…Смотришь на нее – и невольно думаешь: вот именно такой и должна была, наверное, быть гриновская Ассоль. Тоненькая. Пушистые волосы, падающие на плечи. Большие лучистые глаза. Лицо, от которого, нежного и одухотворенного, словно исходит свет… А когда начинаешь расспрашивать ее, молодую владикавказскую художницу Анну Махарашвили, о том, как получилось, что нашла она, талантливый и глубоко влюбленный в красоту бытия человек, себя именно в творчестве, она смущается – и улыбается. Тоже удивительно светло. И в глазах ее вспыхивают теплые искорки: – Нет, дома у нас, в семье, художников не было – и к искусству отношения никто тоже никогда не имел. Просто получилось так, что жили мы по соседству с Детской художественной школой имени Тавасиева. А я любила рисовать. Вот меня туда и отдали учиться… …А потом было поступление на факультет искусств СОГУ. Аня – из его восьмого по счету выпуска. В числе ее наставников-педагогов – мастера, чьи имена на слуху и в Осетии, и не только в Осетии: Таймураз Маргиев, Олег Басаев, Агунда Тандуева, под руководством которой Анна защищала диплом, светлой памяти Залина Хадарцева… И уже тогда, в вузе, она серьезно увлеклась станковой графикой. В чем немалую роль сыграл один из ее преподавателей, сам истово влюбленный в этот жанр – Эльбрус Цогоев. – Я училась уже на третьем курсе. И как раз выбирала себе специализацию. А графика мне нравилась всегда – как и техника черно-белой фотографии, – снова улыбается Анна. – И очень запомнились тогда слова, которые Эльбрус Цогоев нам, своим студентам, сказал на одном из занятий: «Сделать «черно-белую» работу так, чтобы она казалась цветной и воспринималась как цветная – вот это и есть в графике показатель настоящего мастерства…» …Сама Анна Махарашвили, человек предельно скромный, самокритичный и ожесточенно требовательный к себе, убежденно считает: ей до вот этого «настоящего мастерства» еще ой как далеко. С чем, в свою очередь, категорически не согласны ее коллеги по цеху, поклонники ее таланта, внимательно следящие за тем, как у него крепнут крылья – и, конечно же, ее ученики, которые свою Анну Руслановну обожают. А педагогический ее стаж, кстати – уже пятнадцать лет. Еще на четвертом курсе СОГУ Анну Махарашвили пригласила на работу в ДХШ им. С. Тавасиева ее директор Аза Быдтаева, у которой сама Аня когда-то училась. С тех пор молодая художница и преподает здесь, в своей первой альма-матер. «И всю душу вкладывает в работу с детьми», – подчеркивают ее коллеги-педагоги. За плечами Анны Махарашвили, члена Союза художников России – успешное участие уже в целой череде выставок. Молодежных, республиканских, зональных – проходивших и во Владикавказе, и в Майкопе, и в Краснодаре… А в среду, 29 октября, в Музее истории Владикавказа открылась ее первая персональная выставка. 30 графических листов, созданных с 2000-го по 2014 год – и объединенных очень светлым и простым названием: «Что-то из детства»… – Наш музей, где выставки работ владикавказских художников уже вошли в традицию, давно следит за творчеством Анны. Потому что она – один из тех мастеров, кто затрагивает в нем, в своем творчестве, темы вроде бы тоже простые, но близкие каждому. В ее работах оживают вещи и сюжеты, мимо которых мы подчас проходим, и не замечая их. Но тем сильнее они трогают душу, если в них всмотреться, – такими словами открыла эту выставку заведующая Музеем истории Владикавказа Елена Габоева. – А еще выдам секрет: сама Аня сначала сопротивлялась нашей идее выставить здесь ее работы. Смущенно заявив, что ей «нечего показать»… «Пруд в ожидании затих…», «Пустой город», «Пейзаж с месяцем», «Еще раз про Красную Шапочку», «Духи предков», «После дождя», «Подводная тайна», «Старая церковь», «Ангелы-хранители»... Названия графических листов Анны Махарашвили, представленных здесь, на выставке (а в основном это черно-белая графика), звучат как стихи и музыка. А сплетение черного и белого на этих листах, кое-где скупо тронутое и оттененное алым, голубым, серым, завораживает – и превращается в волшебство. И тебя затягивает туда, в эту ожившую сказку. Где невесомо покачивается на воде, у дощатого лодочного причала, осенний кленовый лист – и звенят на ветру камыши, где в сердце причудливой раковины, дремлющей на морском дне, может спрятаться целый город, идет по тропинке сквозь дремучий еловый лес Красная Шапочка, тянутся к небу тяжелые, мокрые от дождя зонтики и венчики луговых цветов, а парусный корабль, взлетающий к звездам на гребне штормовой волны, осеняют своими крыльями ангелы-хранители с такими пронзительно человеческими лицами… А еще на выставке можно познакомиться с замечательными иллюстрациями Анны Махарашвили к книге израильского писателя Рекса Фишера с озорным названием «Послеполуденные беседы акулы Таточки и девочки Таты, правдивые и не очень», которая в прошлом, 2013 году вышла в Москве, в издательстве «Копирайт». Это сказочная повесть о девочке, которая дружит с животными. А ее оформление стало для Анны первым большим опытом работы в таком жанре, как книжная графика. И, несомненно – удачным. – Получилось все случайно, – рассказывает она. – С автором этой повести знакома моя подруга, которая узнала от него, что он ищет для своей книги иллюстратора. Вот так мы и «списались» через Интернет… А теперь планируется издание этой повести и на английском языке. …Теплые слова о творчестве Анны Махарашвили звучали в стенах музея в тот день и из уст ее коллег по ДХШ им. С. Тавасиева, ее педагогов – члена-корреспондента Российской академии художеств Олега Басаева и искусствоведа Валентины Зимы, ее соратников по кисти – владикавказских художников… И все единодушно желали этому творчеству высокого полета – и взятия новых вершин и перевалов. А «СО», в свою очередь, с удовольствием присоединяется: пусть эти пожелания сбудутся – и как можно полнее!..
К. Фарниев (фото) Автор: Е. Толоконникова |