поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Пусть дует «световетер» на «мельницу творчества»!
Автор: 00mN1ck / 1 апреля 2015 / Категория: Газета СО
Пусть дует «световетер» на «мельницу творчества»!В эти дни свой 60-летний юбилей отмечает поэт, радиожурналист, заслуженный работник культуры республики Станислав Кадзаев. Личность, ставшая одним из самых замечательных открытий на поэтическом небосклоне Осетии последних десятилетий. При том, что первая книга стихов «Свет корней» («Уидæгты рухс») уроженца с. Кирово Ардонского района вышла в республиканском издательстве «Ир» в 1990 году, когда автору (тогда он был ответственным секретарем литературно-художественного журнала «Ногдзау») исполнилось 35 лет. Даже при тогдашней неторопливо-плановой системе выпуска сборников молодых авторов это был не просто поздний, а сверхпоздний дебют, который, однако, не мог испортить поэтическую биографию целеустремленной творческой личности. О той книге тепло отозвались Нафи Джусойты, Зинаида Хостикоева, Георгий Тедеев, Эдуард Абаев, другие писатели и исследователи. Дело ведь в том, что не только «органикой» поэтического текста привлек к себе автор внимание читателей и критиков. У Станислава Соброновича есть та словесная тайна, которая заставляет нас вновь и вновь возвращаться к его стихам, неумолимо становясь частью читательской души, облагораживая и возвышая ее, в чем, собственно говоря, и заключается высшее предначертание Поэзии.
Затем выходили поэтические сборники «Утренний ветер» («Ирдгæ») и «Белый порог» («Урс къæсæр»), которые также завораживают простым и ясным словом на родном языке. Потому и появляется множество песен на его слова, а в тревожные нотки за судьбу родных просторов врывается острое ощущение стремительности времени. «Свет надежды» становится одновременно категорией нравственной и эстетической. По сути, поэзия, основанная на слиянии света, надежды и добра, имеет в осетинской поэзии богатую историю (вспомним Коста Хетагурова, Георгия Малиева, Алихана Токаева, Хазби Калоева и др.). И именно образы, взращенные на этих понятиях, так важны для Станислава Кадзаева. Преломляясь в его поэтическом сознании, образ утреннего ветра – утреннего света характеризуется как единое целое во времени и в пространстве: «ветер-свет», «световетер».
Лаконизм и гармония чувств в обрамлении мотивов исторической памяти являются отличительными свойствами многих произведений самобытного поэта. Стихи Станислава Кадзаева – это еще и живительные дуновения утреннего ветра, вырвавшегося из недр, глубин и вершин Мамисонского ущелья. Он-то и приводит в движение «ветряные мельницы» творчества. Поток горной свежести берет начало не только с высоких вершин, но и из круговорота народной жизни. Скрип этих мельниц оказывается громче, значимее призывов, лозунгов и криков. В нем – вечная догадка творческого процесса, дарящего вдохновение, позволяющего обратиться к корневым основам бытия. Таков он – Дар, создающий чарующие строки (перевод Юрия Боциева): «Качает мать ребенка на руках, / И он растет в намеченные сроки. / Но и поэт всю ночь корпит в трудах / И к утренней заре слагает строки. / Так понемногу каждый мир творит, / Рождая вещи, мысли, точность слова. А жизнь идет, / Она вперед летит, / Но остается вечности основа». Творчество связывается автором с рождением ребенка потому, что посвящено оно Женщине-матери. Такой вывод следует из размышлений, высказанных поэтом в одном из своих интервью: «Считаю, можно поклониться Богу, а потом матери. Ибо как весна дает жизнь, так и мать дарует ее своим детям. Я сердце матери называю восьмым чудом света, так как оно самое дорогое, любящее и не знающее границ. А наиболее созидательным – руки, качающие колыбель. Потому что из этой колыбели потом вырастает и пахарь, и врач, и поэт, и музыкант».
Предельная искренность автора, гармоничное сочетание реального и романтического, ясность и образность мысли… То же самое можно сказать и о тематическом разнообразии: любовная лирика, яркие впечатления детства и юности, картины села и городского быта, и, конечно же, гражданские и патриотические мотивы, наполненные искренней болью за Осетию, за многострадальный родной язык. Поэт не навязывает нравственные постулаты читателю, а выступает в роли доброго, но принципиального собеседника, вскрывает болевые точки общества, сожалеет об утрате им нравственных устоев. При этом, судя по его размышлениям, не снимает вину за вероломное наступление «эпохи потребительства» с себя и своих коллег: «Поэты, писатели и журналисты – это борцы за права народа. Ведь писательство – это своего рода форма терапии, с помощью которой мы лечим, а иногда, к сожалению, и калечим. Наш долг – быть с народом, стараться улучшить его жизнь, думая не только о материальном достатке, наградах и званиях, а и о судьбе тех, кто прислушивается к твоему слову. Тем более что в наш серый век всем недостает духовной пищи, поэзии. А как люди ее получат, если в той же периодической печати мастеров слова почти не видно?! Из-за нашей инертности мы теряем своих младших, чьим воспитателем вместо книги на родном языке давно стал телевизор, который, кроме безнравственности, ничему не учит».
Путь в творчестве продолжается, и поэту-юбиляру можно пожелать: «Из кладовых твоей души, очень чуткой, легкоранимой, по-прежнему вырывается тревожный голос, облеченный в мягкую форму стиха. Иными словами – проста жизнь, просты чувства, проста поэзия. Дорога к сердцу читателя найдена, а значит, необходимо ежечасно, ежеминутно делать его, современника, хоть чуточку добрее, отзывчивее именно силой поэтического слова». Символично, что чистосердечная мягкость легкоузнаваемой интонации Станислава Кадзаева как известного радиожурналиста с полюбившейся жителям республики авторской программой «Волшебная чаша» («Уацамонгæ») соотносима со всем его творчеством – поэтическим, публицистическим, драматургическим (хотя эта грань его таланта пока еще неизвестна широкому кругу читателей). Глубокая дань традиции, духовной связи с родиной, редкая по нашим временам исповедальность, умение видеть свет корней и песнь ветвей – из всего этого складывается мироощущение поэта. А жизнь… Она по определению не может быть легкой. Но пусть судьба дарит заботливому отцу и любящему дедушке Станиславу больше радостных и светлых мгновений!

Автор: Б. Хозиев, Т. Техов
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru