поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Дриаты Антъоны зарæг (Песня об Антоне Дряеве)
Автор: 00mN1ck / 28 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Песня сложена в честь участника крестьянских восстаний во время первой русской революции Антона Дряева. Он широко прославился в Южной Осетии своей храбростью и отвагой в борьбе с дружинами грузинских князей и помогавших им казачьими отрядами. Антон Дряев геройски погиб в неравной борьбе с врагами.
Задалески Нанайы зар (Песня о Нана задалескской)
Автор: 00mN1ck / 28 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Песня воспела историческое событие конца 14 века, когда несметные полчища Тимура (Тимур-ленг) вторглись в Осетию (Аланию). Равнинная Алания была полностью опустошена, население почти поголовно истреблено. По преданию, одна безымянная женщина, рискуя своей жизнью, собрала оставшихся в живых осиротевших детей и тайными тропами смогла увести их в горы, где они поселились в районе села Задалеск. Там она стала их растить и выхаживать. Повзрослев, они основали много сел. Задалеская Нана стала общей матерью спасенных детей.
Æфхæрдты Хæсанæйы зарæг (Песня о Хасане Афхардове)
Автор: 00mN1ck / 26 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Согласно преданию безжалостный насильник, лишенный чести алдар Кудайнат Мулдаров убивает Соламана, чтобы завладеть его женой-красавицей Госама. После гибели любимого супруга Госама подчинила всю свою жизнь одной лишь цели – во что бы то ни стало отомстить убийце мужа.
Цæлхъости Гуймани зарæг (Песня о Гуймане Цалкосове)
Автор: 00mN1ck / 26 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
По преданию бедный горец Гуйман Цалкосов отправился с гор на равнину привезти зерно. По дороге на него напала группа разбойников, которые, надсмехаясь над немолодым уже Гуйманом, отняли у него быков. Гуйман вначале сделал вид, что смирился со своей участью, однако, потом, засев в засаде на пути разбойников, полностью перебил их.
Кодзырты Дзарахматы зарæг (Песня о Дзарахмате Козыреве)
Автор: 00mN1ck / 26 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
По преданию жители сел. Заманкул поехали однажды в Моздок за пшеницей. В их числе был и четырнадцатилетний Дзарахмат Козырев. По дороге на них напали грабители-ингуши. Взрослые разбежались, Дзарахмат же вступил с грабителями в бой, убил нескольких из них, однако и сам получил тяжелые ранения, от которых скончался.
Хъæстуаты Хъазыбеджы зарæг (Песня о Казбеке Кастуеве)
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
По преданию в селе Зилга жила красавица, которую сватали многие односельчане. Однако она согласилась выйти лишь за Казбека Кастуева. Обозленные парни села Зилга решили грубо подшутить над Казбеком, силой раздеть его около села, и тем самым расстроить свадьбу. Завязалась перестрелка, в ходе которой Казбек убил троих из нападавших, однако и сам он был смертельно ранен. Перенесенный в дом невесты, Казбек умер от потери крови.
Куырттаты зарæг (Песня о куртатинцах)
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Песня повествует о событиях конца 18 века, когда за услуги, оказанные куртатинцами царской миссии в Осетии, им было послано письмо («пестрый пакет») с приглашением посетить Петербург и обещанием богатых даров. Среди куртатинцев не нашлось ни одного грамотного человека, и для прочтения царского письма был приглашен грамотный житель села Нар.
Тотиты Акимы зарæг (Песня об Акиме Тотиеве)
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
По преданию Аким Тотиев, возвращаясь домой по Алагирской дороге, подвергся нападению грабителей, те потребовали, чтобы он отпрягал быков. Завязался бой, в котором Аким убил троих грабителей, и продолжал отстреливаться, пока не истек кровью.
Берозты Тотырадзы зарæг (Песня о Тотрадзе Берозове)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
По преданию на поминках одного ингуша, убитого в Осетии, вдова убитого вопреки обычаю подняла рог с аракой и заявила молодежи, что она передаст этот рог тому, кто обещает принести ей голову убийцы.
Томайты Тæтæрхъаны зарæг (Песня о Татаркане Томаеве)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Томаев Татаркан, горец, родом из селения Рук, был участником русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Он возглавлял отряд, действовавший в тылу турецких войск. Татаркан был смелым и храбрым, совершал глубокие рейды в турецкие тылы. В одну из таких разведок он, спасая раненого товарища, геройски погиб.
Ларсаг Кудайнат (Песня о Кудайнате из Ларса)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Кудайнат, родом из Ларса, прославился как храбрый абрек, совершавший частые набеги на кабардинских феодалов, стремившихся подчинить себе осетинский народ. Во время совершения намаза неожиданно появившийся кабардинский князь застрелил Кудайната и его товарища, чем совершил позорное преступление. Убийство молящегося, по корану недопустимо, и считается признаком трусости. Кудайнат и его товарищ видели своего врага, но не решились нарушить коран и прервать молитву. Событие относится к концу XVII века.
Кодзырты Таймуразы зарæг (Песня о Таймуразе Козыреве)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Таймураз Козырев, уроженец горного селения Саниба, вступил в бой с кабардинским отрядом, приехавшим в осетинское селение силой получить дань. Таймураз убил князя и несколько его воинов и выдворил из села отряд, а собранную дань обратно вернул хозяевам. Кабардинские князья решили отомстить Таймуразу. Они с помощью предателей из числа осетинских алдаров выследили его на охоте и смертельно ранили.
Хазбийы зарæг (Песня о Хазби)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Хазби Аликов из сел. Кобань, по преданию, погиб в 1830 году в бою с войсками карательной экспедиции генерал-майора Абхазова. Экспедиция была направлена против жителей селений Тагаурского и Куртатинского обществ, выразивших непокорность царским властям. Многие селения были сожжены или разрушены, а часть жителей выселена.
Чермены зарæг (Песня о Чермене)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Чермен по преданию был сыном алдара Бестола Тулатова от неполноправной жены («номылус»). По осетинскому обычному праву («адат») он был лишен права наследования. После смерти Бестола, его сыновья от первой законной жены поделили унаследованную землю без участия Чермена, выделив ему непригодные для обработки земли. Чермен бросил вызов сводным братьям и самовольно вспахал лучшие участки отцовской земли.
Предисловие
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
Мудрое слово всегда очень ценилось у осетин. Если же это слово выходило из уст поэта, оно становилось высшим авторитетом.
Авторитет песни был непререкаем. Удостоиться похвалы поэта было мечтой любого осетина. Имя же осужденного в песне покрывалось позором на многие поколения и этого страшились все – как рядовые горцы так и представители высшей знати. Каждый осетин, независимо от происхождения и сословия больше всего дорожил песенным признанием своего мужества.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru