поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
«Волшебная свирель» и другие мелодии Дзерассы Дзлиевой
Автор: 00mN1ck / 20 февраля 2015 / Категория: Газета СО
«Волшебная свирель» и другие мелодии Дзерассы Дзлиевой12 февраля в актовом зале Национальной научной библиотеки РСО–А в рамках совместного – Министерства культуры, Союза композиторов и главной библиотеки республики – проекта «Музыка для Вас» состоялась встреча с одной из лучших представительниц молодого поколения композиторской школы Осетии – Дзерассой Дзлиевой.
Встречу открыла искусствовед, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Зара Газданова, а «именинницу» представила публике известный композитор и педагог, заслуженный деятель искусств нашей республики Людмила Ефимцова.
Еще учась в Республиканском лицее искусств на отделении «фортепиано», Дзерасса с удовольствием стала посещать уроки композиции у педагога Елены Арзумановой и с неменьшим удовольствием пела в хоре Ольги Джанаевой, которая и посоветовала девочке всерьез заняться композицией у известного осетинского композитора Ларисы Кануковой. Позже были колледж искусств им. В. Гергиева (сразу два отделения – фортепианное и теоретическое), затем Санкт-Петербургская консерватория (класс композиции профессора А. Д. Мнацаканяна), где однокашниками Дзерассы стали небезызвестные сегодня наши земляки Вероника Джиоева, Вадим Чельдиев, Ирина Хамицаева, Рустам Мурадов, и, наконец – аспирантура. Тема диссертации Дзерассы – «Динамика развития песенно-хореографических форм осетинской свадьбы».
К периоду ее учебы в колледже относятся первые творческие опыты, такие, как, например, «Сольфеджио» для женского хора а капелла и поэма «Нарты» для струнного оркестра. А дипломной работой выпускницы консерватории стала кантата на стихи Коста Хетагурова для двоих солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, посвященная жертвам бесланской трагедии. Это серьезное произведение исполнялось хором Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (хормейстер – С. Хубежева) с оркестром Санкт-Петербургской капеллы под управлением А. Сладковского, солистами – лауреатами международных конкурсов Еленой Цаллаговой и Алексеем Чувашовым, а «Соната для фортепиано» в исполнении Рустама Мурадова звучала и у нас в стране, и за рубежом. Посетителям библиотеки была предоставлена возможность прослушать аудио- и видеофрагменты из произведений молодого композитора.
Дзерасса рассказала об интереснейшем проекте – детской опере-сказке «Волшебная свирель» по мотивам нартовского эпоса, которую она написала по заказу Ларисы Абисаловны Гергиевой. Еще один проект – это исполнение хором О. Джанаевой одного из произведений Д. Дзлиевой на Днях культуры Осетии в г. Сочи.
К 10-летию бесланской трагедии Дзерасса вместе с друзьями из разных уголков нашей родины – выпускниками Санкт-Петербургской консерватории – подготовила проект «IN MEMORIA», толчком к которому послужил найденный в Интернете Дневник бесланской школьницы Агунды Ватаевой, которая все три дня провела в том аду… И вот семь молодых композиторов выбрали для себя какие-то строки из дневника – и к ним сочинили музыку. Совершенно бесплатно, бескорыстно, безвозмездно. Это было потрясающе: в тишине зала звучали сначала слова девочки-заложницы из сентября 2004 года, а потом на зрителей лилась с экрана щемяще-грустная мелодия реквиема… Данный проект был горячо поддержан Центром современного искусства (Галина Тебиева) и лично Ларисой Гергиевой.
В настоящее время Дзерасса работает в СОИГСИ им. В. И. Абаева в отделе фольклора и этнографии. Она – обладатель гранта Президента России. Вся выигранная сумма – 140 тысяч рублей – пошла на создание мультимедийного проекта об осетинских народных инструментах и народной музыке. В столичных архивах на эти деньги были выкуплены 3 часа записей осетинских мелодий и песен 20-х годов прошлого века. Как только закончится реконструкция Национального музея РСО–А, на его сайте будет расположен этот бесценный материал.
Дзерасса ответила на многочисленные вопросы зала и выслушала пожелания использовать в своей работе переводы сонетов У. Шекспира на осетинский язык М. Дзасоховым, написать цикл хороших современных песен для осетинской эстрады, а также оперу и оперетту… И, безусловно, продолжить работу с архивами по возвращению в Осетию старых записей.
Итог встречи подвела Зара Газданова, отметив, что круг интересов молодого композитора и в творческой, и в научной работе достаточно обширен, а исходя из того, что уже сделано, можно говорить об интересном будущем молодого осетинского композитора Дзерассы Дзлиевой.

Автор: Н. Куличенко
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru