поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Властительница колец
Автор: 00mN1ck / 13 марта 2015 / Категория: Газета СО
Властительница колец…Дороги судьбы – они порой свиваются в неожиданный и причудливый узор. И не только судьбы человеческой, но и профессиональной. Особенно когда речь идет о человеке творческом, ярком, креативном, не перестающем азартно и вдохновенно «искать себя» в любимом деле. О человеке, который по складу своей души – одновременно и неистовый трудоголик, и тонкий романтик. Убежденный: сияющих, как роса на траве, самоцветных граней у Прекрасного не счесть. Только надо уметь увидеть и разглядеть ее даже в самых, казалось бы, простых и обыденных, на первый взгляд, мелочах, которые тебя окружают, – ликующую красоту бытия. Разглядеть, чтобы показать ее другим – и чтобы они тоже зажглись жаркой верой: «Мир – прекрасен»…
Именно так и получилось с выпускницей художественно-графического отделения Орджоникидзевского педучилища № 1 (ныне – СОГПИ) Бэлой Кардановой. Думала ли она, когда оканчивала его в 1978 году по специальности «преподаватель рисования и черчения», что вовсе не с работой в школе накрепко свяжет, в итоге, свою судьбу – а станет известным в Осетии художником-ювелиром? Хотя профессия эта, как многие считают, – ну совсем «не женская»…
– «Ювелиркой» я занимаюсь с 1985 года. А началось все так: один из моих однокурсников, тоже художник-ювелир, тогда работал в мастерских республиканского Худфонда. И как-то при встрече я призналась ему, что мне было бы очень интересно себя в этом попробовать. А в ответ услышала: «Какие проблемы? Приходи к нам – мы все тебе покажем и расскажем». Я туда пришла – сначала как ученица. Пришла... и осталась, – улыбается Бэла Татаркановна. Солнечно – и зарази-тельно. – Ребята-наставники мои были людьми очень отзывчивыми, доброжелательными, очень любящими свое дело – и отнеслись ко мне чутко и внимательно. Они с удовольствием посвящали меня в секреты своей профессии. А первой работой, которая у меня получилась более-менее удачно, была мельхиоровая брошь, выполненная в технике скани. С изображением цветка, раскрывающего лепестки и тянущегося к солнцу – я так ее и назвала: «Пробуждение». Эта вещь мне очень дорога, я до сих пор ее бережно храню дома, как талисман… В мастерских Худфонда я проработала несколько лет. А потом, когда «под знаком» перестроечных реформ их расформировали, продолжила заниматься «ювелиркой» уже как индивидуальный предприниматель. Тем более, что время тогда на дворе стояло непростое, с работой тоже было непросто – а надо было кормить семью и двоих детей…
…Сегодня ювелирные изделия от Бэлы Кардановой – стильные и потрясающе изысканные серьги, колье, броши, кольца, браслеты, кулоны, гарнитуры, выполненные в цветном металле с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, – это не просто украшение художественных выставок и выставок декоративно-прикладного искусства, регулярно проводящихся во Владикавказе Союзом художников Северной Осетии. За плечами Бэлы Татаркановны, члена Союза художников России, – участие уже в четырех региональных таких выставочных проектах и в одном очень и очень престижном международном: в выставке-ярмарке народных ремесел «Artigianato-75», которая прошла в 2011 году в Италии, во Флоренции, и на которой было с успехом представлено и творчество художников-прикладников Северной Осетии. И от витрин с ее работами посетителей таких выставок просто не оторвать. «Прекрасный пол» ахает, млеет и тает, мысленно с восторгом примеряя всю эту красоту на себя любимых – а мужчины, как правило, поначалу решительно и наотрез отказываются верить собственным глазам, когда выясняется, что создали ее женские руки. Руки поистине золотые…
– Сам процесс работы над каждой такой вещью – очень многоступенчатый. Тут и ковка, и пайка, и дифовка – и еще масса специфических технологий и приемов. А в работе нашей приходится иметь дело и с кислотами, и с огнем, и с бензином… Словом, со всем тем, что относится к сугубо мужской стихии. И труд ювелира – это труд не просто кропотливый, но и тяжелый. Здесь много нюансов, которые надо знать, – и, естественно, все это приходит только со временем, с опытом, – делится Бэла Карданова. – И еще: это профессия, требующая от человека еще и творческого начала. Обязательно. Я в своих работах повторяться очень не люблю. И страшно не люблю однообразия…
…Свой «фирменный» авторский стиль, свой неповторимый почерк – они всегда отличают ювелирные украшения, родившиеся под руками этого мастера. А самая, пожалуй, яркая их «изюминка» – то, как удивительно органично сплавлены в них воедино мотивы традиционного осетинского искусства и смелый, фантазийный авангард. Именно Бэла Карданова стала в свое время одним из первых осетинских художников-ювелиров, кто начал использовать в своих работах такую технику, как сочетание в одном изделии сразу целой «радуги» самых разных драгоценных, полудрагоценных и самоцветных камней. Серебро, перламутр, жемчуг, голубой топаз, малахит, бирюза, коралл, опал… Ее работы – это всегда пиршество цвета, и в то же время в них нет ни капли режущей глаз эклектики.
– С камнями я очень люблю работать. В процессе работы камень сам тебе всегда подсказывает, что с ним сделать, как его обрамить, с какими «соседями» его лучше сочетать в том или ином изделии – нужно только к таким «подсказкам» прислушиваться, – рассказывает она. – Самоцветы люблю, очень люблю опал, а самый любимый мой камень – турмалин. И розовый, и зеленый – «арбузный»… А камни и на ювелирных выставках покупаю, и друзья иногда что-то интересное привозят из поездок по России и из-за рубежа…
…Кстати, на той же выставке во Флоренции были представлены не только эксклюзивные авторские ювелирные украшения от Бэлы Кардановой – изделия из латуни с натуральными камнями. Но и национальные куклы, и керамика ее работы. Как признается художница, ей интересно пробовать себя в самых разных жанрах декоративно-прикладного искусства. А в их числе – еще и, например, лесная скульптура (или, как сейчас стало модно говорить – корнепластика). И роспись по шелку. И – такая оригинальная техника, как стим-панк: это – когда лесную скульптуру комбинируют с металлом и камнем…
…Яркий, красивый, буквально излучающий позитив и жизнерадостность человек. Человек, нашедший «по жизни» себя – это ли не счастье, драгоценное, как дорогой самоцвет? Она – именно такая, Бэла Карданова. А как в ней, девочке из владикавказской семьи, где никто из старших профессионального отношения к искусству никогда не имел, вспыхнула в свое время эта творческая искорка?… Видимо, это и впрямь либо дается тебе в колыбели, либо – нет. Хотя, как рассказывает Бэла Татаркановна, у отца ее были золотые руки – он даже мебель для дома делал сам. А рисовать она обожала еще с детства…
Вошли работы Бэлы Кардановой и в экспозицию весенней выставки Союза художников РСО–А «Женский взгляд», которая сейчас проходит во Владикавказе. «А еще пригласили меня поучаствовать в выездной выставке «Осетинский колорит», которая 15 апреля откроется в Грозном – это тоже проект республиканского Союза художников. Сейчас обдумываю, что бы такое там показать, – делится новыми творческими планами художница. – А вообще, задумок много. Когда их много – тогда и жить интересно!..»

К. Фарниев (фото)
Автор: Е. Толоконникова
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru