поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Высечено сердцем
Автор: 00mN1ck / 30 декабря 2014 / Категория: Газета СО
Во Владикавказе открылась выставка, посвященная 120-летию Сосланбека Тавасиева

Высечено сердцем…Сосланбек Тавасиев. Для Осетии и ее изобразительного искусства это – не просто имя: это – вершина, бренд, Эверест. А сам он навсегда остался в памяти современников и потомков не только скульптором, чей талант потрясал и завораживал, но и человеком совершенно удивительной судьбы, в которой отразилась, как в легендарном «небесном зеркале» из нартских сказаний, вся история его поколения – героическая, непростая, полная испытаний…
Мальчишка-горец из маленького осетинского селения Фаснал, керменист, участник Гражданской войны, один из первых в Осетии кавалеров ордена Боевого Красного Знамени, молодой художник-самородок, чьи работы с огромным успехом экспонировались в начале 1920-х годов на проходивших во Владикавказе выставках… А потом была учеба в Петрограде, на скульптурном отделении Высшего художественно-технического института, у одного из «отцов-основателей» советского изобразительного искусства Александра Матвеева. Было громкое всероссийское и всесоюзное признание. Было звание народного художника Северной Осетии, присвоенное в 1955 году Сосланбеку Тавасиеву за работу над великолепным памятником Коста, украшающим сегодня Театральную площадь во Владикавказе – работу, в которую мастер вложил щедро, без остатка, талант и сердце. И – звание народного художника Башкирии и лауреата Государственной премии СССР, которых Сосланбек Тавасиев был удостоен за памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, торжественно открытый в Уфе в 1967 году. Четверть века отдал наш земляк созданию этого шедевра – самого большого конного монумента в России, изображение которого помещено на гербе Башкирии и о котором зарубежные искусствоведы восторженно писали: «Памятник Петру I работы Фальконе на Дворцовой площади в Петербурге стал символом расцвета европейского искусства. Памятник Салавату Юлаеву работы Сосланбека Тавасиева – это символ расцвета Азии»…
В четверг, 25 декабря, Осетия отметила 120-летие со дня рождения Сосланбека Дафаевича. И в тот же день в залах Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова открылась выставка скульптуры и графики Мастера, посвященная этой юбилейной дате, гостями которой стали представители руководства Парламента и Министерства культуры республики и творческих кругов Владикавказа.
…35 скульптурных работ Сосланбека Тавасиева, выполненных в дереве, гипсе и камне, которые бережно хранятся сегодня в фондах «Тугановского» музея, 20 его графических произведений – и редкие фотографии, не менее красноречиво рассказывающие о нем и как о художнике большого и щедрого таланта, и как о человеке с такой же большой и широко распахнутой навстречу миру и людям душой… Как поделилась, общаясь с журналистами, заместитель директора музея по научной работе Людмила Бязрова, выставка эта – по-настоящему уникальна. Во-первых, потому, что многие работы скульптора, представленные на ней – особенно ранние, – широким кругам наших ценителей Прекрасного сегодня, можно сказать, практически не известны. Потому что они уже очень и очень давно во Владикавказе не выставлялись. Кстати, большинство из них – это дары самого Сосланбека Тавасиева «Тугановскому» музею. А графические листы, вошедшие в экспозицию выставки, были предоставлены ее организаторам семьей Мастера – и тоже экспонируются на его родине, в Осетии, впервые. «Это – совершенно удивительная техника рисунка тушью и пером, которая открывает нам еще одну грань его таланта. Очень кропотливая, очень трудоемкая – и очень смелая», – подчеркнула Людмила Бязрова.
«Я горжусь тем, что, когда мне приходится общаться с выходцами из Башкирии и они узнают, что я осетин по национальности, из их уст сразу звучит в ответ: «А нам памятник Салавату Юлаеву сделал ваш земляк!..». И я благодарен организаторам выставки за то, что она вновь подарила нам возможность убедиться: Северная Осетия – это территория настоящего искусства!» – отметил на церемонии открытия выставки первый заместитель Председателя Парламента РСО–А Станислав Кесаев. Была с ним солидарна и министр культуры республики Фатима Хабалова: «Мальчик из высокогорного осетинского селения Фаснал, человек, чей жизненный путь стал отражением судьбы его страны, Сосланбек Тавасиев, великий скульптор, вырос в своем творчестве до фигуры планетарного масштаба. И при этом он всегда оставался патриотом Осетии…» Немало взволнованных и теплых слов о Мастере, о его творчестве, о его вкладе в сокровищницу культурного наследия Осетии и России прозвучало в тот вечер и из уст директора Художественного музея Аллы Джанаевой, скульпторов Михаила Дзбоева и Юрия Кцоева, искусствоведа Кромвеля Бязарти, директора ДХШ им. С. Тавасиева Азы Быдтаевой.. А сама эта выставка стала прекрасным предновогодним подарком для всех жителей и гостей республики. Снова наглядно убеждающим, какие могучие корни питают древо нашего изобразительного искусства. Корни, которыми мы должны гордиться – и истово беречь их…

К. Фарниев (фото)
Автор: Е. Коваленко
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Спектакль про непридуманное
  • Кусочек армянского солнца
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Северный адреналин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • Долго будет Карелия сниться
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Турецкая осень "Сармата"
  • Искусство осетинской примадонны
  •   Архив
    Декабрь 2017 (11)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru