поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Советская праздничная культура горожан нэповского Владикавказа
Автор: 00mN1ck / 22 марта 2014 / Категория: Владикавказ, Новая история
С. Хубулова, д.и.н., профессор


Советская праздничная культура горожан нэповского ВладикавказаЦелью данной статьи является анализ кампании с элементами праздничности как форма социальной адаптации в «новый быт».

Наряду с праздниками Октября и Дня Интернационала уже с первых лет советской власти занявших прочное положение в общественно- политической и культурной жизни страны, немаловажную роль в превращении идей социализма в святыни нового общества играл и праздник 8 марта. Международный день работниц и крестьянок, имевший в изучаемый период исключительно «общественно-политический характер и отмечавшийся в основном по месту работы», проводился как широкомасштабная «общепартийная агиткампания», посредством которой предполагалось вовлечь в политическую жизнь страны наиболее отсталые слои населения, к коим причислялась и женская масса.

Агитаторы, выступавшие на митингах 8 марта, освещали историю праздника, который вырос на «почве женского бесправия и вытекающей отсюда борьбы за получение политических прав» и всячески подчеркивали важность праздника «для работниц всего мира, а не только русских работниц». При этом указывалось, что несмотря на решение первоначальной задачи Международного женского дня — завоевание политических прав женщинами во многих странах, получивших возможность участвовать в выборах и занимать государственные должности, «политическая свобода при буржуазной власти не играет никакой практической роли, т.к. большинство депутатов парламентов являются представительницами враждебного лагеря буржуазии или социал-демократии и защищают интересы своего класса».

Одновременно агитаторы очерчивали новые горизонты борьбы для женщин, живущих во враждебном лагере.

Основой задачей женщин, живущих в советской стране, объявлялась необходимость научиться пользоваться данными им политическими правами. А мартовские кампании использовались для популяризации мероприятий новой власти и возбуждения сочувственного и сознательного к ним отношения со стороны женской части населения. Так, в 8 Марта 1922 г. должны были быть «лишний раз рассеяны сомнения, связанные с нэпом, разъяснены причины сокращения числа учреждений охраны материнства и младенчества, уменьшения помощи женщинам»[1].

Одним словом, нэп преподносился как тяжелый, но необходимый этап революции. Одновременно с этим в умы работниц и крестьянок «внедрялись мысли о (необходимости) систематической помощи голодающим детям Поволжья». В День 8 Марта работницы и крестьянки, терпящие многочисленные трудности и лишения, должны были «вспомнить Красную Армию, давшую победу над врагом»и, оказав ей посильную помощь «своим организованным участием в празднестве доказать свою преданность революции, понимая, что единственный путь раскрепощения женщины путь советской власти, путь тяжелый им мучительный, но единственно ведущий к цели»[2].

Придать праздничную атмосферу безрадостной реальности призвано было освобождение работниц и крестьянок от «несения общественных обязанностей» в день 8 Марта: раздача в зависимости от возможностей местных исполкомов подарков в виде фруктов и товаров первой необходимости и вечерние бесплатные спектакли и киносеансы. В некоторых случаях тематика демонстрируемых спектаклей была далека от развлекательной. Так, например, в праздничный день в театре был дан спектакль «Сифилис», сопровождаемый лекцией для женщин на тему «о венерике», прочитанной членом РКП (б) с разъяснением «как смотрят коммунисты на эту болезнь»[3]. Таким образом, пользуясь случаем массового присутствия женщин на праздничных киносеансах проводилось их санитарное просвещение. Но все же во главу угла неизменно ставились задачи политической пропаганды, мобилизации сил населения в решении насущных проблем строительства социализма и популяризации новых праздников, имеющих важное общественное значение. Откликаясь на доклады агитаторов наиболее активные и сознательные представительницы женского пола, входящие в состав женотделов, постановляли на своих собраниях «принять самое горячее участие в проведении этого праздника и пустить широкую агитацию между женщинами о праздновании 8 Марта»[4].

Укоряя в пассивности остальных женщин и убеждая их в необходимости принять на себя груз общественных обязанностей, активистки говорили о том, что «нас женщин — очень много, а мужчин в три раза меньше, и мужчины проводят свое дело, а мы — женщины — сидим, несколыхнувшись и начихавшие на наше дело».

Мартовские кампании организовывались и проводились по общепринятой для пролетарских праздников схеме. Для их проведения создавались специальные комиссии из представителей женотделов, Совпрофа, кооперации, комсомольских и партийных организаций, исполкома, которые разрабатывали план празднований, утверждаемый окружным партбюро. Агитационная часть заключалась в широком оповещении основных моментов кампании на страницах местной печати, в выпуске специальных праздничных листовок, в подготовке всеми учреждениями и организациями стенгазет, посвященных 8 Марта.

В условиях хозяйственной разрухи первых послевоенных лет, а позже — постоянного дефицита товаров первой необходимости, сопровождающего социалистическую экономику на всем ее протяжении, в 20-е гг. зародилась и стала традицией практика предпраздничного перераспределения материальных благ в виде «усиленного питания в день праздника» детей в детдомах, материальной помощи женщинам и т.д. Например. В 1922 г. было принято постановление о перераспределении в Международный женский день работниц «5-ти ящиков мыла, 20 пудов сушеных фруктов, 15 пудов муки. 3 пуда сахара» между нуждающимися женщинами.

Как видим, праздник 8 Марта, как и другие праздники, принятые советской властью в качестве общегосударственных, непосредственным образом связан с историей политической и социальной борьбы. Инициируемый и проводимый партийными организациями по раз и навсегда определенной схеме, он носил в себе некую печать формализма. Но несмотря на это. Нельзя не признать его существенной роли в преодолении культурной отсталости женщин, изменении их семейного и общественного положения. Участвовали женщины и в проведении различных Недель. Так. в 1924 г. во Владикавказе была проведена Неделя книги. Празднично украшенная демонстрация состояла из представителей молодежных, партийных, профсоюзных и женских организаций[5].

Значительное место в системе новых советских праздников занимал День Красной Армии, отмечаемый 23 февраля. Особенность его, на наш взгляд, заключалась в том, что изначально узко профессиональный по содержанию праздник в силу ряда идеологических факторов приобрел черты общенационального политического торжества. Из года в год празднование годовщины Красной Армии проходило под знаком сближения Красной Армии с населением, дальнейшего укрепления боевой мощи Армии и усиления спайки ее с трудовыми массами.

В соответствии с постановлением агитотдела РКП (б), Совпроф накануне 23 февраля организовывал митинги среди трудовых коллективов, на которых избирались «рабочие делегации для приветствия красноармейцев в казармах»[6].

Далее празднование разворачивалось по описанной схеме. Кампании в связи с годовщинами Красной Армии, проходившие в конце периода нэпа, организовывались под лозунгом «Опасность войны и задачи обороны страны», и сопровождались грандиозными агиткампаниями, охватывающими широкие слои трудящегося населения, в ходе которых разъяснялись основные вопросы международной обстановки, указывалось на «опасность нападения империалистов на СССР» и подчеркивалась в этой связи важность укрепления обороноспособности армии. Подобные мероприятия, проводимые в рамках празднования годовщин Красной Армии, имели огромное консолидирующее значение и поднимали престиж службы в армейских рядах.

Немало сил прилагалось агитационно-пропагандистскими отделами, для придания характера всенародного праздника Дню Конституции. Основная задача агитационной кампании, приуроченной к празднованию Конституции, заключалась в пропаганде новых законов, которые должны были бы обеспечить благополучие и процветание всем народам, входящим в состав образованного союза республик и подчеркнуть единство интересов всех классов и социальных групп.

Возвращаясь к чисто экономическому аспекту празднований, можно сказать, что несмотря на трудности в определении масштабов материальных затрат, со всей очевидностью просматривается связь праздников с непроизводительными затратами немалых денежных средств, которые можно было бы пустить на решение неотложных хозяйственных задач, при условии полного изъятия праздников из общественной жизни. Однако подобная ситуация является принципиально невозможной. Во-первых, потому что потребность в праздничных днях, как днях отдыха, вытекает непосредственно из трудовой деятельности людей, из необходимости любого общества организовывать «собственную жизнь как непрерывную смену двух фаз: будничного дня и дня праздничного»[8]. Во-вторых, потребность в праздниках имеет глубокие культурные корни. Стремление возобновить в памяти значительные события общественной жизни, передать информацию о них новому поколению свидетельствует о том, что праздники выполняют функцию социальной памяти.

Нельзя не сказать и о важности воспитательного и идеологического воздействия праздников, учитывая массовость участия в них населения.

Одной из широко распространенных форм работы с населением в 1920- е гг. стали многочисленнее государственные, политические, трудовые и агитационно-пропагандистские кампании. Под кампаниями подразумевается цикл мероприятий (в том числе праздничных), направленных на выполнение какой-либо важной общественно-политической или хозяйственной задачи за определенный период времени. Они были призваны активизировать деятельность человека в конкретном направлении и часто приурочивались к праздничным датам. В кампаниях принимало участие огромное количество людей как со стороны организаторов и агитаторов, так и со стороны агитируемых. Само слово «кампания» начало активно фигурировать в документах с 1923 г. В 1920-е гг. проводились тематические недели, посвященные восстановлению народного хозяйства страны, ее обороноспособности и военно-патриотическому воспитанию, просвещению и производственно-технической, антирелигиозной и предвыборной пропаганде, здравоохранению, борьбе с нищетой, а также организации художественной самодеятельности и переписи населения. Весь объем мероприятий можно разделить на 3 основные группы: трудовые, агитационно-пропагандистские и политические.

К трудовым кампаниям следует отнести акции, призванные ударным трудом помочь в решении какой-либо хозяйственной задачи. Людей призывали бросить все свои силы на решение конкретной, обострившейся в данный момент проблемы, и помочь той или иной отрасли народного хозяйства новой страны (субботники в пользу какой-нибудь отрасли). По своему содержанию и форме трудовые кампании похожи на традиционную для национальной культуры помощь, когда всем миром помогали в решении хозяйственных дел самым нуждающимся (вдовам, сиротам).

Агитационно-пропагандистские кампании включали в себя цикл мероприятий, направленных на донесение до граждан конкретной информации, лозунга, на просвещение и общественный резонанс. Первичны были агитационно-пропагандистские цели, подкреплявшиеся ударным трудом. В качестве примеров можно назвать мероприятия, проводимые здравотделом, Отделами наробраза. Самыми крупными и длительными кампаниями, проводившимися в СССР, были кампании по борьбе с безграмотностью населения, антирелигиозной пропаганде, а также «культурный поход». Позднее из агитационно-пропагандистских выделились в отдельную категорию политические кампании (предвыборные, соцсоревнования и т.д.).

Первыми трудовыми кампаниями, просуществовавшими дольше остальных, можно назвать коммунистические субботники. Впервые сообщения о коммунистическом субботнике в России появились в газете «Правда» от 17 мая 1919 г.[9].

А уже в 1920 г. первомайские субботники проводились по всей стране. Каждый из них имел свои задачи. Например, во Владикавказе была проведена громадная работа по очистке города и заготовке топлива.

В 1921 г. во Владикавказе начали практиковать воскресники. Например, в июне 1921 г. на воскресник вышли колонны, «насчитывавшие более 2000 человек, с красными знаменами под бодрящие звуки музыки, маршировали на работу по заготовке дров»[10].

В ходе агитационной и культурно-просветительной работы «Недели крестьянина» в 1920 г. по области было устроено 287 собраний и 1169 митингов, прочитано 133 лекции, проведено 354 спектакля.

Субботники проводили несколько раз в год. Их обязательными участниками были комсомольцы. Комитеты комсомола часто самостоятельно принимали решения о проведении уборочных кампаний, иногда приуроченных к революционным праздникам. Общегородской комсомольский субботник состоялся на территории Владикавказа по инициативе горкома ВЛКСМ и был посвящен 5-летию Терского комсомола. Его задачей являлось выполнение посевного плана, вследствие чего организации ВЛКСМ проводили его на полях подшефных коопхозов. Комсомольские ячейки вывозили на поля творческие бригады для культурного обслуживания сельского населения. Агрономы читали лекции о более эффективном использовании посевных площадей, о новых сортах растений и на другие темы, касающиеся сельского хозяйства. Всесоюзный субботник молодежи начался Обращением пленума Владикавказского горсовета ко всему населению с воззванием «усилить железный фонд обороны страны мощным притоком новых (материальных и финансовых) средств»[11].

Основная работа, проводимая во время агитационно-пропагандистских кампаний, ложилась на профессиональные союзы. В их поддержку в 1921 г. объявлена «Неделя профессионального движения». Каждый член профсоюза должен осознать себя как действительного члена союза, нести ответственность за коммунистическое строительство вместе с союзом. Нужно было возбудить общий интерес к профессиональному движению, устранить инертность, укрепить весь аппарат профсоюзов.

Еще одной приоритетной областью народного хозяйства советской страны, требовавшей огромных материальных вложений, являлась военная база СССР. За 1923 г. было проведено две кампании в помощь Красной Армии. С 27 января по 3 февраля прошла «Неделя помощи флоту», направленная на разъяснение роли флота и необходимости его материальной поддержки. Агитпропаганда на собраниях, заседаниях и прочих мероприятиях рассказывала об истории революционной деятельности флота, о его общенародном значении. Приблизительно в это же время (с 25 января 1923 г.) были организованы беспартийные конференции, которым рекомендовалось приурочить мероприятия «Недели помощи флоту». Театральные постановки, декламации, инсценировки характеризовали жизнь и революционную деятельность морских военнослужащих. Организованные выставки литературы, картограмм, картин и др. — все было посвящено флоту. Целью широкой пропаганды являлся сбор материальных средств для наращивания мощи государства. Гражданам предлагались различные варианты пожертвований: подписка на газету, внесение добровольных отчислений и пожертвований, отчисления определенных процентов с увеселительных зрелищ, кино, устройство субботников, концертов и т.д.

В том же 1923 г. была проведена «Неделя воздушного флота». Важнейшая задача состояла в вербовке по всей Горской республике 15000 членов Осавиахима и «Общества друзей воздухофлота», а также в сборе средств на один самолет. Страницы газет посвящали целые полосы воздухофлоту. Комиссии по проведению «Недели» устраивали научно- популярные лекции по авиации, вырабатывали и распространяли лозунги. Чтобы собрать деньги на постройку самолета, производили кружечный сбор, продажу жетонов, ежедневные аукционы, увеселения в пользу воздухофлота. Все организации и учреждения обязаны были делать взносы. При сборе добровольных пожертвований среди рабочих отчисления производили лишь в том случае, если это не влияло на количественный состав общественных организаций. Выручка как государственных, гак и частных торгово-промышленных предприятий, облагалась 5 %, зрелищные мероприятия -10%; специальными сборами облагались базарные площади города.

В 1928 г. в июле была проведена «Неделя обороны». Ее задачи сходны с задачами ранее рассмотренных недель помощи морскому и воздушному флоту: проверка готовности трудящихся к защите социалистического государства. Еще до начала кампании руководитель Осавиахима отчитывался на торжественном заседании о проделанной работе; коллектив чествовал активных членов Осавиахима, выпускал стенгазеты, организовывал выезд шефов в деревню. Открытием кампании во Владикавказе служил парад кружков военных знаний на площади Свободы, после которого был организован кружечный сбор, продажа военной литературы, устроены платные гуляния в пользу Осавиахима в саду Красной Молодежи. Всю «Неделю» демонстрировались в кинотеатрах кинофильмы, устраивались женские собрания «Роль женщины в обороне страны», «Необходимость участия в кружках РОКК», чтение докладов об авиации и армии, соревнования в стрелковых клубах.

Завершением кампании стало массовое гуляние за городом у бывшего Кадетского корпуса, включавшее игры, спортивные выступления, танцы, состязание кружков военных знаний и т.д.

В 1920-е гг. основным пространством праздника являлись улицы, обеспечивавшие движение людских масс, могилы-памятники погибших революционеров как место поклонения и площади, служившие местом сбора, вмещавшие участников сбора, демонстраций и митингов, также и зрителей. Наряду с уже оформившимся пространством праздника использовались и сады и парки. Постоянное нахождение в урбанистическом мире (труд на производстве, жизнь в соцгородках и т.д.) вызывало у человека желание окунуться в мир природы, воспользовавшись садово-парковой средой.

В дореволюционное время садово-парковые рекреации пользовались популярность у населения. С приходом новой власти гуляния утратили свое значение. Пространство садов и парков не давало широкой возможности для проведения массовых пролетарских мероприятий. Благодаря преобразованиям, произошедшим в обществе, старые парки получили новый облик и функциональное значение. В первое послеоктябрьское десятилетие парковые гуляния стали одной из форм проведения праздников — местом отдыха и досуга, пространством идеологического и культурного воспитания.

Отдых горожан был связан с пригородными зонами, скверами, парками. Организаторам подобного праздничного пространства предоставлялась возможность объединить в ансамбль разноплановые мероприятия. Отдыхающие всегда имели возможность выбора того или иного развлечения, оставаясь при этом часть единого целого организма под названием «Праздник!».

Во Владикавказе советские праздники имели во многом дореволюционную основу. Долгое время центром культурно-массовой работы и отдыха оставался Трек. Разнообразная растительность, расположенные в саду летний театр, открытая эстрада, танцплощадка делали сад привлекательным для людей всех возрастов. Любимым развлечением владикавказцев были танцы и народные гуляния. Обычно они начинались после демонстрации кинокартин, выступлений артистов и коллективов художественной самодеятельности на открытых площадках.

Чтобы предложить массам новые формы культурного досуга во Владикавказе, как и во многих городах СССР, открывались парки культуры и отдыха. В парках можно было покататься на лошадях, имелись аттракционы, танцплощадки, павильоны, киоски.

Летний сезон во владикавказском городском парке открывался массовыми гуляниями. В летний период сад работал с 10 утра до 1 часу ночи. Вход был платным.

Устраивались вечера, посвященные А.С. Пушкину, годовщины со дня рождения К. Хетагурова. 28 июля 1921 г. в Треке был «устроен грандиозный вечер с участием лучших артистических сил «Рабиса». Весь сбор поступил в пользу голодающих Поволжья».

Часто устраивались праздники для детей. Так, 18 июня 1927 г. проводился большой школьный праздник, посвященный окончанию учебного года. Для ребят играли 2 духовых оркестра, работали две радиоточки. 20 июня 1924 г. там же состоялся парад пионеров. После показательных выступлений легкоатлетов, бегунов, игры в хамбол, дети показывали «живые картинки», пел хор, играла национальная музыка[12].

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что задачи перечисленных кампаний сугубо прагматичные, однако, мероприятия, проводимые в течение кампаний, носили праздничный характер (коллективный труд, устройство концертов, самодеятельность и др.). Их следует рассматривать в контексте советской праздничной культуры.


Примечания

1. ЦГА РСО-А. ФР.—47. Оп. 1 .Д. 32. Л. 72

2. Власть труда, 1925, 1 мая

3. ЦГА РСО-А. ФР. — 56. Oп. 1. Д. 26.Л.9 об

4. Там же. Л. 83

5. ЦГА РСО-А. ФР.—47. Oп. I Д. 9.Л.23

6. Горская мысль, 1923, №3. С. 63

7. Там же. С. 66

8. Ленин В.И. Пролетариату власти. 1920 г. //Полн. собр. соч. Т. 19. С. 127

9. Горская правда, 1921, 28 июня

10. Горская правда, 1923, 3 мая

11. Горская правда, 1921, 28 июля

12. Там же, 2 июня


Источник:
Хубулова С. Советская праздничная культура горожан нэповского Владикавказа // Историческое обозрение. Сборник научных статей. / Под ред. Н.Д.Малиева. Владикавказ, 2010. 78 стр. С. 63 - 71.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru