поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Прошлое и культура
Автор: 00mN1ck / 23 мая 2014 / Категория: Газета СО
Осетинская культура сегодня в числе других находится на переходе из мира традиций в мир истории. Повсеместно происходит диалог культур, не всегда безопасный для сохранения специфических черт так называемых «малых народов». Буквально насаждаемый в различных регионах мира феномен массовой культуры серьезно угрожает сохранению культурного наследия любого народа, для чего уже недостаточно только «стихийных» механизмов ее самовоспроизводства, естественного усвоения и передачи через семью и традиции. Чрезвычайно актуальными становятся реконструкция разрушенных исторических связей и поддержание адекватной исторической памяти.
Культуре осетин повезло на талантливых, выдающихся исследователей (A.M. Щегрен, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский, В.И. Абаев, Ж. Дюмезиль и др.), которые помогали и помогают спасти ее от забвения, понять истинные начала, а самому народу – глубже осознать себя как единую духовную общность и как органическую часть человечества. Народ всегда ограничен в возможности самопознания, когда нет тех, кто помогает ему взглянуть на себя со стороны. А именно уровень самопознания в конце концов и есть уровень культуры.
В XXI столетии скорость перемен во всех обществах во много раз быстрее, чем в минувшие века. Прежде эта задача решалась с малозаметными потерями в самобытности народов, ибо перемены были менее стремительными, охватывая несколько поколений. Современные условия – быстрые и крупные по своим масштабам перемены – требуют таких же быстрых и эффективных решений.
Сказанное, по справедливой оценке В.А. Кузнецова, было осознано руководством Международного общественного движения «Высший совет осетин» во главе с профессором Борисом Басаевым. Он внес предложение о проведении второго (первый состоялся почти полвека назад в 1966 г.) научного форума «Этногенез и этническая история осетин». При активной поддержке Главы РСО–А Таймураза Мамсурова, ряда государственных и частных организаций, «Высший Совет осетин» 21–22 мая 2013 года провел во Владикавказе названный конгресс. По признанию участников и гостей данного форума, он прошел «на высочайшем уровне». Высокий состав участников обеспечили как российские, так и зарубежные ученые: В.А. Кузнецов, Ю.С. Гаглойти, М.Н. Погребова, В.Б. Ковалевская, Л.А. Чибиров, М.М. Герасимова, С. В. Кулланда, Алан Кристоль, Кристоф Пиле, Мишель Казанский, Жан Перин, Бела Ковач и др.
Уже после завершения работы конгресса было реализовано два проекта, в издании которых велика заслуга Б.Б. Басаева: 1) «Этногенез и этническая история осетин. Материалы международного конгресса», Владикавказ, 2013; и 2) «Памятники алано-осетинской письменности». Владикавказ, 2013.
В «Материалах» помещены все доклады, в том числе те, авторы которых по разным причинам не смогли приехать во Владикавказ. Разумеется, как отметил научный редактор В.А. Кузнецов, «никаких изменений, исправлений или сокращений в публикуемых материалах не допущено. Докладчики были настолько авторитетными в своей области специалистами, что научный редактор счел для себя некорректным вносить изменения в их доклады». Материалы конгресса дополняют приложения, в том числе и фотоблок. «Благодаря им читатель получит и зрительное представление о работе конгресса».
Трудно переоценить значение издания «Материалов». Как сказал бывший посол Франции в РФ Жан Перин, «итоги надо теперь изучать с целью идти дальше. Конгресс показал значение и глубокое содержание аланской культуры».
В сборнике докладов представлены исследования ученых разного профиля: историков, археологов, этнографов, лингвистов, фольклористов, антропологов. В «Материалах» отражено наличие нескольких дискуссионных тем в изучении этногенеза осетин – анализ взаимосвязей носителей кавказских и иранских языков, характеристика культуры ранних алан по результатам последних археологических раскопок, роль нартовского эпоса, как источника по ранним этапам истории современных осетин. Много новой информации о культуре и менталитете предков осетин содержат разнообразные источники, отражающие пребывание алан в Западной Европе (М.Н. Погребова, В.Б. Ковалевская, СВ. Кулланда).
Вторая книга, опубликованная под грифом Международного общественного движения «Высший совет осетин», – «Памятники алано-осетинской письменности» (Владикавказ, 2013). Уже из названия видно, что в ней рассматриваются некоторые эпиграфические памятники, имеющие отношение к прошлому осетин. О научном значении надписей на камнях точно выразился известный этнограф Л.И. Лавров: они «близки по своей научной значимости к старинным рукописям».
Первая часть (сс. 12-153) рецензируемой книги посвящена проблеме перевода знаменитой Зеленчукской надписи – самого крупного памятника алано-осетинской письменности раннего Средневековья, получившего международную известность» (В.А. Кузнецов). Во второй части (сс. 154-191) проанализированы некоторые другие памятники. Наиболее значимый из них – Трусовская надпись начала XIV в.
На правом берегу Суатисидон, напротив замкового комплекса Четойта, расположенного на левом берегу р. Суатиси, находится холм, сохранившийся под тремя названиями: Четойты уалмардта, Барзыбын и Гыбыдтыбын. Холм обнесен булыжной ниточкой. На холме внутри ограды, сложенной из обработанных камней, тридцать лет назад в ходе экспедиции были обнаружены руины кувандона (святилища). Скорее всего, здесь хоронили сначала на западной стороне, затем – на восточной. В качестве кладбища холм использовался дважды. Визуальные наблюдения показали, что на холме 386 захоронений, в том числе несколько могил довоенного времени. Данный (второй) этап использования холма в качестве кладбища начинается в конце XVIII века. По резонному предположению В.Х. Тменова и Р.Г. Дзаттиаты, под верхним слоем могил на некоторой глубине находится второй слой. Косвенно это подтверждает найденный здесь этнографом В.К. Тотровым аланский надгробный крест XIV века. На нем четко видна надпись, выполненная на осетинском языке сирийско-несторианским письмом. Она гласит: «Х[уы]цауы цагъар Ван ама[р]ди. Ай [ы]н мыс[и]н[а]гы тхай [ы]н ыс ко[т]тон Х[ы]лыкъ[а]х. Хъ[а]нг[ы]н дан Ал[ы]хъацты [м]м[ы]гг[а]гай». В переводе означает: «Божий раб Иван скончался. Это памяти ради ему сделал я Хылках. Удрученный я есть из Алкасовых фамилии». Под надписью стоит дата, в современном летоисчислении соответствующая 1326 году.
В целом обе изданные «Высшим советом осетин» книги порадуют не только специалистов, но и широкий круг читателей. По словам председателя ВСО, профессора Б.Б. Басаева, в ближайшее время будет издана серия монографий ученых, изучающих ранние этапы истории алан-осетин. Таким образом, названная общественная организация не на словах, а на деле содействует сохранению духовной культуры осетин.

Автор: Ф. Гутнов, доктор исторических наук, профессор
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • Куда приводят мечты?
  • Мариинские вечера
  • К нам едет Дирижер!
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • О родном слове
  • Сквозь годы…
  • "Сарматская конница" "въехала" в Прагу
  • Аншлаг за аншлагом
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  •   Архив
    Октябрь 2017 (26)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru