поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Распределение добычи и общественная жизнь
Автор: 00mN1ck / 10 марта 2008 / Категория: Нарты-Арии и Арийская идеология
Распределение добычи обнаруживает несколько значимых для социальных отношений факторов, способствовавших сложению военной элиты. Во-первых, предводители походов имеют возможность влиять на вооруженных общинников не только в период организации похода, но и после: использование трофейного оружия и другой добычи в интересах закрепления за собой выборной должности предводителя способствует превращению ее в привилегию. Доля пира силы и доля старшего использовались по-разному, но обе способствовали возрастанию престижа предводителей и воинов. Моления на пирах победы славили их и утверждали необходимые стереотипы в обществе.

Доля для пира хранилась в отдельном месте и к ней приставлялся распорядителем кто-нибудь из ветеранов, ответственный за ее сохранность, упитанность скота и состояние других продуктов. Пир силы устраивался обычно в дни календарных празднеств Уасстырджи или Уас-хо-уасстыр-Тутыра, но не обязательно. Многое зависело от потерь и завершения мероприятий, связанных с похоронами убитых и соблюдением других обязательных порядков. Пир силы продолжался, как правило, три дня, а в эпосе пиры длятся неделю.

Долю пира силы запрещалось трогать без общего согласия всех участников набега, женщинам вообще запрещалось приближаться к месту ее хранения, как и к пиру. На пиру пели и слагали песни о героях похода, плясали с оружием, соревнуясь в скорости манипуляций с ним. Импровизации на тему удачного похода и победы выявляли отличившихся. На фынге выставляли мясо и пиво, приготовлявшееся, как правило, из трофейного зерна. Более почетным напитком считалось пиво æluton, которое варили из обычного пива bægæny с добавлением в него туши барана. После разваривания мяса кости убирали, а полученная масса (слегка киселеобразная) считалась наиболее достойным сортом пива для вознесения жертв богам. К тому же пиво отличалось не сильным, но продолжительным опьяняющим действием [163], что хорошо соответствовало воинскому этикету культовых застолий Уасамонга, отвергавшего пьянство и чревоугодие.

Доля пира силы могла тратиться во время праздничных собраний на ныхасе и по другим поводам, но только всеми участниками набега вместе. Пиры силы представляют типологическую аналогию ежегодным скифо-нартским военным празднествам, известным как годовые собрания пиров славы — cyty kuyvdy afædzy æmbyrd. Они уже сопоставлялись авторами с ежегодными собраниями скифов на воинские пиры [134] и корректировка заключается в том, что это не скифо-нартские параллели, а суть культов Уасамонга.

Доля предводителя находилась в его личном распоряжении и состояла из трофейного золота, серебра, оружия, тканей, а также скота. Обычаем предусматривалось, чтобы предводитель не тратил эту долю на себя и свою семью — она полагалась для нужд общего характера. Когда наступали трудные времена, предводитель должен был помогать друзьям, иначе он терял уважение и, следовательно, свой ранг. Кроме того, предводитель делал в дни празднеств подарки наиболее удачливым представителям молодежи на соревнованиях, поощряя их к джигитовке, фехтованию, борьбе и т. п.

Особо следует отметить тот факт, что трофейное оружие преимущественно сосредотачивалось в руках предводителей. Это позволяло им использовать оружие в своих интересах: можно было по своему усмотрению вооружить известное число воинов угодной части общины или претендовать на большую часть добычи, самостоятельно экипируя отряд, и т. п. Сезонный вождь эпоса Сослан дает собирательную картину привилегий сезонных предводителей: у него много оружия, в его арсенале чудесные Цереков панцирь и Бидасов шлем; для организуемого похода Сослан забирает по мужчине с дома или оружие (взамен воина). Обладание оружием приобретает решающее значение, поскольку принадлежность к воинскому сословию определяла социальный статус и место в культах Уасамонга, на которых освящались подвиги, что превращало их в престиж и привилегии, которые тоже зарабатывались оружием, как и доля от добычи.

В составе добычи случались пленные — wacajrag, которых использовали по-разному, но так же делили жребием и распределяли в соответствии с их ценностью скот в остальных долях[358], если претендентов на них бывало много. По общему решению ныхаса пленных либо оценивали и назначали за них выкуп, либо продавали и делили плату. Плата или выкуп за пленных зависели от их достоинств, материального и социального положения фамилии, родственников и т. д. В случаях, когда пленный был из привилегированной фамилии, плата могла состоять из десяти быков, двадцати овец и трех жеребят с седельными наборами. Для представителей богатых фамилий к этому добавляли большой медный котел, а число голов крупного рогатого скота увеличивалось до тридцати шести [163a]. Даже трупы убитых выкупали за высокую плату, до сорока девяти (77) голов крупного рогатого скота [359].

В каждом отдельном случае размер выкупа определялся особо. До получения выкупа захваченные в набеге назывались уацайраг. Если пленных не выкупали, вставал вопрос об их продаже на стороне или использовании в собственном хозяйстве. Оставленный пленный (cagъar, cagъajrag) выполнял работы по хозяйству. Если хозяин умирал, и наследники делили хозяйство, цагар мог получить право вести дела самостоятельно, но его потомство считалось sawlægtæ — "черный люд". В позднейших осетинских обществах живая традиция называет немало "черных" родов, ведущих свое происхождение от цагаров [131]. В целом, как и у других народов Кавказа, у осетин "институт пленения в зависимости от времени и условий существования имел различные цели — получение выкупа, продажа на сторону, использование в производстве, однако, независимо от стадии развития и естественно-исторической среды бытования, он всегда являлся орудием угнетения [312]. Образование сословия саулагов (черни) как потомства пленных — один из ракурсов этой оценки.

Реализация факторов военного превосходства, со сложением экономических предпосылок для указанных возможностей использования пленников имела более глубокие социальные последствия. Военное превосходство становилось основанием для отношений зависимости внутри общинной организации, разрушая ее прежний демократизм. Накопление богатств и выделение наиболее выдающихся воинов племенных общин в разряд привилегированного сословия были основным содержанием социальных процессов эпохи скифо-нартовской военной демократии, но этот же процесс был характерен для совсем иной эпохи и иных условий. Этнические и социальные процессы в средневековой горной Осетии во многом продолжают сохранять характерные особенности той эпохи. Единственное радикальное отличие в том, что очень давно исчез род naf с его союзами мужчин и женщин, а племя myggag давно перестало пониматься как "функциональное сообщество, функциональное братство". Социальной основой общества стали сельские общины qæwbæstæ, многие из которых входили в ущельские общины kombæstæ, управлявшиеся большими ныхасами. Но военный промысел продолжал влиять на их социальный облик.

Другой полюс этих оценок касается военной элиты, которая в Осетии продолжила традиционную идеологию привилегированных уасдан и алдар. В конце концов они стали главными монополистами военного промысла, а в отношении общины они занимают позицию ее защитников, судей и покровителей. На определенном этапе они требовали обязательного участия общинников в организуемых ими набегах или компенсации в виде оружия, лошади или провианта. Потом общинники должны были делать эти взносы регулярно, однако оформлялось это уже как повинность, как норма сословных отношений. В "Выписке... о плате личных и поземельных податей простым ди-горским народом, живущим в горах и на плоскости, своим Баделятам под пунктом "7" значится: один раз в год дается владельцу лошадь или оружие на условленное время" [101].

Перед нами результаты процессов, которые происходили и в сравнительно позднее время и без видимой связи со скифо-нарто-асской(осетинской) традицией, хотя надо сказать со всей определенностью, что все народы, у которых известен нартовский эпос, в той или иной форме испытали на себе ее влияние. Основная линия социального ранжирования у горцев может быть изложена в краткой схеме: из массы общинников своими подвигами выделяются лица, которые добиваются от общины признания своих заслуг. Восхваление и затем возвеличивание этих лиц сопровождается воздаянием различных почестей. Создается личная прерогатива, в процессе развития которой наблюдаются примеры ее узурпации с целью превращения в наследственную, что способствует выделению господствующих сословий. Такое развитие иллюстрирует один из моментов перерастания военно-демократического уклада в военно-аристократический [345].

А.А. Чочиев "НАРТЫ - АРИИ И АРИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ", Москва 1996
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru