поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Литератор, ученый, гражданин…
Автор: 00mN1ck / 5 июля 2011 / Категория: Газета СО
Видному представителю осетинской культуры Батырбеку Асланбековичу Туганову исполнилось 145 лет

Литератор, ученый, гражданин…В осетинскую литературу Туганов вошел в начале ХХ века как яркий и самобытный писатель, чьи произведения отражали насущные проблемы осетинского общества, в том числе правовые. В пьесе «Параллели» он рассуждает о сущности самого понятия преступления, полагая, что борьба между антагонистическими классами в капиталистическом обществе является главной причиной преступлений. Вместе с тем, находясь на гуманистических позициях, всякую борьбу человека с человеком он считал преступлением.
Интересны взгляды Туганова на государственно-правовое устройство. Он был убежден в том, что право является продуктом действия законов справедливости, а в условиях буржуазного общества понятия «права» и «справедливость» не совпадают. А в таких условиях, говорит один из героев «Пьесы без названия», «нет логики в деятельности высшего органа государственной власти буржуазной республики – парламента и его депутатов, ибо парламенты – продукт политической борьбы, и вся работа в них – усилия по присвоению себе как можно больше прав и как можно больше обязанностей возложить на плечи трудящихся».
Обличительной критике подверг Батырбек Асланбекович Туганов царскую систему права. В незавершенной повести «Батанако Тембот» устами своего героя Туганов говорит, что в России законы существуют, но не исполняются, так что народ о них ничего не знает, а все дела делаются только по приказанию начальства. Он критиковал бюрократизм в государственном управлении, ратуя за правовое государство.
Резкой критике подверг Туганов кражи и абречество, показывая их истинный противозаконный и антигуманный смысл. Сравнивая такие категории, как справедливость и право, Туганов оставил за первым пальму первенства, считая, что человек имеет право отнять силой кусок хлеба для того, чтобы не умереть с голода. Но это право автор оставлял лишь за тем, кто сам хлеб растил, только он мог отнять кусок хлеба у того, кто его не выращивал.
Свой протест против существования в осетинском обществе кровной мести Туганов выразил в рассказе «По адату». В центре рассказа дилемма: должен ли брат убитого мстить убийце, если последний уже отбыл наказание, определенное по закону? После долгих размышлений герой отказывается от кровной мести.
Хорошо понимая, что обычай так же, как и закон, создается людьми, Туганов выделял нравственную сторону правотворчества. Его мысли схожи с воззрениями известных в то время правоведов Ч. Беккариа и В. Скотта.
Мне также удалось выявить интересный архивный документ, ярко раскрывающий политические воззрения Туганова, – донесение начальника Терского областного жандармского управления В. М. фон-Оглио. О кандидате в выборщики во II Государственную думу, выдвинутом владикавказской социал-демократической организацией 29 января 1907 г., говорится:
«Некто Владимир Игнатьевич, он же Батыр Туганов, сын генерал-майора, осетин по происхождению, состоятельный домовладелец в городе Владикавказе и состоящий гласным в городской думе. Означенный Батыр-Бек Туганов принадлежит влиятельной землевладельческой фамилии в Осетии, выделившей из своей среды нескольких лиц, занимавших видное положение на государственной и общественной службе.
Он интеллигент, женат на русской и по убеждениям социал-демократ, но, так сказать, теоретик-социалист, так как агентурное наблюдение не давало указаний на его активную вредную деятельность; среди населения популярность его выдвинулась благодаря его гуманному отношению к пролетариату, что он имел возможность проявить в должности гласного городской думы; осетинским же националистом он не считается.
Единственным, как бы пятнающим обстоятельством Туганова в политическом отношении можно считать нахождение его адреса при ликвидации «Ростовского бюро Всероссийского железнодорожного союза». Последствием чего, согласно секретному предписанию заведующего полицией на Кавказе от 29 августа 1906 года за
№ 6136, он, Туганов, 24 сентября того же года был в порядке военного положения обыскан и заключен в тюрьму. Причем по безрезультатности обыска, а также и по телеграмме помощника начальника Донского областного жандармского управления в Ростовском округе, Туганов того же 27 сентября был освобожден, самое же дело о «Ростовском бюро» по имеющимся сведениям было прекращено.
Тем не менее на прошедших в городе Владикавказе 21 сего января выборах названный Туганов прошел в числе других в выборщики от Терской области от избирательной рабочей партии (в сущности партии социал-демократов), но с достаточной уверенностью можно сказать, что Туганов правее своих соизбранников, прошедших благодаря проискам кадетской партии, агитировавшей за своих кандидатов под флагом беспартийности. В деятельности Туганова до настоящего времени не проявлялось ничего, что бы давало основание считать его опасным в политическом отношении».

Таким образом, правовые вопросы в творчестве Б. А. Туганова, занимающие в нем одно из ведущих мест, дополняют целостную картину правовых воззрений дореволюционной осетинской интеллигенции. К сожалению, дальнейшая деятельность Туганова в советский период, а он занимал ответственные посты в Правительстве РСФСР в начале 20-х годов, до сих пор практически не исследована.

лучший частный самолет gulfstream
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru