также забывать и о том, что темпы развития разных районов скифского мира не были совершенно одинаковы. Под влиянием внутренних причин и под воздействием внешних факторов (контакты и взаимодействие с более развитыми в социально-экономическом отношении цивилизациями) некоторые районы быстрее пережили разложение высшей фазы первобытнообщинного строя. Тем не менее ясно одно: племена скифского времени, будь то на Западе — в Причерноморье или на Востоке — в предгорьях Саян, Танну-Ола, Хангая, на Енисее и на Алтае, находились на стадии становления классового общества и внутренние процессы распада старых, первобытнообщинных отношений зашли уже достаточно далеко.
Кочевники азиатских степей
Автор: 00mN1ck / 30 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Кочевники азиатских степейПамятники начальной поры скифской культуры в степях Азии еще очень малочисленны, как малочисленны они и в степях Причерноморья. Но некоторые очень важные заключения можно сделать и сейчас. Теперь уже нельзя говорить, что культуры скифо-сибирского типа сформировались в VII в. до н. э. и распространялись затем из какого-то единого центра в разных направлениях, в том числе и на восток. С переходом населения степей к кочевому скотоводству, несомненно, совершались перемещения народных масс. Имели место завоевания, переселения, истребления одних групп населения и быстрый рост других. Все это было, но не это определяло основное направление прогресса племен и народов того времени.
Переход к новой экономике был стимулом к развитию новых, прогрессивных форм хозяйства и культуры и к отказу от старых.
Трудно сейчас уловить, какие группы населения и куда переселялись, кто, откуда и что заимствовал. Ясно можно видеть лишь, как на обширных просторах степей начиная с VIII в. до н. э. синхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные, но вполне самобытные и оригинальные в соответствии со своими историческим прошлым и условиями обитаемой страны. При широком межплеменном обмене, осуществляемом как мирным путем, так и путем войны и грабительских набегов, культурные приобретения одного племени получали всеобщее распространение среди других племен.
Скифы – азиаты и европейцы
Автор: 00mN1ck / 18 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Скифы – азиаты и европейцыСкифы — общее название многих близких по культуре, хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племен. Они обитали в I тыс. до н. э. в степной, предгорной и горной зонах Евразии от Северного Китая на востоке до Черного моря на западе. Скифами (Skythai, Σκυθαι) воинственных кочевников называли греки, впервые столкнувшиеся с ними в VII в. до н. э. в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где самые ранние греческие поселения (на острове Березань в устье Южного Буга и на северном побережье Азовского моря неподалеку от устья Дона) появились во второй половине VII в. до н. э. Персы, чаще соприкасавшиеся со среднеазиатскими номадами на своих северо-восточных границах, называли всех кочевников, как азиатских, так и европейских, саками (Saka).
Проблема происхождения скифов: реальность и легенды
Автор: 00mN1ck / 11 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Проблема происхождения скифов: реальность и легендыИз древних авторов наиболее подробно пишет об этом Геродот. Согласно его рассказу, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев. Перекликается с этим известием сообщение Диодора Сицилийского, повествующего, что некогда скифы были слабым и немногочисленным народом и обитали на берегах Аракса, но затем усилились и завоевали Предкавказье и все северное побережье Черного моря. К сожалению, неясно, какую именно реку Диодор называет Араксом, — древние авторы именовали так разные реки, и потому в науке существуют различные мнения о первоначальной зоне обитания скифов. Иногда, опираясь на Геродота, ее локализуют очень далеко на Востоке, к примеру в Центральной Азии. Но если вспомнить, что древние географы считали границей между Азией и Европой р. Танаис (современный Дон), то правомерность этой гипотезы окажется серьезно поколебленной.
Появление скифов на мировой арене
Автор: 00mN1ck / 2 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Одну из своих книг профессор В. В. Мавродин начал фразой: «Под звон мечей и пенье стрел вступили славяне на арену мировой истории». Пожалуй, для скифов такая характеристика была бы еще более справедливой.
Скифы появились в Северном Причерноморье, если верить письменным источникам, в VIII-VII вв. до н. э. Скажем прямо — главная «арена» истории находилась в это время в другом месте. Останься скифы на месте, во вновь захваченных степях, — о них бы еще не скоро узнали. Страны Переднего Востока, Греция — вот, где протекали процессы, определявшие дальнейшее развитие нашей, европейской цивилизации. И должны были пройти еще годы, чтобы в это развитие активно включились другие страны Средиземноморья, чтобы степи современной Украины и Северного Кавказа вошли в границы тогдашнего «мира». Но скифы не остались на месте.
Понятия «скифы» и «скифский мир»
Автор: 00mN1ck / 2 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Понятия «скифы» и «скифский мир»Скифы, как и другие близкородственные им народы, обитавшие в I тыс. до н. э. в евразийских степях, не имели своей письменности, и поэтому их социальную и политическую историю приходится воссоздавать преимущественно на основе сведений, сохраненных в инокультурных источниках, и по археологическим данным.
К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают ученые, — некоторое число личных имен и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков.
Имя скифов, известное нам прежде всего из сочинений греческих и латинских авторов, использовалось там в различных значениях. Зачастую древние писатели именовали скифами широкий круг народов, обитавших в ту эпоху на обширных пространствах евразийского степного пояса и обладавших во многом сходной культурой.
О возможной интерпретации сюжета «Сидящая богиня и всадник» в иконографии ираноязычных кочевников Евразии
Автор: 00mN1ck / 1 июня 2012 / Категория: Интересные материалы » Скифы
О возможной интерпретации сюжета «Сидящая богиня и всадник» в иконографии ираноязычных кочевников ЕвразииОдной из интереснейших находок в 5-ом Пазырыкском кургане стал войлочный ковер с повторяющейся аппликацией, изображающей сидящую на троне женщину с цветущим древом в руке, к которой с правой стороны подъезжает всадник. «Смысловое её содержание — приобщение вождя племени к власти, которая, у скифов считалась священной», считал автор раскопок. Он же первым отметил ее точное соответствие сюжету на золотом ритоне из Мерджаны, «где также перед сидящей на троне богиней стоит конный скиф».
Было выдвинуто еще несколько версий объяснения интересующего нас сюжета, небольшая их подборка приведена в работе Л.Л. Барковой.
После публикаций С.И. Руденко на тождество анализируемого сюжета с некоторыми иконографическими материалами, принадлежащими европейским племенам скифо-сарматского круга, обратили внимание более обстоятельно. Так, в 1984 г. Б.А. Раев написал о его сходстве со сценой, изображенной на стене известного «Склепа Анфестерия» в Пантикапее, предположив генетическую связь пазырыкской культуры с культурой ранних алан.
Перекопский ров
Автор: 00mN1ck / 10 августа 2010 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Перекопский ровБолее чем две тысячи лет тому назад на Крымском полуострове господствовали скифы — могучее и воинственное племя. Воспитанные в суровых условиях скифы отличались телесной выносливостью и душевной доблестью. Скифские воины, сильные и мужественные, готовы были в любую минуту сесть на коней и отправиться в поход на врага, угрожающего их отечеству.
В то далекое время между скифами и египтянами разгорелся серьезный спор о том, кто из них является самым древним народом.
— Мы первые появились на земле, — хвалились египтяне. — От нас пошли все другие народы, в том числе и вы, скифы.
— Нет, мы самый древний народ, — возражали скифы. — На свете еще никого не было, даже вас, египтян, а наши предки уже кочевали по просторным степям Скифии.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru