поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Рука, раскачавшая колыбель
Автор: 00mN1ck / 12 сентября 2007 / Категория: Новости
Вместо благодарности директор Владикавказского лицея искусств получила уголовное дело

Иной раз, чтобы разглядеть сложные узоры судьбы, необходимо оторваться от земли, подняться над обыденностью и въедливой корыстью, подняться, чтобы с высоты времени увидеть в, казалось бы, разрозненных, случайных штрихах выкладывающийся рисунок, упрямо вычерчиваемый чьей-то рукой. Сегодня Северная Осетия оказалась в ситуации, когда спутанные нити истории вновь сходятся, скрещиваются над ней, когда логика событий указывает - наша республика может стать стратегической осью региона, а Владикавказ - культурной столицей Северного Кавказа.
Пришло время собирать камни. После долгих лет размежевания наступает момент, когда мы начинаем понимать: надо искать то, что нас объединяет. Даже мифически легендарное прошлое и богатая древняя культура не могут быть здесь аргументами. Аргументы - это художники, композиторы, литераторы, это наши музеи и театры, музыкальные и художественные школы и училища, наши журналы и сайты, наши традиции и обряды и еще многое и многое другое, повседневное и незаметное, что вмещает в себя емкое слово «культура».
Я не склонен идеализировать ситуацию, но есть бесспорные вещи. Есть то, что стало душой народа, то, на чем, как на столпах мироздания, покоится самоощущение народа. В современной многонациональной культуре Осетии к таким столпам относятся ансамбль «Алан», Русский драматический театр им. Вахтангова, литературно-художественный журнал «Дарьял», Республиканский лицей искусств... По этим и другим названиям, по таким вот культурным кодам нас узнают художники, хореографы, музыканты, литераторы, кинематографисты за пределами республики.
Вот только неладное что-то творится даже в пределах этого бесспорного достояния. Не смею рассуждать сейчас обо всем культурном пространстве Осетии, но не могу не заговорить о том, что потрясло... Речь пойдет о Республиканском лицее искусств.
История эта, как и большинство отвратительных историй, началась просто: со слякотно-скандальной статьи в газете «Осетия. Свободный взгляд» от 17 июля текущего года. Нам нет здесь надобности отвечать на статью, юридическая и просто логическая несостоятельность которой лучшим образом ее дискредитирует. Гораздо интересней то, что очевидную несостоятельность подобранного в статье материала, кажется, не замечают те, чьей зоркости и беспристрастности мы все вверены в большей или меньшей степени. Я имею в виду прокуратуру. Данные, приведенные в упомянутой газете, как ни странно, оказались достаточными для возбуждения уголовного дела в отношении директора-попечителя лицея (ныне отстраненного от должности) Аллы Романовны Коцоевой. Ее обвинили в нарушении гарантированного Конституцией РФ права граждан на бесплатное образование.
Действительно, подавляющее большинство родителей вносят ежемесячный взнос согласно заключаемому соглашению о предоставлении целевых взносов. На сегодняшний день эта сумма составляет 300 рублей в месяц (опытный родитель здесь криво усмехнется). Более означенного, как мне известно, ни один родитель на нужды лицея не сдавал. Семьдесят небогатых семей по решению попечительского совета учреждения вообще освобождены от взносов. Кроме всего, текст соглашения содержит пункт, позволяющий оговаривать сумму взноса. Наконец, тщательная финансовая проверка и полная инвентаризация имущества лицея не выявили фактов хищения средств. Все полученные от родителей деньги поступали на банковский счет учреждения, проходили строгий бухгалтерский учет и шли исключительно на нужды детей.
Я менее всего хотел бы забираться в дебри чиновничьей и юридической казуистики, но без некоторой концентрации внимания тут не обойтись. Могу лишь наперед обнадежить, что в нашем случае ситуация предельно проста и не требует специальных знаний.
Сторона обвинения сокрушается, каким образом многолетние и регулярные проверки финансово-хозяйственной деятельности лицея со стороны министерства культуры РСО-Алания (лицей относится к данному министерству) не выявили фактов нарушения, намекая при этом не то на непрофессионализм работников министерства, не то на «тайный сговор». Однако в разные годы лицей также подвергался проверкам и контрольно-ревизионного управления (КРУ) прокуратуры республики. Ответ предельно прост: факты нарушения не были выявлены, потому что их нет и не было.
Теперь о Конституции. Во-первых, она гарантирует право на бесплатное среднее образование, то есть именно среднее общее образование должно быть бесплатным, но никак не оказание дополнительных услуг. И, во-вторых, лицей не является ни по сути своей, ни по своему назначению обычным средним общеобразовательным заведением.
За свою историю лицей многократно менял название. Вплоть до 2002 года он фигурировал в документах как «ГОУ «Республиканский лицей искусств» Министерства культуры РСО-Алания». В последней, нынешней, редакции заведение определили как «ГОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением художественно эстетического профиля «Республиканский лицей искусств» Министерства культуры РСО-А». Подобная неуклюжесть в названии связана с тем, что лицензирование лицея в 2007 году проводило министерство образования, в реестре которого (не по их вине) нет более подходящего по случаю определения. Иными словами, лицей неверно определили как среднюю общеобразовательную школу. А общеобразовательные школы, пусть даже с углубленным профилем, у нас, напомним, по закону бесплатные. Вся эта история очень похожа на тот анекдот, когда породистого скакуна поставили в коровник и всерьез потребовали надоев (или, наоборот, дойную корову поставили под седло и заставляют брать барьеры на скаковой дорожке).
История лицея - это трагедия индивидуальности в условиях среднестатистической нормы. Плохо это или хорошо, но Алла Романовна Коцоева и сам лицей - понятия нерасторжимые. Потому уголовное дело против директора - это уголовное дел против лицея искусств. Те, кто что-то сделал свое - в бизнесе, культуре, спорте, - прекрасно знают, что все незаурядное живет до тех пор, пока есть человек, чьими руками было выстроено, чьим трудом выстлано здание, достойное мечты. Республиканский лицей искусств - это чудо, это осетинский феномен, которому посвящены десятки обескураженных и восхищенных газетных и журнальных статей, телевизионные передачи и документальные фильмы. Одно перечисление грамот и наград, завоеванных лицеистами и творческими коллективами лицея, заняло бы полную газетную полосу... Но, увы, ни один государственный или общественный институт не в состоянии обеспечить преемственность чуда.
Все дело в том, что лицей так и остался исключительным явлением. Лицей - это авторский проект Аллы Коцоевой, человека, отдавшего 30 лет своему детищу. В основу функционирования лицея была положена идея гармоничного и всестороннего развития ребенка. Здесь разработан единый учебный план, который отвечает одновременно общеобразовательному стандарту и включает предметы специального эстетического цикла. Выпускник получает, кроме документа о среднем общем образовании, еще и свидетельство о дополнительном образовании. Два похожих лицея искусств существуют в Санкт-Петербурге и Москве. Больше нигде ничего подобного нет. Причем те лицеи - платные. И ни у кого это не вызывает удивления и протеста. И никому не приходит в голову зачинать там уголовное дело за то, что их детям хотят дать больше и лучшее. Хотя бы уже потому, что согласно ныне действующему Указу Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31 августа 1999 г. любое общеобразовательное заведение имеет право на привлечение внебюджетных финансовых средств. Условием подобных действий является создание попечительского совета для установления «общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований».
Попечительский совет владикавказского лицея искусств был создан еще в 1992 году. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233, в редакции от 07.12.2006 г. №752) в пункте 44 указывается, что «источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются... добровольные пожертвования физических и юридических лиц». Против этого прокуратура возражать не может.
Так в чем же дело? Неужели не очевидно, что 300 рублей в месяц -необходимая (и при этом совершено недостаточная!) сумма для того, чтобы ребенок помимо общего образования получал эстетическую и профессиональную подготовку в музыке, хореографии и живописи. Неужели не стоит этих денег то, что ребенок входит в огромное, как корабль, до блеска выдраенное здание, некогда принадлежавшее обкому КПСС, и чувствует себя важным и нужным в этой жизни человечком? Как вы думаете, какие средства необходимы на содержание шестиэтажного гиганта? Неужели не стоит этот взнос того, чтобы ребенка обучал не обозленный нищетой и хамством учитель, а педагог, который гордится своим делом? Неужели эта сумма не обоснована уже самой возможностью обучать детей у художников, музыкантов и хореографов, составляющих славу Осетии?
Так чего же хочет прокуратура? И чего хотим мы? Положим, кому-то нужны звезды с неба. Кому-то нужны громкие дела и разоблачения. А кому-то нужно будущее их детей. И, поверьте, никому кроме нас самих не нужно, чтобы в Осетии продолжали играть на дала-фандыре, никому кроме нас самих не нужно, что продолжали петь хоры «Арион». Ведь лицей - это нечто большее, чем учебное заведение, это место, где ныне хранится сокровенное, то, что ближе и точнее всего будет определить как совесть Осетии... Сегодня мы теряем свою совесть.
Я вспоминаю свое детство и двор, образованный четырьмя пятиэтажками. Было место как минимум для двух футбольных площадок. Теперь свободного места нет и для бадминтона. Все застроено хадзарами во славу желудка и араки. Так мы ежедневно проедаем и пропиваем будущее своих детей, одновременно сокрушаясь, что вот, мол, посмотри, в каждом подъезде хоть один наркоман да живет...
Теперь же, в случае с лицеем, мы немеем при слове «прокуратура». Не потому ли, что каждый не без греха? И каждый по-простецки считает - гиблое дело, раз прокуратура взялась. Разочарую таких и одновременно обнадежу: нет ничего темного за Аллой Романовной Коцоевой. Не заслужила она ни одним днем своей жизни того, чтобы в тридцатилетний юбилей ее детища (история лицея началась в 1977 году) вместо восхищения, благодарности и какого-нибудь подходящего по случаю ордена получить уголовное дело и ушат болотной грязи на голову.
Невольно возникает ряд вопросов. Почему лицею, относящемуся к министерству культуры, лицензию на право деятельности выдавало министерство образования? Может, минкульт не обладает правом лицензирования? Нет. Обладает.
Почему правительство республики не считает нужным обезопасить свой лицей указом о введении лимитированной оплаты за обучение? Наверняка это давно уже сделано в Санкт-Петербурге и Москве.
Почему мы не можем доверять нашим судам и силовым струкрутам даже в очевидном?
Почему сейчас, когда на наших глазах вершится недопустимое, все молчат?
И вообще, не слишком ли много скандальных дел в области культуры и искусства разразилось в нашей республике за последнее время? В нескольких, казалось бы, несвязных штрихах проступает неслучайный рисунок, вполне различимый, если хотя бы чуть-чуть приподняться над суетой. И рисунок этот - чужой и недобрый для нашего маленького народа.


Денис БУГУЛОВ, литератор
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru