поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Макеев Д.Б. Религиозное мировоззрение в нартском эпосе
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религия, Религиозное мировоззрение в нартском эпосе
Макеев Д.Б. Религиозное мировоззрение в нартском эпосе

Кавказ во все времена привлекал исследователей своей самобытностью. Давно было очевидно, что духовная культура Кавказа - это сохранившийся островок некогда мировой культуры индоевропейских народов. Поэтому властями и учеными принимались меры по сохранению этой культуры, сбору материалов устного творческого наследия народа. В этом направлении было проделана большая работа. Этнографами осетин был собран обширнейший материал эпических сказаний нартов, даредзанов и царциат. Это колоссальный материал, для осмысления которого понадобится, вероятно, не одно поколение ученых-историков, обществоведов, религиоведов. В данной работе предложен анализ некоторых эпических и этнографических материалов с позиций религиоведения, приводится разбор ключевых эпических сказаний, проливающих свет на религиозное мировоззрение осетин. Мировоззрение, неотделимое от культуры Кавказа, от мировой культуры и верований древних индоевропейцев, легших в основу всех известных ныне мировых религий.

СОДЕРЖАНИЕ:
От автора
Глава 1. Религия и идеология (1/2)
Глава 1. Религия и идеология (2/2)
Глава 2. Традиционные верования осетин (1/3)
Глава 2. Традиционные верования осетин (2/3)
Глава 2. Традиционные верования осетин (3/3)
Глава 3. Духовная практика
Глава 4. Ассианство и мировая культура. (1/2)
Глава 4. Ассианство и мировая культура. (2/2)
Глава 5. «Æгъдау» и религиозное мировоззрение
Глава 6. Борьба асов с дэвами и вайу
Глава 7. Почему мы не приемлем христианство?
Мысли вслух
#1 написал: yrntrezas (12 марта 2009 11:13)
закладки пополню этой инфой

#2 написал: цууц (16 марта 2009 14:19)
нужно выложить этот труд в нормальном виде я это сделаю.

ПО МОЕМУ ЛОГИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЛИНЕЙНОЙ
1- ОСЕТИНЫ ЕДИНСТВЕННЫЙ АРИЙСКИЙ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ НАРОД
СЛОВО АРИЙЦЫ ЭТО НЕОТЪЕМЛИМАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ОСЕТИНОВ И ПРИНАДЛЕЖИТЬ ТОЛЬКО ИМ И ЛЮБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТОГО ТЕРМНИА НУЖНО ПРЕСЕКАТЬ. ИЛИ ЗАЩИЩАТЬ ПО ЗАКОНУ.
2 АСАГДИН ЭТО ОСНОВА ОСЕТИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ОСЕТИНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
ЭТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОСЕТИНОВ КАК НАРОДА
ЭТО ТО НА ЧЁМ ОСЕТИНЫ СТОЯТ КАК НАРОД.
3 АСАГДИН НЕ ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА ПРАВОСЛАВИЯ РАСЕЙСКОГО В ЧАСНОСТИ
(ПОРА ВЫХОДИТЬ ИЗ ОБЩЕРАСЕЙСКОГО ПРОВИНЦИАЛИЗМА СОЗНАНИЯ)
КАКОЕ ТАКОЕ ПРОВОСЛАВИЕ МЫ ЕГО НЕ ЗАМЕЧАЕМ

И ГДЕ ПУКТЫ ПОЧЕМУ АСАГДИН ЛУЧШЕ ЛЮБОЙ ВОЗМОЖНОЙ ДРУГОЙ РЕЛИГИИ?
МАКЕЕВ ВЫ САМИ РЕКЛАМИРУЕТЕ МОСКОВСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
А ВЫ ДОЛЖНЫ ПОЛЕМИЗИРОВАТЬ НЕ С НИМ А ВООБЩЕ С ЛЮБОЙ ВОЗМОЖНОЙ РЕЛИГИЕЙ ПОМИМО АСАГДИНА.

ЗАДАЧА БОЛЬШАЯ НО ДЕЛАТЬ ЕЁ ПРИДЁТСЯ ЕСЛИ У ВАС УМИШКА НА НЕЁ МАЛОВАТО ТО НАЙДЁТСЯ ДРУГОЙ КТО СДЕЛАЕТ ЭТО РАБОТУ!

#3 написал: ellin (17 марта 2009 10:04)
Ну с вашим подходом и "умишком" цууц,можно не сомневаться,"эту работу"безвозвратно уделают!

#4 написал: В.Галиатский (31 марта 2009 00:42)
Осетинское землячество в Санкт-Петербурге имеет, к сожалению, незначительное количество книг Д.Макеева. Не ошибусь, если выражу мнение авторитетных людей, в частности историка и филосова В.Фриева, нашего старейшины, что труд удался. Приблизительное время существования Нартов- 7-8 тыс.лет до н.э. Можно представить что стоило нашим предкам донести бесценные знания до нас. Спасибо автору книги за научное исследование темы традиционной осетинской веры. Не многие читали А. Кубалова, В.Абаева, да и Нартский эпос. Очень сожалею, что комментировать возмуться даже те, кто не прочитает эту книгу.
С уважением и благодарностью,
Валерий Галиатский.

В современных условиях гуманитарные Вузы РСО должны были бы изучать Нартский эпос, комментировать и разьяснять сложный язык аллегорий, как это удалось Д.Макееву. Почему это важно? На мой взгляд, различные "ненародные" религиозные секты успешно закрепляются в Осетии, в т.ч. и потому, что мы теряем своё. Не верится и в то, что кто-то отдаст - хорошее, да ещё бесплатно. У нас даже из Японии секта есть. По принципу "а может пролезет".
Учёные, интеллегенция, Правительство в Осетии очень беспечны в вопросах сохранения культуры и формирования правильного мировозрения у молодежи. Хорошо, что это сделали до нас.

#5 написал: sasa (8 апреля 2009 15:05)
ГАЛИТСКИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВО АСЕТИИ УДАЧНО ОБОСРЁТ ВСЁ ЧТОБЫ ТОЛЬКО СМОГЛО
ТАК ЧТО ВЫ ДУРАК
НАДЕЯТСЯ НУЖНО ТОЛЬКО НА РАЗВАЛ РАСЕЕ И НЕЗАВИСИМУЮ АЛАНИЮ
У МЕНЯ НЕТ В ЭТОМ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ ОСЕТИЯ В РАСЕЕ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ!!!!!

#6 написал: Галиатский (25 апреля 2009 23:38)
Уважаемый Макеев, оргкомитет по организации Молодежного форума в Санкт-Петербурге в октябре месяце т.г. намерена пригласить Вас для участия в ее работе. Кроме того было бы хорошо иметь выступление по тематике Вашей книги. С уважением.

#7 написал: SAULOX (9 июня 2009 22:05)
А мы будем стараться существовать в составе России. Другого выхода у нас нет. Фыццагау ирон эвзаг сахур кэнэм!

#8 написал: Гость (8 августа 2009 09:44)
"Религиозное мировоззрение в нартском эпосе"
Название не совсем отражает суть описанного в самой книге. С первых страниц идет достаточно четкое антиеврейское направдение, которое Макеев Д.Б. проносит по всей книге. Само издание уж чересчур напоминает "Удар русских богов" некого "Истархова", носящего в действительности фамилию ГУДМАН.
Мнение: либо про нартов и трактат аллегорий в эпосе, либо менять название и четко разобрать "забавную Библию", не забыв упомянуть жидов в наименовании книги. Одно другому как-то уж очень мешает.

#9 написал: vasiasamosvalov (22 августа 2009 09:38)
читал и "удар русских богов"Истархова и Макеева Д.Б. Религиозное мировоззрение в нартском эпосе совсем разные и по смыслу и по знергетике книги.После книги Истархова испытываешь ненависть,после же книги Макеева Д.Б. оптимизм не все еще потерено. На счет фамилии я тебе не верю,не пиши если не готов открыть свою. про "забавную Библию" да забавная книга после которой я пошел и продал крест.

Огроное спасибо Макееву Д.Б. за проделанный труд ,берегите себя.ХУЫЦАУ ДЫН ФЭКЭСЭГ,УАСТЫРДЖИ ДЫН ЭХХУЫСГЭНЭГ.

#10 написал: Къуыдайраг (25 ноября 2009 20:41)
МОЛОДЦЫ КТО ДУМАЕТ О НАШЕЙ НАЦИ МАГКЕЕВ,ДЖАНАЙТЫ , Я ИХ ПОЛНОСТЬЮ ПОДЕРЖИВАЮ! А ТЕ КТО ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОВОРИТ ПОСТОЯННО ЧТО СВ.ГЕОРГИЙ ЭТО УАСТЫРДЖЫ ВОТ ЭТО ПРОВОСЛАВНЫЙ ЗАКАЗ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ХУЫШАУ ЗАЕГЪАЕТ МАЕ НАЕ ФЫДАЕЛТАЕ ШЫ ДИНЫЛ АЕХХАЕСТ УЫДЫСТЫ УЫЙ ФАЕСТАЕМАЕ ЙАЕ КЪАЕХТЫЛ АЕСЛАЕУЫН КАЕНАЕМ!!!!!!!!!!!!!!!!!! ЧТОБ НАС БОЛЬШЕ НЕ ДУРИЛИ ВСЯКИМИ СЕКТАМИ И ЧУЖИМИ НАМ РЕЛИГИЯМИ!!!!!!!

#11 написал: ПРАВОСЛАВНЫЙ ОСЕТИН (20 марта 2010 23:04)
Православие вам не победить изначально потому, что не людьми, а Господом оно дано и люди над ним не властны. Вне зависимости от того, согласны вы с этим или нет, это было и останется данностью.

Кроме того, то, что предпринимается Макеевым и иже с ним явно напоминает тоталитарную секту, а ее участники, являя собой "пример для подражания", основанный на наглой подтасовке фактов, необузданной агрессии к инакомыслящим, слепом самовосхвалении и хамском оскорблении соплеменников, показывают, что их путь - в никуда и чем меньше людей за ними пойдут, ослепленные и обманутые, тем лючше для Осетии.

Вместо того, чтобы пытаться бороться с собственным народом и обливать грязью основы, священные для сотен тысяч осетин - займитесь самими собой. Чем дольше вы будете вести себя подобным образом, тем больше зла причините своему же народу (если он для вас еще свой и вы, в своем религиозно-фанатичном исступлении, не возомнили себя "последними из могикан" истинной осетинской ментальности)


И не приписывайте к осетинским словам арабскую приставку "дин", не позорьтесь.

Каждый осетин, который задумывается о благе для своего народа в первую очередь должен исходить из первоочередного принципа: "НЕ НАВРЕДИ!" Можно устроить стрельбу и поножовщину из-за разных точек зрения на самые пустые темы, а можно корректно и продуктивно обсуждать основы основ. Проявляя агрессию - вызываете агрессию. Не вредите своему народу, будьте его достойны. Кто бы вы ни были.

А уж бредовые комментарии в отношении России на сайте, смеющем позиционировать себя "осетинским", - верх подлой неблагодарности и элементарного идиотизма.

Тем, чье самолюбие задели мои слова - отдельное рационализаторское предложение: думайте об Осетии, а не о себе и своей гордыне и взвешивайте свои слова в тех же целях. Не провоцируйте на ответную агрессию представителей народа, о котором вы так нелепо пытаетесь изображать заботу, и тогда все будет лучше и правильнее.

Не уподобляйтесь Макееву, который считает себя интеллектуальнее и возвышеннее Коста Хетагурова и Васо Абаева, оскорбляя их мнения в своей книжонке. Коста был убежденным Православным Христианином, а Васо был твердо уверен, что Христианство и Осетия связаны воедино и одно без другого не мыслимо. Коста и Васо заслужили уважения народа, ради которого жили. Это признает каждый осетин и никто не вправе называть себя осетином, проявляя к ним неуважение, как это сделал Макеев и его приспешники. Тот, кто замахивается на основы - не может к основам взывать.

#12 написал: ПРАВОСЛАВНЫЙ ОСЕТИН (21 марта 2010 00:03)
Меньше гордыни и ненависти, осетины, - больше мудрости и взаимоуважения.

#13 написал: Пробудившийся (29 марта 2010 16:30)
Православный Осетин.....

Само словосочетание абсурдно.... winked
А сколько у нас православных праздников...
Например:
ДОНЫСКАФАН
БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ
ХАЙРАДЖЫТЫ АХСАВ
НОГБОН
БАЛДАРАН
ТАРАНДЖЕЛОЗ
А может быть Православный осетин слышал о РЕКОМ? Между прочим очень почитаемое место у всех Осетин...
так что прежде чем писать - а ля коммунистические лозунги с приданием анафеме всех инакомыслящих(между прочим, что говорил ИИсус, неужели истребить всех кто не твоей веры?А?) надо разобраться в своей истории и подумать хотя бы в конце своей жизни своей собственной головой, а не быть "послушной овцой" у религиозников. подумать о том, почему мы такие и откуда наш эпос и почему он такой, какой он есть, и почему он перекликается с эпосом/сказаниямиславянских народов, подумать о том, почему у древних славян остались упоминания о отделившисься братьях ушедших на запад, у которых божественный защитник - Войн разивший дракона(заимственный православием Св.Георгий).
думайте братья своей головой, думайте и ещё раз думайте... Ведь это единственное против чего напрвлены все усилия церковников и прочих. Человек "подобный овце" ничем не отличается от обычной овцы...

#14 написал: Gottor (9 декабря 2010 21:56)
Daurbek,dae caeraenbon birae!

#15 написал: vestnik (11 февраля 2011 17:33)
ПРАВОСЛАВНЫЙ ОСЕТИН,

А никто и не патыется победить Право-Славие, мы боремся против религиозного Христианства.)))


"Удар русских богов" Истархова, читал.

Действительно, автор не совсем понимает то о чём пишет, или наоборот... всё очень хорошо понимает и пытается в очередной раз ввергнуть народы в межнациональную рознь, вместо тго, чтобы они искали истину.

В.Галиатский,


Со всем уважением, но... Когда это правительсво интересовал Народ?))))

#16 написал: бдбдбдбд (15 февраля 2011 16:17)
Вот именно что, право-славие не есть христианство.

#17 написал: Хохаг (9 марта 2011 14:00)

"Беда мой друг,коль твой язык в сравненье с головой велик". - Восточная мудрость.

Учить должен учитель, строить- строитель, а богословствовать - богослов, а не выпускник сельско-хозяйственного института. А то будет беда. И ему и окружающим его.
Не надо брать на себя функцию ГЛАВНОГО печальника земли Аланской. Самочинно. Даже Макееву Даурбеку. О нации не меньше думают и христиане ,и мусульмане, и атеисты ,и в том числе и я.
Уважаемый Пробудившийся, я могу продолжить ваш список осетинских христианских праздников. Интересно, знаете ли ВЫ о них:
1.Доныскъафан-День,когда несут воду—Богоявление, или Крещенье Господне .В этот день в Христианских храмах совершается великое освящение воды и вода разносится по домам.19 янв.
2.Таранджелоз—груз. МтаварАнгелози-Арх-ангел.(Михаил,Гавриил)
3.Майрамы Куадзан(Ком уадзан) –Успение Богородицы .28 августа,конец(уадзан) двухнедельного поста(ком)
4.Мыды Майрам-Мариам—Мать Иисуса Христа-Богородица Мария(по исл.Мариам-пророка Исы) .Всем известен храм Зруджы Мады Майрам.Не менее известна икона Маздаджы мада Майрам.
5.МыкалГабырта –груз.Микаел-Габриели. Думаю, вы поняли о ком речь.
6.Кардагхассан-День,когда несут траву. Троица. Церкви и дома христиане в этот день украшают травой и иной зеленью.
7.Куадзан-Комуадзан-конец поста-мархо(слово груз.)-Пасха Христова. Осетинские мальчишки в этот день даже в школу бегали с крашеными яйцами.
8.Урсы Къуыри—неделя молочной пищи перед Великим постом-Масляница или Сырная Седмица.
9.Комбаттан—заговенье на Великий Пост.
10.Джеуаргуыба-груз.Георгоба-Колесование Святого Георгия-Уастырджи-УацГерги-УацДжеорджи. Конец ноября. Читаем начало поэмы Коста "Хетаг":
"Ох-хай,цы канон,загъ,ох-хай ца ма канон!...
Хетаджы Уасджиорджи,-табу дахицан!".
11.УацИлла-дигор.Елиа-Св.Илия-пророк.
12.Дигор.Никкола—Св.Николай.
Думаю,пока достаточно.Если пожелаете,то могу продолжить.


А теперь перейдем к храму РЕКОМ.
Читаем в статье Васо Абаева,посвященной работе Кузнецова, об этой святыне:
..."Большую ценность для суждения о состоянии Рекома в первой половине XIX века дают выписки из неопубликованного труда В. С. Толстого, посетившего Реком в 1847 году. Приводятся далее сведения о Рекоме, принадлежащие В. Б. Пфафу (1869), П.С. Уваровой (1879), В. Ф. Миллеру (1880), а также исследователям советского времени. Из «Терского календаря» на 1910 год узнаем о том, что Реком основан в XIII веке братьями Чарджановыми (ос. Царазонта). Основания для такой датировки не приводятся, но при отсутствии более надежных данных она заслуживает внимания. Автор справедливо замечает, что при всей своей уникальности Реком как историко-архитектурный памятник и связанный с ним археологический материал «до сих пор не опубликован и не интерпретирован. Между тем именно Реком, в силу непрочности и недолговечности своего материала, особо нуждается в подобном исследовании».
Детально обрисовав историю и современное состояние Рекома как памятника материальной культуры, автор делает попытку восстановить его историю как памятника духовной культуты. Статус Рекома как наиболее древнего и известного по всей Осетии «дзуара», т. е. святилища, привлекает к нему пристальное внимание не только археолога, но и историка религии. Мы имеем дело с в высшей степени архаичным религиозным памятником. Прав В. А. Кузнецов, когда он пишет: «Скромная деревянная церковь на поляне «Рекомы фаз» играла, несомненно, выдающуюся, роль в духовной жизни осетинского общества». Но о какой именно религии идет речь? По мнению В. А. Кузнецова, в истории Рекома было 3 периода: 1) языческий, 2) христианский, 3) языческий. Это значит, что в XIII—XIV вв. осетины Алагирского ущелья были язычники, потом восприняли христианство, а позднее снова впали в язычество.
Трудно согласиться с такой периодизацией. Уверен, что сами осетины даже не заметили, что в период от XIII до XIX вв. они пережили глубокие религиозные трансформации: от язычества к христианству и обратно. Противопоставляя «языческий дзуар» христианской церкви, автор упускает из виду, что термин дзуар в своем генезисе такой же христианский, как церковь (аргъуан). Он идет от грузинского джвари 'крест' и, стало быть, связан с христианством, а не с язычеством. Не случайно чисто языческие божества осетин, как бог-кузнец Курдалагон, бог охоты Афсати, бог водного мира Донбеттыр не имеют специальных святилищ и не называются «дзуарами». Статус «дзуаров» присущ только христианским святым: святому Георгию (Уастырджи), пророку Илье (Уацилла), Архангелу (Таранджелоз). Естественнее думать, что с самого начала христианизации осетин-алан в X в. их религиозное состояние характеризовалось причудливым смешением христианских и языческих черт, основанном на взаимной адаптации обеих религий. И здесь не было ничего специфического именно для осетин. Такой же тип религиозного «синкретизма» мы находим в древней Грузии, в древней Руси, у древнегерманских племен и т. д. Повсюду христианство накладывалось как поверхностный слой на мощный субстрат языческих верований и культов.
Автор отмечает, что в церквах Ушгула и Кама в Сванетии зафиксированы такие же реликвии и в таком же количестве, как в Рекоме. Но тут же замечает: «Церкви Сванетии, в отличие от Северной Осетии, не были языческими святилищами». В чем же по существу заключалось различие? Я имел возможность лично познакомиться со святилищами и связанными с ними праздненствами в Сванетии, у горных грузинских племен мохевцев и мтиульцев. Для Хевсуретии я могу опираться на сообщения и труды покойного грузинского этнографа Веры Варденовны Бардавелидзе. И берусь утверждать, что никакой принципиальной разницы, ни историко-культурной, ни функциональной, между осетинскими дзуарами и грузинскими хат'и (так горные грузины называют свои святилища) не существует. В моем родном селении Коби по Военно-Грузинской дороге было святилище «Атынаг». Летом перед началом сенокоса здесь справляли большое праздненство. На него сходились не только осетины, но и мохевцы. И ничто не указывало на то, что осетины и мохевцы — представители двух разных религий, языческой и христианской. Напротив, царили полное единство и взаимопонимание. То же самое было на празднике «Ломис» в верховьях Арагвы, где собирались вместе осетины и мтиульцы. Можно как угодно характеризовать эти верования, но несомненно, что они были едиными для всего христианского горного Кавказа. Да и в плане архитектурном «Реком,— по словам В. А. Кузнецова,— не является каким-то непонятным исключением и не выпадает из общей линии развития христианского зодчества в горах Центрального Кавказа».
Предлагаемая автором датировка основания Рекома (не ранее X века) полностью убеждает, равно как утверждение об особо высоком общественном и национальном статусе этого святилища. Справедливо подчеркивается тесная связь Рекома с Грузией, начиная с его основания и в течение всей его последующей истории.

#18 написал: Хохаг (9 марта 2011 14:14)
Теперь переходим к статье В.С.Толстого,посетившего Реком в 1847 г. и внимательно читаем:
"... на один бок подавшееся деревянное рубленое строение из самого лучшего строевого соснового леса, вида богатой русской избы с русскою крышею о двух покатах, из сосновой драни, имеющего одну покатость длиннее другой; в стене под фронтоном виднелось закрытое окошко, имеющее вид узкой бойницы, а под ним на широкой полке много огромных туровых рогов... Вход в ограду был с юго-западной стороны; отсюда же строение имело окно, подобное двум другим... к югу к главному строению была узкая пристройка, в которой с юго-западной стороны виднелась дверь, окованная частыми железными полосами, под перекрестками которых вбиты были пробои, в каждом из них висело по железному колечку... В роде узких сеней были наполнены хламом осетинских жертвоприношений, но в углу стояла медная купель для совершения святого крещения и пустой киот... Тут же лежало несколько колоколов, из которых самый большой почти в аршин вышины, имел следующую надпись на грузинском языке: «Пожертвовано из фамилии царей Багратионов, сыном царевичем Шахнавазом, Георгием, в осетинскую святого отца церковь». Год грузинского хроникона 376, соответствующий нашему исчислению 1688». В интерьере «видно было, где прежде стоял иконостас и место престола; издревле стены были обтянуты какою-то тканью, а западная в одном месте ковром, от которого теперь остались лишь висячие лоскутки. На полке нашли складной образ с двумя ставнями, но столь древний, что ничего нельзя разобрать; доска с набитым железным листом, на котором выбито выпухло и хорошо сохранено в рамках изображения каких-то конных святых; эта доска должна быть один из боковых косяков царских дверей. Киот в пол-аршина вышины, обрамленный полосою листового железа, на которой выбиты выпухло разные украшения и четыре изображения святых: у одного грузинскими буквами обозначено Святая Нина, у другого Святой Иоанн Предтеча; двух других нельзя разобрать... Нашли мы тут же: лоскуток полотна с изображением, всадником Святого Георгия Победоносного, вероятно, это остатки хоругви; большой лоскут богатой бархатной парчи и, наконец, современных суздальского писания два образа Божией Матери, из которых один изображал Федоровскую, а другой мне неизвестно. Тут еще валялись толстые круглые сердолики и агаты, по-видимому, принадлежавшие ожерелию и много разных видов и металлов сережки и кольца. На земляном полу лежал круглый, остроконечный стальной шишак, а стальною полосою опускающуюся перед лицом и с назатыльником из кольчуги; изломанный лук и один угол был завален сотнями хорошо сохранившихся разновидных стрел".

В. С. Толстой был первым, кто дал подробное описание Рекома и хранившихся в нем реликвий. Записи Толстого ценны тем, что они позволяют с достаточной достоверностью и точностью представить себе первоначальный облик самого здания, интерьер и его убранство, функциональное назначение сооружения и характер первоначально представленной здесь культуры. Поэтому сведения В. С. Толстого имеют для нас значение одного из важнейших источников.

В 1852 г. Реком осмотрел А. Головин, писавший: «святыня Реком, которая почитается одной из древних знаменитостей Осетии и для выражения чествования которой на языке Оссетин не достает слов» (3, с. 451). Ничего существенно нового А. Головин не сообщил.

Более ценная информация о Рекоме содержится у В. Б. Пфафа, побывавшего в Цее в 1869 г.: «Жители не помнят, чтобы лес Рекома когда-либо был возобновлен», т. е. жители с. Цей не помнили ни одного ремонта здания. Это существенно. В приделе Рекома «лежала громадная куча стрел, сломанных луков и колчанов. Из-под этой кучи стрел один из моих спутников с большим трудом вытащил копье, которое по преданию принадлежало осетинскому народному герою Осибагатару». На стенах основного помещения святилища висели истлевшие ткани, на одной из них «довольно большой персидский ковер, тоже почти совсем уже сгнивший». Деревянный иконостас почти совсем развалился, на полу лежали множество стеклянных бус, пуговиц, серебряных и медных монет, глиняные фигурки оленя, коровы, овцы, утки и т. д., нанизанные на нитку орехи. Особо упоминается «железный рыцарский шлем с приделанным к нему для защиты плеч панцирем и колчан, наполненный стрелами. Реком до сих пор считается первою осетинскою святынею», пишет В. Б. Пфаф . Как видим, наблюдения В. Б. Пфафа совпадают с описанием В. С. Толстого и подтверждают его достоверность. В связи со шлемом впервые упоминается имя легендарного Оси-Багатара. Также впервые опубликован рисунок Рекома, неточный в деталях, но в целом верно передающий его архитектурный образ .

В 1879 г. святилище осмотрела известный археолог-кавказовед П. С. Уварова, а в 1880 г. академик В. Ф. Миллер. Описание П. С. Уваровой в сравнении с предыдущими ничего существенно нового не дает, но благодаря опыту и знаниям исследовательницы сделан шаг вперед в некоторых интерпретациях. Так, говоря о шлеме Оси-Багатара, П. С. Уварова сравнивает его с хевсурскими шлемами чачкани и отмечает отсутствие копья и колчана, виденных В. Б. Пфафом. Следовательно, эти реликвии были утрачены в промежутке между 1869—1879 гг. П. С. Уварова впервые обратила внимание на декор входных дверей Рекома, обитых железом и с «византийскими четвероконечными крестами». Внутренняя дверь также украшена железным крестом и перекрещенными над ним «бронзовыми булавками, которые мы встречаем в коллекции Ольшевского и вообще в Комунтском могильнике» . Изображения булавок в действительности не бронзовые, а железные, но сравнение с древними бронзовыми булавками верное.

Описание В. Ф. Миллера сколько-нибудь новых сведений и наблюдений не содержит: есть упоминание стрел в «сенях», шлема Оси-Багатара, глиняных и фарфоровых фигурок животных, икон, свечей. Но впервые сделана попытка определения времени строительства здания во времена «влияния Грузии на Осетию». Определить это время более точно В. Ф. Миллер не смог. В своем известном труде «Терская область. Археологические экскурсии» В. Ф. Миллер повторяет описание П. С. Уваровой, а относительно даты Рекома отмечает: «неизвестно, к какому времени относится постройка храма Рекома» . К описанию Рекома приложен его рисунок, более точный, чем у В. Б. Пфафа. Позже в «Древностях» было опубликовано краткое сообщение В. Ф. Миллера о Рекоме.
Последующие описания Рекома дореволюционными авторами в основном повторяют текст П. С. Уваровой, почти не добавляя нового. Среди них назовем публикации Н. Я. Динника , Г. А. Вертепова (с хорошей фотографией Рекома, А, М. Дирра . В статье последнего отметим, что во время его посещения внутри Рекома «было совершенно пусто», не осталось ни стрел, ни глиняных фигур животных, ни шлема Оси-Багатара. Видимо, к 1910 г. реликвии Рекома были расхищены почти полностью. А. М. Дирр указывает дату «основания» Рекома 1382 г., не ссылаясь при этом на источник, но ясно, что эта дата им позаимствована из «Терского календаря на 1910 год». Однако в «Терском календаре» указана дата «основания» не Рекома, а селения Цей, что не одно и то же (авторы календаря также не ссылаются на источник этой интересной даты).

Все сказанное выше,дорогшие читатели,вы и сами можете легко найти в интернете. С уважением.

#19 написал: Альфред Казарин (16 мая 2011 18:22)
Ваша книга, мне очень понравилась.
Я не против христианства, мусульманства, буддизма и прочих религий. Но, я знаю точно (!) что религия наших предков - алан, наша религия более глубокая, что-ли... Не случайно, же коста хетагуров написал такие строки: "... вселенная отечество мое" - это не напишет, по-моему ни один мусульманин, ни один христианин или иудей. Может только буддист напишет. Эти слова может написать только приверженец аланской религии о едином Боге.
Сейчас начитанные господа тут же меня начнут опровергать и приводить какие-нибудь подобные стихи,написанные.. - да кем угодно ... но их слова для меня шелуха - их слова это софистика.
Конечно, мы осетины не христиане. Ну есть среди нас и мусульмане, и христиане и .. кто угодно. В целом наша религия не христианская. А какая?
Да, магкеев придумал ей название "асовская" - неплохо, в принципе, можно и так назвать.
У нашего народа слишком много врагов. Очень много. Врагов много, потому, что слишком много тех кто украл и присвоил нашу историю, кто они разворовал нашу религию. Им, всем конечно не выгодно, если мы "очухаемся" и будем ТРЕБОВАТЬ ТО ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ НАМ ПО НАСЛЕДСТВЕННОМУ ПРАВУ. поэтому их потомки и бесятся когда видят такие книги как эту - магкеева, где сделана попытка "разбора" что есть что.
Нас - осетин, многие поддерживают.
И особенно жаль бывает, когда сами осетины, начинают с пеной у рта защищать чужие ценности. Нужна терпимость.
Я не против тех осетин, которые проповедуют ислам, естественно я не против тех кто проповедует христианство, но зачем же так, именно С ПЕНОЙ У РТА оскорбительно высказываться в отношении автора и тех кто его поддерживает?
Это могут быть по крови и осетины, но по духу - это НИКТО!
Ещё я хочу сказать всем осетинам, всем тем кто считает себя осетинами: Бог каждому народу дал религию!
У каждого народа на этой земле есть свое предназначение. И если народ это свое предназначение не выполняет- он обречен на исчезновение. У нас есть свой личный язык- осетинский. И если мы не "поднимем" его то мы его потеряем, а если мы его потеряем, то мы обречены.
Религию свою мы уже почти потеряли. Сейчас мы пол-народа.
Обиднее всего, что те от кого зависит развитие нашего языка- руководители республики этого не понимают. Но что удивляться? НО, этого не понимал НИКТО из предыдущих руководителей- иначе нация бы не была в таком безысходном состоянии в плане языка.
Надо, надо делать то что по силам каждому! И Я поздравляю Магкеева- получилась хорошая книга, которая направляет человека к размышлению.








































Хорошая книга.

Не обращайте внимание на комментарии
т.н. "православного осетина". Он - никто! Когда читаешь такие комментарии, то понимаешь и ясно видишь, что перед тобой враг.
Настоящий осетин, с той религией, которую попытался раскрыть нам в своей книге магкеев- терпимая религия.
А зачем так сильно кричать, "православный"?
Я даже не хочу обращаться к нему - он этого не стоит.
Ему не понравился патриотизм магкеева, который в конечном итоге должен привести к пробуждению самосознания народа - ну это понятно.
У нас слишком много врагов. И когда видишь вот такие возгласы - знай это враг, не важно что у него написано в паспорте. И осетин может быть врагом. это нормально- предатели и приспешники были всегда. Не надо думать, что мы осетины какой-то особенный народ. Мы не лучше и не хуже других народов. Это надо взять за аксиому! Тогда на такие комментарии даже внимания не будете обращать- собака лает, а караван идет.
Говорят, что у алан была письменность и были источники - и это абсолютная ПРАВДА! По другому просто быть не могло! И наша задача, отыскать хотя бы следы этих источников. Хотя бы следы.
В принципе, даже то что мы сейчас имеем - эпос, традиции, и то если их начать научно изучать то легко можно "от обратного" выйти на первоисточник.
А русским я лично благодарен - они много помогли нашему народу. Правда и народ мой сполна отплатил русским помог России и продолжает помогать. И настоящие русские это видят и понимают. Просто трудно России сейчас - евреи связали ее по рукам и ногам и вытянет ли Россия это бремя.. ? У России тоже свои интересы от алан - ну что ж - это нормально. Такова "селяви". Нужно сотрудничать.























#20 написал: IRON (3 ноября 2013 22:50)
Пробудившийся,
Сказал безупречно точно, подобно овцам) Наш народ на грани вымирания как вид, опомнитесь люди начните мыслить, а не тупо верить во все что вам навязывают, судьба АЛАНИИ в наших руках, время действовать ГОСПОДА!!!

#21 написал: Кошты (19 января 2015 02:13)
а что собственно плохого говорит Макеев Д.Б. всего лишь чтить и любить свои традиции, ама цый чи не мбары уый Ирон нау !


Хорошая книга.

Не обращайте внимание на комментарии
т.н. "православного осетина". Он - никто! Когда читаешь такие комментарии, то понимаешь и ясно видишь, что перед тобой враг.
Настоящий осетин, с той религией, которую попытался раскрыть нам в своей книге магкеев- терпимая религия.
А зачем так сильно кричать, "православный"?
Я даже не хочу обращаться к нему - он этого не стоит.
Ему не понравился патриотизм магкеева, который в конечном итоге должен привести к пробуждению самосознания народа - ну это понятно.
У нас слишком много врагов. И когда видишь вот такие возгласы - знай это враг, не важно что у него написано в паспорте. И осетин может быть врагом. это нормально- предатели и приспешники были всегда. Не надо думать, что мы осетины какой-то особенный народ. Мы не лучше и не хуже других народов. Это надо взять за аксиому! Тогда на такие комментарии даже внимания не будете обращать- собака лает, а караван идет.
Говорят, что у алан была письменность и были источники - и это абсолютная ПРАВДА! По другому просто быть не могло! И наша задача, отыскать хотя бы следы этих источников. Хотя бы следы.
В принципе, даже то что мы сейчас имеем - эпос, традиции, и то если их начать научно изучать то легко можно "от обратного" выйти на первоисточник.
А русским я лично благодарен - они много помогли нашему народу. Правда и народ мой сполна отплатил русским помог России и продолжает помогать. И настоящие русские это видят и понимают. Просто трудно России сейчас - евреи связали ее по рукам и ногам и вытянет ли Россия это бремя.. ? У России тоже свои интересы от алан - ну что ж - это нормально. Такова "селяви". Нужно сотрудничать.[/quote]

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • «Караван сновидений» отправляется в путь
  • Семьсот признаний в любви. Природе
  • Аланская баллада
  • Разведка туристом
  • «Библионочь» удалась!
  • «Ростелеком» проводит оптику в пригороды Владикавказа
  • Безусловность условности
  • Со звездами
  • «Визитная карточка» в творчество
  • Дугъ
  •   Архив
    Май 2017 (24)
    Апрель 2017 (40)
    Март 2017 (56)
    Февраль 2017 (51)
    Январь 2017 (62)
    Декабрь 2016 (65)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru