поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Чермены зарæг (Песня о Чермене)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Чермен по преданию был сыном алдара* Бестола Тулатова от неполноправной жены («номылус»). По осетинскому обычному праву («адат») он был лишен права наследования. После смерти Бестола, его сыновья от первой законной жены поделили унаследованную землю без участия Чермена, выделив ему непригодные для обработки земли. Чермен бросил вызов сводным братьям и самовольно вспахал лучшие участки отцовской земли. Родичи, зная храбрость и отвагу Чермена, не решились вступить с ним в открытую борьбу и задумали убить его тайно. Чермен, предупрежденый матерью об опасности, бежал в Ингушетию (Кулга) и стал беспокоить братьев набегами. Последние обманом заманили Чермена к себе, пообещав ему полную неприкосновенность, и убили его предательским выстрелом в спину. Событие относятся к концу XVIII века.

Тылаттатæ мын байуæрстой æрнæджытæ 'мæ гæмæхтæ;
Черменæн хай бакодтой, уæд, цъыфдзæстытæ, къæдзæхтæ, ой!

Уæд Чермен уыд хæтынмæ, лæбурдта-иу бирæгъау
Сау Хъулгъайы сæттынмæ, уæд [æ]рбатардта-иу рæгъау, ей!

Йæ мад бадти æнкъардæй, арты фарсмæ мын къонайыл:
«Ма-иу баууæнд Хъобаныл, сайдзысты дæ мæнгардæй, ой!»

«Ма мын фæтæрс, уæ, нана, цæттæ мæ гал, мæ гутон,
Куы фæтæрсон не ’лдæрттæй, хæрам мын уæд дæ фæллой, ей!»



Тлаттата поделили пустыри и выгоны;
Чермену выделили болота и скалы, ой!

Чермен был тогда в походе за добычей, и как волк
Нападал на черных кулгаев и угонял табуны, ей!

Опечаленная мать сидела у очага:
«Не верь вероломным кобанцам – они обманут, ой!»

«Мать, не бойся, мой вол и мой плуг готовы,
Если испугаюсь алдаров – пусть не пойдут мне впрок твои труды, ей!»

*Алдар – феодал, крупный землевладелец

Сатцаев Э.Б. Осетинские народные песни. Владикавказ, 2006.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru