Главная > Ир-асский язык > К ПРОЕКТУ ИРОН ÆВЗАГ: ЗАРМОН К ИМПЕРАТИВУ ИСТОРИИ

К ПРОЕКТУ ИРОН ÆВЗАГ: ЗАРМОН К ИМПЕРАТИВУ ИСТОРИИ


17 июля 2012. Разместил: 00mN1ck
(уацжау кадаварувад аранзелд: дополнение к проекту возрождения осетинского языка)

Тема несколько сложновата, некоторые завязки повторены в разных порядках для ясности видов, но уместен и совет - не читающим научные тексты это лучше бы не читать... В тексте есть ссылки на видеосюжеты из ирон-интернета – вот адреса:
1 http://www.youtube.com/watch?v=-jIIMMh2Ls4
2 http://www.youtube.com/watch?v=8RqufyleF3Q
3 http://www.youtube.com/watch?v=f2nvNv-4QcA
4 http://www.youtube.com/watch?v=unnl0NXWnmc
6 http://www.youtube.com/watch?v=zDesqFwrjMU
7 http://www.youtube.com/watch?v=ULGU7DrPJSg

Эти видео наверняка осетины из интернета знают – они о квалифицированных, в доступном изложении, проблемах языка, и о мнениях по сохранению осетинского языка: видео1 Алан Цхурбати и Алан Парастаев - «Перестаньте смеяться – осетинский язык»; , видео2 проф. Тамерлан Камболов; видео3 ТВ-РЮО – проф. Медоева Боболка и Зоя Битарова с Тамерланом Дзуцевым; видео4 Олег Дзантиев – о легендарном концерте «Бонврон»; видео5 ТВ-РСО-А о блогерах Цара Джанаеве и Залине Богазовой; видео6 - историк и зармонжау Анна Чочитэ.

Некоторые наверняка знают, что проблема сохранения языка решается практически во всех пост-советских государствах: от Прибалтики, Украины и Белоруссии – до Средней Азии и Кавказа, и до сибирских автономий сегодняшней России! Но не все знают, что та же проблема есть и в Евросоюзе – и решается она весьма рационально, об этом ниже.

Началом любого проекта всегда должна быть точная научная оценка причин КОНКРЕТНО, и исходя из этого только и могут намечаться действенные меры решения КОНКРЕТНО! Мы тоже начнем по порядку: ЧЕМ была мотивирована необходимость проекта, и КАКИМ было намечено решение. Мы уже даже назвали некоторых из тех, КТО начинал проект сохранения осетинского языка, называем и аранзелд - это авторы доплонений к проекту, которые мы тут выставляем, и это всё - КОНКРЕТНО.

Начнём, как всегда, с Права и Закона – с общей оценки Конституционного закона Республики Южная Осетия «О государственных языках Республики Южная Осетия». Достаточно прочесть во вступлении про «Осетинский язык (...) уникальный памятник его самобытности, истории и культуры, отражение его менталитета и важнейший фактор национальной самоидентификации», и про то, что «Перед современными осетинами стоит историческая задача сохранения и развития этого уникального памятника истории и культуры индоевропейских народов», и можно думать, что в РЮО поняли, наконец, предъявленный им историей императив создать Нацию-Государство. По статьям закона (статьи 4-я, 5-я, 6-я, 8-я) ясно, что необходимые гарантии для предлагаемых сообществом аранзелд дополнений к проекту возрождения языка, без которых не выполним КОНКРЕТНО императив истории создать НАЦИЮ и ГОСУДАРСТВО, предоставляются Законом!

--------==========

ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ПОЗИЦИЙ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

Эти причины одинаковы везде в пост-советских странах. Они названы и в передаче ТВ-РЮО – видео3: все мнения даются с указаниями их минут и секунд в видеосюжетах... И всего несколько замечаний политических и научных – они тоже о главных причинах, породивших развал ценнстей ирон-КУЛЬТУРЫ и приведших к кризису также и языка...

Многим покажется новостью, но как проект сохранения языка он начался с АНэхас, ибо одной из целей атак фашиствующих звиадистов были «осетины-дикари», которые «всего лишь биомасса» и «без кудьтуры» – и тем более без литературного языка... В последнем, кстати, звиадисты были правы: в Осетии - по почину секретарей северных осетин - литературный язык Коста уничтожен... И в Южной Осетии проект сохранения языка начинался с Цхинвала – единственного города последнего тысячелетия, в котором всё население говорило на осетинском языке, даже и не осетины... Чего в Северной Осетии нет ни в одном крупном поселении даже и среди осетин...

Немногим известно то начавшееся в АНэхас, что в ирон-инете известно как «3х4 этажа» и «уацжау кадаварувад аранзелд»... Неизвестно, бывали ли Тамерлан Дзуцев, Медоева Боболка, и кто-то ещё из сегодняшних осетинских радетелей за язык на том суде ЛюдФигОИДов, но Зоя Битарова – главный инициатор работы со студенчеством по сохранению языка и в те годы, там была свидетелем и прилюдно отчиталась по деньгам от авизо подсудимого (А. Чочиева), на которые Зоя возила раненых и покалеченых лечиться по больницам Москвы и Питера... Сохраняя жизни молодых патриотов – сохраняют и ресурс языка!!! И выжившим надо для этого делать язык свой - праздником...

Из делавших язык праздником на суд притащили в свидетели - Маэстро-Ахсара... И он сказал, что подсудимый из Москвы привозил ему на деньги от авизо инструменты и многоканальные магнитофоны для качественной записи – для записи того, что позже было названо осетинской городской песней ЗАРМОН... На суде Маэстро-Ахсар сказал убийственную фразу – «инструменты и приборы дома у меня, заберите их и крепко закройте на замок, чтобы никто не мог их использовать»... Словно кто-то ещё мог взять эти инструменты и СОЗДАВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОСЕТИНСКОГО ГОРОДА!

Для чего он был нужен – музыкальный язык осетинского города – это в единственном осетино-говорящем городе последнего тысячелетия Цхинвале не ведали, кроме очень немногих... И праздник у них был другой – «посадить чочиева», но никаких документов у обвинения НЕ БЫЛО... И свидетель, молодой - вице-премьер и министр обороны Валерий Хубулов - предлагал описать и оценить всё оружие на складах его министерства, называл приблизительную сумму 1.5-2 миллиарда, и принять эту опись документальным основанием тюремного приговора... Но какие нужны документы для того, чтобы понимать, что этим самым оружием, ценою в 1.5-2 миллиарда, осетины защищали себя и осетинский язык... И по тому суду выходит, что тот, кто величал осетин безязыкими «дикарями», не сильно ошибался: враги языка - власть и её обслуга!

Так вот, привезены инструмены Маэстро-Ахсару были тоже для сохранения осетинского языка – для преодоления того самого процесса КОНКРЕТНО, который привёл к утрате языкового навыка у молодёжи и даже уже у взрослых, и причины названы в передаче ТВ-РЮО не все!!! В передаче (видео3) – как о ресурсах выживания народа и языка - нет ни о «складах оружия», ни о муз-инструментах с того суда, ни о «сообществе 3х4»: власть и её «интеллигенция» это 20 лет вытравляют... Наши тогдашние решения выживания и потом создания Нации-Государства замалчивают, в остальном видео3 назвало – в ЧЁМ и ГДЕ и ПОЧЕМУ совершались утраты языка! Но и в той части видео3-ТВ-РЮО, в которой предложены меры по спасению языка КОНКРЕТНО, многое прямо наоборот – названные меры МАЛО ЭФФЕКТИВНЫ, ибо они НЕ СОЗДАЮТ праздников для молодёжи... А всё, что мало эффективно - совершенно игнорирует отмеченную самими участниками передачи причинную реальность! Но ГЛАВНОЕ – этим игнорируются ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ!

К примеру, в Евросоюзе многие страны решают ту же проблему, только иначе РЕАЛЬНО: ориентиром везде – молодёжь, но различают НАЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ праздничного обучения – какие-то из них главные, а какие-то - подсобные...

АФТÆ`ВВАХС – АФТÆ ДАРД: ЯЗЫК-МЫШЛЕНИЕ - МУЗЫКА-ПЕНИЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ

В РЮО надо как в Европе – всё по науке, потому ресурс от аранзелд по спасению языка тоже для образованных. Наконец таки в РЮО - самим фактом проекта - решились бросить вызов осетинской необразованности: проект сохранения языка – это ВЫЗОВ ИДИОТАМ. Но и обыватель не поймёт - где тут гос-проблема осетинского языка: для обыденного сознания кажется смешным связывать гос-проблему с гос-языком РЮО! Тема – сложная: надо знать что такое язык и мышление, и при чем тут ЧУВСТВА – это им не понятно... А язык и мышление выражают чувства в образах и понятиях... Это изучалось философией - в онтологии и теории познания, лингвистикой, психологогией, социологией, искусствоведением. И стать нацией можно только став образованными!

Для этого покупные дипломы ничего не дают... Можно и языку музыки научить – это знаковая система звуков разной высоты, громкости, длительности и тембра, сведённых в мелодию и в гармонию – в отдельные созвучия и аккорды. Это система уровней выразительности: звуковысотный язык - лад, гармония, тембры, регистры, тональность, мелодия; ритмика и такты; это и средства создающие композицию и исполнительскую интерпретацию - агогика, артикуляция, штрихи и исполнительская интонация.

Научить этому можно, но и учение надо делать праздником! Как? В СССР петь песни о героях и начальниках – это было понятно и даже ассоциировалось с Нартиадой... Потом стало раздражать, что воспеваемых героев и «святых начальников» много, а для жизни – всего мало... Сегодня в РЮО плохо всё, с чем ассоциируется спокойная жизнь-ПРАЗДНИК... А язык – это для обывателя вовсе не праздник, потому и проект не для них, и текст наш рассчитан на образованных и продвинутую интернет-молодежь.

Рассчитан на тех, кто понимает, почему, к примеру, казахи поставили вопрос как в странах Евросоюза - казахский музыкальный язык как государственная проблема!!! Осетины бы и на Юге, и на Севере ухахатывались, если бы в РЮО одним из вопросов строительства страны и нации стал тот же вопрос, что в Европе и у гос-строителей-казахов... Но вопрос этот у осетин так не стоит - даже в РЮО!!! Хотя как раз южным осетинам история предъявила императив создать Нацию-Государство, при том, что и у них определителем стандартов языка и всей системы ценностей Духа является Нартиада – она и есть свод Песне-Молитвенных восславлений ценностей Духа!

ПАРА ПРИМЕРОВ О РОЛИ ЯЗЫКОВ ДЛЯ КУЛЬТУР И ГОСУДАРСТВ

Все осетины знают, что первым маэстро Ир-Ас-ДОСТОЯНИЯ был Маэстро Сэрдон, создавший Фæндэр и Нартиаду! Строго говоря, Маэстро Сэрдон решил проблему культуры подвига Драматизмом СМЫСЛА МУЗЫКИ СВЯТОГО ПЕНИЯ как восславления ДОСТОЙНЫХ подвигов по установлению стандартов культуры.

Благодаря изобретённой им Лире-Фæндэр Нартиада дольше всего СОХРАНИЛА Слова Ир-Ас-языка и Славу его Истории ТЕХ СТАНДАРТОВ – а всё, что было вне языка образностей его Искусства с Фæндэр, было забыто... Сегодня на Ир-Ас-языке ПОЮТ про вечные стандарты Маэстро Сэрдона, но в мире об этих же стандартах, даже очевидно взятых из Нартиады, поют на своих языках... И не все уже эти стандарты разделяют – многие уже и не принимают... Есть уже и на родине Нартиады те, кто «гордо» или «скромно» брезгуют и её языком, и стандартами как «деревенщиной»... Это очевидно и в РЮО и до РЮО – там массу чиновников и при СССР называли хъæууон хихотæ – «деревенскими недотёпами», а многие остаются в чинах и им не нужны ни Госдарство-Нация, ни Язык – им нужен доступ к бюджету...

Маэстро-Сэрдон воспел Ир-Ас-ДОСТОЯНИЯ той жизни: НРАВ, МАТЬ, ОТЦА, БОГА, ГЕРОЕВ, СЫНОВ, ДОЧЕРЕЙ – это МОЛИТВЕННОЕ ПЕНИЕ, как и любое пение, есть форма использования языка для самого глубокого чувствования! И потому это пелось и танцевалось – КАВД\КУВД и был молитвой... И гимны-ЗАР тоже пелись... Но с начала 1970-х в ЭТОЙ ЖИЗНИ – в жизни города Цхинвал - уже не пели ущельско-сельские зары, но пели городские чувства - саму ЖИЗНЬ ГОРОДА: это создатели и назвали позже ЗАРМОН на том же языке...

Но это было только в Цхинвале, во всех других городах севера и юга Осетии осетины оставались и остаются осетинами ущельско-сельскими по Духу... Туда – назад в те стандарты, был «опущен» и город Цхинвал в последние 20 лет власти ЛюдФигОИДов-койотОИДов!!! И стандарты города рухнули в издавна разлагающиеся стандарты деревни на Юге и Севере - всё как в мире, но в Европе это давно прошло!

Самый известный пример борьбы за язык – Рим: он уже до империи жил почти тысячу лет как КУЛЬТУРА ... Потом под другой вывеской – как Византийская империя, где религия уже была иная – христианство, но основные народы были ТЕ ЖЕ – латины и греки, и основные языки культуры были ТЕ ЖЕ – латынь и греческий... Крах Рима как РЕСПУБЛИКИ спасали поэты (во главе с Вергилием) и жрецы родной Веры Рима – но поэты и жрецы НЕ СМОГЛИ спасти империю воспеванием прежних чувств Рима, потому что население импери было уже миллионов-в-60 – уже и не римлян, и не латинян... ...из разных народов – и разных чувств также и к Риму! И вера, и поэзия Рима уже НЕ ОБЪЕДИНЯЛИ ЧУВСТВ ВСЕХ НАРОДОВ разросшейся империи.

Потому властями-элитами была взята другая религия – ИМПЕРСКАЯ: христианство – оно тоже выработано из идеологии Нартиады , но деформировано под установку выработать почтение толпы К ВЛАСТИ ОТ БОГА. И «учение Христа» было выгодно всем властям-элитам всех народов Империи: оно ОБЪЕДИНИЛО ЧУВСТВА ПОЧТИ ВСЕХ НАРОДОВ Рима, а молитвы по-прежнему ПЕЛИ НА ЛАТЫНИ и греческом – и римская империя жила ещё тысячу лет как Византийская... И значит Чувства важнее для объединения в КУЛЬТУРУ, чем язык – язык их лишь выражал и был тот же!

Пение – вот главный ресурс созидания Единого Чувственного Пространства от кадаг Нартиады до гимнов государств, и в таких пространствах складываются народы КАК КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ – так было и есть во все времена и примеров масса! Последний пример из 20-21 веков, когда рок-музыка сделала в Европе то, чего не смогли кровавые реформации за столетия – и в отличии от них рок-музыка сделала без моря крови! Сегодня она – среди прочего – меняет чувствами и исламский дискурс!

Всё это – ПОЛИТИКА и даже самый гланый её раздел: ЧУВСТВА рушат республики и империи, и создают... Но действуют они ВСЕГДА ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА МОЛОДЕЖИ!

После всего этого невозможно не чтить Маэстро Сэрдона и его наследников-неосетин – и давайте пройдёмся, к примеру, к Маэстро Ф. Шеллингу и Маэстро А. Шопенгауэру – они создали философский концепт фундаментального анализа понятия «музыкальное мышление» - о Музыке как Мышлении в понятной благодаря его музыкальности форме. Маэстро А. Шопенгауэр: искусство – это совершенный инструмент познания Вселенной. Проще говоря, Искусство Мыслить - и Мыслить об Искусстве, вещи неразделимые: одно без другого НЕ БЫВАЕТ. Добавим – если и бывает, то это у того сорта «элиты», что правила в РЮО эти последние 20 лет...

Ближе Маэстро Сэрдона к нам и Маэстро Гегель - вдумайтесь: формы деятельности сознания формируются практикой, а специфика художественно-образного обобщения - в ЕГО особо проявляющейся Связи с Личностью, с её индивидуальностью и заключает ТАКОЕ, ЧТО НЕ МОЖЕТ – ИЛИ НЕ ВСЕГДА МОЖЕТ – БЫТЬ ВЫРАЖЕНО СЛОВОМ, но что непосредственно ЧУВСТВУЕТСЯ. Слова Языка могут передать НЕ ВСЕ чувства, а по Ницше - и «трагедия родилась из звуков музыки»...(!!!)

Маэстро Аристотель тоже не знал о Маэстро Сэрдоне, но чтил ЧУВСТВО: искусство – это форма обобщения опыта жизни»... То есть – это те же ЯЗЫК и МЫШЛЕНИЕ... А вот переводчик «Марсельезы» - почти поэт Маэстро Шеллинг: искусство - извечный и подлинный орган философии, способный прозреть истину высшего порядка. Истину ВЫСШЕГО ПОРЯДКА прозрел и Маэстро Кант в иссследовании эстетики ещё в 18 веке («Критика способности суждения»): «художественное мышление – это гениальная способность сверхчувственного умозрения», а«просвещение – это мужество пользоваться собственным разумом». Так что СПАСТИ осетинский язык – по Канту и его коллегам - способны ТОЛЬКО ПРАЗДНИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЧУВСТВ!!!

Твердят, что у осетин много учёных-историков... Однако и в науке Истории так - специфика музыкального мышления представлена как диалектика рационального и эмоционального, то есть и тут она принята как специфика философская: музыка – это мышление в звучащих образах Истории, и куда бы вас ни занесло – везде Язык Чувств!

Твердят, что у осетин в почёте фольклористика и лингвистика... Однако и в этих науках так - В. Белинский, и А. Потебня и др: искусство - это МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ, а наука – это МЫШЛЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ, и Маэстро Сэрдон умел всё это единить и напел философско-эстетическую основу Нартиады, эффективную тысячи лет!

Тогда что развалило у осетин основы мышления ныне??? Почему ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – как явила и музыкальная эпоха «Бонварон» – они у осетин большой дефицит, несмотря на повальные нашествия фанатов на его концеры..? Ответ прост: концертная школа создаёт гаммы Чувств у почитателей и они отражаются на формировании Мышления, но по Канту – к этому нужно ещё и Просвещение, которое воспитует «Мужество пользоваться собственным Разумом»! То есть, выход Мужества в действие зависит от Просвещения и без Мужества не востребован Разум! Вот так!

Но куда подевались мужество и свобода, с которым творцы Нартиады несли её по всей Евразии? По мужеству ответил выше Кант: осетины были ПРОСВЕЩЕНЫ Нартиадой (Маэстро Сэрдонами) – и потому были способны быть разумными. Но потом стандарты менялись, у свободы – тоже: трудно верить – ОДНАКО ПРИХОДИТСЯ ПРИНЯТЬ, что у нас ЯЗЫК ВЕРЫ С КУЛЬТАМИ В РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЩЕНИИ МИНИМУМ В ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ – и он из Нартиады... То есть культура такой древности - она из эпохи равенства – это НЕИЗБЕЖНО КУЛЬТУРА СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ, и тут вопрос обратный и политический – КОГДА Ир-Асы стали холопами?

Ответ прост, доверим его коллеге ведущего из видео3 - Тамерлана Дзуцева - режиссёру Кончаловскому: КОД поведения – НАЦИЯ. Среди прочих несоответствий православия нуждам развития России он отмечал также и православный обряд - раскаяние, искупление и отпущение греха - это тоже способствовало распущенности человека: новый грех «позволяется» и всегда может быть отпущен в будущем.

Расплывчатый этический код – признак феодального сознания. Жёсткие социальные обязанности города – правила, которые нельзя нарушать - выработаны в античности, и насильственно привиты деревенщинам-европейцам лишь возникновением капитализма с его редактурами. Это болезненный процесс – воспитание гражданина, - и он ещё предстоит, если мы хотим расти и развиваться как современная нация-государство.

И ещё - отношение к труду. Как может относиться к труду крестьянин, который знает, что половину (если не больше) у него отнимут «служилые люди», а часть - сборщик оброка, и ему останется только на пропитание и на следующий посев? Деревня-Село!

Для феодального труженика, который работает не на своей земле, труд - это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы. Так большинство россиян и сегодня относится к своей трудовой деятельности. А мы добавим - и осетины тоже: это знакомая философия... Есть и другое отношение к труду. Он может быть радостью и удовлетворением, если ты знаешь, что свой продукт ты можешь продать по своей цене; если ты знаешь, что качество твоего продукта зависит от твоего таланта и умения; если ты знаешь, что вырученные деньги ты можешь истратить по своему усмотрению или положить в банк. А это уже не село - город...

Все эти понятия недоступны для феодально-зависимого ущельско-сельского человека, так как они возникали в классе ремесленников и торговцев полисов античного мира и потом отточены по мере развития мелкой буржуазии. И для РЮО выпал императив строить нацию – и если не построить нацию, то этим осетины явят миру свою тупость!

--==

ИМПЕРАТИВ ИСТОРИИ ДЛЯ РЮО – СОЗДАТЬ НАЦИЮ: АФТÆ`ВВАХС – АФТÆ ДАРД

У АНэхас была городская установка: мы стояли на том, чтобы в общем развале стандартов делать политику Ир-Ас-КУЛЬТУРНО - и для Ир-Ас-КУЛЬТУРЫ с её инструментом мышления – Ир-Ас-языком чувств!!! Это лучше всего выражал с 1970-х городской ирон-шансон, позже названный его создателями ЗАРМОН – для них и покупались муз-инструменты, за которые судили как за оружие, лечение и прочее...

У нас часто слышится: музыка - единственный всемирный язык... Или: язык музыки — самый универсальный язык... Но осетины уже не-молитвенны по-ущельски – и пока не доросли до языка Ир-Ас-городской музыки – это и есть ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА осетин РЮО с императивом истории создать нацию! В РСО-А «создать нацию» негде... только в РЮО инструмены нужны Маэстро-Ахсару - для сохранения осетинского языка в молодёжи, с уходом из войны – в НАЦИЮ и ПРАЗДНИК!

А ряд парламентов Европы приняли законы о поддержании молодых – в том числе даже и уличных – музыкантов: конкурсы и прочее... Кто у кого брал пример – Европа у казахов, или наоборот – это неважно, потому что и там, и там стоят на верном понимании того, что сохранять свои языки можно только приобщением к нему молодёжи с ежедневным празднованием чувств в пении-музыке!

И везде главный совет: в КУЛЬТУРЕ – ВСЕГДА ЛУЧШЕ ПЕРЕБРАТЬ, чем не добрать, а для создания нации лучше зармона много, чем этно-фандэрдольное песнопение...

--------=========

ЭЛИТЫ НЕТ – ОНА ЯВИТСЯ В ХОДЕ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИИ-ГОСУДАРСТВА

В Осетии нет элиты! Это вроде бы так и в России после 1917-го, только в России уже давно создано ГОСУДАРСТВО – и значит элита на подходе, как на подходе русская нация в ближайшие 1-2 поколения (если ситуация не обрушится в нацизм)...

Элиты не бывает много – Паскаль говорил, что если из Франции уедут 300 известных ему людей, то ФРАНЦИЯ СТАНЕТ СТРАНОЙ ИДИОТОВ... Соразмерно странам - из Цхинвала достаточно было уехать и 10-ти для такого же итога... И незачем тут разбирать сущность и содержание понятия "элита", оставим в стороне Львов и Лис Вильфредо Парето, Правящий класс Гаэтано Моски, Железный закон Роберта Михельса: элиты – нет, но Закон вроде есть... Отметим только, что слово «элита» имеет свои смыслы как в реальности рабовладельческого, так и феодаль¬ного общества.

Но скажем про сегодня: есть особый вид элиты сегодня -- политическая элита, которая состоит из постоянно меняющихся в ходе выборов партий и их лидеров во власти. В РЮО это только начинает формироваться... Пока элиты нет в РЮО вовсе, она начнет формироваться в ходе создания нации-государства - это вместе и есть императив!

---------------================

СОЗДАНИЕ НАЦИИ – СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА: ЭТО И СОЗДАНИЕ ЭЛИТЫ

Элита – это те, кто выбирает ЦЕНУ решения проблем, а начнём с того, какие причины специалисты видят у проблем осетинского языка – и какова ЦЕНА спасения языка.



Видео1 Алана Цхурбатэ и Алана Парастаева – «Перестаньте смеяться – осетинский язык». Оценки Цхурбатэ: осетинский язык стал предметом глупых шуток у самих осетин... говорить по-осетински – это как признак забитости и непродвинутости. Но напомню, что во времена нашей юности «деревенщина»-хъæуиш определялась не осетинским языком и сельской пропиской – а по безкультурной воинственности против городского культ-профиля Цхинвала! Тогда Цхинвал был осетинским городом – единственным за последние тысячу лет! И что в этот культ-профиль входило – это были и Театр с Театрэ Фæз, и «Бонварон» - и в итоге Зармон... Об этом дальше.

Оценки Алана Парастаева до 55 секунды и с 1.14 по 1.22: он квалифицировал это как комплекс неполноценности, как обратный пример привёл с 1.40 грузин, которые даже аббревиатуры НАТО и ООН передают средствами своего языка.

--==



Проф. Т. Камболов – видео2: с 1-й до 1.30 секунды про ООН, включившую осет-язык в число умирающих языков, и в связи с этим про звонки на ТВ-РСО-А рассерженных телезрителей с требованиями убрать этот сюжет... Значит – задевает! Почему задевает? За себя стыдно – язык Родины сдают! КАК сдают? Так и сдают – «скромно» или «гордо» брезгуя языком ирон-деревни в НЕирон- городе! И значит надо дать ЧЕМ это заменить в городе – дать язык ирон-праздников для ЧУВСТВА СЕБЯ в ирон-городе!

--==



проф. Битартэ Зоя – цитируется посекундно видео3.

1.23: мы не делаем того, что надо делать для спасения осетинского языка.

2.05: НУЖНО НЕ ОДИН ДЕНЬ В ГОДУ ОТМЕЧАТЬ КАК ПРАЗДНИК ДНЯ ЯЗЫКА – НО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАЗДНИКОМ ЯЗЫКА!!! Мы выделили это потому, что это абсолютно верно!!! Но не сказано самого главного – КАК СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКОМ осет-языка, когда в РЮО нет уже и тех – кому завозили инструмены для сохранения осетинского языка в зармоновых праздниках и слушанием во времена досуга – для воздейстия на чувства молодёжи КОНКРЕТНО !

3.20: приводит советы Нафи и Николая Габараева – ЧТО ДЕЛАТЬ. Однако и у них нет главного - КАК сделать праздником осет-язык...

5.00: перечислила членов комиссии: профессора Никала Габаратэ, Нафи Джусойтэ, Юра Дзицойтэ, Мира Цховребова, Зоя Битарова, писатель Мелитон Казитэ, директор НИИ Гаглойтэ Роберт, мин-образования Арияна Джиоева... Юра и Мира в курсе – другие и не ведают о зармоне... как и о решении проблемы в Европе и казахами...

6.33: произнесла ключевую фразу, заявив, что те, кто НЕ ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ НАЦИИ и обо всем другом, они бесполезны. Но вряд ли телезрители поняли значение этой фразы, потому что ни Тамерлан, ни Боболка, ни сама Зоя её не объяснили, а жаль!!! Очень жаль НАЦИЮ – это на ТВ-РЮО надо объяснять каждый день, потому что впервые за всю историю осетин они ФОРМИРУЮТСЯ как нация в РЮО, а в РСО-А осетины не нация – без своего государства они народ-этнос! Для политологически грамотных понятен смысл сказанного: без государства нации не бывает – без своего государства бывают этносы и народы, но не нации. Для политологически грамотных людей - это максима: главная РЕАЛЬНОСТЬ современной истории Осетии в том, что впервые в истории осетинам предстоит ДЕЛАТЬ НАЦИЮ – и при этом только в Южной Осетии, потому что она – независима, и поэтому она является – ГОСУДАРСТВОМ, а без государства нации не бывает! Запомните это, иначе вы не можете считаться и осетинским интеллигентом - и вообще грамотным.

8.20: учебников мало, но одних учебников и не достаточно. Это тоже очень важная фраза, и Зоя её частично объясняет, на 9.14 начав с того, что КРОМЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКАМИ – НАДО ЕЩЁ ЧТО-ТО!!! Но – ЧТО? О Европе, казахах, зармоне – ни слова... И чем и как ещё можно создавать праздники молодёжи – так и не названо...

--

проф. Медойтэ Боболка

с 13.45 до 17.50: нормативы ирон-литературного языка систематизировал Александр Тэбэлтэ в 1924 году на Всеосетинской конференции в Дзауджикау. Он предложил объединить дигорский и иронский (тот самый литературный язык КОСТА с «Ц»-прононсом) со всеми их ресурсами. И напомним – имя Тэбэлтэ носит университет!

Катастрофа 1937 года: Сев-Осетию перевели на русский алфавит, а Южную – на грузинский. Нанесён был огромный урон... И для языка процесс не продуктивен. И тут тоже только в назывании причин Боболка права - но не в предложении разрешения проблемы... Но и далее причины названы ею верно НЕ ДЛЯ создания нации...

22.15 - причины: В СЁЛАХ УЖЕ НЕТ ДЕТЕЙ И ПОЧТИ УЖЕ НЕТ САМИХ СЕЛ, А ВСЕ НАШИ ПИСАТЕЛИ ВЫРОСЛИ В СЁЛАХ И ОКОНЧИЛИ СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ. Если село не восстановить, то язык не поднять! Детям надо видеть сельскую жизнь, а этого нет и потому у нас нет молодых писателей, так как осетинская лексика идет из сельской жизни... Всё так у Боболки - про сёла, но про зависимость ирон-государства-нации от создания культуры ирон-города и реальном ресурсе этого - ни слова.

23.15: надо в городе открыть осет-школы и осет-классы, но нет кадров.

24.36: уравнять в университете и в школе часы осетинского языка и русского.

--==

28.15: ведущий Дзуцев подчеркнул слова Нафи: в состоянии языка виновны осет-интеллигенты и осет-власть. Да, верно! Но ни слова про то - В ЧЁМ вина! Она в том, что за 20 лет выбраковали из языка города ОБЩИЕ ЧУВСТВА красоты: власти и с нею единая «интеллигенция» ввели язык общих БЕЗОБРАЗИЙ, а с ним государство-нацию не создать... Язык не единит уже ЧУВСТВОМ КРАСОТЫ, особенно - молодёжь!

--==

проф. Битартэ Зоя

29.40: ИНТЕЛЛИГЕНТÆМ УАГ НÆЙ – «интеллигенция НЕ ВОСПИТАНА». Мы лишь напомним Паскаля – не 300 уехали, но... Но! Да и в России после 1917-го с этим плохо!

33.15: концепции развития языка нет! Вопрос: для города, для деревень, или для РЮО?

34.08: «без английского нам не выжить – он обязателен для человека 21 века». Это верно – и для этого продвинутая молодежь во всем мире поет каверы на рок-песни...

37.00: Юра Дзицойтэ и Нугзар Габараев: в РЮО нет интеллигенции, есть только люди с дипломами. Да! Надо лишь сказать, что она будет - в ходе создания нации-государства!

38.50: когда Нафи говорит о вине интеллигенции – это относится к нему самому, как и к Николаю Габараеву... Это верно, но где к ним вопрос про долг в императиве истории?

41.00: из России сами русские уезжают учиться на Запад, и часть нашей молодежи тоже должна учиться на Западе... И в том числе учить родственные нашему языки на Востоке – в Армении, в Тегеране, в Ташкенте... Да, но на Западе у молодежи главный стимул ещё надо знать – это в том числе и развлечения: те самые Праздники по Зое...

43.15: детсад, школа и всё прочее – должны учить и блюсти язык. Верно – но как? Надо празднично, но молодежь города с фæндэром без зармона – это не путь к нации...

50.45: наконец вспомнили про музыку... про какую? Про музыку Дудара Хаханова, Ильи Габараева – про классику... Но какая классика и где в мире являлась или является каждодневным праздником для молодежи??? В развитых странах, в отличие от стран отсталых, молодежь слушает КАЖДОДНЕВНО по выбору, а для нашей молодежи на осетинском языке нет городского праздника музыки вовсе! Ресурс – есть, но молодежи Южной Осетии эту музыку не преподносят... И кто виноват? Верно: власть и ученые...

54.10: молодежь не идет в науку – мало платят... Это важно - на копейки трудно делать себе ежедневные праздники языка, но если хорошо получать - это вовсе не значит, что вкус будет требовать праздника каждый день на своем осетинском языке, ибо ВКУС К ЯЗЫКУ НАДО СОЗДАТЬ, а в мире создается он музыкальной речью города.

57.00: «молодежь уезжает». И почему? Ответ прост: в Цхинвале нет ещё и развлечений для молодежи!!! Это сама Зоя сказала совершенно верно – НАДО КАЖДЫЙ ДЕНЬ СДЕЛАТЬ ПРАЗДНИКОМ языка для молодёжи! А это без зармона – НИКАК, потому что зармон – это городская музыка высокого качества, и в Осетии нет ничего близкого вовсе!!! Всё что вне зармона – это фандэрдольная ущельско-сельская музыка, ценная как таковая и народная, но никакая для городской ментальности молодых! А без города и городской культуры НЕ БЫВАЕТ ГОСУДАРСТВ – не создаются нации!!!

----------------=======================

АФТÆ`ВВАХС – АФТÆ ДАРД




Нигде нет вопроса - есть ли тяга у осетинской молодежи к городской музыке – зармону и это выдает непонимание проблемы языка в создании нации-государства... А вот как реагировала на гастроли «Бонварон» 1974 года молодежь РСО-А – об этом Олег Дзантиев из парламента \–видео4\: прорывались на концерты через окна, ломали двери, ездили по районам РСО-А за «Бонвароном» на его концерты – это был РЕСУРС ЯЗЫКОВОГО утверждения ПРАЗДНИЧНОСТИ осетинского языка в молодёжи через СМИ-ТВ, преступно игнорированный властями Севера в 1970-х-80-х, и так же сейчас.

И сегодня зармон только в инете – порядка 15 авторов, зармонов не менее ста высокого качества поэзии, музыки и вокала, с тысячами прослушиваний (сайты в ютуб: usima1, valionfilm, там же и другие): это торжество осетинского языка - вопреки власти! Такого ресурса, как зармон, нет нигде на Северном Кавказе и в Средней Азии \кроме казахов\.

А что об осетинском языке говорит сама сегодняшняя молодежь, точнее - продвинутая часть осетинской городской молодёжи – та молодёжь, которая в инете?



Видео5. 1.30: Цара Джанаев и Залина Богазова, и вторая говорит буквально – «мне писать по-осетински легче, чем говорить, потому что для разговора нужно хорошее произношение»! И это означает, что и для этого блогера – то есть ДЛЯ ПРОДВИНУТОЙ ОСЕТИНСКОЙ инет-МОЛОДЁЖИ – очень важно КРАСИВОЕ ЗВУЧАНИЕ ЯЗЫКА. Или - строго говоря - важна звуковая палитра осетинского речи. Это важнейшая тема для любого языка – ею занималась группа лингвистов Осгуда со всего мира несколько лет, порядка двух тысяч лингвистов: изучали подсознательные отторжения звуков речи слушателями с прагматической целью - для создания эффективных реклам. Применительно к звукам осетинских говоров статья с этим есть на uasdan.com и iratta.com.

Но суть вкратце в том, что Осгуд составил шкалу отторжений разных звуков языка, и самым неприемлемым звуком является – «Ш»... Для простоты иллюстрации возьмите строки Коста на литературном языке Коста (- «халон баргъæвст сэндзэл»-«уад тэмэгъ хæссэ»-«сау айнæджэ рэндзэл»-«Нарэ хъæу хуэссэ»), и сделайте произношение по северо-осетински (– «халон баргъæвШт Шэндзэл»-«уад тэмэгъ хæШШэ»-«Шау айнæджэ рэндзэл»-«Нарэ хъæу хуэШШе»), и по южански (-«халон баргъæвст сэнджэл»-«уад тэмэгъ хæссэ»-«сау айнæджэ рэнджэл»-«Нарэ хъæу хуэссэ»), и вам очевидно, что в северо-осетинском произношении звук «Ш» шипит семь раз, на других – ни разу. Можете добавить личные имена («шошлан»-«мэшошт»-«шафа»-«шашинка»-«шанатэ шем» и т.д.) и массу иных слов («эшшэдиш», «эшшиш», «шиш», «кæшэш», «фæршэш», «мэшэш» и проч.). Сделайте это на выбор по газете или на одной странице книги, и вы поймёте, почему северные осетины говорят по-своему только в сёлах и дома, но не в городах, где есть конкуренция русского – намного более благозвучного языка, и почему в городе Цхинвале (цхинвальский говор мягче кударского – в городе над кударским посмеивались за твердое произношение) все говорили на осетинском – даже и не осетины.




Видео6: Анна Чочитэ, первые 2.5 минуты: «с самого начала приобщения к осетинской поэзии мелодии в ней чувствуются лучше», и это означает, что смыслы слов в стихах разворачиваются в мелодичности самой поэзии. Пение – самый мощный ресурс языка!

И в заключение с 3.55 - Залина Богазова: о том, что Глобализация – это благо для ирон-языка и не только для него! И она права: Глобализация особо благоприятна для Ир-Ас-языка Нартиады, потому что Нартиада являет цивилизацию как ПРИОБЩЕНИЕ ВСЕГО человечества К КУЛЬТУРЕ арийско-греческой (в языковом отношении они были связаны и с предтечей армянского) из Малой Азии, начавшееся с зарождения производящего хозяйства (земледелие и скотоводство) в 8-7 тысячелетиях до новой эры. Самый «греческий» из всех богов греков – Аполлон – это и как слово, и как образ с функцией из идеологии и языка Нартиады (этот материал тоже на сайте аранзелд и работает на императив истории – мы привлечём внимание просвещённых современиков к Цхинвалу и РЮО также и в этом плане, и возможно – не только осетин) того начального этапа сложения Нартиады в Малой Азии.

А первые города той малоазийской эпохи – это те самые центры культово-ПРАЗДНИЧНОГО обучения поколений (праздники как форма обучения по общей этимологии «КАВД\КУВД \танцы-моления\» – это принято было у ариев уже тогда), зародившиеся как Центры Обученя Нартиады - «цхинвал»-ы – Синх-Уæлæ и Сэх-Уæлæ, эти schole восприняты греками как «школа», и стали Центрами Построения всей современной цивилизации! И теперь через них же надо ввести зармон и спасти язык!

---===

КУЭД ÆВВАХС – АФТÆ ДАРД: ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕСУРС ЯЗЫКОВОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ ВСЕГО ОДИН – это ЗАРМОН

Императив истории уже обозначен с 1992 года: в Южной Осетии надо создавать НАЦИЮ-ГОСУДАРСТВО иронов и возможно это только в последнем «синх-уале» истории – в нынешнем Цхинвале! И это по Логике Истории сводится к той же ШКОЛЕ регулярных ПРАЗДНИКОВ-уроков ПЕНИЯ ирон-ПОЭЗИИ: к зармону!!! И что очень важно – есть РЕСУРС равный европейским: ОСЕТИНОЯЗЫЧНЫЙ рок-зармон!!!

Но среди профессоров-учёных и чинуш нет понимания того, чем был Цхинвал с начала 1970-х! В мире с середины 1960-х рождались новые стили рока – хеви-металл и хард-рок. И всего лет через десять, когда хеви-металл и хард-рока нет нигде в СССР, Маэстро-Ахсар создаёт группу «Пиковая дама» - хард-рок... В 1979 году он же создаёт группу «МЕМОРИАЛ»: хивæд-металл и хард-рок были сделаны группой «Мемориал» осетиноязычными фактами Ир-Асского Языка и Праздника! А как молодежь юга – и даже севера в 1974 году - валила на концерты «Бонварона» и «Мемориала» с их ОСЕТИНСКИМ языковым репертуаром - это ясно и из видео4...

Почему в Южной Осетии нет праздника языка Городской Музыки? А в мире, начиная с 2001 года, по решению ЮНЕСКО, ежегодно 16 января отмечается Всемирный день "Битлз". Чествуют лучшую группу XX века. И поют на английском – это и есть праздник языка... А у нас нет праздничного дня «БОНВАРОН» с его языком зармона...

Идёт 21 век!!! В Турции проводят конкурсы анатолийского рока – объединяют с роком турецкую музыку и язык... арабы – поют рок... в Болгарии – такие же конкурсы... Во Франции, в Скандинавских странах – да везде в Евросоюзе...

В Германии телеконкурс суперталантов для школьников 2012 года выиграл 10-летний Марко – кавером группы Metallica. И главное – 10-летнему Марко никто не помогал аккомпанементом, он сам играл и на электрогитаре! Глава жюри и кумир рокеров Германии Дитер Болен оценил - «Metallica по сравнению с тобой – это куча старого металлолома». Миллионы телезрительских детских и родительских сердец заряжаются такими праздниками музыки – и это Язык! КУЭД ÆВВАХС – АФТÆ ДАРД…

И где осетинские дети с гитарами, которым можно сказать – пусть и шутя – что-то подобное в контексте с «Бонвароном» или «Мемориалом»... Как объяснить: почему-то в Осетии, и тем более – в Южной, где историей осетинам впервые предъявлен императив строить Нацию-Государство с их Ир-Ас-языком Нартиады, и где качество талантов заявлено суперталантливо «Бонвароном» и «Мемориалом» - и уже сложился городской ирон-шансон Зармон, нет ДНЯ ПРАЗДНИКА «Бонварона»...

Почему осетины не создают среду, в которой дети конкурируют гитарами, чтобы тоже с 10-ти лет могли виртуозно играть на гитаре и петь на осетинском – петь хивæд-металл и зармон, и на английском – хард-рок... Не потому ли, что те чиновные и ученые осетины в РЮО, от кого все это зависит – они безДАРНЫ и уверены, что и дети, и молодёжь осетинская – тоже БЕЗдарны... Почему-то им никогда не пришло в голову, осетинским учёным-профессорам от истории и языка, задать себе вопрос – «почему «Бонварон» и другие осетинские рок-группы возникали только в Южной Осетии и их не было в Северной»??? По Паскалю – если из Осетии уедут... УЕХАЛИ – это итоги!

О каком празднике осетинского языка можно сказать при такой оценке собственной молодежи – ей по умолчанию отвели разговоры про то, какие они герои хорз лапу и пусть гордо дохнут «за родину», в которой им нет праздников языка и музыки, а дети не знают гитар – зато знают оружие и алкоголь как праздники..? Так воспитывают вкус только к слову перегарно-солдафонскому... И оно уже даже из Цхинвала – и даже с его легендарного Театрэ Фæз - вытесняет Слово Ир-Ас-ДОСТОЯНИЯ... Всё по Паскалю...

Реально у осетин РЮО – да и в Северной – есть ПОКА только один ресурс возведения осетинского языка в язык праздников молодежи, что только и может давать языку перспективу – это ЗАРМОН! Он должен звучать на конкурсах в детсадах, в школах, надо помогать там в создании муз-групп городской песни, а в университете без этого просто нельзя! В каждой КУЛЬТУРНОЙ осетинской семье должен звучать зармон и должна быть гитара – это много дешевле, чем фортепиано! И по Паскалю – вернуть...

Чтение осетинских книг и газет НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕСУРСОМ осетинского языка, потому что для молодёжи они - НЕ ПРАЗДНИК! И наоборот – если зармону давать в СМИ и на ТВ-РЮО и Время, и Толковых апологетов, то и читать такое молодёжь будет, так как это про праздник!!! Вовсе не сельская, но ГОРОДСКАЯ культура – это базовая основа нации!!! Без неё не будет Нации-Государства иронов!!!

А вопрос – «что для этого надо?», стоял и в те годы 1989-92... На него признанный поэт ответил еще тогда: «как только в Осетии установят день празднования «Бонварона» - это будет означать, что к власти пришли уже не хъæууон хихотæ, и создание городской культуры и государства-нации началось»! Так что на президенте Леониде Тэбэлтэ долг – он перешёл к нему от его предшественников хъæууон хихотæ, и по итогам последних 20-ти лет ясно видно, как много их вокруг бюджета – тех, кому не нужны ни Госдарство-Нация, ни Язык, за которые умирали и сидели в тюрьмах...

Эти дополнения к проекту для того, чтобы ни Тэбэлтэ, ни его чиновники не говорили ни сейчас, ни потом, как это принято у хъæууон хихотæ – «а мы всего этого не знали»...

aranzeld.com

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru