поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Песня про Айдарука
Автор: 00mN1ck / 21 ноября 2008 / Категория: Песни далеких лет
Песня про Айдарука

Был джигитом лихим Айдарук,
Он смелее был смелого.
В Донифарсе дарил ему друг
Коня белого.

На веку Айдарук попугал
Много всадников вражеских,
Конь его лошадей обгонял
Даже княжеских.

Ловко делал любое из дел
И любую работу он.
В лес по первому снегу летел
На охоту он.

Ой, кроили невесты тогда
Со двора Кубатиева
Ноговицы по форме следа
От ноги его.

Мастерицы в селенье его
Брали ткани парчевые
И кроили по тени его
Платья новые.

Жены гордые знатной семьи
И невесты несмелые,
Встретясь с ним, открывали свои
Груди белые.

Побелел, как зима, Айдарук.
Пожелтел хуже осени.
Навестить его всем недосуг.
Его бросили.

Плачет бедный: «Состарился я.
Стали волосы белыми.
Близ меня даже трусы-князья
Ходят смелыми.

Ой, Дигора, Дигора, меня
Ты вконец обесславила.
От позора, позора меня
Не избавила!»

Примечание:
Записана от Татари Киргуева в 1933 г. ОРФ СОНИИ. Ф. № III, стр. 62—63.
«Песня про Айдарука» встречается в Осетии в мно¬гочисленных вариантах. Одни из них говорят о борьбе осетинского народ против кабардинских феодалов, другие, к которым относится и приводимый здесь ва¬риант, направлены против местных алдаров. Айдарук тужит о том, что он состарился и не может больше, как прежде, досаждать баделятам (аристократическая верхушка Осетии).
Кубатиевы — одна из знатных фамилий в дорево¬люционной Осетии.

Источник:
Песни далеких лет. Переводы Наума Гребнева. — Осетинская народная поэзия. Изд. второе, дополненное, Орджоникидзе, Ир, 1974.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Осетинский язык остался не у дел
  • Филармония – навсегда
  • «Ростелеком» в Моздоке начал подключение первых абонентов по технологии PON
  • Двести тысяч минут общения подарили друг другу жители ЮФО и СКФО в 2016 году с помощью домашних телефонов от «Ростелекома»
  • Из Владикавказа хотят сделать центр фестивалей
  • В гости к «Красной Шапочке» – и «Бродяге принцу»
  • Вдохновленные Зимой
  • Выдающийся деятель осетинской национальной культуры первой трети ХIХ в. (к юбилею И. Ялгузидзе)
  • Больше 100 000 цифровых ёлок помог вырастить «Ростелеком»
  • Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществе
  •   Архив
    Январь 2017 (38)
    Декабрь 2016 (66)
    Ноябрь 2016 (23)
    Октябрь 2016 (31)
    Сентябрь 2016 (15)
    Август 2016 (10)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru