поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Леван Бердзенишвили:Вставать в пять часов, работать много, пить мало, говорить мало, это очень сложно для грузин
Автор: 00mN1ck / 8 августа 2007 / Категория: Новости
Кавказ и Центральная Азия Грузия - Европа или Азия? (ч.2) Редактор программы Тенгиз Гудава
Тенгиз Гудава: Вторая часть программы "Грузия - Европа или Азия?" Радиомонолог Левана Бердзенишвили. Прежде, чем передать ему микрофон, два слова из истории Грузии: эта земля, расположенная меж двух огней - христианского Запада в лице России и мусульманского Востока в лице Турции и Ирана, шаталась и уходила из под ног под натиском соседей. Грузины всегда решали вопрос: кто они? Европейцы или азиаты? Понятие "евразийства" в Грузии не существует: Известный общественный деятель, бывший политзаключенный, Директор Национальной Библиотеки парламента Грузии Леван Бердзенишвили говорит о вечной грузинской теме принадлежности:

Леван Бердзенишвили: Почему мы не хотели бы признаться себе в европействе, и почему иногда мы находим очень сильный отпор этой идее об европействе грузин среди грузин? Потому что, мне кажется, что если до конца, это значит: вставать в пять часов, работать много, пить мало, говорить мало, это очень сложно для грузин, иметь результаты, и чтобы наш товар был хороший товар. В этом, конечно, есть проблема. Мы народ, который не создает товары. В этом плане трудно поверить, что мы - настоящие европейцы. В течение веков мы делали хачапури, все, абсолютно, и ни один из нас не делал хачапури, чтобы его продать, и только сегодня появляется хачапури, который можно приобрести. То есть, только сегодня мы узнаем европейские вещи, в смысле разделения труда, и увеличения качества, конкуренции, и так далее. То есть, есть вещи, которыми мы не похожи на европейцев, это точно. Но если глубоко копнуть, вы найдете, в чем было дело, сразу найдете, что это все родная южная лень, которая позволяла жить хорошо некоторые века, не работая столько, сколько работали наши европейские собратья.

Естественно, были примеси азиатские, естественно, в этом плане было трудно в мире найти место, где присутствует столько кровей, как в Грузии, это понятно. Тут и китайцы, тут и, естественно, монголы, которые частично китайцы, частично монголы, тут и, естественно, индусы, персы, совершенно естественно, арабы, которые очень долгое время присутствовали, тут и индоевропейцы, не только персы, но и аланы, и европейцы, к тому же - Римская империя, греки, русские... Все присутствовали, поприсутствовали и создали тот странный облик, который имеется у грузина или армянина.

Трагичные слова, которые оказались совершенно правдивыми пока, о том, что Запад есть Запад, Восток есть Восток и никогда им не сойтись - это неправда, потому что они уже сошлись в Грузии. Азиатство тоже великое искусство, которое недоступно оказалось грузинам, не смогли достичь высот в азиатстве, нет ни одного хорошего произведения, ни музыкального, ни литературного, ни архитектурного, где Азия побеждает полностью. Грузинские так называемые азиатские здания не вызывают никакого восторга, потому что в Азии они не считаются шедеврами, сами понимаете, есть вещи поважнее, стоят вещи поважнее. Так что, если у нас что-то есть, если мы чем-либо гордимся - это вещи, которые находятся в совсем другом измерении, и если мы обижаемся, что нас не знают, то мы обижаемся за то, что французы не знают хорошо Галактиона Табидзе, я что-то не помню, чтобы кто-то очень сильно переживал, что в Китае его не знают, потому что нам не важно, мы уважаем Китай, естественно, но нам не важно, что там о нас думают. Потому что это не наш родной дом. У нас есть другая колыбель - это европейская цивилизация, Афины - наш город сердца, и Рим - наш дом на него не похож, но мы чувствуем, что это наша родина, в смысле, наша цивилизационная родина. А каждый раз, когда мы попадаем в какой-нибудь Бангкок, мы чувствуем, как велико, громадно, великолепно, все что создается людьми, в том числе в Азии, но это не наш родной дом.

Когда поют русские двухголосую песню, или когда поют тирольцы свою песню, вам не сложно услышать грузинскую мелодию. И это, как обычно бывает, лучше всех выразил гений - это слова Галактиона Табидзе: "Мне кажется, это сон - слышать грузинский мотив у Бетховена. Грузинский мотив - Девятая симфония". Это, конечно, поэтический бред, никакого грузинского мотива там нет, если говорить с точки зрения Бетховена. Он никаких грузинских песен не слышал, это он услышал внутренним слухом. Он не смог бы услышать то, что было бы не европейское, и он услышал то европейское пение. которое мы тоже услышали. Поэтому вот мы и слышим грузинский мотив Девятой симфонии. Мы не достигли определенных успехов в некоторых областях современной музыки, например, грузинская эстрада - это нечто о чем, трудно говорить. Но нет такого феномена - "грузинская эстрада". Я, человек, который побывал в последние годы в Ереване, в Баку, в Москве, послушал попсовые вещи, самые популярные, я понял, они поют одну песню, все они поют одну и ту же песню, то на армянском языке, то на азербайджанском, то на русском, это нечто советское. И это определяется тем, что они не видят выхода в мир, кроме вот этого замкнутого круга. То есть, грузинский певец мечтает о том, что его услышат в России. А что они должны услышать - русскую песню. Единственные грузинские вещи, грузинской эстрады, появились, когда профессиональные композиторы постарались приложить руку. Например, джазовые вариации Джансуга Кахидзе. Но это так редко. Например, очень хорошие вещи, гениальные, композитора Канчели, а на самом деле побеждает, я не скажу, азиатская музыка, нет, советская музыка, номенклатурная музыка, это даже независимо от того, делим ли мы на Европу и Азию. Это евразийская музыка, с фанфарами, с определенным мажором, и так далее. То есть, у нас сразу две проблемы для эстрады: нет грузинского хорошего государства, где может появиться какой-нибудь хиппи, который опрокинет все грузинские ценности, будет интересен, типа "Битлс" или Мика Джаггера - такого нет. Это первое. И второе: один грузин петь не может. Петь-то он может, но хорошую грузинскую песню, именно европейскую, он спеть не сможет. А как только их поет много - зачем им эстрадные вещи петь, они будут петь грузинскую народную песню.

Грузины пока поют хорошо у себя дома, за столом. И каждый европеец может убедиться, что мы европейцы дома. Как только мы выходим из дому, мы стараемся закрыться и сказать, что и в музыкальном плане, и в плане культурном, якобы, мы не такие, как они. Понятное дело, но у нас нет этого выбора, это Хомейни спросил у народа, что вам надо, быть последними в Европе, или первыми в Азии, и получил ответ: конечно, быть самим собой, и Хомейни, конечно, был прав. Конечно, они не стали бы европейцами. Я с очень большим уважением отношусь именно к Ирану, к этой литературе, культуре, но, конечно, понимаю, что это не родной мне дом. Хотя вот этот дом у нас присутствовал в течение многих веков, все равно родным не стал.

В Грузии сейчас Сталин присутствует в качестве мифа, и только. То есть, никакого настоящего Сталина уже нет. Было время - он был. Было время - мне трудно поверить, что были времена, когда люди не понимали кто он такой. Очень даже хорошо понимали, кто такой Сталин. И, к тому же, даже понимали грузинские националисты, отдавая ему дань в том плане, что он тоже вроде в детстве был грузином, как утверждает Светлана Аллилуева, но потом стал человеком мира. И из-за высоты, из-за величия ему простили негрузинские акценты так сказать. Акцент в языке он сохранил грузинский на всю жизнь, но появились там негрузинские акценты в поведении, поведенческие акценты. В том числе, он позволил себе записать в паспорт совсем не то, что мечтает каждый грузин. В смысле, он не записал даже "русский", но он записал "осетин"
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru