поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
«Сколько их – оттенков у гармонии?..»
Автор: 00mN1ck / 18 апреля 2015 / Категория: Газета СО
«Сколько их – оттенков у гармонии?..»…Сибирские снега, таежные увалы, кружевные зеленые перелески – и коронованные хрустальными венцами ледников горные вершины Северного Кавказа, его бурные реки, густая щедрая синь его небес, бело-розовое весеннее буйство его цветущих садов… На первый взгляд, трудно найти два столь разных и столь непохожих друг на друга уголка на географической карте большой России, которые разделены на ней «по линейке» тысячами километров – и не одним часовым поясом. Но в судьбе владикавказского художника Ивана НИКОЛАЕНКО они сошлись, так в свое время выпало, накрепко и неразрывно: Новосибирская область, откуда он родом – и Северная Осетия, ставшая его второй родиной. И в человеческой судьбе, и в творческой.
Уроженец сибирского села с ласковым названием Лотошино, Иван Илларионович – из поколения, которое сегодня называют поколением детей войны. Отец его погиб на фронте в 1943-м – маленькому Ване тогда было три года. Растила и поднимала сына на ноги мама, скромная колхозница. А к карандашам и краскам мальчишку потянуло очень рано. Сам Иван Илларионович так вспоминает об этом: «Увлекся рисованием классе в третьем – и до сих пор этим живу. Живу желанием передать в живописи свое восхищение земной красотой, свои переживания, выразить себя, свои мысли и чувства…»
Когда одаренный юноша, талант которого не остался незамеченным ни его одноклассниками, ни педагогами, окончил среднюю школу в родном селе, его, сразу же после того, как он получил аттестат зрелости, пригласили поработать в ней преподавателем рисования. Предложение, говорящее о многом – и очень красноречиво говорящее… А потом была учеба в Красноярском госпединституте, на художественно-графическом факультете. И, в 1966 году, через год после его окончания – переезд в Северную Осетию. В город Владикавказ, тогда еще Орджоникидзе. Где Иван Николаенко живет и работает вот уже без малого полвека.
Когда его спрашивают, кем он сам больше себя ощущает «по жизни» – живописцем, графиком, художником-дизайнером или педагогом, Иван Илларионович улыбается: «А как здесь отделить одно от другого?». За его плечами – работа художником в Русском театре, в мастерских Северо-Осетинского худфонда, многолетняя преподавательская работа, тесно и очень деятельно сопряженная с творческой: на художественно-графическом отделении Оспедучилища, в ДХШ им. С. Тавасиева, во Владикавказском институте моды, в СОГПИ... А еще он немало энергии, вдохновения и сил отдает работе научно-методической. Много печатается в профессиональных журналах Северного Кавказа. В 2013 году был удостоен звания «Почетный работник образования РФ»…
А как художник, это мастер удивительно теплый и тонкий. И – всматривающийся в мир зорко и пытливо, не уставая восхищаться его многоликостью и живой прелестью. Иван Николаенко – участник практически всех крупных республиканских художественных выставок и зональных выставок Юга России. Не однажды выставлялись его работы в Москве: он – член Союза дизайнеров г. Москвы. Участвовал Иван Илларионович также в уникальном международном издательском проекте «Российское искусство-2012», о котором в свое время писала и «СО» и который был посвящен знаковой «круглой дате» в истории российско-американских отношений – 200-летию основания русскими колонистами в Калифорнии знаменитого Форта Росс… А коллеги по кисти отзываются о нем единодушно, в унисон – и с огромной теплотой: «Человек, всей душой влюбленный в свое дело, очень светлый – и очень скромный». Скромный настолько, что за почти полвека, которые он уже отдал своей профессии, так и не вступил в ряды Союза художников России…
Через месяц, 13 мая, Иван Николаенко отметит 75-летие. И «навстречу» этой дате и открылась 14 апреля в Национальной научной библиотеке РСО–А юбилейная персональная выставка его живописи и графики. Под названием простым и звонким: «Гармония». Большая, яркая, интересная, участниками и гостями церемонии открытия которой стали друзья мастера по «творческому цеху» – представители актива республиканского Союза художников, его ученики и многочисленные владикавказские поклонники Прекрасного. А еще – гость из Новокузнецка, двоюродный брат Ивана Илларионовича Михаил Горячкин. И – сын Ивана Николаенко, Олег. Оба тоже связали свою судьбу с искусством: Олег, продолжатель творческой династии «сибирско-осетинских» художников Николаенко – например, и сам замечательный акварелист. И из уст обоих прозвучало в этот вечер немало очень теплых и благодарно-искренних слов о том, что именно он, отец и брат, в свое время помог им выбрать «тропинку в профессию» – и стал для них в постижении ее азов первым наставником. Добрым, внимательным и терпеливым. А Михаил Горячкин не менее тепло подчеркнул: «Здесь, на земле Осетии, талант Ивана заиграл новыми красками – и «зазвучал» по-новому…»
– Персональная выставка на счету Ивана Николаенко до этого была всего одна. Что тоже – живое свидетельство, насколько это удивительно скромный человек… И тем интереснее, думается, будет многим открыть его для себя как художника. «Негромкого» художника, «нешумного», может быть, где-то даже камерного – но не обходящего в своем творчестве стороной и острую социальную проблематику. Он – замечательный мастер натюрморта, тонкий романтик в пейзаже, талантливый портретист… А в своих графических работах, которых здесь, на выставке, тоже немало – художник, очень неравнодушный к тому, что сегодня волнует и тревожит общество, – подчеркнула, в свою очередь, ведущая церемонии открытия выставки, искусствовед Зара Газданова. – В них много аллегорий, гротеска, может быть, даже некоторой гиперболизации – но все очень понятно, и все остро…
…Натюрморты, на которых сплетаются то в сдержанно-строгие, лаконично-изящные, то в ликующе праздничные узоры розы и астры, полевые цветы и золотые подсолнухи, фрукты и морские раковины, бокалы вина и стручки красного перца, початки кукурузы и турьи рога. И названия у них – тоже, как на подбор, очень изысканные и полные любования красотой бытия: «Торжественный натюрморт», «Праздничный натюрморт», «Отражение», «Таинство жизни», «Осенний букет», «Лето»… Горные и морские пейзажи, сочные и красочные – и прозрачная нежность пейзажей, на которых кисть художника запечатлела северную русскую и сибирскую природу. Графические листы, полные философски заостренных, зачастую – тревожных и горьких размышлений о том, как преломляются в нашей жизни сегодня такие вечные понятия, как добро и зло, корысть и бескорыстие, милосердие и бездушие: «Дележ», «Пророк», «Идеалы», «Предчувствие»… Каждый посетитель этой выставки отыщет здесь для себя что-то «свое». Близкое, заветное, созвучное струнам собственной души… «Есть такое, очень расхожее сейчас понятие: «аура». У Ивана Николаенко и его работ она – удивительная. Добрая, чистая, притягивающая», – с этими словами заслуженного художника России Михаила Дзбоева, тоже прозвучавшими на открытии выставки, нельзя не согласиться.
– Я очень рад, что моя выставка открылась в таком прекрасном зале. Знаете, я даже как-то по-особому увидел теперь свои работы: когда они в мастерской у тебя стопкой лежат – это одно, а когда вот так в них словно заново вглядываешься – это уже совсем другое дело, – с улыбкой признался сам Иван Илларионович. – Большое спасибо организатору этой выставки – Национальной научной библиотеке! И спасибо большое всем, кто нашел время и отложил свои дела, чтобы сюда прийти… А что такое для меня искусство? Это – как любовь, первая и на всю жизнь. И это – вся жизнь…

Фото Т. Шеходановой
Автор: Е. Толоконникова




Областные центры юга России переживают противостояние между муниципалитетами и автомобилистами. Власти Ростова и Волгограда активно применяют эвакуаторы в отношении авто, припаркованных в неположенных местах. В Краснодаре конфликт пока решается мирно, но в целом тенденция политики юга России в отношении владельцев авто – не в пользу последних.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru